Проблема материи в диалектико-материалистической трактовке Ленина

О материи Ленин говорит в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) как о предельно широкой категории, «дальше которой не пошла до сих пор гносеология» и как о том, «в существовании чего никто не сомневается». Через критику определений материи последнего столетия Ленин формулирует новое гносеологическое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [8, c. 70]. Это определение дано в плане противоположения материи и сознания, при этом подчёркивается её объективность, как независимость от сознания. Данное определение материи обладает признаком всеобщности и обозначает всю объективную реальность, - в нём нет конкретизации физических свойств материи. Под материей подразумевается уже не только вещество и даже поле, но и антивещество, производственные отношения и многое другое, что существует вне сознания и способно прямо или косвенно воздействовать на него. Основным атрибутом материи является движение.

Проблема истины в марксистско-ленинской теории

В работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) Ленин даёт также своё представление об истине, основанное на анализе марксизма и критике махизма. Он писал, что истина – это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надисторична). Он сформулировал диалектическое понимание объективной истины как абсолютного предела, к которому в процессе истории человечество приближается через истины относительные: «Итак, человеческое мышление, - пишет Ленин, - по природе своей способно давать и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зёрна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» [8, c.74].

Критерием правильного пути движения к истине выступает конкретная историческая практика: «Если то, что подтверждает наша практика, есть единственная, последняя, объективная истина, - то отсюда вытекает признание единственным путём к этой истине пути науки, стоящей на материалистической точке зрения» [8, c.79].

Проблема всеобщего метода познания

В «Философских тетрадях» (1914-1916) Ленин выявляет «элементы» диалектики как теории и как всеобщего метода познания. В диалектику оказались включёнными не только основные законы развития, но и многие соотносительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип каузальности и др.). Он раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и теории познания.

Проблема союза философии и естествознания

В начале XIX в. актуальной была проблема кризиса естествознания. В столкновение, в конфликт приходили материалистические по сути установки естествоиспытателей с их идеалистическими выводами, которые они делали после своих исследований (например, выводы энергетического или конвенционалистского характера). В. И. Ленин проанализировал кризис в физике и показал, что одним из важнейших средств его преодоления является переход физиков на позиции сознательно применяемой диалектики. Эта проблема, поднимавшаяся многими философами прошлого столетия, в том числе А. И. Герценом, была рассмотрена Лениным и обозначена как политическая задача. В работе «О значении воинствующего материализма» (1922) он выдвинул положение о необходимости установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-некоммунистами (с естественнонаучными материалистами и даже естественниками, стоящими на позициях идеализма).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: