Определение стихотворных размеров

В русском стихосложении принято выделять пять стихотворных размеров.

1. Хорей – это двусложный размер с ударением на первом слоге. Графическое изображение - / U.

Например:

Я/ тепе/рь скупе/е ста/л в жела/ньях,

Жи/знь моя/! иль ты/ присни/лась мне/?

Сло/вно я/весе/нней гу/лкой ра/нью

Проскака/л на ро/зовом коне/.

Алгоритм определения стихотворного размера следующий:

а) делим текст на слоги (помним, что в слове столько же слогов, сколько и гласных);

б) ставим ударение;

в) графически изображаем каждый стих:

/ U / U / U / U / U                            (10 слогов, 5 ударений)

/ U / U / U / U /                                (9 слогов, 5 ударений)

/ U / U / U / U / U                             (10 слогов, 5 ударений)

U U / U / U U U /                              (9 слогов, 3 ударения)

г) считаем ударные слоги (по порядку): это 1, 3, 5, 7, 9.

Все нечетные – ударные, значит, это хорей. А мы знаем, что хорей – это двусложный размер с ударением на первом слоге, значит, и стопа должна быть двусложная.

д) делим на стопы и считаем их количество:

/ U // / U // / U // / U // / U

/ U // / U // / U // / U // /

/ U // / U // / U // / U // / U

U U // / U // / U // U U// /

Количество гласных в строке (их 10) делим на два, стихотворение написано пятистопным хореем.

Во втором стихе последняя стопа – усеченная стопа (состоит только из ударного слога).

В четвертом стихе – три ударения, в первой и четвертой стопах ударения отсутствуют.

Стопа, состоящая из двух безударных слогов (U U), называется пиррихий. Стопа, состоящая из двух ударных слогов (/ /), называется спондей. Стопы пиррихия и спондея характерны только для двусложных размеров.

Таким образом, стихотворение С. Есенина написано пятистопным хореем с усеченной стопой и стопами пиррихия.

2. Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге. Графическое изображение - U /.

Например:

Умо/м Росси/ю не/ поня/ть,

Арши/ном о/бщим не/ изме/рить:

У не/й осо/бенная ста/ть –

В Росси/ю мо/жно то/лько ве/рить.

Определяем размер строфы из стихотворения Ф.Тютчева по приведенному выше алгоритму. Проверяем себя: это четырехстопный ямб со стопами пиррихия и усеченными стопами.

Отметим, что пиррихий придает двусложным размерам значительное ритмическое разнообразие. Форма спондея подчеркивает выразительность стихотворной стопы. В отличие от пиррихия, спондей в стихах употребляется реже.

Задания для самопроверки.

1.Определите размер стихотворной строфы, используя предложенный выше алгоритм:

Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит позднее молчанье ночи темной.

(А.Пушкин)

Слыхали ль вы за рощей в час ночной

Певца люби, певца своей печали?

(А.Пушкин)

Я ехал к вам: живые сны

За мной вились толпой игривой…

(А.Пушкин)

Встает заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк.

(А.Пушкин)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные кутя.

(А.Пушкин)

3. Дактиль – это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Графическое изображение - / U U

Например:

Ту/чки небе/сные, ве/чные стра/нники!

Сте/пью лазу/рною, це/пью жемчу/жною

Мчи/тесь вы, бу/дто как я же изгна/нники

С ми/лого се/вера в сто/рону ю/жную.

Определяем размер строфы из стихотворения М. Лермонтова по предложенному выше алгоритму:

а) делим текст на слоги (помним, что в слове столько же слогов, сколько и гласных);

б) ставим ударение;

в) графически изображаем каждый стих:

/ U U // / U U // / U U // / U U        (12 слогов, 4 ударения)

/ U U // / U U // / U U // / U U        (12 слогов, 4 ударения)

/ U U // / U U // / U U // / U U        (12 слогов, 4 ударения)

/ U U // / U U // / U U // / U U        (12 слогов, 4 ударения)

Считаем ударные слоги: 1, 4, 7, 10. Через два, начиная с первого, - ударный, значит это дактиль. А дактиль – это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Делим на стопы, считаем их количество. В целом стихотворение М.Лермонтова написано четырехстопным дактилем.

4. Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге (ударные слоги в строке – 2, 5, 8 и т.д.). Графическое изображение: U / U

Работаем с текстом Н.Некрасова, ставим ударение, делим на слоги, составляем схему:

Одна/жды, в студе/ную зи/мнюю по/ру,

Я и/з лесу вы/шел; был си/льный моро/з.

Гляжу/, поднима/ется ме/дленно в го/ру

Лоша/дка, везу/щая хво/росту во/з.

U / U // U / U // U / U // U / U   (12 слогов, 4 ударения)

U / U // U / U // U / U // U /       (11 слогов, 4 ударения)

U / U // U / U // U / U // U / U   (12 слогов, 4 ударения)

U / U // U / U // U / U // U /       (11 слогов, 4 ударения)

На схеме видно, что через два слога, начиная со второго, - ударный, значит, это амфибрахий. В соответствии с этим делим на стопы, считаем их количество. Стихотворение Н.Некрасова написано четырехстопным амфибрахием.

5. Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге (ударные слоги в строке: 3, 6, 9 и т.д.). Графическое изображение: U U /.

Работаем с текстом Н.Некрасова, ставим ударение, делим на слоги, составляем схему:

 

Во/лга, Во/лга! Весно/й многово/дной

Ты не та/к залива/ешь поля/,

Как вели/кою ско/рбью наро/дной

Перепо/лнилась на/ша земля/.

U U / // U U / // U U / // /      (10 слогов, 3 ударения)

U U / // U U / // U U /           (9 слогов, 3 ударения)

U U / // U U / // U U / // /      (10 слогов, 3 ударения)

U U / // U U / // U U /           (9 слогов, 3 ударения)

Это трехстопный анапест (трехсложный размер с ударением на 3, 6, 9 слогах). В начальной стопе первого и третьего стиха присутствует сверхсхемное ударение (подобное может быть и при анапесте).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: