Русская диалектология. 12 страница

160. Вы­пи­ши­те лич­ные фор­мы гла­го­лов. Оп­ре­де­ли­те тип спря­же­ния. Объ­яс­ни­те слу­чаи эти­мо­ло­ги­че­ски не обу­слов­лен­но­го по­яв­ле­ния удар­ных [о] и [а] в ос­но­ве на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Как свя­за­на эта осо­бен­ность с ха­рак­те­ром без­удар­но­го во­ка­лиз­ма?

Jе́жълʼи дʼе́нʼɣʼи нʼи уп­ло́тʼим, хлʼе́п нʼи адаjо́ц̄ъ. Таɣда́ на­ло́жутʼ жэ́рдʼи и са­ло́мы на­во́лʼутʼ. (Ли­пецк.) До́рʼутʼ, нъпрʼимʼе́р, свʼакро́вʼjи ру­ба́ху. (Бел­го­род.) Дʼе́нʼах пло́тʼутʼ мно́ɣъ, у ка́ждъвъ му­жу­ка́ ма­шы́на илʼи мъта­цы́кла. И къда́ их то́ш̄ыш с пʼачʼи́, ду́жа ха­ро́ш за́пъх. (Ка­луж.) Да­ва́j, ка­во́ хо́ш ад­бро́нʼу. Ры́бу о́н ла́вʼитʼ смалʼе́чʼку, дъ вот ш̄ʼа́с мо́чʼ пла­ха́jа. (Ряз.)

Фор­мы ин­фи­ни­ти­ва

В се­вер­ных го­во­рах фор­мы ин­фи­ни­ти­ва об­ра­зу­ют­ся с окон­ча­ния­ми -тʼ, ‑чʼ при уда­ре­нии на ос­но­ве (ра­бо́та тʼ, клас тʼ, стри чʼ) и с окон­ча­ния­ми -ти, ‑чи при уда­ре­нии на глас­ном суф­фик­са (не­с ти́, пек ­чи́ или пек ­ти́). В ар­хаи­че­ских се­вер­ных го­во­рах -ти, -чи мо­гут упот­реб­лять­ся не­за­ви­си­мо от мес­та уда­ре­ния (ра­бо́та ти, кла́с ти, стри́ чи, пек ­чи́ или пек ­ти́).

В юж­ных го­во­рах пре­об­ла­да­ют фор­мы с окон­ча­ния­ми -тʼ, -чʼ при уда­ре­нии на ос­но­ве (ра­бо́та тʼ, клас тʼ, стри чʼ, пе чʼ).

161. Ус­та­но­ви­те, с по­мо­щью ка­ких окон­ча­ний об­ра­зу­ют­ся фор­мы ин­фи­ни­ти­ва в го­во­рах раз­ных ти­пов. Как свя­за­но рас­пре­де­ле­ние окон­ча­ний с ме­стом уда­ре­ния (на ос­но­ве гла­го­ла, на окон­ча­нии)?

1. Стʼира́тʼ, за­болʼе́тʼ, вʼа́нутʼ, jе́хатʼ; ш̄ыбʼи́тʼ, по­па́сʼ, вы́прʼасʼ, класʼ; итʼтʼи́, весʼтʼи́, росʼтʼи́, грʼесʼтʼи́; пʼекчʼи́, бʼерʼекчʼи́, смокчʼи́, отсʼекчʼи́. (Ка­рел.)

2. Иг­ра́тʼ, обу́тʼ, фстатʼ, на­кла́сʼтʼ, уп­лы́тʼ, умʼерʼе́тʼ; доjтʼи́, подмʼесʼтʼи́, спасʼтʼи́, росʼтʼи́, пʼектʼи́, жэктʼи́, затʼектʼи́, скрʼептʼи́, по­моктʼи́. (Ко­ст­ром.)

3. Бро́сʼитʼи, ста́вʼитʼи; кормʼи́тʼи, ос­та́вʼитʼи; прʼе́сʼтʼи, пʼерʼелʼе́сʼтʼи; мʼесʼтʼи́, нʼесʼтʼи́, грʼесʼтʼи́; сʼекчʼи́, во­локчʼи́, бʼерʼекчʼи́сʼ. (Вятск.)

4. Брʼиха́тʼ, тъска́тʼ, па­ло́тʼ; плы́тʼ; за­шыбʼи́тʼ; кла́сʼтʼ, взлʼе́сʼтʼ, плʼе́сʼтʼ, цвʼе́сʼтʼ, вы́скрʼесʼтʼ; сʼечʼ, спʼечʼ, пъта­ло́чʼ; идʼи́тʼ, пайдʼи́тʼ. (Ка­луж.)

162. Вы­пи­ши­те фор­мы ин­фи­ни­ти­ва, оха­рак­те­ри­зуй­те мо­дель, по ко­то­рой об­ра­зу­ют­ся эти фор­мы в се­вер­ных и юж­ных го­во­рах (окон­ча­ние, ме­сто уда­ре­ния). Ка­кая из двух мо­де­лей яв­ля­ет­ся ар­хаи­че­ской, вос­хо­дя­щей к древ­не­рус­ско­му язы­ку?

1. Мо́жот, кто́ кʼи́слоjо мо­ло­ко́ jе́сʼтʼи бу́дʼот? (Во­лог.) Што́ ты, от вы́тʼи до вы́тʼи тʼерпʼе́тʼ нʼе мо́жэш, опʼа́тʼ jи́сʼтʼи хо́чʼош. Мʼиха́jловна, за́фтрʼе поjдʼо́ш лʼи к на́м кар­то́фʼелʼи ко­па́тʼи? (Вятск.) Бо́лʼе лʼи́хо ста́ло пʼе́чʼку топʼи́тʼи. Вот ку́рушкʼи-то ста́лʼи ху́до кла́сʼтʼи. Сʼа́дут прʼе́сʼтʼи да поjу́т. Утʼерʼа́цʼа мо́жэт, про­па́сʼтʼи. А нʼе́т, нʼе́т, тʼебʼе́ лʼе́сом но́нʼцʼе нʼе по­па́сʼтʼи, ты́ нʼе за́рʼсʼа. Нʼемо́жно, грʼа́т, по­па́сʼтʼи, бʼерʼега́-то подjе́lо, дак под­мы­ва́jот. Го­до́ф во́сʼемʼ на­за́т прʼиjежа́л, на́дʼ бы­ло скла́сʼтʼисʼ [с же­ной]. (Арх.)

2. Кто́ сʼибʼе́ за­ду́мъитʼ павʼе́сʼтʼ хъра­шо́, то усʼаму́ на­ву́чʼитца. (Брян.) Зва́л мʼинʼа́ ɣ ба́пкʼи, а jа́ ɣъварʼу́, што нʼичʼо́ɣа нʼе́ту ɣ ба́пкʼи вʼе́сʼ. Да́жа старʼикʼи́ нʼи сумʼе́jутʼ спрʼе́сʼ. (Ка­луж.) У балнʼи́цу на́да вʼе́сʼтʼ. Бу́дутʼ дʼе́фкʼи вʼанкʼи́ плʼе́сʼтʼ из бʼирʼо́скʼи. Бу­ва́лачʼа спʼашы́м к пра́зʼнʼику пъбʼалʼи́тʼ ха́ты, падмʼе́сʼтʼ. Кар­то́шка нʼи бу́дʼитʼ ро́сʼтʼ. (Курск.) Зʼдʼе́сʼ иш̄ʼь мо́жнъ брʼе́сʼтʼ. Шшʼа́с сʼвʼе́жъвъ мʼа́съ нʼика́к блʼу́сʼтʼ нʼалʼзʼа́. Анʼи́ събралʼи́сʼ, но́шу мнʼе́ на­бра́лʼи как нʼе́сʼтʼ [столь­ко, сколь­ко воз­мож­но до­не­сти], jа́ и паш­ла́. (Ряз.) Съпаɣʼи́ зъ въра­та́ шы­ба́лʼи, а рʼабʼа́ты чʼалʼа́тʼ унʼе́сʼтʼ. (Ли­пецк.)

163. Вы­пи­ши­те фор­мы ин­фи­ни­ти­ва гла­го­лов с ос­но­вой на зад­нея­зыч­ный со­глас­ный, вы­де­ли­те в них ос­но­ву и окон­ча­ние. Оха­рак­те­ри­зуй­те мо­дель, по ко­то­рой об­ра­зо­ва­ны эти фор­мы в се­вер­ных и юж­ных го­во­рах. Сколь­ко ос­нов име­ют гла­го­лы на зад­нея­зыч­ный со­глас­ный в го­во­рах двух ти­пов?

1. Нʼе одʼи́тʼ, нʼе обоlокцʼи́, не могlа́ пlатка́ наlожы́тʼ, накʼида́тʼ. То́дʼелʼныjе jа́ш̄ʼикʼи изlа́жэны, вро́дʼе ко­ры́тʼечʼкʼа, штоп со́к нʼе мо́к вы́тʼекчʼи. (Вятск.) Вра́цʼ нʼицʼо́ нʼе ска­за́л, вʼелʼе́л раз­бо­локчʼи́сʼ. (Во­лог.) О́j, лʼе́шыj тʼебʼа́ занʼо́с, на́тʼ бы́ло бʼерʼекцʼи́сʼ. Ма́ло онʼи́ толʼко прошлʼи́, и jа́ – бʼекчʼи́. Ска́жут, на́тʼ за рʼибʼа́тамʼи во­локчʼи́сʼ, а jа́ ма́лʼенʼка, нʼе поспʼева́jу. На́до вы́толкчʼи [яго­ды] та́к, бʼес са́хару. Мо­ло­ды́ ны́нʼцʼе нʼе вы́сʼекут, на́тʼ сʼе́кцʼи ко́рʼенʼ. Сʼо́ цʼо́-то на́тʼ пекцʼи́. (Арх.)

2. Паɣнала́ ана́ ка­ро́ф стʼерʼе́чʼ. (Во­ро­неж.) Дъ па­па́л прʼа́ма на ма́лъɣа, хто́ пъджыɣа́л, а jо́н бʼе́чʼ. (Ка­луж.) Jе́та табʼе́ нʼи ɣалава́ ку́рʼицы атсʼе́чʼ. Кто́ лъшадʼе́j вʼилʼе́л атпрʼе́чʼ? (Там­бов.) За стру́п бʼару́тʼ с̄ʼе́чʼ чʼаты́рʼи с пълавʼи́наj [ты­ся­чи]. (Ряз.) Мъладʼе́ш у ɣо́рат пъуjе́хълʼи, чʼиɣо́ш мъладʼе́жы нʼа бʼе́чʼ у ɣо́рат. (Бел­го­род.) Нʼе́цым мнʼе ва́с бʼирʼе́цʼ, уга­ш̄а́тʼ па-ва́шаму. На́да за дво́р вы́валач, штоп ту́т нʼи ванʼа́ла. (Псков.)

164. Вы­пи­ши­те фор­мы ин­фи­ни­ти­ва с кор­нем ид-, оп­ре­де­ли­те их мор­фем­ное строе­ние. Объ­яс­ни­те, как воз­ник­ли эти фор­мы в рус­ских го­во­рах?

Ит̄ʼи́тʼ стрʼо́кнутʼ ко­ро́ва и по­пои́тʼ бычʼка́. (Новг.) Мо́жа, хош на сту́жу вы́т̄ʼитʼ? (Псков.) Къманʼдʼи́р прʼикъза́л идʼи́тʼ упʼарʼо́т, а друɣʼи́м ту́т дабʼи́тʼ. (Смо­лен.) А мы́ – чʼе́м ф цэ́рʼкву итʼи́тʼ, лу́ч̄ʼи вы́дʼитʼ ф къраɣо́т пъсудʼи́тʼ. А сулʼи́ц̄ъ ана́, ма́тʼ-та, прʼидʼи́тʼ. Шшʼа́с пърасʼа́ты, па­ко́с, ад два­ра́ нʼика́к атаjтʼи́тʼ нʼивазмо́жна, нʼилʼзʼа́. (Ряз.) За́фтра касʼи́тʼ идʼи́тʼ, а ка­сы́ нʼе́ту. (Ка­луж.) Хлʼе́бушка на́м нʼи во́зʼутʼ, на́да итʼи́тʼ у маɣазʼи́н, а во́н [он] далʼо́ка. (Курск.)

Ти­пы спря­же­ний. Фор­мы на­стоя­ще­го
и про­сто­го бу­ду­ще­го вре­ме­ни

Гла­го­лы I и II спр. с удар­ны­ми окон­ча­ния­ми про­ти­во­пос­тав­ле­ны друг дру­гу во всех го­во­рах: идʼо́ш – спʼи́ш, идʼо́м – спʼи́м.

Гла­го­лы с уда­ре­ни­ем на ос­но­ве в акаю­щих го­во­рах объ­е­ди­ня­ют­ся в «об­щее» спря­же­ние, так как флек­сии I и II спр. в них не­про­ти­во­пос­тав­ле­ны: зна́иш, хо́дʼиш, зна́им, хо́дʼим, зна́jут, хо́дʼут.

В окаю­щих го­во­рах гла­го­лы I и II спр. раз­ли­ча­ют­ся и при без­удар­но­сти окон­ча­ния.

В вос­точ­ных сред­не­рус­ских го­во­рах гла­го­лы на -аj, -еj, -оj мо­гут иметь осо­бые флек­сии и об­ра­зо­вы­вать III спр.: знаj-у, зна-ш, зна-т, зна-м, зна-те, знаj-ут, дум-у, ду­ма-ш, ду­ма-т, ду­ма-м, ду­ма-те, дум-ут.

165. Про­ана­ли­зи­руй­те гла­голь­ные фор­мы 3-го л. ед. и мн. ч. на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Ус­та­но­ви­те за­ви­си­мость окон­ча­ний от ти­па спря­же­ния и мес­та уда­ре­ния (на ос­но­ве, на флек­сии). Най­ди­те при­ме­ры не­раз­ли­че­ния форм I и II спр. и дай­те им объ­яс­не­ние.

1. Бʼирʼе́тʼ, атнʼисʼе́тʼ, кладʼе́тʼ, забʼjе́тʼ, пʼjе́тʼ; рас­ту́тʼ, въла­ку́тʼ, даjу́тʼ, ɣрʼабу́тʼ, за­ву́тʼ. – Стучʼи́тʼ, лʼажы́тʼ, стаи́тʼ, ɣарʼи́тʼ, шумʼи́тʼ; стыjа́тʼ, ɣъварʼа́тʼ, вʼисʼа́тʼ, лʼитʼа́тʼ, зърʼидʼа́тʼ.

2. Ɣи́бнʼитʼ, рʼе́жытʼ, тʼа́нʼитʼ, и́ш̄ʼитʼ, бу́дʼитʼ; вʼа́жутʼ, фстрʼе́нутʼ, jе́дутʼ, па́хнутʼ, па­до́хнутʼ. – Хо́дʼитʼ, ко́сʼитʼ, во́зʼитʼ, ɣру́зʼитʼ, то́пʼитʼ; во́зʼутʼ, пад­но́сʼутʼ, тра́вʼутʼ, ва́рʼутʼ, заɣо́нʼутʼ. (Ка­луж.)

166. Вы­пи­ши­те гла­го­лы в фор­мах на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Оди­на­ко­вы ли ус­ло­вия раз­ли­че­ния гла­го­лов I и II спр. (глас­ный окон­ча­ния, ме­сто уда­ре­ния) в двух ти­пах го­во­ров? Ка­кие гла­голь­ные фор­мы не про­ти­во­пос­тав­ле­ны по ти­пу спря­же­ния в юж­ном го­во­ре? Как свя­за­но это яв­ле­ние с фо­не­ти­кой го­во­ра?

1. Она́ [не­вес­та] там пла́цʼчʼет, што нʼе за лʼу́бого вы­да­ва́jут за́муш. Она́ не смʼе́jет бʼез оц̄ʼа́ ит̄ʼи́. Она́ jему́ го­ворʼи́т: «Прʼиjежа́jтʼе к на́м в дʼерʼе́внʼу, мо́жэт jа убʼежу́ ка́к-нʼитʼ». А ма́цʼчʼеха спра́шыват: «А гдʼе́ ш у на́с По́лʼка?» А нʼевʼе́сʼтʼе прʼихо́дʼица фстрʼе́ту бра́ту по­па­да́тʼ. (Ка­рел.)

2.Адбʼе́лʼиватʼ jаɣо́ мы́ вът хадʼи́лʼи. Паjдʼе́ш, в во́ду ку­на́иш, рас̄ʼтʼила́иш. Ну, та́м jаɣо́ пъка­ло́тʼиш, патрʼе́пʼиш. У на́с такʼи́jа валʼкʼи́, балʼшы́jа. Ну, о́н здʼе́лаица бʼе́лъj-бʼе́лъj, прʼа́м как вы́ткʼиш, и паjдʼе́ш, па́рʼиш jаɣо́, кипʼатʼи́ш, скъза́тʼ, и jо́н пълучʼа́ица бʼе́лаj. (Курск.)

167. Вы­пи­ши­те гла­голь­ные фор­мы 3-го л. ед. и мн. ч. на­стоя­ще­го вре­ме­ни, рас­пре­де­ли­те их по ти­пам спря­же­ния. Ус­та­но­ви­те за­ви­си­мость ти­па спря­же­ния от мес­та уда­ре­ния в юж­но­рус­ских го­во­рах. К ка­ко­му спря­же­нию от­но­сят­ся фор­мы с без­удар­ны­ми окон­ча­ния­ми?

1. Е́тъ у на́с на­шэ́сʼтʼ, да ху́ш ы насʼе́сʼтʼ, и та́к ска́жутʼ. И ум­ру́ та́м, и та́м мʼинʼе́ сха­ро́нʼутʼ бо́знътʼ идʼе́ – нʼе́т, нʼи́ паjе́ду. Ды на­ро́т фсʼо́ прʼихва́стываjутʼ. Анʼи́ по́внʼутʼ, а jа́ уш пъза­бы́ла. А друɣʼи́jи ɣо́нʼутца, што­бы у нʼе́j рʼибʼо́нак нʼи хадʼи́л ɣрʼа́знаj. И па па­ко́jнʼику фсʼо́ ɣъласʼа́тʼ. Во́т къмарʼи́ то́ка, паɣу́жъваjутʼ нʼамно́ɣъ. Ɣлʼадʼи́, jаму́ тʼипʼе́рʼ на­му́тʼутʼ, и он ту­ды́ паjе́дʼитʼ. Скасʼи́тʼ-та ско́сʼутʼ, а ɣрʼе́сʼтʼ-та на́датʼ – е́та дʼе́фʼкʼи хо́дʼутʼ. Ва́нʼкʼу …ста́вʼутʼ пръдаф­цо́м, а Ма́нʼкʼа нʼи вʼалʼи́тʼ. Дра­ва́ ста­но́вʼутʼ ку́чʼиj, ку́чʼиj. Ку́пʼутʼ-тъ анʼи́ jаво́ [дом] ку́пʼутʼ, дъ та́м нʼе́ɣдʼи jаво́ стънавʼи́тʼ. (Ряз.)

2. Ана́ сʼ нʼи́м ɣута́рʼитʼ, а jа́ балʼша́jа ча́сʼ малчʼу́. Нʼамо́j и нʼаму́jу вʼзʼа́л, а рʼибʼо́нък ɣута́рʼитʼ, та­ка́jа рʼачʼи́стъjъ. Анʼи́ нʼа та́к ɣута́рʼутʼ, нʼа та́к пʼе́сʼнʼи паjу́тʼ. Хътʼ рʼе́тка, но ɣута́рʼутʼ jе́ту сло́ву. Пънасʼе́рткʼи ана́ бо́знътʼ чʼаво́ на­ка́жытʼ. Адʼи́н мнʼе ɣру́бнава сло́ва нʼи ка́жытʼ, а пъ жанʼе́ нʼи пры­жывʼе́ш, анʼи́ чʼо́рʼтʼи чʼаво́ нʼи на­ка́жутʼ. Ды тʼипʼе́рʼ на­ка́жутʼ, лʼиш слу́хаj. (Ряз.)

168. Вы­пи­ши­те лич­ные фор­мы гла­го­лов на­стоя­ще­го вре­ме­ни, вы­де­ли­те в них ос­но­ву и окон­ча­ние. К ка­ко­му ти­пу спря­же­ния от­но­сят­ся эти гла­го­лы?

Што́ ты рʼису́ш? Чʼе́м тор­гу́тʼе? Кры́шу ско́ръ по­кро́т. Вы фсʼо́ умʼе́тʼе.

169. Вы­пи­ши­те фор­мы гла­го­лов на­стоя­ще­го вре­ме­ни. При­ве­ди­те до­ка­за­тель­ст­ва в поль­зу вы­де­ле­ния III спр. в дан­ных го­во­рах. Ка­ко­ва тер­ри­то­рия рас­про­стра­не­ния III спр. гла­го­лов?

1. Мо­лотʼи́лʼи цэ­па́мʼи, па́лка кру́глъjа та­ка́jа, цэпнʼи́к ды­бо́выj он, на кон­цэ́ воз­вы́шэн̄аj. А болʼша́jа-тъ па́лка [руч­ка це­па] за­бы́л ка́к на­зы­ва́ц̄а. Опа́шкʼи бы́лʼи, посʼерʼо́ткʼе лʼе́мʼох, два́ кры­ла́ [от­ва­ла], на о́бʼе сто́роны от­ва́лʼиват. Овʼо́с косʼи́лʼи, ко­са́ бы­ла́ з гра́бʼелʼцамʼи. Онʼи́ то́нкʼиjе, косʼи́т и прʼива́лʼиват ко­со́j. Рубʼи́лʼи па́узʼи, из бʼерʼо́зы. Прʼитʼа́гʼивут па́узʼи, што́бы вʼе́тром нʼе зду­ва́лъ. (Влад.)

2. Jа та́к ду́му, што лу́чша на́шово нʼигдʼе́ и нʼе́ту. Онʼи́ пло́хо ро­бо́тут, гла­за́ п нʼи смотрʼе́лʼи. (Твер.)

170. Вы­пи­ши­те фор­мы гла­го­лов на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Рас­пре­де­ли­те их по ти­пам спря­же­ния. Ука­жи­те, ка­кая фо­не­ти­че­ская за­ко­но­мер­ность вы­зы­ва­ет из­ме­не­ния в гла­голь­ных фор­мах. По­че­му эти из­ме­не­ния не да­ют ос­но­ва­ний для вы­де­ле­ния III спр. гла­го­лов? Как на­зы­ва­ют­ся по­доб­ные гла­голь­ные фор­мы? На ка­кой тер­ри­то­рии они пред­став­ле­ны? (См. ДА­РЯ, вып. II, кар­та № 89).

1. Зʼимо́j у на́с намʼета́ат вы́шэ из­бы́ снʼе́гу, нʼичʼо́ нʼи здʼе́лаш. Ко­то́ры дʼерʼе́вʼjа ло́мʼит снʼе́гом. Выгрʼеба́им гдʼе́ занʼесʼо́т. (Вятск.)

2. Софсʼе́м нʼе зна́м, ф ка­ко́j сто­ронʼе́ и до­ро́га. Прʼимʼецʼе́лʼи до­ро́гу-ту. Да ка́г з до­ро́гʼи-то ста́нʼим сво­ра́цʼиватʼ, дак на­ло­ма́эм да вʼе́тоцʼок э́тʼих пру́тышкоф на­ло­ма́эм. Дак на э́тʼи су­шы́нкʼи-то бу­ма́гʼи-то бʼе́лоj налʼи́пʼим, дак w бо­ло́тʼе-то далʼо́ко бʼилʼи́ит вʼи́дно. (Арх.)

171. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти об­ра­зо­ва­ния форм гла­го­лов не­те­ма­ти­че­ско­го спря­же­ния. Вы­де­ли­те ар­хаи­че­ские фор­мы и фор­мы, яв­ляю­щие­ся но­во­об­ра­зо­ва­ния­ми.

1. Да́м скʼипʼе́тʼ, па­то́м на­кры́jу. Мо́жэ, бо́жэнʼка дасʼи́ до́ждʼика. Зʼимо́j ка­ро́вʼе сʼе́на дасʼи́, бу­ра́к дасʼи́, jачʼмʼе́нʼ растʼо́тʼ, са­ло́мы дасʼи́. Да́сʼтʼиш тʼо́тʼи Шу́ры э́ту бу­ма́шку. Нʼа да́сʼтʼилʼи дʼе́нʼик мнʼе́, ба́бушка? Зʼимо́j лʼо́т хо́дʼит, да́сʼтʼит трʼе́шʼину. На­ро́т да́сʼтʼит иму́ зʼамлʼи́. Аны́ [пар­ни] прʼиду́т, мы́ им мʼаста́ дадʼи́м. Нʼапра́вʼилʼна паjду́, таг да­ду́т, бы­ва́ла. У нʼаво́ дʼитʼе́j нʼе́т – бʼиздʼе́тныj, ка­ко́jа жэ дру­го́jа сло́ва да́сʼтʼи?

2. То́лʼка ма­ла­ко́м jа и ды́хаjу, то́лʼка jаво́ и jе́м. То́нкʼиjе кʼи́шкʼи ад̄асʼи́ жы­ва­та́м, а са́ла ɣдʼе́ jе́сʼ, сам jасʼи́. Чʼево́ ты мъла­ко́ нʼи jе́сʼтʼиш? Мʼе́лкаjа маш­ка­ра́ лʼи́сʼтʼикʼи jе́сʼтʼит.

3. Мы́ с То́нʼкаj рʼе́тка чаj jадʼи́м, ка­гда́ здрʼа́мʼиц̄а. Ка­пу́сʼнʼикʼи ба́бочʼкʼи на ка­пу́сту лʼета́jут, jеду́т jеjо́. Да­ва́jтʼи jе́сʼтʼитʼ, а то ужэ́ по́зна. (Псков.)

Ва­ри­ан­ты лич­ных окон­ча­ний

Го­во­ры раз­ли­ча­ют­ся фо­нем­ным со­ста­вом окон­ча­ний лич­ных форм гла­го­ла.

1. В фор­мах 3-го л. ед. и мн. ч. в се­вер­ных го­во­рах пред­став­ле­на фо­не­ма /т/: идё[т], спи[т], иду́[т], спя[т], в юж­ных – /тʼ/: идё[тʼ], спи[тʼ], иду́[тʼ], спя[тʼ].

2. В юж­ных и в се­вер­ных го­во­рах мо­жет от­сут­ст­во­вать ко­неч­ный со­глас­ный окон­ча­ний 3-го л. Рас­пре­де­ле­ние форм с со­глас­ным и без не­го за­ви­сит от ти­па спря­же­ния и чис­ла гла­голь­ной фор­мы (см. схе­му).

 

чис­ло I спря­же­ние II спря­же­ние об­щее спря­же­ние
ед. -т (тʼ)
мн. -т (тʼ) -тʼ

В го­во­рах обыч­но со­су­ще­ст­ву­ют фор­мы с ко­неч­ным со­глас­ным и без со­глас­но­го: I спр. – идʼо́, идʼо́т (идʼо́тʼ), II спр. – спʼа, спʼат (спʼатʼ), об­щее спря­же­ние – зна́jа, зна́итʼ, во́зʼа, во́зʼитʼ.

3. Окончания 2-го и 3-го л. ед. ч. и 1-го и 2-го л. мн. ч. гла­го­лов I спр. мо­гут иметь в сво­ем со­ста­ве /о/ (идʼ о́ш, идʼ о́т, идʼ о́м, идʼ о́тʼе) или /е/ (идʼ е́ш, идʼ е́тʼ, идʼ е́м, идʼ е́тʼе) или /е/ || /о/ (идʼ е́ш, идʼ е́тʼ, идʼ о́м, идʼ о́тʼе или идʼ е́ш, идʼ о́т, идʼ о́м, идʼ е́тʼе).

172. Со­пос­тавь­те окон­ча­ния гла­голь­ных форм 3-го л. ед. и мн. ч. на­стоя­ще­го и про­сто­го бу­ду­ще­го вре­ме­ни в го­во­рах, рас­по­ло­жен­ных на раз­ных тер­ри­то­ри­ях. Чем раз­ли­ча­ют­ся эти окон­ча­ния? Ка­ко­ва роль это­го раз­ли­чия в диа­лект­ном чле­не­нии рус­ско­го язы­ка? (См. ДА­РЯ, вып. II, кар­та № 79).

1.Сʼе́на по­ста́вʼат за­ро́т. Пʼе́рво то́лʼко ну ска́жот: «Татʼjа́на, за­ро́т по­ста́вʼилʼи, ко́лоп мʼесʼи́». Ко́лоп пʼеку́т и са­ло­ма́т мʼеша́jут. Ма́сло ра­зогрʼе́jут, ко́лоп испʼеку́т у огнʼа́ и вы́крошат мʼе́лкʼимʼи кро́шкамʼи, в ма́сло кʼипʼа́чʼо скро­ша́т и ку́шаjут, э́то са­ло­ма́т. (Арх.)

2. Мʼидунʼи́ца лʼасо́выjа, цаɣо́ нʼи рас̄ʼе́ш [рас­тешь] нъ да­ро́зʼи? – Jа́к жа мнʼе ро́сʼ нъ да­ро́зʼи: ма́лʼцы jе́дутʼ – канʼо́м то́пцутʼ, дʼе́ўкʼи иду́тʼ – тʼвʼаты́ рву́тʼ, мъла­ду́хʼи – с карʼнʼо́м тʼа́нутʼ. (Смо­лен.)

173. Оха­рак­те­ри­зуй­те диа­лект­ные осо­бен­но­сти, ка­саю­щие­ся ха­рак­те­ра глас­ных фо­нем во флек­си­ях лич­ных форм гла­го­лов I спр. Объ­яс­ни­те, как свя­за­ны грам­ма­ти­че­ские раз­ли­чия в фо­нем­ном со­ста­ве флек­сий с фо­не­ти­че­ским яв­ле­ни­ем из­ме­не­ния [e] в [o]:

1. Увʼезʼе́ш, про­падʼе́ш, идʼе́ш, бʼерʼе́ш, бʼерʼегʼе́ш, спʼикʼе́ш.

Прʼинʼесʼе́, жывʼе́, напрʼедʼе́, бʼерʼе́, отʼекʼе́; убʼерʼо́т, ползʼо́т, заткнʼо́т.

Прʼинʼесʼо́м, жмʼо́м, трʼесʼо́м, намнʼо́м, скʼо́м, про­во­локʼо́м.

Собʼерʼе́тʼе, жывʼе́тʼе, напʼекʼе́тʼе, прʼинʼесʼе́тʼе. (Ка­рел.)

2. Ръзбʼирʼе́ш, къвырнʼе́ш, кладʼе́ш, затрʼе́ш, пъталкʼе́ш, бʼирʼиɣʼе́ш;

Блʼудʼе́тʼ, прʼишлʼе́тʼ, прʼинʼисʼе́тʼ, пъзавʼе́тʼ, тʼикʼе́тʼ;

Завʼе́м, кладʼе́м, бʼирʼе́м, вазʼмʼе́м, пʼикʼе́м, ткʼе́м. (Ряз.)

174. Объ­яс­ни­те при­чи­ны ва­ри­ант­но­сти глас­но­го флек­сии 3-го л. ед. ч. в од­ном и том же го­во­ре.

Падʼе́тʼ матʼ у Кулʼо́wку, рʼибʼо́нък ма́лʼинʼкʼиj нъ ру­ка́х. Тʼипʼе́рʼичʼа ɣлʼадʼи́м, ждʼе́м jе́j, вот-во́т ма́тʼ прʼи́дʼа, што-нʼибу́тʼ на́м прʼинʼесʼе́тʼ. Ɣлʼадʼи́м – и́дʼа на́шъ ма́тʼ и нʼесʼе́тʼ рʼебʼо́нка. И нʼесʼе́тʼ су́мку, w су́мкʼи кускʼи́. (Во­ро­неж.)

175. Вы­пи­ши­те фор­мы гла­го­лов I спр. 2-го и 3-го л. ед. ч. и 1-го и 2-го л. мн. ч. на­стоя­ще­го вре­ме­ни с удар­ным окон­ча­ни­ем. Оха­рак­те­ри­зуй­те фо­нем­ный со­став этих окон­ча­ний. Чем объ­яс­ня­ет­ся ва­ри­ант­ность глас­ных фо­нем в со­ста­ве окон­ча­ний? Вы­де­ли­те окон­ча­ния, со­от­вет­ст­вую­щие фо­не­ти­че­ским за­ко­но­мер­но­стям го­во­ра, и фор­мы, об­ра­зо­вав­шие­ся по ана­ло­гии.

Двʼе́ ты́ш̄ʼи пъла­жы́ла в ба́нку [на сбер­книж­ку], на до́м блʼудʼе́тʼ. Адʼи́н хо́лст ма́тʼирʼин лʼажы́тʼ, а то́ фсʼо́ ку́плʼинаjъ, блʼудʼо́м на́ сʼмʼирʼтʼ. Прʼивʼизʼо́тʼ ху́нʼтʼикъф два́цътʼ пʼа́тʼ мучʼи́цы, уш мы́ блʼудʼе́ма. Чʼиво́ блʼудʼо́тʼи ук­ро́п в вадʼе́, вʼесʼ вы́макнʼитʼ в вадʼе́-тъ. Бы­ва́ла ткʼе́ш, ткʼе́ш, фсʼа́ хрʼиптʼи́на ат­ло́мʼица. Так кладʼе́м аху́лы на му́жа – О́j, jа́ jаво́ баjу́сʼ. Ты свʼата́jъ та­ка́jъ, хо́дʼиш па царʼква́м, а на ба́бу кладʼо́ш ло́ш. Вот брʼидʼо́м чʼьрʼьз рʼаку́-та – жо́лтаj пʼасо́к. И тах-та вот фсʼо́ пъ сучʼка́м, па вʼе́тачʼкам паjдʼе́тʼ. Jаму́ лʼе́жлʼи да́ш, фсʼе́ прапʼjе́тʼ, къвырнʼо́ц̄а дʼе́-нʼитʼ. Нълак­та́ла [о кош­ке] – ла́дна, а то́ вʼесʼ ɣаршо́к къвырнʼе́тʼ. (Ряз.)

176. Вы­пи­ши­те фор­мы 3-го л. ед. и мн. ч. гла­го­лов на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Оха­рак­те­ри­зуй­те рас­пре­де­ле­ние форм с ко­неч­ным  - т (- тʼ) и без не­го в за­ви­си­мо­сти от ти­па спря­же­ния и чис­ла. Оди­на­ко­во ли их рас­пре­де­ле­ние в юж­ных и се­вер­ных го­во­рах?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: