Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга

В России поиски новых путей в искусстве концентрировались в Петербурге и Москве, двух основных очагах новой архитектуры. Постройки Петербурга и Москвы своеобразны и далеко не идентичны. Издавна существовавшие различия в архитектуре этих городов передались и новому стилю.

Тесная взаимосвязь крупнейших в России центров художественной культуры не исключала известных параллелей в эстетических установках формировавшихся объединений художников, составивших круг представителей русского модерна. Если в Петербурге в большей степени проявились общеевропейские тенденции нового искусства, то в Москве преимущественное развитие получили национальные традиции, перерабатываемые в соответствии с новым эстетическим идеалом.

Принцип регулярности и классической строгости, заложенный в ансамблях Петербурга, оказался более авторитарным началом, чем новация самого модерна. Поэтому в архитектуре петербургского модерна в большей мере сказалось сдерживающее влияние классической традиции. Здесь работала плеяда крупных квалифицированных мастеров, связавших свое творчество с новым стилем.

Петербургский модерн более строг, конструктивен и рационалистичен, чем московский. В нем нет экстравагантности. Он свободен от безграмотного провинциализма. Ему нельзя отказать во вкусе. Словом на нем лежит печать более высокого уровня художественной жизни тогдашней столицы.

В Санкт-Петербурге, на Каменном острове, расположено впервые построенное в России деревянное здание в стиле модерн — дача Гаусвальд, названная так в честь семейства булочного мастера Гаусвальда.

Этот дом был построен в 1898 году по заказу булочного мастера Гаусвальда для его супруги Евгении Карловны. Проект создавался известными архитекторами Чагиным и Шёне.

Дача Гаусвальд является первым в России зданием в стиле модерн, большая часть которого построена из дерева. При этом соблюдены характерные для этого архитектурного стиля асимметрия, изломанные линии крыши и некоторые другие детали. В даче Гаусвальд угловая башня и крытое крыльцо приобрели геометрическую четкость и полновесную объемность, не свойственную заокеанским коттеджам.

Чагин и Шене акцентировали выразительность геометрических тел – конуса, цилиндра и куба – одновременным их использованием. Такое решение стало творческим открытием петербургского модерна, лежащим в основе будущего архитектурного авангарда.

Если выйти на площадь Льва Толстого из метро «Петроградская», в глаза сразу бросится великолепное здание, не совсем типичное для исторического центра Петербурга.

Доходный дом К. И. Розенштейна. 1913-15 гг. К. Розенштейн, А. Белогруд.

Витебский вокзал — первый вокзал первой русской железной дороги. Одно из первых в России общественных зданий в стиле модерн. В нём хорошо прослеживается главный принцип стиля «изнутри — наружу», когда внешний облик постройки отражает внутреннюю конструкцию. В оформлении архитекторы ориентировались на венский сецессион, который иногда называют «стилем квадрата» благодаря геометрическим формам и ритмичному орнаменту.

Витебский вокзал в Петербурге - один из первых общественных зданий в стиле модерн. 1904 г. Архитектор академика архитектуры С. Бржозовский при участии гражданского инженера С. Минаша.

Дом герцога Н. Лейхтенбергского Северную столицу трудно удивить роскошью фасада или смелостью архитектурного решения. Но это здание справедливо считается одним из самых красивых в Петербурге.

1904-1905 - арх. Фон Постельс Федор Федорович (Фриц Август) 

Доходный дом герцога Лейхтенбергского — одно из самых оригинальных произведений петербургского модерна. Здесь удачно сочетаются строгая форма без излишеств, живой и текучий орнамент и монументальные мозаичные панно на верхних этажах. Эта постройка стала первым и самым ярким проектом молодого архитектора Фёдора фон Постельса.

Музей-усадьба П. Е. Щербова — историко-мемориальный музей в Гатчине, филиал ленинградского областного государственного учреждения культуры «Музейное агентство». Размещён музей в усадьбе художника-карикатуриста П. Е. Щербова и является одним из оригинальных произведений начала XX века, выполненным в стиле северного модерна. Первая экспозиция была открыта в 1992 году.

Дом, принадлежавший художнику П.Е. Щербову, представляет собой самый необычный памятник модерна Петербурга. Эта усадебная постройка отличается романтической загадочностью облика, дерзкой новизной композиции, минимализмом художественных средств. Смелая композиция преобразуется в своеобразный монументальный гротеск. Проект усадьбы был утвержден 11.04.1910 года. Строительство особняка Щербова и служб было завершено уже в ноябре 1911 года.

Многие черты в облике купеческого особняка навеяны доходным домом Лидвалей, что на Каменноостровском проспекте, 1-3, особенно южным корпусом, который был выстроен Лидвалем в 1903-1904 годах. Это и общая фактурно-тональной гамма, и горизонтальные полосы, подчеркивающие уровень первого этажа, и комбинация призматических объемов в угловой части здания. Эти приемы в петербургскую архитектуру ввел Лидваль. Гиршович, следуя образцу, сымитировал в нижней части стен рваный горшечный камень в искусственном материале. Штукатурные работы выполнялись подрядчиком A.M. Зайцевым.

Доходный дом Лидваль — памятник северного модерна в Санкт-Петербурге. Построен в 1899—1904 годах. Ф. И. Лидваль.

Работы Ф. И. Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. На первом этапе своего творчества (1897—1907) он был ярким представителем стиля «северный модерн», его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. В то же время постройки Лидваля не противоречили исторически сложившемуся облику города. Доходный дом И. Б. Лидваль, одна из ранних работ архитектора, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле.

 

Заключение

Модерн явился одним из самых значительных стилей в истории архитектуры, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. В нем были использованы все современные достижения архитектуры. Модерн узнается везде своими тянутыми контурами и линиями, своей особой колористической гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным рисунком лилий и ирисов, своим общим духом, как бы предвещающим декаданс.

Своей ярко выраженной градостроительной концепции модерн в России не создал. Его здания включались в готовые ансамбли, внося в них новую ноту, подчас нарушая прежнюю строгость, заполняли пробелы в рядовой застройке, лишь в редких случаях создавая самостоятельные ансамбли, доминируя в тех или иных местах, где происходило своеобразное «сгущение» зданий модерна.

Московский модерн наиболее последовательно выявил особенности нового стиля. Но весьма интересен был и петербургский вариант. Он обладал особыми качествами, связанными с тем, что в Петербург имел сложившееся лицо классицистического города. Если в московской ветви модерна новый стиль приобщал к себе формы неорусского стиля, то в Петербурге модерн делал то же самое по отношению к классицизму. В большинстве случаев классицистические элементы выступали в подчиненном качестве.

Если в Москве главная роль принадлежала Шехтелю, то в Петербурге - Лидвалю, который утвердил своеобразный петербургский вариант «модернклассицизма». В архитектуре модерна в Петербурге течение модернклассицизма близко соприкасалось с «северным модерном».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: