Алгоритм анализа стихотворения

1. Определение жанра. Четкая система жанров существовала в античности, в эпоху классицизма. Любое поэтическое произведение вписывалось в рамки определенного жанра. Некоторые сохраняют самобытность в последующие эпохи (элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет). Большая часть поэтических произведений объединяются понятием «лирическое стихотворение». Попытки более дробного, точного определения жанра уже в пушкинскую эпоху неизбежно упрощали содержание произведения. Иногда более приемлем тематический принцип (любовная, пейзажная, философская лирика). В другом случае вернее учитывать природу поэтического высказывания – форму выражения авторского «я».

2. Выявление лирического сюжета. Лирический сюжет не похож на эпический. В лирике изображается момент внутренней жизни человека, его переживания. Поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и конец, сложного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки. Это изображение динамики переживаний. Под переживанием мы понимаем любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванную любыми обстоятельствами жизни. В лирике переживание самоценно, завершено внутренне, воспринимается как самостоятельный факт.

3. Определение темы. Это предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключенное в стихотворении переживание.

4. Определение идеи. Выявление обобщающего значения лирического произведения, это то, ради чего написано это произведение. Идея вытекает из анализа лирического содержания. Тема и идея могут быть обозначены на текстовом уровне, а могут содержаться в подтексте.

5. Смысл названия (если есть). Может указывать на тему и идею, иногда на сюжет и жанр.

6. Анализ композиции. Лирика не создает сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: смысловые фрагменты, описательные фрагменты, кульминацию, строфы, выражающие чувства и эмоции, прямые высказывания. Стихотворение может иметь кольцевую композицию, основываться на контрасте (антитезе) – резком противопоставлении явлений.

7. Система образов. Лирические образы необычайно емки, тесно связаны между собой, поэтому говорят об образном строе стихотворения. Особенно нужно обратить внимание на образы - переживания; на аллегорические или символические образы; на образы предметного мира.

8. Характеристика лирического героя. Анализ лирического героя очень важная и наиболее сложная часть анализа. Это одна из форм выражения авторского сознания. Его не следует отождествлять с автором биографическим.

9. Анализ картин и ситуаций, вызвавших лирическое переживание. Они служат отправной точкой лирического высказывания.

10. Выявление организации поэтической речи. Размер. Классификация рифм. Способ рифмовки.

11. Анализ языка. Поэтическая речь всегда несет больше информации, чем те же слова в прозе. Большая смысловая емкость стихов достигается за счет того, что специальные изобразительные средства языка плотно заполняют стихотворный текст. Анализ языка предполагает рассмотрение по четырем уровням: фонетический уровень (аллитерация, ассонанс, зияние); поэтическая лексика (поэтизмы, прозаизмы, неологизмы, историзмы, старославянизмы, варваризмы, диалектизмы, арго и пр.); тропы (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.); поэтический синтаксис (анафора, эпифора, инверсия, парцелляция, параллелизм, поэтический перенос, эллепсис, умолчание, апосиопеза, многосоюзие, бессоюзие, риторические фигуры – вопрос, обращение, восклицание и др.)

Задания для самопроверки.

1.В отдельную тетрадь выписать все определения языкового уровня с примерами из лирических текстов.

2. Сделать анализ языка (по четырем уровням) стихотворения А.Ахматовой:

 

Чернеет дорога приморского сада,

Желты и свежи фонари.

Я очень спокойная. Только не надо

Со мною о нем говорить.

 

Ты милый и верный, мы будем друзьями…

Гулять, целоваться, стареть…

И легкие месяцы будут над нами

Как снежные звезды лететь.

 

3. Сделать анализ языка (по четырем уровням) стихотворения А.Фета «Сентябрьская роза»:

 

За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролетней сентября!

 

Перед порхающей синицей

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

 

Расцвесть в надежде неуклонной —

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой!

 

ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА СИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

Текст № 1

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним…Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

(И.Бунин)

Стихотворение посвящено одной из самых сложных этико-философских тем – теме счастья. Лирический герой предельно точно и ясно говорит об этом. Первая строка «О счастье мы всегда лишь вспоминаем» - отправная мысль. Затем следует описательный фрагмент, в котором автор использует метафорические эпитеты (чистый, льющийся воздух; бездонное небо; легкий край), метафоры (облако встает, небо опустело).

Представшая перед читателем картина рождает признание о том, что человек лишает себя полностью впечатлений и знаний даже об окружающих его вещах («Мы мало видим, знаем...»), и приводит лирического героя к обобщающему суждению – «А счастье только знающим дано». Именно эта строка заключает в себе авторскую идею всего стихотворения. Она созвучна афоризму «Хочешь быть счастливым – будь им!», и утверждению Ф.М. Достоевского: «Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив».

В последующей строфе усиливается звучание лирического «Я», которое проявляется в неоднократном употреблении личного местоимения и глагола 1 лица (Усталый взгляд я отвожу; я вижу, слышу). При внешней сдержанности лирического героя субъективное переживание передано отчетливо и открыто: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Оно подтверждает идею стихотворного текста: для «знающего» счастьем оборачивается раскрытое в осенний сад окно, слетевшая с подоконника птичка, опустевшее вечернее небо, мерный гул молотилки… - повседневное, прозаическое, которое не связано с усложненными представлениями о счастье. Наиболее важные для автора слова стоят в конце предложения (всюду, облако, открыто, опустело) или стихотворной строки (вспоминаем, оно, давно, знаем, во мне). И. Бунин активно использует поэтические переносы, что создает интонацию размышления, обозначает переход от описания к глубоким раздумьям. Апосиопеза (умолчание), пунктуационно отмеченная многоточием, прерывает ряд зрительных и слуховых ощущений лирического героя и подготавливает резюмирующую строку.

«Вечер» И.А. Бунина – сонет. Он состоит из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). В четверостишиях рифмовка перекрестная, рифма женская в нечетных строках, мужская – в четных. Примечательно, что строк в двух катренах восемь, а рифмы только две (вспоминаем – сараем – краем - знаем, оно – окно – давно – дано).

Первые строки трехстиший рифмуются между собой, рифма женская (села – опустело), вторая и третья каждого терцета рифмуется между собой (книг – миг, гумне – во мне), здесь рифма мужская по клаузуле. Все рифмы точные. Тексту свойственна метрическая упорядоченность. Размер – пятистопный ямб с пиррихием и спондеем.

 

Текст № 2

Белой ночью кажется: дыханье

Затаила сонная Нева,

И стоят вдоль набережной зданья –

Мыслящие существа.

 

Мыслю, следовательно, существую.

Параллелепипеды, кубы

Норовят постигнуть мысль чужую

И понять любителя ходьбы.

 

Человек же думать не умеет:

Полугрезит, бедный, полуспит, -

Он и впрямь, как камень, цепенеет,

Известняк он, мрамор и гранит.

 

Памятник архитектуры,

Монумент Тоски и обелиск

Горя, слепок Мрачности – с натуры,

Барельеф Беды и смертный Риск.

 

Он идет, его как будто нету,

Умоляя вещество,

На Неву глядящее, как в Лету,

Эту мысль додумать за него.

(А.Кушнер)

В основе лирического стихотворения А. Кушнера лежит реальная жизненная ситуация – прогулка по набережной Невы в белую ночь. Это поэтическое запечатление короткого фрагмента, проживаемого, пропускаемого через чувственное восприятие и осмысление лирическим героем.

Образный строй стихотворения связан с мотивом дороги: «стоят вдоль набережной зданья». Они представляются лирическому герою, с одной стороны, геометрическими фигурами (параллелепипеды, кубы), с другой – одушевленными, способными мыслить и проникать в мысли человека. Здесь автору помогает метафора (норовят постигнуть), метонимия (употребление формы вместо названия предмета). В восприятии лирического героя, здания – «мыслящие существа».

Во второй строфе этому обороту созвучен перифраз «любитель ходьбы», таковым, по всей вероятности, предстает человек «мыслящим существам» - зданиям.

В третьей строфе усиливается впечатление о человеке как архитектурном сооружении. Это происходит благодаря сравнению как камень – точному, образному и емкому. Затем он конкретизируется – известняк, мрамор, гранит. Названо пока только вещество, которым становится человек, разучившийся думать. Не случайно он назван бедным, такова оценка лирическим героем своего состояния полугрезы – полусна.

Четвертая строфа указывает на следующее состояние человека, он имеет зримые и осязаемые формы – монумент, обелиск, слепок, барельеф. В них воплощены человеческие переживания и состояния – Тоска, Горе, Мрачность, Беда, Риск. Каждое слово написано с прописной буквы. Это позволяет воспринимать их как собственные имена, а значит – сами явления как неких одушевленных существ, имеющих символический смысл.

В пятой строфе человек продолжает движение, но словно исчезает, потому что знаком существования является мысль, способность думать, размышлять («Мыслю, следовательно существую»). Свою мысль лирический герой доверяет «веществу», остается лишь гадать: он ли это сам, почувствовавший родство с «памятником архитектуры», либо это «зданья», стоящие вдоль Невы. Происходит взаимопроникновение образов. А маршрут прогулки воспринимается как путь, пролегающий между реальностью и небытием: Нева сравнивается с Летой – рекой в царстве мертвых, рекой забвения в греческой мифологии. Мифологический образ подтверждает, что лирический сюжет, в основе которого динамика самоощущений, переводится из бытовой плоскости в область Вечного. К такому прозрению приходит лирический герой – бытовая ситуация заключает бесценный дар. Для А.Кушнера фрагмент – это не просто миг, сиюминутное, проходящее событие, это Вечность.

Стихотворный размер – пятистопный хорей. Способ рифмовки – перекрестный. Рифма точная, в нечетных строках – женская, в четных – мужская.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: