Рекреация как форма жизнедеятельности свойственна всем организованным биосистемам, включая и социальные. Все виды популяций подчинены законам биоэнергетики. Субъектом рекреации является каждая единица социального континуума «человек - человечество». Человек - начальная, отправная точка социального континуума субъектов Рекреации.
63
Потребности в рекреации испытывают индивиды первичных и вт ричных, малых и больших социальных групп, территориальных общи стей, общественных движений, классов.
Потребность в рекреации и досуге наблюдается в «уставших колле тивах», «выдохшихся армиях» (Н. Головин), «застойном обществе».
У разных субъектов досуговой рекреации многие исследователи мечают необычность социальных действий. Поэтому следует различа внутренние критерии и внешние индикаторы.
Критерий сознательных действий является сквозным, определяю шим направленность и содержание досугово-рекреационных процессо-
Социологи и психологи отличают субъектов индивидуального со нания (индивиды, диады) от субъектов группового общественного со нания. Следует отличать ориентацию субъекта-индивида на достиж ние рекреационного эффекта у себя самого и у партнёра. Рекреацио ный резонанс - особая форма проявления и переживания группово рекреационного эффекта, она выражается в устойчивых взаимодейс виях и взаимоотношениях между членами социальной группы.
|
|
Диада - досуговая пара партнеров, представляет частично замки тую энергетическую систему.
Элемент индивидуального наблюдается в общем интересе, целях условиях проведения досуга. Связь партнеров характеризуется двум формами взаимодействия: ответного (поочередного) и синхронного г пов. Ответный является промежуточным звеном между субъекто индивидом и субъектом малой группы.
Семья как наиболее характерный пример малой группы с её функц ей организации рационального досуга и контроля за его проведение заметно взаимообогащает досуговые интересы. Вся деятельность семь пронизана рекреационными актами. Семейный отдых - это вечерни чаепития, воскресные обеды, походы, хождения в гости, поездки, чте ние вслух, интеллектуальные игры. Специфическое, биологическо эмоциональное общение предстает как секрет стабильности социально го института семьи. Функция первичной социализации осуществляется во многом формированием рекреационно-досуговых ценностей и моти-вов членов семей.
Зарубежные исследования семейного досуга представлены работам" Элтона Мэйо, С. Паркера, М. Каплана.
Коллектив предстает как объект исследования работоспособности интенсивности труда, морально психологического климата, потребно
|
|
64
сти проведения досуговых мероприятий, ролевого поведения. Японский опыт организации труда и досуга, его трудовой и созидательный потенциал является ярким примером. Коллектив там предстает как вторая семья. Признаками его жизненности являются организация цикличности и трудовой и досуговой активности, хотя такая организация имеет и негативные последствия.
Субъектами территориальных общностей являются жители городов и сел, микрорайонов. Стиль и образ жизни - одно из главных направлений в западной социологии рекреации и досуга. У нас они изучались В.Н. Болговым и В.Г. Гущу, Т.А. Кудриной и А.И. Шендрик.
Увеличение межличностного, интимно-личностного общения является характерной чертой и одновременно проблемой современного образа жизни. Коллективно-групповой характер общения удовлетворяет потребности в эмоциональном сопереживании, мировоззренческом и духовно-нравственном самоопределении, дружбе и товариществе, признании собственной значимости и неповторимости.
Опыт изучения социального взаимодействия в неформальном общении молодых на улицах, в скверах, парках, дома, на дискотеках, к сожалению, является пока прерогативой журналистов, и почти не изучается социологами.
Своеобразие личности обусловливает непредсказуемость ее выбора. Поэтому следует рассматривать личность как субъект творчески-преобразовательной деятельности, направленной на самого себя, и всемерно содействовать пробуждению потребности в самоуправлении и постоянно ее стимулировать.
Культурно-досуговая деятельность является реализацией субъект-объект-субъектных отношений. Противопоставление субъекта и объекта в культурнодосуговой деятельности несостоятельна методологически. Объектами управления в культурно-досуговой деятельности могут быть лишь условия культурно-досуговой деятельности и педагогическое руководство институциональными формами использования свободного времени.
Изучение участника культурно-досуговой деятельности как субъекта самоуправления не снимает необходимости исследования духовно-нравственного, интеллектуально-творческого потенциала субъекта Управления, необходимости формирования и возвышения его потребностей с ориентацией на возникающие интересы и тенденции развития в сфере культуры и досуга.
65
Непреложное значение в этом имеет принцип «потребность из потребности». Эта необходимость практически диктуется требованием окончательного демонтажа авторитарно-бюрократической системы в сфере досуга.
Основой жизни для большинства молодежи является именно свободное время как основное пространство для самоопределения, реализации своих интересов. Основной круг интересов, норм поведения, традиций формируется в культурно-досуговой деятельности.
Мелочная регламентация способствует отчуждению людей от разнообразных форм социального творчества, подлинных духовных ценностей.
Педагогика сотрудничества как целостная система, определяющая главные направления, формы и методы культурно-досуговой деятельности является основным звеном демократизации.
Появление новых самодеятельных организаций, действующих как совокупный субъект самоуправления - яркое свидетельство процесса демократизации, идущего снизу.
Преодоление отчуждения между личностью и основными социально-культурными инструментами педагогического воздействия - важная задача управленческого процесса. В организации воспитания следует! руководствоваться в учреждениях социально-культурной деятельности следующими принципами:
- от частного интереса личности к ее всестороннему развитию;
- от познавательного интереса к интересу деятельному;
|
|
- от активного восприятия к активной деятельности;
- от управления личным интересом, потребностью, к общественно-) значимой деятельности.
Особую роль для социолога представляет выяснение основных типов времяпрепровождения и механизма социального регулирования свободного времени в процессе формирования личности.
В социально-психологическом исследовании на первый план выдвигается отношение личности к своей деятельности, и отсюда ее разделение на самоценную и такую, которая стимулируется потребностями по достижению внешних целей. Педагогический подход охватывает преимущественно изучение целей и основных направлений восприятия, а также методы, формы и средства воздействия на личность в свободное время.
66
Наиболее серьезные сдвиги в духовной сфере, тесно связанные с культурно-досуговой деятельности определяются:
- освобождением от регламентации и унификации содержания и форм использования свободного времени;
- возрождением духовно-исторического наследия;
- утверждением плюрализма, доступности духовных ценностей;
- крушением политики изоляционизма.
Универсальность досуговой деятельности с точки зрения научно-содержательного и видового разнообразия уникальна. И ее континиум для каждого индивида, региона и каждой общности при едином содержании могут значительно отличаться. Негативный эффект сопровождается системой принуждения и регламентации деятельности молодежи в основных инструментах ее социализации: семье, системе образования, среде общения. Авторитаризм, неуважение к личностному началу, невостребованность личности, пренебрежение ее интересами и потребностями, жесткое ограничение свободы вызывает социально-психологическое противодействие молодежи и выражается в поведенческой и нормативной автономии, отчуждении молодых от родителей и преподавателей. Связь с осознанием своего внутреннего мира, индивидуальности и социально-профессиональным самоопределением обнаруживается не всегда. В результате происходит столкновение противоположных тенденций: авторитаризму в деятельности социального педагога и его основных инструментах воздействия противостоит стремление к самореализации, автономизации и эпатажу у молодежи. А это приводит к возникновению конфликтной ситуации. Опасность усиления этих тенденций небеспочвенна. Ярким примером тому может служить поведение фанатов на футбольных матчах и после них. Детерминированность свободы выбора объективными обстоятельствами: процессом урбанизации и относительно развитой социальной инфраструктурой досуга в условиях рыночной экономики, которая не всегда обеспечивается платежеспособным спросом.
|
|
Связь расширения свободы выбора и повышения уровня социальной ответственности за его содержание и характер использования плохо осознается молодыми. А обусловленность их развития акселерацией ведет к рассогласованию границ возрастной и социальной зрелости. Но одними назиданиями невозможно сформировать социальную ответственность: без сложной, интересной и самостоятельной деятельности молодежи это невыполнимая задача.
67
Приобщение к культурным ценностям как средству саморазвития невозможно переоценить. Но проявляются и негативные тенденции: ориентация на престижное потребление объектов искусства, спорта и др. часто носят характер внешний, лишенный духовно-нравственного; восприятия содержания. Организаторам и менеджерам следует стиму-j лировать расширение гражданских и общественных инициатив.
Свобода выбора, права и гарантии личности взаимообусловлены. Становление гражданского общества, развитие многопартийной системы, демократизация общественной жизни - необходимые условия для самореализации интересов в общественной жизни. Свобода выбора и право на отдых неотделимы от ответственности за их соответствие нормам культуры поведения людей, принятых в обществе. Гарантией свободы от манипулирования интересами и навязывания «воспитательных» функций могут быть лишь созданные условия для саморазвития и реализации потребностей, форм самообразования.
Невысокий уровень социально-экономического развития страны, ус-тановка на существующие традиции как на пережитки прошлого, обусловливали проведение жесткой регламентации и приобщения к идеологии и соответствующей ей простым формам культурной жизни.
Становление демократических норм жизни выявили ориентации на более возвышенный характер деятельности и эмпирические исследования подтвердили эту тенденцию19. Существенные изменения произошли в молодежном досуге, общие тенденции в современной досуговой деятельности проявляются:
- в повышении самоценности и автономизации молодежи;
- в доминировании культурно-потребительских видов и форм;
- в интернационализации содержания и форм времяпрепровождения;
- в расширении диапазона и интенсификации инновационных пр цессов в культурно-досуговой деятельности;
- в стихийно-групповом характере проведения досуга;
- в нарастании гедонистических и статусно-престижных моделе время препровождения;
- в нарастании опасности превращения свободного времени в «зо-ну» повышенного риска (экстремальные виды спортивных игр развлечений, а также рост алкоголизма, наркомании, влекущих
__________________
" Свинников В.М. Социализм и свободное время. Право на отдых. -М, 1985. - С. 46. 68
собой деструктивные формы поведения с явными признаками бездуховности и деморализации личности).
Асоциальные виды досуговой деятельности имеют явные и скрытые формы. Они обусловлены дистанцированием от признанных форм общественной жизни и деятельности, ростом индивидуально-гедонистических мотивов, неприятием любых форм общественного и родственного контроля, распространением пьянства, токсикомании и наркомании, проституции и хулиганства.
Кризис основных институтов социализации молодежи и общества в целом на переходном этапе от тоталитарной к демократической модели развития приводит к отчуждению от основной сферы деятельности человека - труда и основных институтов социализации - семьи, учебного заведения, трудового предприятия. А гипергедонистические устремления молодёжи сформированы рекламой и западными телесериалами.
Модели современной организации досуга.
Разрушение социокультурной программы социализма привело к образованию «вакуума», стихийному формированию плюралистического процесса. Негативные стороны спонтанного формирования досуговой сферы проявляются в эмпиричности, эпигонском восприятии и следовании далеко не лучшим зарубежным образцам, коммерциализации и нигилистическим отношением к прошлому опыту, с одной стороны, и не всегда обоснованные попытки возрождения явных анахронизмов с другой, привели к необходимости выявления истинных потребностей общества в разнообразии форм и гуманизации досуга.
Возникла задача своевременного анализа структурных изменений в социальных субъектах досуга и его менталитете.
Создание социальной защиты работников культуры и социально-педагогического регулирование процессов требуют:
- сведения до минимума влияния рынка на возможности сохранения свободы выбора форм досуговой деятельности субъектами вне зависимости от финансово-экономических ограничений;
- разработки культурологического и аксеологического подходов к профессиональной деятельности и образу жизни;
- изменения характера организации и управления досуговой деятельностью.
Формирование научной социокультурной программы массового досуга - одно из требований коренных интересов общества, и её следует Рассматривать как самоорганизующуюся систему.
69
Дестабилизация современного общества привела к потере социаль ных ориентиров и выявила социальные противоречия:
- между необходимостью воспроизводства культурных ценностей отсутствием современных подходов к их воспроизводству;
- между снижением человеческих контактов (без них люди одиноки отчуждены, изолированы, что углубляет кризис) и стремлением общению, единению, взаимообмену;
- между низкой воспитательной возможностью среды и высоко потребностью человека в самореализации.
Культура отражает степень «очеловечивания» природы и меру само развития человека, и процесс развития культурно-досуговой деятельно сти - путь к ней.
■
70
ГЛАВА 5