160. Выпишите личные формы глаголов. Определите тип спряжения. Объясните случаи этимологически не обусловленного появления ударных [о] и [а] в основе настоящего времени. Как связана эта особенность с характером безударного вокализма?
Jе́жълʼи дʼе́нʼɣʼи нʼи упло́тʼим, хлʼе́п нʼи адаjо́ц̄ъ. Таɣда́ нало́жутʼ жэ́рдʼи и сало́мы наво́лʼутʼ. (Липецк.) До́рʼутʼ, нъпрʼимʼе́р, свʼакро́вʼjи руба́ху. (Белгород.) Дʼе́нʼах пло́тʼутʼ мно́ɣъ, у ка́ждъвъ мужука́ машы́на илʼи мътацы́кла. И къда́ их то́ш̄ыш с пʼачʼи́, ду́жа харо́ш за́пъх. (Калуж.) Дава́j, каво́ хо́ш адбро́нʼу. Ры́бу о́н ла́вʼитʼ смалʼе́чʼку, дъ вот ш̄ʼа́с мо́чʼ плаха́jа. (Ряз.)
Формы инфинитива
В северных говорах формы инфинитива образуются с окончаниями -тʼ, ‑чʼ при ударении на основе (рабо́та тʼ, клас тʼ, стри чʼ) и с окончаниями -ти, ‑чи при ударении на гласном суффикса (нес ти́, пек чи́ или пек ти́). В архаических северных говорах -ти, -чи могут употребляться независимо от места ударения (рабо́та ти, кла́с ти, стри́ чи, пек чи́ или пек ти́).
|
|
В южных говорах преобладают формы с окончаниями -тʼ, -чʼ при ударении на основе (рабо́та тʼ, клас тʼ, стри чʼ, пе чʼ).
161. Установите, с помощью каких окончаний образуются формы инфинитива в говорах разных типов. Как связано распределение окончаний с местом ударения (на основе глагола, на окончании)?
1. Стʼира́тʼ, заболʼе́тʼ, вʼа́нутʼ, jе́хатʼ; ш̄ыбʼи́тʼ, попа́сʼ, вы́прʼасʼ, класʼ; итʼтʼи́, весʼтʼи́, росʼтʼи́, грʼесʼтʼи́; пʼекчʼи́, бʼерʼекчʼи́, смокчʼи́, отсʼекчʼи́. (Карел.)
2. Игра́тʼ, обу́тʼ, фстатʼ, накла́сʼтʼ, уплы́тʼ, умʼерʼе́тʼ; доjтʼи́, подмʼесʼтʼи́, спасʼтʼи́, росʼтʼи́, пʼектʼи́, жэктʼи́, затʼектʼи́, скрʼептʼи́, помоктʼи́. (Костром.)
3. Бро́сʼитʼи, ста́вʼитʼи; кормʼи́тʼи, оста́вʼитʼи; прʼе́сʼтʼи, пʼерʼелʼе́сʼтʼи; мʼесʼтʼи́, нʼесʼтʼи́, грʼесʼтʼи́; сʼекчʼи́, волокчʼи́, бʼерʼекчʼи́сʼ. (Вятск.)
4. Брʼиха́тʼ, тъска́тʼ, пало́тʼ; плы́тʼ; зашыбʼи́тʼ; кла́сʼтʼ, взлʼе́сʼтʼ, плʼе́сʼтʼ, цвʼе́сʼтʼ, вы́скрʼесʼтʼ; сʼечʼ, спʼечʼ, пътало́чʼ; идʼи́тʼ, пайдʼи́тʼ. (Калуж.)
|
|
162. Выпишите формы инфинитива, охарактеризуйте модель, по которой образуются эти формы в северных и южных говорах (окончание, место ударения). Какая из двух моделей является архаической, восходящей к древнерусскому языку?
1. Мо́жот, кто́ кʼи́слоjо молоко́ jе́сʼтʼи бу́дʼот? (Волог.) Што́ ты, от вы́тʼи до вы́тʼи тʼерпʼе́тʼ нʼе мо́жэш, опʼа́тʼ jи́сʼтʼи хо́чʼош. Мʼиха́jловна, за́фтрʼе поjдʼо́ш лʼи к на́м карто́фʼелʼи копа́тʼи? (Вятск.) Бо́лʼе лʼи́хо ста́ло пʼе́чʼку топʼи́тʼи. Вот ку́рушкʼи-то ста́лʼи ху́до кла́сʼтʼи. Сʼа́дут прʼе́сʼтʼи да поjу́т. Утʼерʼа́цʼа мо́жэт, пропа́сʼтʼи. А нʼе́т, нʼе́т, тʼебʼе́ лʼе́сом но́нʼцʼе нʼе попа́сʼтʼи, ты́ нʼе за́рʼсʼа. Нʼемо́жно, грʼа́т, попа́сʼтʼи, бʼерʼега́-то подjе́lо, дак подмыва́jот. Годо́ф во́сʼемʼ наза́т прʼиjежа́л, на́дʼ было скла́сʼтʼисʼ [с женой]. (Арх.)
2. Кто́ сʼибʼе́ заду́мъитʼ павʼе́сʼтʼ хърашо́, то усʼаму́ наву́чʼитца. (Брян.) Зва́л мʼинʼа́ ɣ ба́пкʼи, а jа́ ɣъварʼу́, што нʼичʼо́ɣа нʼе́ту ɣ ба́пкʼи вʼе́сʼ. Да́жа старʼикʼи́ нʼи сумʼе́jутʼ спрʼе́сʼ. (Калуж.) У балнʼи́цу на́да вʼе́сʼтʼ. Бу́дутʼ дʼе́фкʼи вʼанкʼи́ плʼе́сʼтʼ из бʼирʼо́скʼи. Бува́лачʼа спʼашы́м к пра́зʼнʼику пъбʼалʼи́тʼ ха́ты, падмʼе́сʼтʼ. Карто́шка нʼи бу́дʼитʼ ро́сʼтʼ. (Курск.) Зʼдʼе́сʼ иш̄ʼь мо́жнъ брʼе́сʼтʼ. Шшʼа́с сʼвʼе́жъвъ мʼа́съ нʼика́к блʼу́сʼтʼ нʼалʼзʼа́. Анʼи́ събралʼи́сʼ, но́шу мнʼе́ набра́лʼи как нʼе́сʼтʼ [столько, сколько возможно донести], jа́ и пашла́. (Ряз.) Съпаɣʼи́ зъ върата́ шыба́лʼи, а рʼабʼа́ты чʼалʼа́тʼ унʼе́сʼтʼ. (Липецк.)
163. Выпишите формы инфинитива глаголов с основой на заднеязычный согласный, выделите в них основу и окончание. Охарактеризуйте модель, по которой образованы эти формы в северных и южных говорах. Сколько основ имеют глаголы на заднеязычный согласный в говорах двух типов?
1. Нʼе одʼи́тʼ, нʼе обоlокцʼи́, не могlа́ пlатка́ наlожы́тʼ, накʼида́тʼ. То́дʼелʼныjе jа́ш̄ʼикʼи изlа́жэны, вро́дʼе коры́тʼечʼкʼа, штоп со́к нʼе мо́к вы́тʼекчʼи. (Вятск.) Вра́цʼ нʼицʼо́ нʼе сказа́л, вʼелʼе́л разболокчʼи́сʼ. (Волог.) О́j, лʼе́шыj тʼебʼа́ занʼо́с, на́тʼ бы́ло бʼерʼекцʼи́сʼ. Ма́ло онʼи́ толʼко прошлʼи́, и jа́ – бʼекчʼи́. Ска́жут, на́тʼ за рʼибʼа́тамʼи волокчʼи́сʼ, а jа́ ма́лʼенʼка, нʼе поспʼева́jу. На́до вы́толкчʼи [ягоды] та́к, бʼес са́хару. Молоды́ ны́нʼцʼе нʼе вы́сʼекут, на́тʼ сʼе́кцʼи ко́рʼенʼ. Сʼо́ цʼо́-то на́тʼ пекцʼи́. (Арх.)
2. Паɣнала́ ана́ каро́ф стʼерʼе́чʼ. (Воронеж.) Дъ папа́л прʼа́ма на ма́лъɣа, хто́ пъджыɣа́л, а jо́н бʼе́чʼ. (Калуж.) Jе́та табʼе́ нʼи ɣалава́ ку́рʼицы атсʼе́чʼ. Кто́ лъшадʼе́j вʼилʼе́л атпрʼе́чʼ? (Тамбов.) За стру́п бʼару́тʼ с̄ʼе́чʼ чʼаты́рʼи с пълавʼи́наj [тысячи]. (Ряз.) Мъладʼе́ш у ɣо́рат пъуjе́хълʼи, чʼиɣо́ш мъладʼе́жы нʼа бʼе́чʼ у ɣо́рат. (Белгород.) Нʼе́цым мнʼе ва́с бʼирʼе́цʼ, угаш̄а́тʼ па-ва́шаму. На́да за дво́р вы́валач, штоп ту́т нʼи ванʼа́ла. (Псков.)
|
|
164. Выпишите формы инфинитива с корнем ид-, определите их морфемное строение. Объясните, как возникли эти формы в русских говорах?
Ит̄ʼи́тʼ стрʼо́кнутʼ коро́ва и попои́тʼ бычʼка́. (Новг.) Мо́жа, хош на сту́жу вы́т̄ʼитʼ? (Псков.) Къманʼдʼи́р прʼикъза́л идʼи́тʼ упʼарʼо́т, а друɣʼи́м ту́т дабʼи́тʼ. (Смолен.) А мы́ – чʼе́м ф цэ́рʼкву итʼи́тʼ, лу́ч̄ʼи вы́дʼитʼ ф къраɣо́т пъсудʼи́тʼ. А сулʼи́ц̄ъ ана́, ма́тʼ-та, прʼидʼи́тʼ. Шшʼа́с пърасʼа́ты, пако́с, ад двара́ нʼика́к атаjтʼи́тʼ нʼивазмо́жна, нʼилʼзʼа́. (Ряз.) За́фтра касʼи́тʼ идʼи́тʼ, а касы́ нʼе́ту. (Калуж.) Хлʼе́бушка на́м нʼи во́зʼутʼ, на́да итʼи́тʼ у маɣазʼи́н, а во́н [он] далʼо́ка. (Курск.)
Типы спряжений. Формы настоящего
и простого будущего времени
Глаголы I и II спр. с ударными окончаниями противопоставлены друг другу во всех говорах: идʼо́ш – спʼи́ш, идʼо́м – спʼи́м.
Глаголы с ударением на основе в акающих говорах объединяются в «общее» спряжение, так как флексии I и II спр. в них непротивопоставлены: зна́иш, хо́дʼиш, зна́им, хо́дʼим, зна́jут, хо́дʼут.
В окающих говорах глаголы I и II спр. различаются и при безударности окончания.
В восточных среднерусских говорах глаголы на -аj, -еj, -оj могут иметь особые флексии и образовывать III спр.: знаj-у, зна-ш, зна-т, зна-м, зна-те, знаj-ут, дум-у, дума-ш, дума-т, дума-м, дума-те, дум-ут.
|
|
165. Проанализируйте глагольные формы 3-го л. ед. и мн. ч. настоящего времени. Установите зависимость окончаний от типа спряжения и места ударения (на основе, на флексии). Найдите примеры неразличения форм I и II спр. и дайте им объяснение.
1. Бʼирʼе́тʼ, атнʼисʼе́тʼ, кладʼе́тʼ, забʼjе́тʼ, пʼjе́тʼ; расту́тʼ, вълаку́тʼ, даjу́тʼ, ɣрʼабу́тʼ, заву́тʼ. – Стучʼи́тʼ, лʼажы́тʼ, стаи́тʼ, ɣарʼи́тʼ, шумʼи́тʼ; стыjа́тʼ, ɣъварʼа́тʼ, вʼисʼа́тʼ, лʼитʼа́тʼ, зърʼидʼа́тʼ.
2. Ɣи́бнʼитʼ, рʼе́жытʼ, тʼа́нʼитʼ, и́ш̄ʼитʼ, бу́дʼитʼ; вʼа́жутʼ, фстрʼе́нутʼ, jе́дутʼ, па́хнутʼ, падо́хнутʼ. – Хо́дʼитʼ, ко́сʼитʼ, во́зʼитʼ, ɣру́зʼитʼ, то́пʼитʼ; во́зʼутʼ, падно́сʼутʼ, тра́вʼутʼ, ва́рʼутʼ, заɣо́нʼутʼ. (Калуж.)
166. Выпишите глаголы в формах настоящего времени. Одинаковы ли условия различения глаголов I и II спр. (гласный окончания, место ударения) в двух типах говоров? Какие глагольные формы не противопоставлены по типу спряжения в южном говоре? Как связано это явление с фонетикой говора?
1. Она́ [невеста] там пла́цʼчʼет, што нʼе за лʼу́бого выдава́jут за́муш. Она́ не смʼе́jет бʼез оц̄ʼа́ ит̄ʼи́. Она́ jему́ говорʼи́т: «Прʼиjежа́jтʼе к на́м в дʼерʼе́внʼу, мо́жэт jа убʼежу́ ка́к-нʼитʼ». А ма́цʼчʼеха спра́шыват: «А гдʼе́ ш у на́с По́лʼка?» А нʼевʼе́сʼтʼе прʼихо́дʼица фстрʼе́ту бра́ту попада́тʼ. (Карел.)
2.Адбʼе́лʼиватʼ jаɣо́ мы́ вът хадʼи́лʼи. Паjдʼе́ш, в во́ду куна́иш, рас̄ʼтʼила́иш. Ну, та́м jаɣо́ пъкало́тʼиш, патрʼе́пʼиш. У на́с такʼи́jа валʼкʼи́, балʼшы́jа. Ну, о́н здʼе́лаица бʼе́лъj-бʼе́лъj, прʼа́м как вы́ткʼиш, и паjдʼе́ш, па́рʼиш jаɣо́, кипʼатʼи́ш, скъза́тʼ, и jо́н пълучʼа́ица бʼе́лаj. (Курск.)
167. Выпишите глагольные формы 3-го л. ед. и мн. ч. настоящего времени, распределите их по типам спряжения. Установите зависимость типа спряжения от места ударения в южнорусских говорах. К какому спряжению относятся формы с безударными окончаниями?
1. Е́тъ у на́с нашэ́сʼтʼ, да ху́ш ы насʼе́сʼтʼ, и та́к ска́жутʼ. И умру́ та́м, и та́м мʼинʼе́ схаро́нʼутʼ бо́знътʼ идʼе́ – нʼе́т, нʼи́ паjе́ду. Ды наро́т фсʼо́ прʼихва́стываjутʼ. Анʼи́ по́внʼутʼ, а jа́ уш пъзабы́ла. А друɣʼи́jи ɣо́нʼутца, штобы у нʼе́j рʼибʼо́нак нʼи хадʼи́л ɣрʼа́знаj. И па пако́jнʼику фсʼо́ ɣъласʼа́тʼ. Во́т къмарʼи́ то́ка, паɣу́жъваjутʼ нʼамно́ɣъ. Ɣлʼадʼи́, jаму́ тʼипʼе́рʼ наму́тʼутʼ, и он туды́ паjе́дʼитʼ. Скасʼи́тʼ-та ско́сʼутʼ, а ɣрʼе́сʼтʼ-та на́датʼ – е́та дʼе́фʼкʼи хо́дʼутʼ. Ва́нʼкʼу …ста́вʼутʼ пръдафцо́м, а Ма́нʼкʼа нʼи вʼалʼи́тʼ. Драва́ стано́вʼутʼ ку́чʼиj, ку́чʼиj. Ку́пʼутʼ-тъ анʼи́ jаво́ [дом] ку́пʼутʼ, дъ та́м нʼе́ɣдʼи jаво́ стънавʼи́тʼ. (Ряз.)
2. Ана́ сʼ нʼи́м ɣута́рʼитʼ, а jа́ балʼша́jа ча́сʼ малчʼу́. Нʼамо́j и нʼаму́jу вʼзʼа́л, а рʼибʼо́нък ɣута́рʼитʼ, така́jа рʼачʼи́стъjъ. Анʼи́ нʼа та́к ɣута́рʼутʼ, нʼа та́к пʼе́сʼнʼи паjу́тʼ. Хътʼ рʼе́тка, но ɣута́рʼутʼ jе́ту сло́ву. Пънасʼе́рткʼи ана́ бо́знътʼ чʼаво́ нака́жытʼ. Адʼи́н мнʼе ɣру́бнава сло́ва нʼи ка́жытʼ, а пъ жанʼе́ нʼи прыжывʼе́ш, анʼи́ чʼо́рʼтʼи чʼаво́ нʼи нака́жутʼ. Ды тʼипʼе́рʼ нака́жутʼ, лʼиш слу́хаj. (Ряз.)
168. Выпишите личные формы глаголов настоящего времени, выделите в них основу и окончание. К какому типу спряжения относятся эти глаголы?
Што́ ты рʼису́ш? Чʼе́м торгу́тʼе? Кры́шу ско́ръ покро́т. Вы фсʼо́ умʼе́тʼе.
169. Выпишите формы глаголов настоящего времени. Приведите доказательства в пользу выделения III спр. в данных говорах. Какова территория распространения III спр. глаголов?
1. Молотʼи́лʼи цэпа́мʼи, па́лка кру́глъjа така́jа, цэпнʼи́к дыбо́выj он, на концэ́ возвы́шэн̄аj. А болʼша́jа-тъ па́лка [ручка цепа] забы́л ка́к называ́ц̄а. Опа́шкʼи бы́лʼи, посʼерʼо́ткʼе лʼе́мʼох, два́ крыла́ [отвала], на о́бʼе сто́роны отва́лʼиват. Овʼо́с косʼи́лʼи, коса́ была́ з гра́бʼелʼцамʼи. Онʼи́ то́нкʼиjе, косʼи́т и прʼива́лʼиват косо́j. Рубʼи́лʼи па́узʼи, из бʼерʼо́зы. Прʼитʼа́гʼивут па́узʼи, што́бы вʼе́тром нʼе здува́лъ. (Влад.)
2. Jа та́к ду́му, што лу́чша на́шово нʼигдʼе́ и нʼе́ту. Онʼи́ пло́хо робо́тут, глаза́ п нʼи смотрʼе́лʼи. (Твер.)
170. Выпишите формы глаголов настоящего времени. Распределите их по типам спряжения. Укажите, какая фонетическая закономерность вызывает изменения в глагольных формах. Почему эти изменения не дают оснований для выделения III спр. глаголов? Как называются подобные глагольные формы? На какой территории они представлены? (См. ДАРЯ, вып. II, карта № 89).
1. Зʼимо́j у на́с намʼета́ат вы́шэ избы́ снʼе́гу, нʼичʼо́ нʼи здʼе́лаш. Кото́ры дʼерʼе́вʼjа ло́мʼит снʼе́гом. Выгрʼеба́им гдʼе́ занʼесʼо́т. (Вятск.)
2. Софсʼе́м нʼе зна́м, ф како́j сторонʼе́ и доро́га. Прʼимʼецʼе́лʼи доро́гу-ту. Да ка́г з доро́гʼи-то ста́нʼим свора́цʼиватʼ, дак налома́эм да вʼе́тоцʼок э́тʼих пру́тышкоф налома́эм. Дак на э́тʼи сушы́нкʼи-то бума́гʼи-то бʼе́лоj налʼи́пʼим, дак w боло́тʼе-то далʼо́ко бʼилʼи́ит вʼи́дно. (Арх.)
171. Охарактеризуйте особенности образования форм глаголов нетематического спряжения. Выделите архаические формы и формы, являющиеся новообразованиями.
1. Да́м скʼипʼе́тʼ, пато́м накры́jу. Мо́жэ, бо́жэнʼка дасʼи́ до́ждʼика. Зʼимо́j каро́вʼе сʼе́на дасʼи́, бура́к дасʼи́, jачʼмʼе́нʼ растʼо́тʼ, сало́мы дасʼи́. Да́сʼтʼиш тʼо́тʼи Шу́ры э́ту бума́шку. Нʼа да́сʼтʼилʼи дʼе́нʼик мнʼе́, ба́бушка? Зʼимо́j лʼо́т хо́дʼит, да́сʼтʼит трʼе́шʼину. Наро́т да́сʼтʼит иму́ зʼамлʼи́. Аны́ [парни] прʼиду́т, мы́ им мʼаста́ дадʼи́м. Нʼапра́вʼилʼна паjду́, таг даду́т, быва́ла. У нʼаво́ дʼитʼе́j нʼе́т – бʼиздʼе́тныj, како́jа жэ друго́jа сло́ва да́сʼтʼи?
2. То́лʼка малако́м jа и ды́хаjу, то́лʼка jаво́ и jе́м. То́нкʼиjе кʼи́шкʼи ад̄асʼи́ жывата́м, а са́ла ɣдʼе́ jе́сʼ, сам jасʼи́. Чʼево́ ты мълако́ нʼи jе́сʼтʼиш? Мʼе́лкаjа машкара́ лʼи́сʼтʼикʼи jе́сʼтʼит.
3. Мы́ с То́нʼкаj рʼе́тка чаj jадʼи́м, кагда́ здрʼа́мʼиц̄а. Капу́сʼнʼикʼи ба́бочʼкʼи на капу́сту лʼета́jут, jеду́т jеjо́. Дава́jтʼи jе́сʼтʼитʼ, а то ужэ́ по́зна. (Псков.)
Варианты личных окончаний
Говоры различаются фонемным составом окончаний личных форм глагола.
1. В формах 3-го л. ед. и мн. ч. в северных говорах представлена фонема /т/: идё[т], спи[т], иду́[т], спя[т], в южных – /тʼ/: идё[тʼ], спи[тʼ], иду́[тʼ], спя[тʼ].
2. В южных и в северных говорах может отсутствовать конечный согласный окончаний 3-го л. Распределение форм с согласным и без него зависит от типа спряжения и числа глагольной формы (см. схему).
число | I спряжение | II спряжение | общее спряжение |
ед. | – | -т (тʼ) | – |
мн. | -т (тʼ) | – | -тʼ |
В говорах обычно сосуществуют формы с конечным согласным и без согласного: I спр. – идʼо́, идʼо́т (идʼо́тʼ), II спр. – спʼа, спʼат (спʼатʼ), общее спряжение – зна́jа, зна́итʼ, во́зʼа, во́зʼитʼ.
3. Окончания 2-го и 3-го л. ед. ч. и 1-го и 2-го л. мн. ч. глаголов I спр. могут иметь в своем составе /о/ (идʼ о́ш, идʼ о́т, идʼ о́м, идʼ о́тʼе) или /е/ (идʼ е́ш, идʼ е́тʼ, идʼ е́м, идʼ е́тʼе) или /е/ || /о/ (идʼ е́ш, идʼ е́тʼ, идʼ о́м, идʼ о́тʼе или идʼ е́ш, идʼ о́т, идʼ о́м, идʼ е́тʼе).
172. Сопоставьте окончания глагольных форм 3-го л. ед. и мн. ч. настоящего и простого будущего времени в говорах, расположенных на разных территориях. Чем различаются эти окончания? Какова роль этого различия в диалектном членении русского языка? (См. ДАРЯ, вып. II, карта № 79).
1.Сʼе́на поста́вʼат заро́т. Пʼе́рво то́лʼко ну ска́жот: «Татʼjа́на, заро́т поста́вʼилʼи, ко́лоп мʼесʼи́». Ко́лоп пʼеку́т и салома́т мʼеша́jут. Ма́сло разогрʼе́jут, ко́лоп испʼеку́т у огнʼа́ и вы́крошат мʼе́лкʼимʼи кро́шкамʼи, в ма́сло кʼипʼа́чʼо скроша́т и ку́шаjут, э́то салома́т. (Арх.)
2. Мʼидунʼи́ца лʼасо́выjа, цаɣо́ нʼи рас̄ʼе́ш [растешь] нъ даро́зʼи? – Jа́к жа мнʼе ро́сʼ нъ даро́зʼи: ма́лʼцы jе́дутʼ – канʼо́м то́пцутʼ, дʼе́ўкʼи иду́тʼ – тʼвʼаты́ рву́тʼ, мъладу́хʼи – с карʼнʼо́м тʼа́нутʼ. (Смолен.)
173. Охарактеризуйте диалектные особенности, касающиеся характера гласных фонем во флексиях личных форм глаголов I спр. Объясните, как связаны грамматические различия в фонемном составе флексий с фонетическим явлением изменения [e] в [o]:
1. Увʼезʼе́ш, пропадʼе́ш, идʼе́ш, бʼерʼе́ш, бʼерʼегʼе́ш, спʼикʼе́ш.
Прʼинʼесʼе́, жывʼе́, напрʼедʼе́, бʼерʼе́, отʼекʼе́; убʼерʼо́т, ползʼо́т, заткнʼо́т.
Прʼинʼесʼо́м, жмʼо́м, трʼесʼо́м, намнʼо́м, скʼо́м, проволокʼо́м.
Собʼерʼе́тʼе, жывʼе́тʼе, напʼекʼе́тʼе, прʼинʼесʼе́тʼе. (Карел.)
2. Ръзбʼирʼе́ш, къвырнʼе́ш, кладʼе́ш, затрʼе́ш, пъталкʼе́ш, бʼирʼиɣʼе́ш;
Блʼудʼе́тʼ, прʼишлʼе́тʼ, прʼинʼисʼе́тʼ, пъзавʼе́тʼ, тʼикʼе́тʼ;
Завʼе́м, кладʼе́м, бʼирʼе́м, вазʼмʼе́м, пʼикʼе́м, ткʼе́м. (Ряз.)
174. Объясните причины вариантности гласного флексии 3-го л. ед. ч. в одном и том же говоре.
Падʼе́тʼ матʼ у Кулʼо́wку, рʼибʼо́нък ма́лʼинʼкʼиj нъ рука́х. Тʼипʼе́рʼичʼа ɣлʼадʼи́м, ждʼе́м jе́j, вот-во́т ма́тʼ прʼи́дʼа, што-нʼибу́тʼ на́м прʼинʼесʼе́тʼ. Ɣлʼадʼи́м – и́дʼа на́шъ ма́тʼ и нʼесʼе́тʼ рʼебʼо́нка. И нʼесʼе́тʼ су́мку, w су́мкʼи кускʼи́. (Воронеж.)
175. Выпишите формы глаголов I спр. 2-го и 3-го л. ед. ч. и 1-го и 2-го л. мн. ч. настоящего времени с ударным окончанием. Охарактеризуйте фонемный состав этих окончаний. Чем объясняется вариантность гласных фонем в составе окончаний? Выделите окончания, соответствующие фонетическим закономерностям говора, и формы, образовавшиеся по аналогии.
Двʼе́ ты́ш̄ʼи пълажы́ла в ба́нку [на сберкнижку], на до́м блʼудʼе́тʼ. Адʼи́н хо́лст ма́тʼирʼин лʼажы́тʼ, а то́ фсʼо́ ку́плʼинаjъ, блʼудʼо́м на́ сʼмʼирʼтʼ. Прʼивʼизʼо́тʼ ху́нʼтʼикъф два́цътʼ пʼа́тʼ мучʼи́цы, уш мы́ блʼудʼе́ма. Чʼиво́ блʼудʼо́тʼи укро́п в вадʼе́, вʼесʼ вы́макнʼитʼ в вадʼе́-тъ. Быва́ла ткʼе́ш, ткʼе́ш, фсʼа́ хрʼиптʼи́на атло́мʼица. Так кладʼе́м аху́лы на му́жа – О́j, jа́ jаво́ баjу́сʼ. Ты свʼата́jъ така́jъ, хо́дʼиш па царʼква́м, а на ба́бу кладʼо́ш ло́ш. Вот брʼидʼо́м чʼьрʼьз рʼаку́-та – жо́лтаj пʼасо́к. И тах-та вот фсʼо́ пъ сучʼка́м, па вʼе́тачʼкам паjдʼе́тʼ. Jаму́ лʼе́жлʼи да́ш, фсʼе́ прапʼjе́тʼ, къвырнʼо́ц̄а дʼе́-нʼитʼ. Нълакта́ла [о кошке] – ла́дна, а то́ вʼесʼ ɣаршо́к къвырнʼе́тʼ. (Ряз.)
176. Выпишите формы 3-го л. ед. и мн. ч. глаголов настоящего времени. Охарактеризуйте распределение форм с конечным - т (- тʼ) и без него в зависимости от типа спряжения и числа. Одинаково ли их распределение в южных и северных говорах?