Компоненты инфраструктуры логистических процессов

 

По мнению С.Ю. Максимовой состав транспортной инфраструктуры рассматривается как объединение сферы производства, распределения, обращения и потребления в единую цепочку, обеспечение ускоренного оборота материальных, финансовых и информационных потоков в региональной экономике.

В состав транспортной инфраструктуры включают коммуникации различных видов транспорта:

•   транспортную сеть общего и необщего пользования всех видов транспорта;

•   подвижной состав всех видов транспорта, включая личный транспорт;

•   систему управления всеми видами транспорта;

•   трудовые ресурсы, занятые в этой сфере экономики;

•   транспортно-дорожные предприятия, поддерживающие и эксплуатирующие транспортную сеть видов транспорта;

•   автомобильные дороги, железнодорожные пути, подвесные и канатные дороги, монорельсовые и узкоколейные пути, внутренние судоходные пути, морские и воздушные пути сообщения, трубопроводы для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа и пр.

Другими словами, в транспортную инфраструктуру необходимо включать всю транспортную систему всех видов транспорта со всеми составляющими их частями и звеньями, а также всеми другими обслуживающими частями инфраструктуры народного хозяйства, работающими в сфере перемещения продукции или товаров от поставщиков до потребителей.

Транспорт и склад, традиционно связанные лишь отдельными операциями (погрузка, разгрузка), начинают приобретать тесные взаимозависимые связи. Формализация единой цели объединяет их деятельность для получения конечного результата. Их технологические процессы согласовываются до мелочей, что позволяет выполнять все работы по единому графику.

В настоящее время транспорт и, соответственно, транспортная инфраструктура в чистом виде не сможет обеспечить эффективность доставки грузов от грузоотправителя к конечному потребителю. Для этого транспортная система должна интегрироваться с логистической системой, что приводит к образованию транспортно-логистической инфраструктуры, которая обслуживается в рамках транспортно-логистической системы (ТЛС).

Таким образом, транспортная инфраструктура не сможет работать эффективно, если она не интегрируется в тесном взаимодействии с логистической инфраструктурой. Поэтому должна быть объединяющая основа, к которой можно отнести складские комплексы, логистические центры и парки.

Задачей транспортно-логистической инфраструктуры должно быть объединение сферы производства, распределения, обращения и потребления в единую цепочку, обеспечение ускоренного оборота материальных, финансовых и информационных потоков в региональной экономике.

В отличие от транспортного комплекса, решающего задачу перевозки по заданному маршруту конкретным видом транспорта, ТЛС выстраивает логистические цепочки для перевозки определенных категорий грузов по заданным цепочкам поставок. Отличительные особенности этих систем представлены в таблице 1.

 

ТЛС представляет собой систему элементов инфраструктуры, транспортных средств, транспортно-логистических организаций (компаний) и правил государственного регулирования, которая обеспечивает эффективное перемещение пассажиров и грузов и направлена на повышение конкурентоспособности, ускорение экономического развития и решение задач национальной безопасности страны.

Возникает два подхода к классификации транспортной и логистической инфраструктуры. В одних случаях, главную роль играет транспортная инфраструктура и туда же включают со второстепенной ролью логистические составляющие инфраструктуры (большинство стран СНГ), в других случаях, логистической инфраструктуре отводят главную роль и включают транспортную и логистическую составляющие на равных условиях (европейские страны).

Можно найти компромисс при рассмотрении вопроса классификации, четко разделив и включив в состав по функциональным признакам. Например, в состав транспортной инфраструктуры включить только техническую сторону (дороги, внутренние водные пути, порты, различные коммуникации, аэропорты и другие точки соединения разных видов транспорта и пр.), в состав логистической инфраструктуры – склады, тару и пр. Те объекты инфраструктуры, которые с равной степенью можно отнести как к транспортной, так и логистической инфраструктуре, включить в состав транспортно-логистической инфраструктуры (например, транспортно-логистический центр, грузовые или пассажирские терминалы и пр.) (рисунок 2).

 

Систематизируя существующие подходы к делению инфраструктуры, все многообразие транспортно-логистической инфраструктуры можно объединить по следующим признакам.

По масштабу: микрологистическая, мезологистическая, макрологистическая.

По степени участия ТМЦ в кругообороте: снабженческая, производственная, распределительная.

По функциональному признаку: терминальная, складская, транспортно-логистическая, контейнерная, логистические центры, логистические парки, распределительные центры, смешанная (транспорт-но-складская и пр.)

По объекту выполнения: транспортный узел, транспортный коридор, информационная, финансовая, таможенная инфраструктура.

По отраслевому признаку: торговая (оптовая, розничная, внешняя), производственная, транспортная, дорожная, правовая.

По пространственному признаку: локальная, городская, региональная, национальная, международная.

По признаку собственности: государственная, частная, иностранной собственности, смешанная. По признаку обслуживания: универсальная, специализированная.

По принадлежности к объекту: предприятия (транспортная, производственная, логистическая компания), объекты сервиса (вокзалы, СТО и пр.)

В качестве одной из основных задач транспортного обеспечения логистических систем, кроме управления транспортировкой, является складское обслуживание. В данном случае целью логистики в отношении товарных запасов выступает оптимизация запасов и потоков в пространстве и во времени одновременно по двум критериям:

•   доступность для реализации на оптовых складах и в магазинах максимально возможного ассортимента в достаточном количестве по каждой позиции с учетом возможных колебаний спроса;

•   повышение оборачиваемости товаров, т. е. снижение времени усредненного цикла между закупкой (производством) товара и его отгрузкой заказчику.

Управление запасами сводится к задаче восполнения складских остатков с целью максимальной реализации товаров.

Характеристики основных субъектов складских сетей отличаются в зависимости от компании, оказывающей складские услуги: логистические операторы или провайдеры логистических услуг.

С учетом отмеченных характеристик и реалий рынка складских услуг можно выделить следующие форматы складов:

•   складской комплекс;

•   логистический центр;

•   логистический парк.

Складской комплекс представляет собой комплекс складских помещений для хранения товаров и грузов, объединенных огороженной территорией или единым покрытием. На территории складского комплекса производятся операции по складской логистике, включающие содержание запасов, обеспечение их сохранности, рациональное размещение запасов по территории и площади склада, а также их учет и обновление.

Типовой набор услуг, предлагаемый складскими сетями в складских комплексах, включает следующие виды услуг: приемка товара клиента по количеству и качеству, размещение в ячейках адресного хранения на складе; комплектация заказов для отправки контрагентам клиента и их упаковка; кросс-докинговые операции (обработка грузов клиента без хранения); подготовка товарно-сопроводительных документов; маркировка грузов клиента; упаковка и переупаковка товаров клиента, подготовка продукции клиента к маркетинговым акциям; различные виды инвентаризации (выборочная, циклическая, полная); полный информационный сервис для клиента (учет любого вида – партионный, по срокам годности и т.п, оперативное информирование клиента о текущих остатках, отгрузках и приемке товара на складе; организация утилизации бракованного товара по распоряжению клиента; пломбировка транспорта, осуществляющего доставку товаров клиента.

Возможность реализации складских услуг, а также их качество во многом определяются классом складского помещения.

В современных условиях принято разделение складской недвижимости на классы А, В, С, D в зависимости от технико-экономических требований к складскому комплексу. Складские комплексы могут функционировать на всех классах складских площадей.

Логистический центр (транспортно-логистический центр) представляет собой специализированное предприятие, осуществляющее координацию логистического (складского и транспортного) обслуживания и информационного обеспечения, а также их контроль. В данных центрах осуществляется обработка и хранение грузов, предоставление услуг по таможенному оформлению грузов, оказание информационных, брокерских услуг, услуг по техническому обслуживанию транспортных средств и иных видов услуг.

Логистические центры распределения, в зависимости от выполняемых задач и функций, можно разделить на следующие категории:

•   международные логистические центры распределения (International Logistics Center of Distribution – LCD);

•   региональные логистические центры распределения (RLCD);

•   локальные логистические центры распределения (LLCD);

•   логистические торгово-распределительные центры (Trade Logistics Center of Distribution – TLCD);

•   центры логистических услуг (Center of Logistics Service CLS).

Логистический парк – это многофункциональное рыночное предприятие, объединяющее на единой платформе компании разных сфер деятельности и транспортные коммуникации, оказывающее комплекс услуг по хранению и обработке контейнерных и прочих грузов; обеспечивает перевалку грузов с одного вида транспорта на другой, а также включают комплекс услуг, позволяющих координировать деятельность всех участников рыночной цепочки и обеспечивать перемещение материальных потоков от первичного источника до конечного потребителя (координационное обслуживание потоков).

Логистические парки имеют мощную инфраструктуру, включая таможенные посты и парки автомобильного транспорта, экспедиционные фирмы, экспертные и финансовые организации, торговые объекты, связанные с обслуживанием данного формата, объекты информационного обеспечения, охранные агентства, предприятия питания и гостиничного бизнеса. Обязательным условием функционирования такого парка является возможность организации производства на территории данного предприятия, а также наличие автономной системы жизнеобеспечения.

Особенностью территориального расположения логистических парков является непосредственная близость к транспортным развязкам, железнодорожным станциям, портам и аэропортам, что обеспечивает возможность интеграции всех видов транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: