Специфика управления и самоуправления в сфере досугово-рекреационной деятельности

Непосредственное управление досугом расценивается как вмеша-j тельство и посягательство на свободу личности и противоречит самой] сущности свободного времени. Антоним термина «свобода» - «прину­ждение», т.е. деятельность под воздействием внешних обстоятельств (по решению компании, указанию родных при отсутствии собственного] выбора и др.). В ситуации выбора возможен лишь тот вид деятельности, для реализации которого существуют необходимые условия и соответ­ствующие знания.

Эффективное управление содержанием досуговой деятельности воз­никает только посредством создания условий для выбора в саморазви­тии и реализации способностей, дарований, интересов проявления ини­циативы и организации самоуправления. Взаимодействия категорий

60

/управление», «самоуправление», «свобода» и «необходимость» стано­вятся базовыми в теории и практике социокультурной деятельности.

Часть условий воздействует на содержание и структуру досуга как стихийные регуляторы. И ими следует пользоваться осторожно, изби­рательно, чтобы не ограничить проявления саморазвития субъекта.

Особенности свободного времени и досуговой деятельности опреде­ляют содержание и функции управления.

О собенности и принципы в сф е ре управления рекреационно-досуговой деятельности.

Принципы - это наиболее устойчивые, повторяющиеся правила, со­ставляющие основу управления. Это - однопорядковые, взаимосвязан­ные положения. Для всех сфер жизнедеятельности общепринятыми яв­ляются принципы демократизации, гуманизации, объективности, кон­кретности, оптимальности, а также территориально-отраслевой подход.

Переход от административно-командной системы сделал теорию и практику управленческого процесса полем столкновения двух противо­положных моделей.

В практике управления рекреационно-досуговой деятельностью уже отошли от централизации, всеобъемлющей регламентации, ведущей к стандартизации и шаблону, нормативного закрепления принципов управления в законодательных актах.

Наметился переход к демократической модели, опирающейся на са­модеятельный характер культурно-досуговой деятельности, становле­нию механизмов самоуправления, характеризующихся формированием советов и разработкой уставов общественных объединений и организа­ций.

Гуманистическое измерение управленческого процесса приводит к необходимости поворота к человеку как самоцели культурного разви­тия. Родовая сущность человека выходит за пределы классовых, нацио­нальных или религиозных ограничений. Гуманизация управления ста­новится эффективной, когда она опосредована самой личностью, её ак­тивностью в освоении человеческих ценностей. Гуманистические принципы и идеалы: свобода, милосердие, справедливость, бескоры­стие, добро, равенство приобретают все большую значимость в области Досуговой деятельности. Но важно видеть, что ослабление духовно-нравственных регуляторов поведения со стороны общества обернулось раздвоенностью общественного сознания и поведения, явными призна­ками деградации стали агрессивность, жестокость и вандализм.

61

 

Деидеологизация, отказ от единомыслия и образа врага, привели к переориентации на общечеловеческие ценности, обогащению духовной жизни всем многообразием отечественной и мировой культуры.

Принцип объективности отражает необходимость учета закономер. ностей развития как общества, так и сферы свободного времени. Свое-временное их выявление, познание и использование - залог оптималь-ного управления культурными процессами.

Тенденция интенсивного общения подростков в неинституциональ-ных формах в свободное время до сих пор плохо учитывается: материи альная база, ее функционирование игнорируют потребности молодежи] что делает основными «зонами» общения молодых подвалы, чердаки, лестничные площадки, скверы и дворы. Научное управление состоит в «переводе» требований объективных закономерностей на язык практи-ки. Оно возможно на основе теоретико-методологических, конкретное социологических исследований, предоставляющих научно обоснован-ные выводы, психолого-педагогические рекомендации социальным ин- ститутам. А органы управления должны быть ответственны за внедре-ние научно обоснованных исследований в сфере свободного времени и следовать выбранным принципам.

Конкретность как принцип управления. Тенденции и закономерно­сти проведения свободного времени проявляются через многообразий конкретных и, подчас противоречивых, фактов: веяний моды, появле­ния новых увлечений, развития жанров в искусстве, увеличения числи компьютеров с выходом в Интернет. Своевременное выявление их зна-чимости - необходимое условие преодоления препятствий в удовлетво­рении интересов и возникающих в связи с этим противоречий. Это не­обходимо для того, чтобы культурно-досуговая деятельность стала средством самовыражения и самореализации, а не ее деградации.

Проявление внимания к интересам подростков, побуждение к изуче­нию ими своего внутреннего мира, самопознанию и самоутверждению, разработка соответствующих технологий, рассчитанных на социально-психологические особенности и может стать средством их саморазви­тия.

Комплексный деятелъностный подход к исследованию рекреацион-но-досуговой деятельности лежит в основе анализа совокупности видов деятельности, потребностей, ценностей и ориентации ее участников. Они помогут установить уровни удовлетворения досуговой деятельно­стью и уровни их социальной значимости.

62

Дифференцированный подход не только к различным социально-демографическим слоям, но и учет индивидуальных интересов и по­требностей отдельных личностей, анализ возможностей очага культуры технологий, которыми располагают субъекты управления - основное требование, позволяющее реализовать принципы конкретности и диф­ференцированного подхода.

Принцип оптимальности, эффективности носит субъективно-объективный характер, определяет как организацию условий, обогаще­ние содержания культурно-досуговой деятельности, так и требования к самим субъектам управления и самоуправления; организации целостно­го комплексного подхода как в их исследовании, так и в реализации со­ответствующих им технологий.

Проблема эффективности культурно-досуговой деятельности тесно связана с разработкой ее критериев и показателей. Сложности их разра­ботки связаны с исследованием духовной сферы: интересов, запросов, идеалов и ценностных установок субъектов культурно-досуговой сфе­ры, с присущими им стремлением к полифункциональной деятельно­сти.

Следует отделять понятие эффекта от эффективности. Эффектив­ность занятий физической культурой, декоративно-прикладным и науч­но-техническим творчеством может быть измерена (в том числе и эко­номически): укрепление здоровья и физической формы, результаты труда как в любительском объединении, участии в выставках, конкур­сах, так и на производстве.

Но если действия, поступки и результаты можно увидеть, то меха­низмы внутренней саморегуляции личности - мотивы, ценностные ус­тановки трудно поддаются специальному исследованию. Т.е. эффект -следствие сопоставляемых количественно-качественных показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: