В русском стихосложении принято выделять пять стихотворных размеров.
1. Хорей – это двусложный размер с ударением на первом слоге. Графическое изображение - / U.
Например:
Я/ тепе/рь скупе/е ста/л в жела/ньях,
Жи/знь моя/! иль ты/ присни/лась мне/?
Сло/вно я/весе/нней гу/лкой ра/нью
Проскака/л на ро/зовом коне/.
Алгоритм определения стихотворного размера следующий:
а) делим текст на слоги (помним, что в слове столько же слогов, сколько и гласных);
б) ставим ударение;
в) графически изображаем каждый стих:
/ U / U / U / U / U (10 слогов, 5 ударений)
/ U / U / U / U / (9 слогов, 5 ударений)
/ U / U / U / U / U (10 слогов, 5 ударений)
U U / U / U U U / (9 слогов, 3 ударения)
г) считаем ударные слоги (по порядку): это 1, 3, 5, 7, 9.
Все нечетные – ударные, значит, это хорей. А мы знаем, что хорей – это двусложный размер с ударением на первом слоге, значит, и стопа должна быть двусложная.
д) делим на стопы и считаем их количество:
|
|
/ U // / U // / U // / U // / U
/ U // / U // / U // / U // /
/ U // / U // / U // / U // / U
U U // / U // / U // U U// /
Количество гласных в строке (их 10) делим на два, стихотворение написано пятистопным хореем.
Во втором стихе последняя стопа – усеченная стопа (состоит только из ударного слога).
В четвертом стихе – три ударения, в первой и четвертой стопах ударения отсутствуют.
Стопа, состоящая из двух безударных слогов (U U), называется пиррихий. Стопа, состоящая из двух ударных слогов (/ /), называется спондей. Стопы пиррихия и спондея характерны только для двусложных размеров.
Таким образом, стихотворение С. Есенина написано пятистопным хореем с усеченной стопой и стопами пиррихия.
2. Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге. Графическое изображение - U /.
Например:
Умо/м Росси/ю не/ поня/ть,
Арши/ном о/бщим не/ изме/рить:
У не/й осо/бенная ста/ть –
В Росси/ю мо/жно то/лько ве/рить.
Определяем размер строфы из стихотворения Ф.Тютчева по приведенному выше алгоритму. Проверяем себя: это четырехстопный ямб со стопами пиррихия и усеченными стопами.
Отметим, что пиррихий придает двусложным размерам значительное ритмическое разнообразие. Форма спондея подчеркивает выразительность стихотворной стопы. В отличие от пиррихия, спондей в стихах употребляется реже.
Задания для самопроверки.
1.Определите размер стихотворной строфы, используя предложенный выше алгоритм:
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
(А.Пушкин)
Слыхали ль вы за рощей в час ночной
Певца люби, певца своей печали?
(А.Пушкин)
Я ехал к вам: живые сны
|
|
За мной вились толпой игривой…
(А.Пушкин)
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк.
(А.Пушкин)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные кутя.
(А.Пушкин)
3. Дактиль – это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Графическое изображение - / U U
Например:
Ту/чки небе/сные, ве/чные стра/нники!
Сте/пью лазу/рною, це/пью жемчу/жною
Мчи/тесь вы, бу/дто как я же изгна/нники
С ми/лого се/вера в сто/рону ю/жную.
Определяем размер строфы из стихотворения М. Лермонтова по предложенному выше алгоритму:
а) делим текст на слоги (помним, что в слове столько же слогов, сколько и гласных);
б) ставим ударение;
в) графически изображаем каждый стих:
/ U U // / U U // / U U // / U U (12 слогов, 4 ударения)
/ U U // / U U // / U U // / U U (12 слогов, 4 ударения)
/ U U // / U U // / U U // / U U (12 слогов, 4 ударения)
/ U U // / U U // / U U // / U U (12 слогов, 4 ударения)
Считаем ударные слоги: 1, 4, 7, 10. Через два, начиная с первого, - ударный, значит это дактиль. А дактиль – это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Делим на стопы, считаем их количество. В целом стихотворение М.Лермонтова написано четырехстопным дактилем.
4. Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге (ударные слоги в строке – 2, 5, 8 и т.д.). Графическое изображение: U / U
Работаем с текстом Н.Некрасова, ставим ударение, делим на слоги, составляем схему:
Одна/жды, в студе/ную зи/мнюю по/ру,
Я и/з лесу вы/шел; был си/льный моро/з.
Гляжу/, поднима/ется ме/дленно в го/ру
Лоша/дка, везу/щая хво/росту во/з.
U / U // U / U // U / U // U / U (12 слогов, 4 ударения)
U / U // U / U // U / U // U / (11 слогов, 4 ударения)
U / U // U / U // U / U // U / U (12 слогов, 4 ударения)
U / U // U / U // U / U // U / (11 слогов, 4 ударения)
На схеме видно, что через два слога, начиная со второго, - ударный, значит, это амфибрахий. В соответствии с этим делим на стопы, считаем их количество. Стихотворение Н.Некрасова написано четырехстопным амфибрахием.
5. Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге (ударные слоги в строке: 3, 6, 9 и т.д.). Графическое изображение: U U /.
Работаем с текстом Н.Некрасова, ставим ударение, делим на слоги, составляем схему:
Во/лга, Во/лга! Весно/й многово/дной
Ты не та/к залива/ешь поля/,
Как вели/кою ско/рбью наро/дной
Перепо/лнилась на/ша земля/.
U U / // U U / // U U / // / (10 слогов, 3 ударения)
U U / // U U / // U U / (9 слогов, 3 ударения)
U U / // U U / // U U / // / (10 слогов, 3 ударения)
U U / // U U / // U U / (9 слогов, 3 ударения)
Это трехстопный анапест (трехсложный размер с ударением на 3, 6, 9 слогах). В начальной стопе первого и третьего стиха присутствует сверхсхемное ударение (подобное может быть и при анапесте).