Сущность понятий «дополнительная» и «комплексная» образовательные программы

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ:

должно соответствовать:

—достижениям мировой культуры, культурно-национальным особенностям регионов;

—соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

—направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);

—современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преем­ственности, результативности); формах и методах обучения (актив­ных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

должно быть направлено:

— на создание условий для развития личности ребенка;

—развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

—обеспечение эмоционального благополучие ребенка;

—приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

—профилактику асоциального поведения;

—создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

—целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

— укрепление психического и физического здоровья детей;

— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать

—наименование образовательного учреждения;

—где, когда и кем утверждена и согласована дополнительная образовательная программа (утверждается программа управлением (отделом) образования городов и районов ДНР; согласовывается городским (районным) методическим кабинетом (центром) отдела (управления) образования);

—название дополнительной образовательной программы;

—возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

—срок реализации дополнительной образовательной программы;

—ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образова­тельной программы;

—название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

—год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрывать:

—направленность дополнительной образовательной программы;

—новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

—цель и задачи дополнительной образовательной программы;

—отличительные особенности данной дополнительной образо­вательной программы от уже существующих образовательных программ;

—возраст детей, участвующих в реализации данной дополни­тельной образовательной программы;

—сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

—формы и режим занятий;

—ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

—формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

—перечень разделов, тем;

—количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);

— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;

— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.

6. Список использованной литературы/.

Классификация образовательных программ

Классификация программ по степени авторства

Типовая (примерная) — программа, утверждённая Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики и рекомендованная для реализации по профилю той или иной образовательной области.

Модифицированная — программа, при разработке которой за основу берётся другая, сходная по содержанию, направлению деятельности образовательная программа (программы). Затем программа, взятая за основу, корректируется, адаптируется к конкретным условиям реализации, в неё могут вноситься следующие изменения:

—в объеме материала, в отборе тем, порядке их изучения, в распределении часов и др.;

—с учётом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей;

— в режим и временные параметры осуществления деятельности;

—с учётом нестандартности индивидуальных результатов обучения, воспитания и развития детей;

—в соответствии с жизненным и практическим опытом педагога, его позицией и собственным видением предмета, не затрагивая основ и принципиальных аспектов образовательного процесса.

Экспериментальная — программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Экспериментальная программа, план её реализации, ход апробации, методы и инструментарий диагностики должны пройти процедуру обсуждения и принятия методическим (экспертным) советом.

Авторская — программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. Авторская программа, рассмотренная методическим советом учреждения, должна содержать гипотезу и её концептуальное обоснование, быть актуальной и иметь не менее 70 % новизны в своем содержании. Статус авторской может быть присвоен образовательной программе, прошедшей через процедуру конкурса авторских программ.

Классификация программ по уровню освоения

Общекультурный уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.

Углубленный уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Профессионально-ориентированный уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.

Классификация программ по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности

Интегрированная программа. Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо. Главное — это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и педагогов, поиск пересечения интересов. Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться.

— интеграция — восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, процесс взаимосвязи и сближения;

— интеграция — это создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства на базе двух и более образовательных программ, при сохранении их уникальности и равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействия на обучающихся.

Интегрированные программы можно классифицировать:

Пакет документов интегрированной образовательной программы должен содержать:

—общую пояснительную записку для всех направлений, входящих, в интегрированный курс;

—план совместной деятельности в рамках заявленной интеграции (или учебный план);

—комплект дополнительных образовательных программ, входящих в интегрированную программу и написанных в соответствии с действующими Требованиями к программам дополнительного образования детей.

Комплексная программа — это совокупность самостоятельных образовательных программ, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач через 2-х и многопрофильное обучение (например, музыкально-хоровая студия, дошкольный образовательный комплекс и др.). В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги. В комплексных программах, как правило, ставятся цели и задачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения.

В пакете документов комплексной образовательной программы должны быть представлены:

• пояснительная записка комплексной программы, описывающая концептуальную модель, по которой происходит объединение дополнительных образовательных программ в единый комплекс, над-предметную цель и задачи, выделяющая элементы, которые подлежат наблюдению и оценке, описывающая специфику образовательных маршрутов обучающихся со всеми возможными вариантами и комментариями. Также в пояснительной записке комплексной программы могут прописываться:

— функциональная основа, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам;

— летние формы работы с обучающимися, характеристика и компоненты образовательной среды, необходимой для реализации программы;

—социальные связи, как составляющие среды;

—требуемое материально-техническое и кадровое обеспечение;

—учебный план (планы) комплексной образовательной про­граммы;

—комплект дополнительных образовательных программ, входящих в комплексную программу и написанных в соответствии с Требованиями к дополнительным образовательным программам. Цели и задачи комплексной программы должны быть согласованы с целями и задачами образовательных программ по каждому предмету, повторять или дополнять друг друга, выстраивая стратегические шаги, направленные на достижение общих целей.

Модульная программа — по способу организации своего содержания составлена из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: