Приданое моей бабушки

Автор: Аминева Юля, ученица 7 класса МАУ ДО ДООЦТК г. Салават

Руководитель: Чиркунова Ольга Петровна, педагог дополнительного образования

Цель работы: выяснить, какую роль играло приданое в прошлом и актуально ли оно в наше время.

Задачи исследования:

- записать воспоминания бабушки;

- найти материал о приданом в разных источниках;

- сфотографировать предметы бабушкиного приданого;

- провести анкетирование среди учащихся старших классов.

Методы исследования: поиск и сбор информации, анализ материала из интернета и литературных источников, интервьюирование, проведение фотосъемки.

Выводы

1. В старину девушкам приходилось готовить приданое вручную: ткать, шить, вышивать. А современная девушка может приобрести в магазине уже готовые изделия. Нельзя говорить, что понятие «приданое» полностью исчезло из нашей жизни. Скорее всего, оно изменило свою форму и содержание. В нынешнее время девушки готовят приданое не с раннего возраста, а достаточно взрослыми, имея уже определенные планы на будущее.

2. Современное приданое включает в себя постельное бельё, посуду – то, что необходимо семейной паре в первую очередь. Но это встречается очень редко. Лично я считаю, что приданое потеряло актуальность в современном мире. Мне кажется, что всё необходимое для семейной жизни можно приобрести непосредственно перед свадьбой.

3. Старинные вещи, хранящиеся в нашей семье – это ниточка, связывающая поколения женщин нашего рода. Это память о предках, они - часть истории нашего рода. Эти семейные реликвии достойны уважения, и мы будем хранить их для своих потомков.

Литература

1. Брачная обрядность чувашей https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43849669325/Brachnaya-obryadnost-CHuvashey

2. Приданое в прошлом. http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/pridanoe-v-proshlom.html

3. Чувашская свадьба. Обычаи и традиции. http://svadba-vals.ru/sovety-i-idei/svadebnye-tradicii/tradicii-narodov/chuvashskaja-svadba-obychai-i-tradicii.html

 

Гидронимы – как часть культурного наследия народа

Автор: Тагиров Инсаф, ученик 10 класса МОБУ Башкирская гимназия № 9 им. К. Арсланова

Руководитель: Ильясова Лилия Тимербулатовна, педагог ДО, МБОУ ДО ДЭЦ

Цель: исследование происхождения и бытования названия реки Етеболак.

Задачи: -Узнать как можно больше о географических названиях России; -Познакомиться с особенностями реки Етеболак и прилегающих деревень; - Выяснить происхождение гидронима Етеболак; - Определить, почему река в Кугарчинском районе Башкортостана носит такое название.

Гипотеза: Исследование исторического происхождения гидронимов определенной местности способствует углубленному изучению истории и культуры народа и нашей республики.

Актуальность: Собранный во время исследования материал может представлять большую ценность, как при изучении родного края, так и страны.

Выводы: 1. Название реки Етеболак имеет древние корни.

2. Оно образовано от слов «ете» – семь, «болак» – исток, река.

3.Название реки Етеболак в переводе на русский язык – Семиречье.

4.Термин Семиречье используется также в топонимах Центральной Азии.

Литература

1. Агеева Р. А. Происхождение имен рек и озер. / Р. А. Агеева / отв. ред. Э. М. Мурзаев. – М.: Наука, 1985. – 143 с.

2. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. / Уфа: Китап, 2009. – 744 с.

3. Архивные материалы жителя с. Кугарчи Кугарчинского района РБ Вагапова Н.Х.


 

 

Жәлил Кейекбаевтың «Зөбәй Үтәғолов» очеркында илһөйәрлек тойғоһо

Башҡарҙы: Яҡшыев Әсәдулла Мәләүез районы Нөгөш урта мәктәбенең 8 класс укыусыһы

Етәксеһе: Ғәббәсова Рәсимә Миңлехәйҙәр ҡыҙы, башҡорт теле һәм әҙәбиәте уҡытыусыһы

Маҡсат: Ж.Ғ.Кейекбаевтың ижадын киләсәк быуынға еткереү, очерктың йәш быуынды тәрбиәләүҙә ҙур роль уйнауын иҫбат итеү, батырҙарыбыҙ менән ғорурланыу хисе тәрбиәләү.

Бурыстар:

1.Ж.Ғ.Кейекбаевтың тормош юлына, ижадына күҙәтеү яһарға.

2. З.Үтәғолов тураһында мәғлүмәт йыйырға.

3. «Зөбәй Үтәғолов» очергының идея – тематик йөкмәткеһен асыҡларға.

Ғилми эштең актуаллеге. Был әҫәрҙе фәнни күҙлектән тикшереү бик актуаль, тип уйлайым мин. Сөнки беҙгә тыныс тормош бүләк иткән халҡыбыҙҙың батыр улдарын белеү, киләсәк быуынға еткереү-бик изге эш.

Ғилми эштең объекты – «Зөбәй Үтәғолов» очеркы.

Ғилми эштең предметы – Очерктың йәш быуынды патриотик рухта тәрбиәләүе.

Ғилми эштең сығанаҡтары. Эште башҡарыу өсөн китаптар, фәнни тикшеренеүҙәр, ғилми хеҙмәттәр, һүҙлектәр, ваҡытлы матбуғат мәҡәләләрен файҙаландым.

Гипотеза - был әҫәрҙе өйрәнеү уҡыусыларҙа халҡыбыҙҙың батыр улдары менән ғорурланыу тойғоһо тәрбиәләй, тел – стиль үҙенсәлектәре һүҙлек запасын байыта.

Ҡаным илһөйәрлек рухы менән һуғарылған. Ҡаһарман яугирҙар менән ғорурланам. Һалдат батырлығын һүрәтләгән әҫәрҙәрҙе уҡырға яратам. Ж.Кейекбаевтың “Зөбәй Үтәғолов” очеркында совет һалдаттарының Тыуған илгә бирелгәнлеге, батыр көрәшеүҙәре, халыҡ бәхете өсөн үҙ ғүмерҙәрен биреүе мине тетрәндерҙе һәм очерктағы патриотик теманы өйрәнеү теләге тыуҙы.

Ж. Кейекбаев үҙенең әҫәрендә патриотик теманы бик оҫта күрһәткән. Ул Советтар Союзы Геройы Зөбәй Үтәғоловты халҡыбыҙҙың ҡаһарман гражданы булараҡ тасуирлай.

Юғары исемгә лайыҡ булған, ҡаһарман яугирҙарҙың исем-шәрифтәре тарихҡа һәм халыҡ күңеленә алтын хәрефтәр менән уйылған. Беҙ, киләсәк быуын, батырҙарыбыҙҙы белергә һәм улар менән ғорурланырға тейешбеҙ.

 


 

Секция: Экологические проблемы современности и пути их решения

 



Комплексная оценка озера Кустарёвское

Автор: Зяблицкий Илья, ученик 9 класса МБОУ «Лицей № 161»; МБОУ ДО «ДЭБЦ «Росток» г.Уфа

Руководитель: Морозова Ираида Михайловна, педагог дополнительного образования

Гипотеза исследования: качество воды озера Кустаревское ухудшается из-за возрастания антропогенной нагрузки.

Цель исследования: провести комплексную оценку озера Кустаревское

Задачи: 1. Изучить гидрологический режим и морфологическую характеристику озера; 2. Определить видовой состав флоры поясов прибрежно-водной и водной растительности и сапробность по ним; 3. Определить видовой состав беспозвоночных и сапробность по ним; 4. Определить динамику биомассы беспозвоночных за 3 месяца; 5. Разработать пути рационального использования озера.

Применены: метод геоботанических описаний (Миркин, 2005); определение средней величины сапробности биоценоза по макрофитам и Индекс сапробности (S) Р.Пантле и Н.Букка (Садчиков, 2005); Индекс Майера (Боголюбов, 2002).

Выводы.

1. Озеро Кустарёвское имеет старичное происхождение, эвтрофное, заморное, площадь 1,6 км2, глубина от 0,5 м до 2,5 м, длина 4 км, ширина 0,5 км. Питание: атмосферные осадки, грунтовые и поверхностные воды, сообщается с р. Демой. На труднодоступном берегу высшая водная растительность.

2. Видовой состав макрофитов представлен 19 видами из 18 семейств, 17 родам. К растениям, нуждающимся в охране, относится кубышка желтая. Видовой состав гидрофитов представлен 7, гелофитов – 2, гигрогелофитов – 10 видами. Средняя величина сапробности биоценозов по Кнёппе, согласно методики, имеет только положительное значение, так как отсутствуют альфа- мезо- и полисапробные виды.

3. Индекс Майера 10 на западном берегу, водоем грязный, класс качества воды 4. На труднодоступном восточном берегу индекс а равен 15, умеренное загрязнение и 3 класс качества воды, что является нормой для природных вод.

4. Вариабельность динамики биомассы на западном берегу выше на 0,1 чем на восточном. Возможно, это связано с более высокими темпами эвтрофикации водоема под воздействием антропогенного влияния.

Литература

1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. - М., 2000г. С..174-192.

2. Алимов А.Ф., 2006. Морфометрия озер, количество видов и биомасса гидробионтов. //Биология внутренних вод №1, с. 3-7.

3. Боголюбов А. С. 152 с Методика исследования водоемов. Изд-во «Учебные материалы», 2002г. – С.3-16


 

 

Влияние экзометаболита лягушки травяной / Rana temporaria / на рост и развитие семян редиса

Автор: Морозов Максим, ученик 7класса МБОУ «Школа № 104 им. М. Шаймуратова; МБОУ ДО «ДЭБЦ «Росток» г. Уфа

Руководитель: Морозова Ираида Михайловна педагог дополнительного образования, Гурьянова О.П. - учитель биологии, Книсс В.А. профессор, научный консультант БашГУ

Гипотеза исследования: экзометаболиты в определенных концентрациях могут стимулировать рост и развитие семян редиса.

Цель нашего исследования: выявить возможность влияния экзометаболитов лягушки травяной на рост и развитие семян редиса.

Для достижения цели поставлены задачи:

1. Приготовить раствор экзометаболита и провести эксперимент.

2. Определить влияние оптимальной концентрации раствора на рост и развитие семян редиса.

3. Разработать рекомендации по работе с экзометаболитами.


Выводы.

1. Установлено, что действие весенних и осенних экзаметаболитов на рост и развитие семян растений редиса было однотипным.

2. Прослеживается закономерность: чем ниже концентрация раствора, тем выше положительный эффект. Наиболее эффективными являются растворы 1:100 как весеннего, так и осеннего приготовления. По длине корней показатели превышают контроль до 4 раз, по сумме боковых корешков – до 11 раз. Раствор 1:30 превышает контроль по длине корней в 3,44 раза, по сумме боковых корней – в 20 раз.

Литература

1. Валуев В.А., Загорская В.В., Книсс В.А., Назаров В.С., Хабибуллин В.Ф. Влияние экзометаболитов озёрной лягушки Rana ridibunda (Pall.) на развитие ячменя Hordeum vulgare L. // Экология урбанизированных территорий. 2016. № 4. С. 6-11.

2. Тимохина Т.Х., Марков А.А., Паромова Я.И., Самикаева В.Н., Перунова Н.Б. Способ получения экзометаболитов бифидобактерий с высокой антимикробной активностью.//Медицинская наука и образованиеУрала//,Т.17,№2(86) Изд-во: Тюменский государственный медицинский университет (Тюмень), 2016 г., -С.152-154.

3. Геворкян В.С. Воздействие экзометаболитов на позвоночных на примере лягушки травяной Rana temporaria https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-ekzometabolitov-na-pozvonochnyh-na-primere-lyagushki-travyanoy-rana-t

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: