Сформулируйте основные требования к составу экспертных групп, участвующих в брейнсторминге

Методы экспертных оценок

В чем заключается основная идея брейнсторминга как метода групповой экспертизы?

Метод коллективной генерации идей («мозговой штурм») основан на стимуляции творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной̆ проблемы, регламентированного особыми правилами.

Использование опыта «мозгового штурма» позволяет, во-первых, увеличить результативность анализа, во-вторых, облегчает радикальную критическую переработку ранее подготовленных проектов, в-третьих, предоставляет возможность разработать заключения, опирающиеся на согласованные мнения.

Ключевой принцип мозгового штурма основан на том, что задача генерирования новых идей и задача их анализа и оценки решаются раздельно, т.е.:

• функция генерации и функция анализа выполняются разными, причем не пересекающимися по персональному составу группами людей. Выделяются «группа генераторов» и «группа аналитиков»;

• реализация обеих функций разведена во времени: сеанс генерации идей предшествует сеансу анализа.

Таким образом, процедура брейнсторминга четко структурируется в две фазы: сеанс генерации, осуществляемый соответствующей специальной группой, и аналитический этап, реализуемый другой специальной группой. Для каждой из этих фаз действует собственный комплекс правил.

Правила, регулирующие процедуру генерации идей, целиком ориентированы на достижение психологической атмосферы, максимально способствующей свободному высказыванию идей, которые любой участник сеанса считает нужным высказать. Действует установка, согласно которой среди большого числа идей с высокой вероятностью найдется хотя бы одна полезная, поэтому с ходу не отвергается ни одно предложение. Ключевым правилом сеанса генерации, в значительной мере определяющим специфику метода в целом, является запрет на любую критику.

 

Сформулируйте основные требования к составу экспертных групп, участвующих в брейнсторминге.

На этапе подготовки экспертизы формируется аналитическая группа, в задачи которой входит:

а) обеспечить содержательную и организационную подготовку сеанса генерации;

б) проанализировать его результаты и сформулировать итоговое заключение.

Следующая важная задача группы аналитиков — определить состав группы генераторов.

Во-первых, жесткие ограничения накладываются на численность экспертов (генераторов). Оптимальным считается сеанс генерации, в котором принимают участие от пяти до двенадцати человек, но строго не более пятнадцати. Данное правило сформулировано на основе закономерностей, выявленных социальной психологией относительно малых групп: если количество членов группы существенно превышает двенадцать человек, она разбивается на несколько малых групп. В ситуации совместной генерации идей дробление группы на части будет препятствовать созданию кумулятивного эффекта коллективного творчества группы.

Во-вторых, в свойственном брейнстормингу подходе есть особое понимание требований, которые предъявляются к участникам сеанса генерации.

Основная функция эксперта в процессе генерации идейвыдвижение новых подходов, нестандартных предложений; у специалиста же зачастую присутствуют своеобразная «профессиональная зашоренность», элементы традиционности мышления, соответствующие сложившимся в данной предметной области стереотипам. Поэтому к участию в сеансе генерации часто привлекают людей, представляющих смежные или даже принципиально другие профессии и области знания. Такой подход обеспечивает не только ослабление традиционности мышления, но и возможность использовать результаты, достигнутые в других сферах общественной жизни. Бывают случаи привлечения к сеансу генерации детей, чье мышление максимально свободно от стереотипов.

Группа генераторов должна по возможности состоять из людей, занимающих примерно одинаковое служебное и общественное положение. Весьма желательна также высокая коммуникабельность членов группы. Эти предпочтения обусловлены задачей обеспечения комфортной психологической атмосферы сеанса генерации. Наконец, члены группы не должны быть лично заинтересованы в определенном варианте решения проблемы — и уже тем более в отсутствии ее решения.

Состав экспертной группы в мозговом штурме. Прежде чем проанализировать, как конкретно предполагается осуществлять процесс продуцирования решений и их критики в брейнсторминге, необходимо определиться с составом группы, поскольку данный метод очных экспертных оценок не требует определенного набора экспертов. Для начала нужно задать параметры общего числа экспертов, находящихся в группе. Эта проблема тесно связана с вопросом о числовых границах любых малых групп. В течение длительного периода времени считалось, что эффективно может работать малая группа, состоящая из 7 ± 2 человек. Число 7 ± 2 называется в психологии «магическим числом Миллера», который установил, что в оперативной памяти человека может удерживаться именно такое количество предметов.

В то же время слишком большое число членов группы, во-первых, затянет процесс обсуждения проблемы, во-вторых, приведет к неизбежной потере концентрации внимания участников обсуждения на его предмете и не позволит задействовать психологические механизмы раскрытия творческого потенциала экспертов. Поэтому оптимальной, по опыту последних лет, представляется группа, состоящая из 10—12 человек.

Что касается непосредственно участников, то в группу мозгового штурма обычно входят 3—5 постоянных членов, составляющих ее костяк, 5 новичков, ведущий и секретарь, записывающий вкратце все предложения. Костяк группы представляет собой ведущих политических экспертов той структуры, по инициативе которой и проводится брейнсторминг.

К наиболее важным характеристикам эксперта, наличие которых целесообразно учитывать в ходе персонального отбора, относятся следующие: креативность — способность самостоятельно решать творческие задачи; эвристичностъ — умение видеть или создавать неочевидные сценарии; интуиция — способность делать заключения об исследуемом объекте без осознания логики (причинно-следственных связей) его формулирования; независимость — умение противопоставлять групповым мнениям собственное; универсальность — способность видеть проблему с различных точек зрения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: