Экономическое содержание логистической инфраструктуры

ТЕМА 2 ИНФРАСТРУКТУРА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

До настоящего времени остается открытым для дискуссии вопрос о поэлементном составе инфраструктуры. При этом большинство авторов использовали различные подходы к определению состава инфраструктуры: от «классического», основанного на учете основных признаков и свойств инфраструктуры, до «интуитивных», не увязанных с основными функциями и особенностями, присущими инфраструктуре. При этом в рамках классического подхода выделяются «расширительная» и «ограничительная» точки зрения.

В первом случае инфраструктура рассматривается как гармоничная система, обеспечивающая полный комплекс условий эффективного функционирования общественного производства. В ее состав включаются практически все отрасли непроизводственной сферы национальной экономики, что объясняется «неосуществимостью разграничения инфраструктуры» и необходимостью рассмотрения ее места в экономике как единого и взаимообусловленного целого.

Во втором случае определение инфраструктуры ограничивает состав отраслевых элементов, входящих в инфраструктурный комплекс, кругом отраслей, обеспечивающих ускорение процесса движения продукции и информации, и включает: связь, транспорт, торговлю, дорожную сеть, и коммуникации и пр.

При этом подходе транспортную и логистическую инфраструктуру рассматривают как раздельно функционирующие отрасли.

В процессе развития экономики изменялся подход не только к пониманию сущности, но и к классификации инфраструктуры. Существуют различные точки зрения на состав и структуру инфраструктуры. Состав и структура, а также выбор места их расположения, классификация логистической инфраструктуры за последние десятилетия изучались в работах YeLi, XiaodongLiu, Wenjia Zhenga, Jenni Eckhardta, А.М. Гаджинского, В.П. Миронюка, В.Г. Булавко, Т.А. Прокофьевой.

Анализ зарубежной и отечественной научной литературы позволил выделить следующие квалификационные признаки: функциональный, отраслевой, территориальный, по формам собственности и по уровню развития.

В экономической литературе существуют следующие методологические подходы к определению сущности и содержания инфраструктуры:

•   функциональный (экономический) – инфраструктура определяется как особая совокупность организационных, производственных и социальных функций. Через функции появляется возможность раскрытия экономического содержания инфраструктуры;

•   отраслевой – инфраструктура определяется как совокупность отраслей хозяйствования, обеспечивающих общие условия общественного воспроизводства. Возникает вопрос о классификационном составе отраслей и подотраслей, входящих в инфраструктурный комплекс, с использованием множества оценочных критериев для их отнесения к инфраструктурным отраслям;

•   территориальный (региональный), выражающийся преимущественно в исследовании инфраструктуры в конкретных регионах страны (ее административных территориях и образованиях);

•   финансовый, связанный с решением вопроса о выявлении источников финансирования развития инфраструктуры (государственных или частных).

Экономическое содержание логистической инфраструктуры раскрывается через систему выполняемых операций:

•   управление запасами;

•   транспортировка;

•   складирование: погрузка и разгрузка, приемка, перемещение, укладка на хранение, выемка из мест хранения, упаковка, маркировка, а также ряд других операций.

По мнению Л. Чанковой логистическая инфраструктура включает транспортные, коммуникационные, складские и обслуживающие элементы, связанные с дополнительной обработкой товаров, с оказанием торговых, бытовых и административных услуг, которые обеспечены необходимыми ресурсами – природными, материально-техническими, информационными, человеческими, институциональными и финансовыми.

Объекты логистической инфраструктуры обосабливаются в три основные группы. К первой группе относятся объекты местного значения, чаще всего называемые логистическими парками или центрами, на территории которых концентрируются мощности для оказания определенного вида услуг, связанных с управлением товарными потоками отдельных фирм и их сетевых объединений. Вторая группа объектов (региональные логистические центры) осуществляет более полный комплекс логистических услуг на территории с хорошо развитой транспортной инфраструктурой и созданной информационной системой. Таким образом, создаются условия для более эффективного управления входящими и исходящими потоками различного вида продукции на национальном и региональном рынке. Третья группа объектов – международные логистические центры, которые представляют собой сконцентрированные на относительно большой территории комплексные инфраструктурные сооружения, построенные в непосредственной близости к важным объектам транспортной инфраструктуры (порты, аэропорты, железнодорожные узлы, интермодальные терминалы).

Для осуществления логистических процессов должны применяться разнообразные технические средства, которые образуют инфраструктуру логистических процессов. По данной причине возникает необходимость представления инфраструктуры логистических процессов в виде организационнотехнической системы, в качестве основного критерия оптимизации которой должна рассматриваться минимизация логистических затрат при обеспечении бесперебойности и надежности логистических процессов. При этом бесперебойность и надежность относятся к качеству логистических процессов. Более детальная классификация компонентов инфраструктуры логистических процессов разработана учеными Ч. Сковронек и З. Сариуш-Вольскими, она представлена на рисунке 1.

http://studopedia.su/7_52760_infrastruktura-logisticheskih-protsessov.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: