141. Определите падеж прилагательных и местоимений с флексией - им.
В мои́м до́мʼи стʼо́клы вы́лʼитʼилʼи. (Арх.) Ф худы́м мʼе́стʼи. (Псков.) Аб родны́м отце́. Ф плохʼи́м пъложэ́нʼjи. В болʼшы́м до́мʼи. (Влад.) Ф патсо́бным хазʼа́jсвʼи. В ру́скʼим jазыку́. (Ряз.)
Какие падежи в этом говоре имеют общую флексию?
142. Дайте грамматическую характеристику выделенных форм прилагательных и местоимений. Определите фонемный состав флексии. Каково ее происхождение и территориальное распространение?
Нʼикако́j молоды́jо нʼет. Нʼе вʼи́дывала родны́jе тʼо́ткʼи jево́ны. Купʼи́ла крупы́ офсʼа́ныjе. Иш̄о́ богоро́цка трава́, jа́ тыjе́ нʼе зна́jу. (Арх.) Она́ стои́т у моjе́j знако́мыjа. Тʼепʼе́рʼ-то уш такʼи́jе избы́ нʼи у кого́ нʼе́т. А о́н уш што́, испыта́ў фс.а́кʼиjе жы́зʼнʼи роско́шныjе, о́н з.дʼе́с. ж жэ́ншынам закрутʼи́ў да закрутʼи́ў и уjе́хаў на Каўка́с. (Волог.)
|
|
143. Выпишите формы прилагательных и неличных местоимений ед. и мн. ч. Назовите формы, в которых представлены собственно диалектные флексии, и формы с общерусскими флексиями. Соотнесите звуковой облик флексий с характером вокализма говора. Восстановите их фонемный состав.
Авʼе́ц лавʼи́тʼ, хто́ смʼи́рныjу, хто́ каку́jи бʼисталко́выjу. (Калуж.) Анʼи́ сухʼи́jа, анʼи́ ско́ра со́хнутʼ. Анʼи́ нʼи такʼи́jе, анʼи́ мʼасʼи́стыи, то́лстыи, харо́шыи. У мʼинʼе́ jе́сʼтʼ радны́jа, пу́сʼ пъɣъварʼа́ радны́jа. (Липецк.)
У на́с наро́т тʼо́мнаj, сʼе́раj, но прʼии́мчʼиваj. Ɣъварʼа́тʼ, учʼе́нʼjа свʼе́т, нʼиучʼе́нʼjа – тʼма́, пра́вду-и́стʼина, старʼи́н̄ъjа пасло́вʼица. Са́мʼи радʼи́тʼилʼи бы́лʼи тʼо́мныjа, зътʼимнʼо́ныjа. (Ряз.)
Ɣо́сʼтʼи какʼи́jа прʼиjи͡ехъли! Jа́ На́сʼтʼу учʼи́ла, до́чʼирʼа мла́тшуjа. Е́тъ чʼе́рʼис пажа́р аста́лъсʼ нʼеучʼо́нъjа. А jа́ адна́ разjедʼи́нъjа. (Ряз.) Jо́н стъjа́л и у ɣармо́шку jиɣра́л у ɣубну́jа. (Смолен.)
144. Охарактеризуйте диалектное различие, образованное формой им. п. (и совпадающего с ним вин. п.) мн. ч. местоимения какой. Чем отличаются соответственные члены данного диалектного различия: разными флексиями, фонемными вариантами одной и той же флексии?
|
|
Какʼе́jе нʼедофа́ткʼи, так сы́н нʼи ф цʼо́м нʼе оставлʼе́jет. (Волог.) Робʼа́та, какʼе́ шу́ткʼи, не балу́jтʼе с кото́м: звʼе́рʼ хʼи́чʼныj. Какʼе́jе тут лʼу́дʼи: кро́мʼе кота́ нʼе́кому. (Нижегор.) Паспорта́ вдрук ста́лʼи дава́тʼ какʼе́-то. (Костром.) Какʼи́jе онʼи́ топʼе́рʼ робо́тʼнʼикʼи? Во снʼа́х вʼи́дʼела какʼи́-то кружо́чʼкʼи с цвʼето́чʼкамʼи. Какʼи́ онʼи́ шырино́j да глубʼино́j? (Арх.)
Различие каких форм можно объяснить особенностями фонетической системы говора?
145. Выпишите формы твор. п. мн. ч. прилагательных и местоимений. Выделите формы с собственно диалектной флексией и с вариантами общерусской флексии. Дайте историческое объяснение этим флексиям. Как влияет наличие флексии - ам в форме твор. п. на отношения в парадигме склонения прилагательных и местоимений?
И фсʼо́ с одныма́ робʼетʼи́ш̄амʼи. (Арх.) Ну во́т, поговорʼи́ла она́ тут с на́м. А как сотона́-то фстрʼе́тʼитца с на́м. (Волог.) Jа́ опʼа́тʼ прʼиjе́хаlа ту́т с э́тъма ма́лʼчʼикъмы ста́lа жы́тʼ. (Карел.) И оста́lасʼа jа́ з дву́м рʼебʼо́нкам с ма́лʼенʼкʼим, с маlолʼе́ткам. Вот чʼечʼа́с онʼе́ и по́лʼзуjутца на́шым полʼа́м. (Костр.) Молоды́jе мужыкʼи́ ж жо́нкамʼи со своима́. (Волог.) Ну во́т, По́лʼинʼка, мы́ прʼиjе́халʼи за ва́мы. Э́тыма пʼерста́мʼи шэвʼелʼи́т. (Карел.) Э́тʼима колʼу́цʼима румʼе́нʼцʼима натʼира́jут, росхо́дʼиц̄ʼе кро́фʼ-то, проjду́т фсʼе́ сʼинʼакʼи́. (Арх.)
146. Сопоставьте окончания форм твор. п. мн. ч. существительных и согласуемых с ними прилагательных или местоимений. Как распределяются формы на - ма и - ми в этих словосочетаниях?
Уш jа́ такʼи́ма дʼела́мʼи нʼе за́jмуjусʼ. Молотʼи́лʼи э́тʼима цэпа́мʼи. А лʼо́н такʼи́ма ко́стрʼикамʼи. Пла́цʼет го́рʼкʼима слʼеза́мʼи. Ну́, ма́ма, куда́ ты с э́тʼима огурцʼа́мʼи? Ско́лʼко лʼе́т с колхо́зныма коро́вамʼи водʼи́ласʼ. Во́т до цʼево́ добʼи́ласʼ с э́тʼима блʼина́мʼи. С мои́ма двои́ма ма́лʼенʼкʼима рʼебʼа́тамʼи. (Арх.)
147. Выделите стяженные формы прилагательных и неличных местоимений. Охарактеризуйте процесс их образования. В чем состоит отличие в функционировании стяженных форм от внешне сходных с ними кратких форм прилагательных, характерных для литературного языка?
Ста́ры лʼу́дʼи до́лго жы́лʼи. (Новг.) Да ко́н̄ʼикʼи фсʼо́ моlо́дʼенʼкʼи собʼеру́тцʼа. (Арх.) Ошто́ жо́нʼитца – нʼе жона́тоj, нʼе знаjу, каку́jу сноху́ возʼму́, худу́ илʼи хоро́шуjу. Коры́то-то вʼе́тʼ болʼшу́ш̄э. (Костром.) Пособʼи́-ко э́ко камʼенʼи́сто да поро́жысто мʼе́сто проjтʼи́. Ры́ба та́м хоро́шаа-хоро́шаа была́. А пʼи́во-то как дʼо́котʼ чʼо́рноэ да ску́сноэ, тако́о просто́э пʼи́во. Кому́ како́о на́до, тако́э и варʼи́ш. (Арх.) И сицяс ёна́ повыстала, вымылас и села к окошецьку золотоэ яицько на блюде катат. (Олонецк. [Гринкова 1957. – С. 22].)
|
|
Формы личных и возвратного местоимений различаются по говорам основами и окончаниями.
Местоимения 1-го и 2-го л. и возвратное в одних говорах, как и в литературном языке, имеют окончание -а в род. и вин. п. и окончание -е в дат. и предл. п. (I).
В других говорах формы этих падежей имеют общее окончание и противопоставляются основам (II).
I | II | |
Род., вин. пад. | меня, тебя, себя | мене, тебе, себе |
Дат., предл. пад. | мне, тебе, себе | мне, тобе, собе |
148. Выпишите формы род. и вин. п. личных местоимений 1-го и 2-го л. и возвратного местоимения. Охарактеризуйте особенности в их образовании, касающиеся основы и окончания. Определите характер диалектного различия, образованного этими формами. Установите территорию распространения каждого из соотносительных членов диалектного различия. (См. ДАРЯ, вып. 2, карты № 61–62.)
А на фторо́j го́т Ко́лʼкʼу-то у мʼенʼа́ забра́лʼи в а́рмʼиjу. (Волог.) У мʼенʼа́ сы́н, зоболʼе́л сы́н, у jего́ jа́зва розлʼила́сʼ. (Арх.) Цʼа́плʼа, подʼи́ за мʼенʼа́ за́муш. Цʼа́плʼа и говорʼи́т: нʼи поjду́ за доўгоно́сово тʼебʼа́. (Карел.) Мʼинʼе́ кладу́тʼ с нʼи́м в балʼнʼи́цу. (Тульск.) У мʼинʼе́ учʼира́ зʼа́тʼ ɣъварʼи́тʼ… (Липецк.) А ана́ тʼибʼе́ то́къ увʼида́ла, ъна́ к табʼе́ бʼижы́тʼ. Ана́ у сʼибʼе́ до́ма была́. (Смолен.)
149. Выпишите формы косвенных падежей личных местоимений 1-го и 2-го л. и возвратного местоимения. Какими средствами (основой, флексией) противопоставлены формы род.-вин. и дат.-предл. падежей в севернорусских и южнорусских говорах? Какие из рассмотренных форм являются архаическими, восходящими к древнерусскому языку?
|
|
1. Мʼинʼе́ хътʼе́ла ма́тʼ ъд̄а́тʼ нъ партнʼи́ху. А мʼинʼе́ бра́лъ за спʼи́ну. (Смолен.) А и́х бʼис тʼибʼе́ ста́нут кара́тʼ, а табʼе́ вот, дʼитʼа́м бу́дут платʼи́тʼ. Нихто́ у мʼинʼе́ нʼи спро́сʼитʼ, што́ у тʼибʼе́ балʼи́тʼ. Он та́к ис сʼибʼе́-тъ нʼи дʼу́жа бы́л, са́м пъ сабʼе́ он та́к нʼибалʼшо́j расто́чʼкъм. (Тамбов.) Ста́ла сама́ сабʼе́ шы́тʼ. Кто́ сʼибʼе́ заду́мъитʼ павʼе́сʼтʼ хърашо́, то́ усʼаму́ нау́чʼитца. (Брян.) Мнʼе́ иш̄о́ бы́ла два́цатʼ дʼе́вʼатʼ ɣадо́шʼкаф. Хуш jа́ жыву́ адна́, ну́, анʼи́ мʼинʼе́ нʼи забува́jутʼ. Пато́м дʼатʼи́шкʼи пъдръста́тʼ ста́лʼи, ста́лʼи сабʼе́ на уздʼо́ву зъръба́таватʼ. Во́т, дʼе́фк, табʼе́ раскажу́: на пра́зʼнʼик на актʼа́пскаj бува́ла нъпʼаку́тʼ пъшанʼи́шных лʼипʼо́шак. (Курск.) Стару́х, паjду́ jа́ в лʼе́с, пъишу́ сабʼе́ мʼа́са. (Воронеж.)
2. Мʼенʼа́ не допуска́лʼи до jого́. (Арх.) Взʼа́лʼи мʼенʼа́ ф со́рок фторо́м году́ ф пʼе́рвых чʼи́слах. Служэ́нʼjе мнʼе́ нʼе угада́лосʼ. (Нижегор.) Как попадʼо́т тʼебʼе́ мʼедвʼе́тʼ фстрʼе́ту… А мʼедвʼе́тʼ идʼо́т фстрʼе́ту и говорʼи́т: вот jа́ тʼебʼа́ сjе́м, дъ и с кобы́лоj софсʼе́м. Сʼебʼе́ на́ зʼиму прʼивʼезʼо́м пудо́ф по трʼи́цатʼ. (Карел.)
Местоимение 3-го л. может иметь в основе им. п. ед. и мн. ч. начальную фонему /j/ (j он, j она, j оны). В форме им. п. мн. ч. может быть представлено окончание - и (он и, он ы, jон ы) или - е (он е), присоединяемое к основе на твердый или мягкий согласный. Форма вин. п. жен. р. в некоторых говорах имеет окончание - у, которое присоединяется к основе им. п. (он у, jон у) или косвенных падежей (jеj у).
150. Выпишите формы личного местоимения 3-го л. Охарактеризуйте особенности их образования. Как влияет наличие начальной фонемы /j/ на характер парадигмы склонения этого местоимения? Какова территория распространения форм с начальной фонемой /j/? (См. ДАРЯ, вып. 2, карта № 64).
Во́т как поспʼе́jот jо́н, вы́рвут. (Арх.) Э́тот украи́нʼец, jо́н у на́с пастушы́л. Отʼе́цʼ помʼе́ршы, да и jоны́ по́мерлʼи. (Карел.) И потом заиграли в му́зыки [по нашему: в гармонии], и ёны́ слёзно заплакали. На другой ступили, ёна́ еще крепче захватилась… И ён сходиў, взяў эту дивицю, отцю матери сказаў, и сицяс повиньцялис. Ёна́ сына ро́дила, ёны́ стали жыть-пожывать хорошо́. (Олонецк. [Гринкова 1957. – С. 23].) Jо́н-та то́жа здʼе́сʼа аста́фшысʼ бы́л. Jана́ ра́нʼшы на дво́р вы́шачы. А та́к jаны́ в мʼанʼа́ вʼе́к нʼи пълуча́лʼи нʼичо́ва. (Псков.) Па́рʼиш, кʼипʼа́тʼи́ш, и jо́н пълучʼа́ица бʼе́лыj. (Липецк.) И jо́н на́с пустʼи́ў у ха́ты. (Калуж.)
151. Выпишите формы личного местоимения 3-го л., выделите в них основу и флексию. Определите особенности парадигмы косвенных падежей этого местоимения в вологодских и архангельских говорах. Одинаково ли направление аналогического воздействия, под влиянием которого сложилась эта парадигма в говорах двух типов?
1. А у jево́ тут друга́jа jи́с., свʼина́рка, о́н уш с jо́j спу́таўс.е. Вы́, говорʼи́т, сjе́з.д.ит.е с jо́j. Ты́ скажы́ jо́j, штоп она́ мнʼе э́то здʼе́lаlа. Jа́ кода́ к. jи́м-то прʼиjе́хаlа, двʼе́ но́цʼи ноцʼева́lа. Жыlа́ у и́х, трʼи́ го́да прожыlа́, пои́хаlа домо́j. Jа́ к. jи́м в до́м и п.ер.ешlа́. (Волог.)
2. И фсʼа́ки тут чʼасту́шкʼи нʼе́j прʼипʼева́лʼи. А пото́м и за сто́л возʼму́т, накро́jут нʼиjе́ ша́лʼjу. В дʼе́нʼ сва́дʼбы она́ та́м попла́цʼот, попла́цʼот, пото́м нʼиjе́ срʼе́дʼат, ф какʼи́jе пла́тʼjе одʼе́нут, нʼе́j полотʼе́нцʼе нало́жат на́ руку. (Арх.)
152. Охарактеризуйте особенности образования форм личного местоимения 3-го л. жен. р. вин. п., относящиеся к основе и окончанию.
Оj, как жа́лка бы́ла-та jеjу́. Нашлʼи́ jеjу́ зʼимо́j в лʼесу́ мʼо́ртвуjу. (Новг.) Оны́ jу́ и увʼезлʼи́. (Карел.) Бʼjу́ jаjу́, хътʼ и жа́лка само́j. (Псков.) Прʼинʼасʼлʼи́ jеjе́ ɣ до́хтуру. (Калуж.) Ста́л jеjе́ сва́тътʼ. (Твер.)
153. Выпишите формы личного местоимения 3-го л. жен. р. Выделите в них основу и флексию. Воздействием каких местоименных форм можно объяснить наличие флексии - оj (- оjу)?
У на́с Нʼо́лʼа [река], на нʼо́j мʼе́лʼница стои́т. У на́с была́ дʼерʼевʼа́на сту́па, крупу́ в нʼо́j толклʼи́. Ты́ была́ с jо́j в горсовʼе́тʼи? (Вятск.) А бы́лʼи дʼе́въчʼкʼи, з jо́jу ыста́лʼисʼ. (Брян.)
154. Выпишите формы мно. ч. им. п. личного местоимения 3-го л. Выделите в них основу и флексию, установите их фонемный состав.
Ну ка́ɣ жы, фсʼо́ нъɣато́влʼинъ, jаны́ зарʼе́залʼи тʼилʼо́нка. И jаны́ ста́лʼи дʼали́цъ. А jаны́ бʼи́ɣатʼ за jе́j, спра́шывъjутʼ. (Смолен.) Жы́лʼи онʼе́ до мʼенʼа́ пло́хо. (Иванов.) А тʼепʼе́рʼ лʼе́том онʼе́ на во́лʼе бʼе́гаjут. (Мурман.) Оны́ jево́ роскры́лʼи, поглʼадʼе́лʼи и удʼивʼи́лʼисʼ. Он пошо́л домо́j, а оны́ по́ лʼесу пошлʼи́. (Новг.)
Дайте историческое объяснение этим формам.
155. Охарактеризуйте особенности образования указательных местоимений, относящиеся к основе и окончаниям.
Ну, снъчʼа́ла развʼе́ч̄ʼикʼи прʼихадʼи́лʼи, а пато́м jе́ты как jе́дутʼ, та́нкʼи. (Курск.) Усʼе́ бо́лʼша у лʼе́сʼа: па купса́м дʼилʼа́нка, у ты́х рабо́тъjутʼ. Кʼи́нул бо́нбу, и хъзʼа́jку ту́jу убʼи́ла. (Брян.) А маладэ́j муш, тэ́j, красʼи́выj и вʼи́дныj, поучʼи́ў, брат, jа́к на свʼе́тʼи жытʼ. Ну́, тады́ jа была́ малыда́, тэj пра́ўды нʼи панʼима́ла. (Смолен.) Завʼезʼлʼи́ мʼерʼо́жу на ту́jу сто́ръну. (Новг.) Лошадʼе́j-то во́сʼем, да и ты́и клʼацʼо́нкʼи. (Твер.) Ну́ и зговорʼи́ласʼ с jе́тым жэнʼихо́м лʼубы́м. (Карел.) Ф ту́jу но́цʼ и нʼе спʼи́м. (Арх.)
156. Охарактеризуйте диалектные особенности образования форм сравнительной степени прилагательных и наречий.
По-пʼе́рвосʼтʼи-то лʼубʼа́э за тово́ [замуж]. Оj, она́ плотнʼа́э мʼенʼа́. Ну́ да уш на машы́нʼе хоцэ́j. Лу́к хоро́шыj, лу́чшэ, чʼем у мʼенʼа́, крупнʼа́jе. Ны́нʼецʼе тʼишэ́jе ста́лʼи моро́зы. (Арх.) А jево́ тра́ктор хоро́шыj, а «Бʼелору́сы» вот э́тʼи иду́т ма́лʼенʼкʼиjо, дак э́тʼи, как jе́слʼи доро́га хоро́ша, быстрʼе́jша, чʼим э́тот болʼшо́j тра́ктор. (Волог.) Пʼишы́ пачʼа́ш̄эj, а то́ нам ску́чʼна. Он болʼшэ́j тʼибʼа́. (Ряз.) У нʼе́j на плʼи́ткʼи скарʼе́jша сво́рʼиш. (Белгород.)
ТЕКСТЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
1.Выделите формы местоимений и прилагательных, являющиеся соответственными членами диалектных различий.
2. Дайте общую характеристику этих форм.
I. Моj дʼа́дʼушка ажанʼи́л сы́на, взʼа́л нʼавʼе́ску красʼи́вуjу, харо́шыjу. Ну, и па́рʼинʼ был нʼичʼаво́. Ну́, вы са́мʼи зна́итʼи, чʼаво́-тъ нʼихвъта́ла, ъна́ пъшла́ ɣулʼа́тʼ ат jаво́. Нъшла́ сабʼе́ там сасʼе́да, красʼи́въɣа, мъзука́нта.
Смоленская обл., Красненский р-н, д. Воскресенье.
Запись С. С. Высотского, 1956 г., фоноархив ИРЯ РАН.
II. Зъпълыха́лʼи jе́ты ха́ты, а паслʼе́дʼнʼаjу ръзнʼасло́. Ну, зна́шʼитʼ, э́та табʼе́ нʼи jида́, иш̄ʼо́ э́та, ɣо́лъда нʼе́т. Вот у мʼинʼе́ дʼе́т вʼитʼира́н. У jеj двʼе́ тʼо́ткʼи, тʼе́ мʼинʼе́ равʼе́сʼнʼикʼи бы́лʼа.
Курская обл., Поныровский р-н, д. Добряковка.
Запись О.Н. Золотаревой, 1993 г., фоноархив МГУ.
III. Одна́jа jа́ жыву́. Му́ш ф пʼе́рву воjну́ убʼи́т, та́м оста́лса. Сы́н в jе́ту воjну́ погʼи́пшы. Вопчʼе́ сказа́тʼ, идʼи́ на чʼи́сто по́лʼе и фсʼо́. Мнʼе́ шэзʼдʼесʼа́т во́сʼемʼ лʼе́т. В дʼе́фках была́ бʼе́дноj. Му́ш бы́л хоро́шоj. Оj, ху́до глʼи мʼинʼа́. На дому́ мʼенʼа́ лʼечʼи́лʼи. Jа́ по подʼе́нʼшынʼе ходʼи́ла. Ко́лʼа ма́лʼенʼкоj бы́л. Бы́лʼи огурчʼи́шка у мʼенʼа́. И бʼез мʼенʼа́ ворвалʼи́сʼ опʼа́тʼ. Схоронʼи́лʼи jево́.
Ярославская обл., Рыбинский р-н, д. Кирилловское.
Запись Ф. П. Филина, 1949 г. [Гринкова 1957. – С. 83]
Глагол
Основы глаголов
Говоры могут различаться соотношением основ прошедшего и настоящего времени и принадлежностью к формообразовательному разряду: бы-л / бу́д-ут или бу-л / бу́д-ут или бы-л / быд-ут; скака́л / ска́ч‑ут или скака́-л / скака́j-ут.
В говорах наблюдается воздействие продуктивных формообразовательных разрядов на непродуктивные и устранение нерегулярных типов соотношения основ прошедшего и настоящего времени: ика́л / и́ч-ут Љ ика́-л / ика́j-ут, мака́-л / ма́ч-ут Љ мака́-л / мака́j-ут, дрема́‑л / дре́млʼ-ут Љ дрема́-л / дрема́j-ут, е́зд-ил / е́здʼ-ат Љ е́зди-л / е́здиj-ут.
157. Выпишите глагольные формы, определите их основу. Выделите формы, в которых нашло отражение обобщение основы настоящего и прошедшего времени. Объясните, в каких случаях идет выравнивание: 1) основы настоящего времени по основе прошедшего времени; 2) основы прошедшего времени по основе настоящего времени.
1. Ка́к заара́л, jа́ ɣъварʼу́: «Дʼа́тʼ, чʼиɣо́ ш ты́ ара́jеш?» (Калуж.) Э́то jа фсʼо́ брʼеха́jу, брʼеха́jу, а ана́ фсʼо́ пʼи́ша. Крʼо́снаjа тваjа́ жа́лъвъица, што пʼи́сʼем нʼе́т. Саба́къ-тъ унʼасла́ бара́нʼjу гълаву́ и глада́jъ нъ даро́гʼи. (Псков.) А когда́ и на плуга́х паха́jем. Свʼекро́фку на фторо́j дʼе́нʼ [свадьбы] фсʼу́ ф са́жы вы́мазаjут. А та́м лʼегу́шкʼи бры́згаjут высоко́. Ба́пка така́, акушэ́рка – па́рнʼа вы́полоскат, запʼелʼена́т. (Арх.) Бува́ла-та jа́ стаjмʼа́ (копала картошку), а тʼипʼе́рʼ-та мо́чʼи нʼе́т, так jало́зʼиjу. Ны́нʼчʼи ма́ла па ло́ткам jе́зʼдʼиjутʼ, а то́ быва́ла лʼиш ɣудʼа́тʼ [моторные лодки]. Ана́ йаво́ [сарафан] пълажы́ла ф сунду́к, и́м ɣрʼе́бываитʼ, на нʼи́х мо́ды нʼа ста́ла. О́н взʼа́л, пʼе́стъваитʼ ма́лʼчʼика. (Ряз.) Jа́ трʼе́баваjу паста́вʼитʼ на квартʼе́ру. Jа́ ла́зʼиjу та́м блʼи́ска и заjе́ду. (Ростов.)
2.Ац̄у́ ру́ку жма́лʼи, надʼе́лʼи на jиво́ мʼида́лʼ каку́jа. А ба́бушку забо́рам прʼижма́ла, то́жа абɣарʼе́ла, аслʼе́пла. (Курск.) Маɣазʼи́н в абʼе́т закро́тыj сро́ду. Jе́слʼи п jа́ до́м накро́л, jа́ бы з душо́j [взял на квартиру]. (Ростов.) Слы́шу, гдʼе́-то пчола́ заваjа́ла шы́пко. (Псков.) Калʼе́нкъ апу́хлъ, фсʼу но́чʼ сʼидʼе́лъ во́илъ. Анʼи́ крʼичʼа́тʼ, адʼи́н идʼо́тʼ ба́пкʼи жа́лʼиц̄ъ и друɣо́j идʼо́тʼ жа́лʼиц̄ъ. (Ряз.) Тогда́ нʼе брʼе́лʼи бо́роды-тʼе. Нʼи́нка, кʼи́нʼ полотʼе́нцʼе, jа́ тут брʼе́лсʼа. Jего́ гонʼи́ла-гонʼи́ла, да нʼе могла́ прогонʼи́тʼ. Крапʼи́ву опкосʼи́ла, дак фсʼе́ но́гʼи вы́жгала. Нога́, навʼе́рно, но́jала. (Арх.)
158. Выпишите глагольные формы настоящего времени, определите их основу. К какому формообразовательному разряду относятся эти глаголы в говорах? Объясните причины изменения формообразовательного разряда.
В роспу́ту, когда́ рʼе́кʼи фстава́jут, поjе́халʼи да уто́плʼи. Хранʼу́ карто́шку, вʼесно́j опʼа́тʼ выдава́jу. А ла́пу пото́м и соса́jут. Э́то нʼи трʼопа́лʼи, вʼетʼ но́нʼицʼа ка́к трʼопа́jут. В Во́логдʼе и да́лʼе сапогʼи́ продава́jут. (Арх.) Хлʼе́п и мʼа́са jе́сʼтʼ, иjо́ прʼа́таjут длʼи стало́ваj. (Ростов.)
159. Выпишите глагольные формы настоящего и прошедшего времени. Охарактеризуйте соотношение основ и принадлежность глаголов к формообразовательному разряду в говорах и литературном языке. Какое соотношение является более архаическим? Чем объясняется изменение формообразовательного разряда этих глаголов?
Она́ стои́т у пога́ного таза́ и ис таза́ ла́чʼет. Коту́ на́до вы́лʼитʼ, он фсʼо́ вы́лачʼит. Jа́ в ы́збу, добыла́ огнʼа́, а она́ ф шо́лнышэ ста́ла лака́тʼ молоко́, сʼо́ вы́лакала. Jа́годы толкʼо́м, то́жэ в одно́ мʼе́сто, пʼерʼемʼеша́j илʼи ло́шкоj хлʼеба́j илʼи куско́м ма́цʼиш. Мачʼка́ бу́дʼеш, лʼу́бʼиш ма́чʼитʼ? Jа́ лʼублʼу́ мака́тʼ, намака́ласʼ полʼи́вы. Тарʼе́лку вы́макала, дак куды́. Тʼепʼе́рʼ-то о́н ужэ хо́дʼит, нʼе хро́млʼет. Како́j бу́дʼ здоро́ф, коды́ – чʼишу́. (Арх.) Звʼо́зды мʼи́жут к хо́лоду. (Костром.) И́чʼец̄а мнʼе́, до́ма фспомʼина́jут. (Ярослав.)