Академическое и кружковое развитие философии в России

Раннее развитие философского образования не было благоприятным. У истоков российской академической философии, благодаря Екатерине Великой, стояли немецкие просветители – ученики Христиана Вольфа[16] – главы немецкого просвещения, создателя новоевропейской философии. В российских университетах велось обучение по учебникам, созданным вольфианцами[17]. Начиная с середины XVIII века академическая философия в России росла и развивалась. Однако с 1817 года до середины XIX века преподавание философии было упразднено на длительный период в гимназиях и университетах (благодаря политическим взглядам Александра I и Николая I)[18]. Чтобы обойти ограничения, некоторые профессора преподавали философию под видом других дисциплин, таких как история или геология. Философское обучение продолжалось непрерывно только в религиозных семинариях и академиях. И только во второй половине XIX века положение академической философии более или менее нормализовалось. Но даже по мере улучшения условий русская мысль сохраняла большую часть своего неакадемического характера. По различным, в основном по политическим, причинам выдающиеся мыслители - будь то Александр Герцен (1812-1870), Владимир Соловьёв или Николай Чернышевский (1828-1889) - работали за пределами университетов.

В 1823-1825 годах в Москве функционировал первый литературно-философский кружок – «Общество любомудрия». На заседаниях кружка его члены, называвшие себя «любомудрами», обсуждали учения философов, в основном немецкий идеализм и в большей степени Шеллинга. Его председателем был князь Владимир Одоевский (1804-1869). Предвосхищая идеи Достоевского, он утверждал, что России суждено осуществить универсальный синтез благодаря её «всеобъемлющему многогранному духу». Одоевский в своём философском очерке «Русские ночи» (1844) «впервые в истории русской мысли даёт систематическую критику западной цивилизации в её историческом и теоретическом бытии». Он критикует Западную культуру за «односторонне-материальный и эгоистический характер» и говорит о её гибели. В рамках шеллингианства даёт антропологическую трактовку культуры, «подводя под неё биологический фундамент, выводя её элементы из природно-биологических потребностей человека». Собрания кружка завершились его роспуском после восстания декабристов.

В последней четверти XIX века российская академическая философия, наконец, стала ключевым фактором на философской сцене. Поколение Соловьева и Михайловского отступало в прошлое, а в университетах преподавали идеи ведущих мыслителей. Чичерин – неумолимый критик Соловьева - постепенно развивал свою собственную систему с упором на философию права и истории. Возрождение Лейбница получило развитие в работах Алексея Козлова (1831-1901), что стимулировало развитие персонализма в русской мысли. Персонализм ярко проявился у таких мыслителей, как Бердяев, Лосский и Лев Шестов (1866-1938). Это было также время, когда учение Канта заняло такую же видную позицию в русской мысли, как Шеллинг и Гегель. Ведущий неокантианец Александр Введенский (1856-1925) представил в своей диссертации весьма идеалистическую кантовскую интерпретацию понятия материи, а впоследствии пытался доказать невозможность метафизического знания и, как следствие, сказать, что всё, что мы знаем, в том числе и наше собственное «я», - это просто явление, а не «вещь сама в себе». Введенский также хотел доказать, что время и пространство тоже феноменальны.

Пропагандируемая рядом учёных и философов, такими как Владимир Вернадский (1863-1945) и Владимир Лесевич (1837-1905), неопозитивистская мысль была ещё одним важным направлением в академической философии. Это касалось почти исключительно философии науки и теории познания. Идеи Вернадского позже сыграли важную роль в русском космизме. Оригинальные принципы этого направления мысли были сформулированы Николаем Фёдоровым (1828-1903), синтезировавшим позитивизм с христианской эсхатологией, направленной на физическое воскрешение всех прошлых поколений (патернализм).

Серебряный век

Расцвет искусства и философии, примерно, с 1890 по 1925 год, часто называют «Серебряным веком». Он был отмечен ростом символической поэзии, модернистской музыки, авангардного искусства и всеобщим освещением культурной жизни. Серебряный век разворачивался на фоне растущего капитализма и относительной либерализации политической жизни, что сопровождалось войнами и революционными потрясениями. Новые события в искусстве подчеркнули ожидания больших перемен в истории. Тема надвигающейся катастрофы, – провозглашённая одними как очищающая буря и как фатальное бедствие другими, – преследовала художников и философов. Унизительное поражение России в войне с Японией ускорило первое, неудачное народное восстание 1905 года. Царское правительство согласилось на половинчатые парламентские реформы, но они были подорваны началом Первой Мировой войны в 1914 году, а затем полностью аннулированы большевистской революцией в октябре 1917 года.

В этот период русская философия созрела, как явление. В 1889 году был основан первый профессиональный философский журнал «Вопросы философии и психологии». В 1897 году было создано Петербургское университетское философское общество и через несколько лет к нему присоединились религиозно-философское Общество памяти Владимира Соловьева в Москве и религиозно-философское общество в С.-Петербурге.

Русская философия этого периода полностью интегрировалась с европейской философией. Последние события в западной мысли быстро усваивались российскими мыслителями. Помимо прочих воспринятых тенденций были особенно заметны эмпириокритицизм и феноменология, росло влияние Канта, глубоким оказалось влияние Ницше. Научный позитивизм и политический либерализм также продолжали развиваться, добавляя разнообразия в русскую философскую жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: