1. Определение жанра. Четкая система жанров существовала в античности, в эпоху классицизма. Любое поэтическое произведение вписывалось в рамки определенного жанра. Некоторые сохраняют самобытность в последующие эпохи (элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет). Большая часть поэтических произведений объединяются понятием «лирическое стихотворение». Попытки более дробного, точного определения жанра уже в пушкинскую эпоху неизбежно упрощали содержание произведения. Иногда более приемлем тематический принцип (любовная, пейзажная, философская лирика). В другом случае вернее учитывать природу поэтического высказывания – форму выражения авторского «я».
2. Выявление лирического сюжета. Лирический сюжет не похож на эпический. В лирике изображается момент внутренней жизни человека, его переживания. Поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и конец, сложного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки. Это изображение динамики переживаний. Под переживанием мы понимаем любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванную любыми обстоятельствами жизни. В лирике переживание самоценно, завершено внутренне, воспринимается как самостоятельный факт.
|
|
3. Определение темы. Это предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключенное в стихотворении переживание.
4. Определение идеи. Выявление обобщающего значения лирического произведения, это то, ради чего написано это произведение. Идея вытекает из анализа лирического содержания. Тема и идея могут быть обозначены на текстовом уровне, а могут содержаться в подтексте.
5. Смысл названия (если есть). Может указывать на тему и идею, иногда на сюжет и жанр.
6. Анализ композиции. Лирика не создает сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: смысловые фрагменты, описательные фрагменты, кульминацию, строфы, выражающие чувства и эмоции, прямые высказывания. Стихотворение может иметь кольцевую композицию, основываться на контрасте (антитезе) – резком противопоставлении явлений.
7. Система образов. Лирические образы необычайно емки, тесно связаны между собой, поэтому говорят об образном строе стихотворения. Особенно нужно обратить внимание на образы - переживания; на аллегорические или символические образы; на образы предметного мира.
8. Характеристика лирического героя. Анализ лирического героя очень важная и наиболее сложная часть анализа. Это одна из форм выражения авторского сознания. Его не следует отождествлять с автором биографическим.
9. Анализ картин и ситуаций, вызвавших лирическое переживание. Они служат отправной точкой лирического высказывания.
|
|
10. Выявление организации поэтической речи. Размер. Классификация рифм. Способ рифмовки.
11. Анализ языка. Поэтическая речь всегда несет больше информации, чем те же слова в прозе. Большая смысловая емкость стихов достигается за счет того, что специальные изобразительные средства языка плотно заполняют стихотворный текст. Анализ языка предполагает рассмотрение по четырем уровням: фонетический уровень (аллитерация, ассонанс, зияние); поэтическая лексика (поэтизмы, прозаизмы, неологизмы, историзмы, старославянизмы, варваризмы, диалектизмы, арго и пр.); тропы (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.); поэтический синтаксис (анафора, эпифора, инверсия, парцелляция, параллелизм, поэтический перенос, эллепсис, умолчание, апосиопеза, многосоюзие, бессоюзие, риторические фигуры – вопрос, обращение, восклицание и др.)
Задания для самопроверки.
1.В отдельную тетрадь выписать все определения языкового уровня с примерами из лирических текстов.
2. Сделать анализ языка (по четырем уровням) стихотворения А.Ахматовой:
Чернеет дорога приморского сада,
Желты и свежи фонари.
Я очень спокойная. Только не надо
Со мною о нем говорить.
Ты милый и верный, мы будем друзьями…
Гулять, целоваться, стареть…
И легкие месяцы будут над нами
Как снежные звезды лететь.
3. Сделать анализ языка (по четырем уровням) стихотворения А.Фета «Сентябрьская роза»:
За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетней сентября!
Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.
Расцвесть в надежде неуклонной —
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!
ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА СИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
Текст № 1
Вечер
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним…Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
(И.Бунин)
Стихотворение посвящено одной из самых сложных этико-философских тем – теме счастья. Лирический герой предельно точно и ясно говорит об этом. Первая строка «О счастье мы всегда лишь вспоминаем» - отправная мысль. Затем следует описательный фрагмент, в котором автор использует метафорические эпитеты (чистый, льющийся воздух; бездонное небо; легкий край), метафоры (облако встает, небо опустело).
Представшая перед читателем картина рождает признание о том, что человек лишает себя полностью впечатлений и знаний даже об окружающих его вещах («Мы мало видим, знаем...»), и приводит лирического героя к обобщающему суждению – «А счастье только знающим дано». Именно эта строка заключает в себе авторскую идею всего стихотворения. Она созвучна афоризму «Хочешь быть счастливым – будь им!», и утверждению Ф.М. Достоевского: «Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив».
В последующей строфе усиливается звучание лирического «Я», которое проявляется в неоднократном употреблении личного местоимения и глагола 1 лица (Усталый взгляд я отвожу; я вижу, слышу). При внешней сдержанности лирического героя субъективное переживание передано отчетливо и открыто: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Оно подтверждает идею стихотворного текста: для «знающего» счастьем оборачивается раскрытое в осенний сад окно, слетевшая с подоконника птичка, опустевшее вечернее небо, мерный гул молотилки… - повседневное, прозаическое, которое не связано с усложненными представлениями о счастье. Наиболее важные для автора слова стоят в конце предложения (всюду, облако, открыто, опустело) или стихотворной строки (вспоминаем, оно, давно, знаем, во мне). И. Бунин активно использует поэтические переносы, что создает интонацию размышления, обозначает переход от описания к глубоким раздумьям. Апосиопеза (умолчание), пунктуационно отмеченная многоточием, прерывает ряд зрительных и слуховых ощущений лирического героя и подготавливает резюмирующую строку.
|
|
«Вечер» И.А. Бунина – сонет. Он состоит из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). В четверостишиях рифмовка перекрестная, рифма женская в нечетных строках, мужская – в четных. Примечательно, что строк в двух катренах восемь, а рифмы только две (вспоминаем – сараем – краем - знаем, оно – окно – давно – дано).
Первые строки трехстиший рифмуются между собой, рифма женская (села – опустело), вторая и третья каждого терцета рифмуется между собой (книг – миг, гумне – во мне), здесь рифма мужская по клаузуле. Все рифмы точные. Тексту свойственна метрическая упорядоченность. Размер – пятистопный ямб с пиррихием и спондеем.
Текст № 2
Белой ночью кажется: дыханье
Затаила сонная Нева,
И стоят вдоль набережной зданья –
Мыслящие существа.
Мыслю, следовательно, существую.
Параллелепипеды, кубы
Норовят постигнуть мысль чужую
И понять любителя ходьбы.
Человек же думать не умеет:
Полугрезит, бедный, полуспит, -
Он и впрямь, как камень, цепенеет,
Известняк он, мрамор и гранит.
Памятник архитектуры,
Монумент Тоски и обелиск
Горя, слепок Мрачности – с натуры,
Барельеф Беды и смертный Риск.
Он идет, его как будто нету,
Умоляя вещество,
На Неву глядящее, как в Лету,
Эту мысль додумать за него.
(А.Кушнер)
|
|
В основе лирического стихотворения А. Кушнера лежит реальная жизненная ситуация – прогулка по набережной Невы в белую ночь. Это поэтическое запечатление короткого фрагмента, проживаемого, пропускаемого через чувственное восприятие и осмысление лирическим героем.
Образный строй стихотворения связан с мотивом дороги: «стоят вдоль набережной зданья». Они представляются лирическому герою, с одной стороны, геометрическими фигурами (параллелепипеды, кубы), с другой – одушевленными, способными мыслить и проникать в мысли человека. Здесь автору помогает метафора (норовят постигнуть), метонимия (употребление формы вместо названия предмета). В восприятии лирического героя, здания – «мыслящие существа».
Во второй строфе этому обороту созвучен перифраз «любитель ходьбы», таковым, по всей вероятности, предстает человек «мыслящим существам» - зданиям.
В третьей строфе усиливается впечатление о человеке как архитектурном сооружении. Это происходит благодаря сравнению как камень – точному, образному и емкому. Затем он конкретизируется – известняк, мрамор, гранит. Названо пока только вещество, которым становится человек, разучившийся думать. Не случайно он назван бедным, такова оценка лирическим героем своего состояния полугрезы – полусна.
Четвертая строфа указывает на следующее состояние человека, он имеет зримые и осязаемые формы – монумент, обелиск, слепок, барельеф. В них воплощены человеческие переживания и состояния – Тоска, Горе, Мрачность, Беда, Риск. Каждое слово написано с прописной буквы. Это позволяет воспринимать их как собственные имена, а значит – сами явления как неких одушевленных существ, имеющих символический смысл.
В пятой строфе человек продолжает движение, но словно исчезает, потому что знаком существования является мысль, способность думать, размышлять («Мыслю, следовательно существую»). Свою мысль лирический герой доверяет «веществу», остается лишь гадать: он ли это сам, почувствовавший родство с «памятником архитектуры», либо это «зданья», стоящие вдоль Невы. Происходит взаимопроникновение образов. А маршрут прогулки воспринимается как путь, пролегающий между реальностью и небытием: Нева сравнивается с Летой – рекой в царстве мертвых, рекой забвения в греческой мифологии. Мифологический образ подтверждает, что лирический сюжет, в основе которого динамика самоощущений, переводится из бытовой плоскости в область Вечного. К такому прозрению приходит лирический герой – бытовая ситуация заключает бесценный дар. Для А.Кушнера фрагмент – это не просто миг, сиюминутное, проходящее событие, это Вечность.
Стихотворный размер – пятистопный хорей. Способ рифмовки – перекрестный. Рифма точная, в нечетных строках – женская, в четных – мужская.