Спасение – в терпении

 

«Господи и Владыко живота моего! Дух терпения даруй ми!» О как надо нам просить этого духа терпения! Ведь Сам Господь сказал: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Почему это так? Потому что, – говорит Иисус Христос,– тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7:14). Путь христианской жизни – это путь страданий и скорбей. В мире, – предупреждает Господь,– будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33). Только терпением мы можем спасти души наши.

Святой апостол Иаков говорит в своем Соборном Послании: С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1:2–4). Слышите? Терпение делает нас совершенными, без всяких недостатков. А святой апостол Павел пишет: Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10:36) – жизнь вечную, царство Божие.

Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, терпели много великих скорбей, гонений, преследований и в конце мученическую смерть (только апостол Иоанн умер естественной смертью). Признаки апостола,– говорит апостол Павел,– оказались пред вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами (2 Кор. 12:12). Мы же являем себя, как служители Божии, в великом терпении в бедствиях... в тесных обстоятельствах (2 Кор. 6:4). Этими словами великий апостол явил всем нам лицо апостольское в великом терпении. А своему ученику, епископу Тимофею, апостол завещал: Ты же, человек Божий... преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (1 Тим. 6:11). И если епископу было завещано преуспевать в терпении, то как же нам, слабым христианам, отвергать эту добродетель? – Ведь без терпения невозможен путь в царство Божие.

Как же стяжать терпение? Нужно привыкать терпеть, стараться не роптать, и, конечно, просить у Бога помощи. Если будем просить у Бога неотступно, то будет с нами по слову Христову: Если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у него (Мф. 7:11). А терпение и есть высшее благо.

Прошение о терпении угодно Господу, и Бог поможет каждому христианину, взывающему к Нему под тяжестью креста своего. Но просят помощи и злые люди, идущие путем греховным. Им Бог терпения не даст: это значило бы облегчать их темную, греховную жизнь. Им не даст, а добрым христианам, которые идут смиренно путем Христовым, Господь поможет, ведь, по слову апостола, верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы все могли перенести (1 Кор. 10:13).

Наше горе – ничто по сравнению с тем, что претерпел за нас Господь наш Иисус Христос. Поэтому нам надо много терпеть, ища утешения и взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собой поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими (Евр. 12:2–9).

Вот чем надо укрепляться, откуда можно без конца черпать терпение. Взирайте почаще на святой Крест, Спасителя, распятого на нем, и молитесь вместе со святым Ефремом Сириным: «Господи и Владыко живота моего, дух терпения даруй ми, рабу Твоему. Аминь».

Бог есть любовь

 

«Господи и Владыко живота моего! Дух любви даруй ми, рабу Твоему!» Мы просим о любви, которая есть исполнение всего закона, ибо если не имеем любви, то по слову святого апостола Павла мы медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13:1).

Даже если у нас есть дар пророчества, великие звания и вера, переставляющая горы, но нет любви – мы ничто. Величайшим примером любви для нас является Господь наш Иисус Христос. То, что Он говорил и совершал во дни своей земной жизни, а затем явил на Голгофе,– есть непрестанная проповедь о любви.

Значит, стяжать любовь – величайшая и основная задача нашей жизни, о чем мы должны просить всегда, настойчиво, постоянно, ибо наша цель – приблизиться к Богу и стать совершенными, как Отец Наш Небесный. Без любви мы бесконечно далеки от Бога.

Любовь это то, что культивировали в своем сердце все святые, что дается от Бога, как величайший дар Его благодати за исполнение заповедей Христовых.

Даже если человек родился с кротким сердцем, ему надлежит претерпеть весьма много и пройти крестный путь страданий, чтобы еще более ярким пламенем разгорелась любовь Христова в сердце его, чтобы еще больше умножить любовь, которая дана ему от рождения.

Особенно сильно были переполнены сердца людей любовью Христовой во времена апостолов, когда люди любили друг друга как братья, исполняя заповедь Христову. О них Господь мог сказать: Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35).

А теперь настало страшное время, о котором Господь, указывая на признаки Своего Второго Пришествия, сказал так: Тогда соблазнятся многие, и друг друга предадут, и возненавидят друг друга. И по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь (Мф. 24:10, 12). Это то, что терзает, раздирает сердца наши.

Невыносимо тяжко жить и видеть, что вместо любви Христовой свирепствует взаимная ненависть. Какой несказанный ужас мы пережили столь недавно, когда народ германский, исповедующий Христа в союзе с другими христианскими народами, творил такие злодеяния и надругательства над законом любви, каких мир не видел. Что осталось от закона любви в тех злодеях, которые закапывали детей и стариков живыми в землю, разбивали камнем головы новорожденных и истребляли десятки миллионов людей?

Что же нам делать и как нам быть? Любовь Христова должна сохраняться в сердцах малого Христова стада до Второго Пришествия Господа Иисуса Христа. Те ужасы жизни, неправды и попранной любви, которые мы видим ежедневно и ежечасно, должны побуждать нас к возгреванию в сердцах наших этого великого чувства.

Любовь дается только тем, кто исполняет заповеди христовы, идет, не сворачивая, по узкому пути страдания, что бы ни грозило. И если будем упорно и непрестанно идти к свету любви, то придем.

Но можно ли любить людей, которые ненавидят нас? Это возможно, хотя бы в небольшой мере. Жалость – вот одна из форм святой любви. Разве не должны мы жалеть всем сердцем людей, отвергших Христа и идущих по гибельному пути? Любить их чистой, полной любовью трудно, но жалеть – возможно, сокрушаясь сердцем, что эти несчастные на пути погибели.

На великого святого Серафима Саровского напали разбойники, избили его смертным боем, проломили череп, сломали ребра, так что он потерял сознание и несколько месяцев пролежал в монастырской больнице, пока не пришла Пресвятая Богородица и не исцелила его. Как же отнесся он к обидчикам? Она были пойманы, преданы суду, но преподобный Серафим упросил со слезами, чтобы их не наказывали и отпустили. Он жалел их, а следовательно любил.

Такую жалость проявляли многие святые. Так и сам Бог жалеет и терпит грешников. Вот один из примеров Божиего долготерпения. Некогда жил страшный разбойник Варвар, который убил более 300 человек. Но потом он принес Богу такое покаяние, что был не только прощен и возлюблен Господом, но и получил от Него дар чудотворения.

Пусть никто не говорит: как я могу любить тех, кто отравляет нашу жизнь и позорит русский народ? Нужно не проклинать, а жалеть этих людей, и тогда любовь Христова постепенно и незаметно проникнет в наши сердца. Человек, который всегда стремится угодить Богу: молится, смиряет свою плоть, старается помочь окружающим людям, обязательно стяжает это великое чувство и любовь Христова через край изольется в его сердце, как у преподобного Серафима на грешников, которые тысячами приходили к нему.

О такой любви и молите Бога словами святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух любви даруй мне, рабу Твоему!» И даст вам Бог дух любви!

 

Узри свое сердце

 

«Господи и Владыко живота моего! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!» Осуждение наших братьев – самая закоренелая наша привычка и важнейший из наших пороков. У нас нет привычки заниматься рассмотрением собственных прегрешений. Этим никто не занимается, кроме небольшого числа людей, полностью посвятивших себя Богу. Для них самое важное и основное занятие: они ищут нечистоту, грех в сердце своем. А когда находят, то усиленно стараются освободиться от него.

Осуждает людей тот, кто считает себя не заслуживающим осуждения и следит только за чужими грехами. Мы все подобны мухам, которые слетаются на гнойные раны, все внимание сосредотачивая на греховных язвах ближних и забывая о собственных.

Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1), сказал Господь Иисус Христос. – Не осуждайте никого, ибо каким судом судите, таким будете судимы. (Мф. 7:2). Чаще всего мы судим людей неправильно, несправедливо, ибо не знаем их сердца. Может быть, они уже покаялись в том, в чем мы их осудили, и Богом изглажен их грех. За это сами подлежим осуждению Божию.

Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7:2). Если мерим мерою полной, с добротой, снисходительно относясь к грехам наших ближних, – такою мерою и нам возмерит Господь и покроет наши грехи. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? (Мф. 7:3). Свои великие грехи не замечаем, а мелкие грехи брата своего видим!

Запомните слова апостола Павла: А ты, что осуждаешь брата своего? Или и ты, что унижаешь брата своего? Все мы предстанем на суд Христов (Рим. 14:10). Когда осуждаешь других, не вспоминаем и не замечаем, что сами виновны в том же. А ведь знаем, что Господь судит не только за совершенные преступления, за которые осуждаем ближних своих, но и за само осуждение: Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же (Рим. 2:3)?

Господь заповедал нам покаяние, а не осуждение других. Помните, как привели ко Господу женщину, взятую в прелюбодеянии, и спросили: «Учитель, Моисей повелел таких грешников побивать камнями. А Ты что скажешь?» Господь Иисус Христос не сразу ответил. Он сидел во дворе храма и что-то писал пальцем на песке. И лишь когда спросили Его вторично, дал удивительный ответ, Какой мог дать только Он: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». С великим стыдом, низко опустив головы, стали расходится один за другим книжники и фарисеи, которые считали себя праведниками. А Иисус, наконец, поднял голову и спросил: «Где же осуждающие тебя?» Женщина ответила: «Никто не осудил меня». – И Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши. (см. Ин. 8:4–11).

Какой удивительный запрет осуждения! Как ясно Господь сказал, что надо думать прежде всего и больше всего о своих грехах. Кто без греха, пусть первый бросит камень. Мы не без греха, значит, не смеем бросать камень осуждения в других.

Нужно помнить слова апостола Павла: Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14:4). Мы все предстанем на Суд Христов. Нужно думать об этом Суде над нами, а не заниматься чужими грехами.

Свят и важен закон любви. Но что делать, если видим человека явно согрешающего, заслуживающего осуждения? Мы должны воззвать к Богу словами псалмопевца: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140:3) и от души попросить Всевышнего за этого человека: «Господи, прости его». И тогда бес осуждения отойдет от нас, ибо бесы бегут от молитвы. Если же осудим, то бес останется, и тогда будет очень трудно избавиться от этого греха.

Откуда же берется бес осуждения? От гордости, оттого, что многие считают себя выше и лучше других. Часто мы осуждаем от зависти, восставая на тех, кто получил дары духовные и живет благочестиво, или дары материальные и живет в достатке и довольстве. Осуждаем мы так же от злобы, от ненависти, – оттого, что любви очень мало в сердцах наших. Осуждаем в силу просто укоренившейся привычки постоянно осуждать людей.

Эту привычку надо искоренить, не давая ей возрастать в нас, ловить себя на всяком осуждении. Остановив себя один-два раза, научимся воздерживаться и перестанем осуждать других, сосредоточив духовный взгляд на собственном сердце.

Так будем же стараться исполнять то, о чем просим в молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

 


[*] см. Кондак апостолам общий

[†] Память святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского († 431) Церковь празднует 23 января/5 февраля.

** Память святого Антония Великого († 356), основателя пустынножительства, Церковь празднует 17/30 января

[‡] См. Чин полунощницы

[§] Ефимий Зигабен – известный христианский ученый древности, время его жизни точно неизвестно. В конце IX века были найдены его толкования на Соборные послания, на Псалтирь.

** Евсевий (Памфил), епископ Кесарийский – христанский историк. Из его сочинений особенно известны «Церковная история» и «Жизнь Константина».

 

[**] Военная администрация США спровоцировала в 1945 г. гражданскую войну в Корее, в результате чего страна в 1948 г. оказалась разделенной на две части: Южную Корею и Северную Корею.

[††] Память святого преподобномученика и исповедника Стефана Нового († 767) Церковь празднует 28 ноября/ декабря.

[‡‡] Ареопаг – в Древних Афинах орган власти, осуществлявший контроль, суд и др. функции.

[§§] Макс Штирнер, настоящее имя Каспар Шмидт (1806–1856) – немецкий философ-младогегельянец, основатель антропософии.

** Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ, один из основателей так называемой философии жизни, исповедовал культ сильной личности, индивидуалистичесую идею сверхчеловека.

*** Песнь 8.

[***] Память святителя Питирима, епископа Тамбовского († 1698) Церковь совершает 28 июля/10 августа

[†††] Память преподобного Сампсона Странноприимца († ок. 530г.) Церковь празднует 27 июня/10 июля.

[‡‡‡] Память святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца (†1783) Церковь совершает 13/26 августа.

[§§§] Ф.П.Гааз (1780–1853) – главный врач московских тюрем (с 1828г.), добился улучшения содержания заключенных, организации тюремных больниц, школ для детей арестантов.

[****] Память святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского († 1108) Церковь празднует 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая и 14/27 мая

[††††] Цицерон Марк Туллий (106–43 до Р.Х.) – римский политический деятель, оратор и философ.

** Демокрит (род. ок. 470 или 460 до Р.Х., умер в глубокой старости) – древнегреческий философ-материалист из Фракии, один из основателей античной атомистики – учения о строении материи из атомов

*** Анаксагор из Клазомен в Малой Азии (ок. 500–428 до Р.Х.) – древнегреческий философ.

**** Эмпедокл из Агригента (ок. 490 – ок. 430 до Р.Х.) – древнегреческий философ, поэт, врач, политический деятель.

[‡‡‡‡] Кант Иммануил (1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии.

[§§§§] Память святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского († ок. 620) Церковь празднует 12/25 ноября.

** Память святителя Димитрия, митрополита Ростовского († 1709) Церковь празднует 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: