Модерн в архитектуре Москвы

Русский модерн развивался на рубеже XIX-XX вв. Архитекторы, работая над проектами, создавали многообъемные композиции. Окна в помещениях делали разной конфигурации, они располагались на различных уровнях. Типичным примером этого стиля можно назвать богато декорированные здания вокзалов, частных особняков, отелей и банков того времени.

Полюбоваться на стиль модерн можно, изучив работы российских архитекторов. Около 20 зданий до сих пор стоят в городах страны. Украшением Москвы можно назвать гостиницу Метрополь.

Гостиница «Метрополь». 1899-1905 гг. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский и (предположительно) Ф. Шехтель.

Другое течение модерна в архитектуре России опиралось на приемы стилизации методов из разных течений европейского модерна. Случалось также, что русские мастера следовали одному из принятых европейских канонов модерна, перенимая опыт зодчих той или иной страны. Модерн в исполнении русских мастеров характеризовался причудливой орнаментацией, как, например, Казанский вокзал в Москве архитектора А. Щусева (Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор. 1873- 1949 гг.) Это асимметричное, словно собранное из разных объемов сооружение, вытянуто вдоль площади. Композиция завершается копией башни Сюмбеки в Казани.

Казанский вокзал в Москве. Архитектор А. Щусев. 1913- 1926 гг.

Одним из образцов стиля модерна в России является дом Перцова в Москве (архитекторы С. Малютин (Малютин Сергей Васильевич - российский художник, архитектор. 1859 – 1937 гг.), и Н. Жуков (Николай Константинович Жуков - российский, советский архитектор. 1874 – 1946 гг.)) В основание здания встроены башни с шатровыми навершиями. Стены украшены мозаичными панно, наличники окон островерхие.

Доходный дом Перцова в Москве. Архитекторы С. Малютин и Н. Жуков. 1905-1907 гг.

Для развития московского модерна большую роль сыграли молодые русские промышленники. Это были состоятельные люди с европейским образованием, благодаря которым в конце 19-го, начале 20-го веков в историческом центре Москвы появилось множество доходных домов и особняков, построенных в стиле модерн. Нужно отметить, что в этот период интенсивность строительства в Москве превосходила по показателям все другие крупные города Европы.

Всего за два десятилетия здания в стиле модерн украсили бульварное кольцо, переулки вблизи Арбата и Тверской. Несмотря на то, новый стиль не получил заслуженной оценки у многих поклонников прекрасного, которые считали его безвкусицей, модерн пришел и на улицы, где селилась московская аристократия: На Поварскую и Пречистенку.

Наиболее яркими представителями московского модерна стали Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькот, Ф.Ф. Воскресенский, А.Э. Эрихсон, А.У. Зеленко и другие. Здания, построенные по их проектам, и сегодня продолжают восхищать ценителей архитектурного искусства.

Среди зданий, построенных в стиле модерн широко известен особняк Рябушинского, расположенный на улице Малой Никитской. Ф.О. Шехтель построил его в 1900-1902 году по заказу М. Рябушинского – московского собирателя картин. Фасад здания оформлен в светлой палитре, отделка выполнена керамическими плитками и майоликой с растительным орнаментом в виде переплетающихся орхидей. Перила парадной лестницы напоминают нарастающую волну, украшением служит также светильник с витражным абажуром и витражное окно. Образцом модерна является и кованая ограда, окружающая здание.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской. Москва. 1900-1903 гг. Федор Шехтель.

Еще одно выдающееся произведение Шехтеля – особняк Дерожинской. Он был построен в 1901-1902 годах, и больше подходит под определение позднего модерна, так как здесь наблюдается отсутствие присущей стилю декоративности, и акцент делается на игру объемов и форм. В этом особняке все объемные элементы сосредоточены вокруг центральной оси. Центральное главное окно вытянулось на высоту всего здания до карниза и представляет собой подобие триумфальной арки, а аттик (участок стены, расположенный над завершающим архитектурное сооружение карнизом) дополнен двумя цилиндрами из бетона – символами “века машин”.

Особняк А. И. Дерожинской. Кропоткинский переулок. 1901-1902 гг. Ф. Шехтель.

Московский модерн в исполнении Л.Н. Кекушева – это настоящее искусство, вызывавшее удивление и восхищение и в прошлом, и сейчас. Одним из первых зданий, построенных в Москве в стиле модерн, стал особняк Кекушевых в Глазовском переулке. Строительство продолжалось с 1898 по 1899 годы, и в результате появилось здание, отчетливо демонстрирующее возможности стиля и его достоинства. При отделке были использованы такие дорогие материалы как полированный гранит, тарусский мрамор, мореный дуб и прочее.

Особняк Кекушева. Москва. Глазовский переулок. 1898-99 гг. Л. Кекушев.

Еще одно здание – особняк Кекушевой на Остоженке – это дом, похожий на средневековый замок. Здесь также ярко выражены характерные элементы модерна: асимметрия, нестандартные контуры проемов, растительные мотивы в декоре

Особняк Кекушевой. Москва. Ул. Остоженка. Начало 20 в. Л. Кекушев.

Также, из образцов Московского модерна можно назвать особняк Медынцева, доходный дом Исакова, здание издательства И.Д. Сытина Русское слово, и другие.

Доходный дом Исакова. Москва. 1904-1906 гг. Л. Кекушев

Конторский дом Сытина. Москва. Ул. Тверская. 1904 г. А. Э. Эрихсон, при участии В. Г. Шухова.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: