Особенность содержания и структуры дополнительной образовательной программы

I. На титульном листе рекомендуется указывать:

· полное наименование образовательной организации с указанием географической принадлежности;

· где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;

· наименование дополнительной общеобразовательной программы;

· возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;

· срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;

· ФИО, должность разработчиков (составителей) дополнительной общеобразовательной программы;

· название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;

· год разработки дополнительной общеобразовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная программа – это нормативный документ, характеризующий специфику и фиксирующий определенный объем содержания образования (принадлежащего к некоторой сфере деятельности или образовательной области), предназначенного для освоения детьми и подростками в течение заданного периода времени. И как любой нормативный документ программа должна оформляться в соответствии с требованиями нормативной документации.

Программа считается принятой к работе в образовательной организации с момента ее утверждения приказом руководителя, что отражается в грифе утверждения программы на титульном листе с указанием даты и номера приказа. Образец оформления титульного приведен в Приложении 1.

II. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:

· направленность дополнительной общеобразовательной программы;

· новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

· цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;

· отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;

· возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы;

· сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

· формы и режим занятий;

· ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

· формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и пр.).

К примеру, общая цель: содействие развитию социально активной, творческой, успешной личности в условиях деятельности редакции детского издания.

Цель первого года обучения: содействие развитию у юного журналиста деятельностной компетенции через погружение в работу детской редакции и знакомство с основами журналистики.

Цель второго года: создание условий для развития у юного журналиста коммуникативной компетенции посредством расширения социальных связей и создание ситуации успеха в роли члена редакции.

Цель программы третьего года: содействие развитию у обучающихся личностных компетенций в условиях самостоятельной работы в роли редактора (сменного редактора) детского, подростково-молодежного издания.

Цель программы четвертого года обучения: создание условий для развития у обучающихся социальной компетенции, их самоопределения и самореализации в культурной, социальной и профессионально-журналистской среде города и края.

Цель пятого года: создание условий для творческой самореализации обучающихся в культурной, социальной и профессионально-журналистской среде города, края и РФ, их профессионально-личностного самоопределения.

Задач в программе должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели. Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы.

Сформулировать задачу – значит указать направленность усилий педагога на получение «образа результата» к фиксированному сроку времени (цели).

Рекомендуем помнить, что задачи программы дополнительного образования детей охватывают не только и не столько обучение (трансляцию знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, изучение конкретного предметно-информационного материала, ознакомление с основами науки), сколько деятельность по вовлечению их в творческую, поисково-исследовательскую деятельность, активное общение, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, сознательное расширение своего багажа знаний, потенциала способностей и потребностей.

Отличительные особенности. В данном разделе следует обосновать своеобразие программы, принципы отбора содержания, ключевые понятия, указать, чем программа отличается от уже существующих в данном направлении. Отличия могут быть и в постановке образовательных задач, и в построении учебно-тематического плана, и в содержании занятий, и в использованной разработчиком литературе, и в изложенных основных идеях, на которых базируется программа. Соответственно, педагог должен владеть информацией, иметь широкий кругозор по имеющейся литературе по данному виду деятельности. Данный раздел пояснительной записки может быть логически объединен с разделом «Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность».

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы. В данном разделе дается характеристика возрастно-психологических особенностей обучающихся, обосновываются принципы формирования групп, количество обучающихся в группе (Приложение №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПиН 2.4.4.3172-14). Разработчику программы необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена дополнительная общеобразовательная программа:

· пол

· возраст

· степень предварительной подготовки

· предполагаемый состав групп одновозрастные или разновозрастные)

· уровень образования

· степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области

· наличие способностей

· физическое здоровье детей и т.д., то есть указать характерные особенности детей, которые будут учитываться при наборе для обучения.

Сроки реализации программы. В данном разделе пояснительной записки указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. Могут быть выделены этапы, определен уровень программы. Допускается вариативность продолжительности реализации программы на любом году обучения. Такая вариативность обучения обосновывается, при этом указывается необходимость этой вариативности для обучающихся. Например, продолжительность обучения на 1 году может составлять 72 часа, или 108 часов, или 144 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, от физического уровня или интеллектуального уровня готовности обучающихся к освоению программы и пр. При этом, уровень подготовки обучающихся может определяться по результатам педагогической диагностики как при первичном наборе в состав группы, так и в процессе обучения по программе.

Реализуемые на ознакомительном уровне дополнительные общеобразовательные программы создают условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлены на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей.

Дополнительные общеобразовательные программы базового уровня направлены на освоение определённого вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным дисциплинам; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей.

Углубленный уровень включает программы, предполагающие выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения обучающихся. Происходит обучение в процессе участия в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности. Данный уровень ориентирован на развитие и профессиональное становление личности.

Под «интенсивами» следует понимать такую форму реализации дополнительной общеобразовательной программы, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта. Организационными формами реализации интенсивов могут быть временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий: поисковые и научные исследования, праздники, проекты, акции, многодневные походы, экскурсионные поездки, экспедиции и пр.

Модульно-блочный принцип построения дополнительной общеобразовательной программы предполагает составление программы из независимых целостных блоков. При этом образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании (по уровню освоения, содержанию), затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности.

Таким образом, срок реализации программы будет зависеть от уровня программы, от формата реализации, принципа построения программы, от направленности и от сложности поставленной цели.

Форма и режим занятий. В данном разделе пояснительной записки указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта), продолжительность учебного часа и времени на отдых, а также формы организации деятельности обучающихся.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. №1008). Возможные формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, работа по звеньям, в микрогруппах, парах и т.д.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. (Если педагог поставил задачу «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать»). В данном разделе необходимо охарактеризовать предметные, личностные и метапредметные результаты; разработать систему оценки предметных, личностных и метапредметных результатов обучения и динамики личностного развития. Результаты формулируются четко и конкретно: перечисляются приобретаемые знания, умения и качества личности обучающегося. Кроме того, необходимо определить, как обучающиеся будут демонстрировать приобретенные знания и умения по программе и свои достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: