Русская диалектология. 11 страница

141. Оп­ре­де­ли­те па­деж при­ла­га­тель­ных и ме­сто­име­ний с флек­си­ей - им.

В мои́м до́мʼи стʼо́клы вы́лʼитʼилʼи. (Арх.) Ф ху­ды́м мʼе́стʼи. (Псков.) Аб род­ны́м от­це́. Ф плохʼи́м пъло­жэ́нʼjи. В болʼшы́м до́мʼи. (Влад.) Ф пат­со́бным хазʼа́jсвʼи. В ру́скʼим jазыку́. (Ряз.)

Ка­кие па­де­жи в этом го­во­ре име­ют об­щую флек­сию?

142. Дай­те грам­ма­ти­че­скую ха­рак­те­ри­сти­ку вы­де­лен­ных форм при­ла­га­тель­ных и ме­сто­име­ний. Оп­ре­де­ли­те фо­нем­ный со­став флек­сии. Ка­ко­во ее про­ис­хо­ж­де­ние и тер­ри­то­ри­аль­ное рас­про­стра­не­ние?

Нʼикако́j мо­ло­ды́jо нʼет. Нʼе вʼи́дывала род­ны́jе тʼо́ткʼи jево́ны. Купʼи́ла кру­пы́ офсʼа́ныjе. Иш̄о́ бо­го­ро́цка тра­ва́, jа́ тыjе́ нʼе зна́jу. (Арх.) Она́ стои́т у моjе́j зна­ко́мыjа. Тʼепʼе́рʼ-то уш такʼи́jе из­бы́ нʼи у ко­го́ нʼе́т. А о́н уш што́, ис­пы­та́ў фс.а́кʼиjе жы́зʼнʼи рос­ко́шныjе, о́н з.дʼе́с. ж жэ́ншынам за­крутʼи́ў да за­крутʼи́ў и уjе́хаў на Каўка́с. (Во­лог.)

143. Вы­пи­ши­те фор­мы при­ла­га­тель­ных и не­лич­ных ме­сто­име­ний ед. и мн. ч. На­зо­ви­те фор­мы, в ко­то­рых пред­став­ле­ны соб­ст­вен­но диа­лект­ные флек­сии, и фор­мы с об­ще­рус­ски­ми флек­сия­ми. Со­от­не­си­те зву­ко­вой об­лик флек­сий с ха­рак­те­ром во­ка­лиз­ма го­во­ра. Вос­ста­но­ви­те их фо­нем­ный со­став.

Авʼе́ц лавʼи́тʼ, хто́ смʼи́рныjу, хто́ ка­ку́jи бʼисталко́выjу. (Ка­луж.) Анʼи́ сухʼи́jа, анʼи́ ско́ра со́хнутʼ. Анʼи́ нʼи такʼи́jе, анʼи́ мʼасʼи́стыи, то́лстыи, ха­ро́шыи. У мʼинʼе́ jе́сʼтʼ рад­ны́jа, пу́сʼ пъɣъварʼа́ рад­ны́jа. (Ли­пецк.)

У на́с на­ро́т тʼо́мнаj, сʼе́раj, но прʼии́мчʼиваj. Ɣъварʼа́тʼ, учʼе́нʼjа свʼе́т, нʼиучʼе́нʼjа – тʼма́, пра́вду-и́стʼина, старʼи́н̄ъjа пас­ло́вʼица. Са́мʼи радʼи́тʼилʼи бы́лʼи тʼо́мныjа, зътʼим­нʼо́­ныjа. (Ряз.)

Ɣо́сʼтʼи какʼи́jа прʼиjи͡ехъли! Jа́ На́сʼтʼу учʼи́ла, до́чʼирʼа мла́тшуjа. Е́тъ чʼе́рʼис па­жа́р ас­та́лъсʼ нʼеучʼо́нъjа. А jа́ ад­на́ разjедʼи́нъjа. (Ряз.) Jо́н стъjа́л и у ɣармо́шку jиɣра́л у ɣубну́jа. (Смо­лен.)

144. Оха­рак­те­ри­зуй­те диа­лект­ное раз­ли­чие, об­ра­зо­ван­ное фор­мой им. п. (и сов­па­даю­ще­го с ним ви­н. п.) мн. ч. ме­сто­име­ния ка­кой. Чем от­ли­ча­ют­ся со­от­вет­ст­вен­ные чле­ны дан­но­го диа­лект­но­го раз­ли­чия: раз­ны­ми флек­сия­ми, фо­нем­ны­ми ва­ри­ан­та­ми од­ной и той же флек­сии?

Какʼе́jе нʼедофа́ткʼи, так сы́н нʼи ф цʼо́м нʼе ос­тавлʼе́jет. (Во­лог.) Робʼа́та, какʼе́ шу́ткʼи, не ба­лу́jтʼе с ко­то́м: звʼе́рʼ хʼи́чʼныj. Какʼе́jе тут лʼу́дʼи: кро́мʼе ко­та́ нʼе́кому. (Ни­же­гор.) Пас­пор­та́ вдрук ста́лʼи да­ва́тʼ какʼе́-то. (Ко­ст­ром.) Какʼи́jе онʼи́ топʼе́рʼ ро­бо́тʼнʼикʼи? Во снʼа́х вʼи́дʼела какʼи́-то кру­жо́чʼкʼи с цвʼето́чʼкамʼи. Какʼи́ онʼи́ шы­ри­но́j да глубʼино́j? (Арх.)

Раз­ли­чие ка­ких форм мож­но объ­яс­нить осо­бен­но­стя­ми фо­не­ти­че­ской сис­те­мы го­во­ра?

145. Вы­пи­ши­те фор­мы тво­р. п. мн. ч. при­ла­га­тель­ных и ме­сто­име­ний. Вы­де­ли­те фор­мы с соб­ст­вен­но диа­лект­ной флек­си­ей и с ва­ри­ан­та­ми об­ще­рус­ской флек­сии. Дай­те ис­то­ри­че­ское объ­яс­не­ние этим флек­си­ям. Как влия­ет на­ли­чие флек­сии - ам в фор­ме тво­р. п. на от­но­ше­ния в па­ра­диг­ме скло­не­ния при­ла­га­тель­ных и ме­сто­име­ний?

И фсʼо́ с од­ны­ма́ робʼетʼи́ш̄амʼи. (Арх.) Ну во́т, по­го­ворʼи́ла она́ тут с на́м. А как со­то­на́-то фстрʼе́тʼитца с на́м. (Во­лог.) Jа́ опʼа́тʼ прʼиjе́хаlа ту́т с э́тъма ма́лʼчʼикъмы ста́lа жы́тʼ. (Ка­рел.) И ос­та́lасʼа jа́ з дву́м рʼебʼо́нкам с ма́лʼенʼкʼим, с маlолʼе́ткам. Вот чʼечʼа́с онʼе́ и по́лʼзуjутца на́шым полʼа́м. (Костр.) Мо­ло­ды́jе му­жыкʼи́ ж жо́нкамʼи со свои­ма́. (Во­лог.) Ну во́т, По́лʼинʼка, мы́ прʼиjе́халʼи за ва́мы. Э́тыма пʼерста́мʼи шэвʼелʼи́т. (Ка­рел.) Э́тʼима колʼу́цʼима румʼе́нʼцʼима натʼира́jут, рос­хо́дʼиц̄ʼе кро́фʼ-то, проjду́т фсʼе́ сʼинʼакʼи́. (Арх.)

146. Со­пос­тавь­те окон­ча­ния форм тво­р. п. мн. ч. су­ще­ст­ви­тель­ных и со­гла­суе­мых с ни­ми при­ла­га­тель­ных или ме­сто­име­ний. Как рас­пре­де­ля­ют­ся фор­мы на - ма и - ми в этих сло­во­со­че­та­ни­ях?

Уш jа́ такʼи́ма дʼела́мʼи нʼе за́jмуjусʼ. Мо­лотʼи́лʼи э́тʼима цэ­па́мʼи. А лʼо́н такʼи́ма ко́стрʼикамʼи. Пла́цʼет го́рʼкʼима слʼеза́мʼи. Ну́, ма́ма, ку­да́ ты с э́тʼима огурцʼа́мʼи? Ско́лʼко лʼе́т с кол­хо́зныма ко­ро́вамʼи водʼи́ласʼ. Во́т до цʼево́ добʼи́ласʼ с э́тʼима блʼина́мʼи. С мои́ма двои́ма ма́лʼенʼкʼима рʼебʼа́тамʼи. (Арх.)

147. Вы­де­ли­те стя­жен­ные фор­мы при­ла­га­тель­ных и не­лич­ных ме­сто­име­ний. Оха­рак­те­ри­зуй­те про­цесс их об­ра­зо­ва­ния. В чем со­сто­ит от­ли­чие в функ­цио­ни­ро­ва­нии стя­жен­ных форм от внеш­не сход­ных с ни­ми крат­ких форм при­ла­га­тель­ных, ха­рак­тер­ных для ли­те­ра­тур­но­го язы­ка?

Ста́ры лʼу́дʼи до́лго жы́лʼи. (Новг.) Да ко́н̄ʼикʼи фсʼо́ моlо́дʼенʼкʼи собʼеру́тцʼа. (Арх.) Ош­то́ жо́нʼитца – нʼе жо­на́тоj, нʼе знаjу, ка­ку́jу сно­ху́ возʼму́, ху­ду́ илʼи хо­ро́шуjу. Ко­ры́то-то вʼе́тʼ болʼшу́ш̄э. (Ко­ст­ром.) По­собʼи́-ко э́ко камʼенʼи́сто да по­ро́жысто мʼе́сто проjтʼи́. Ры́ба та́м хо­ро́шаа-хо­ро́шаа бы­ла́. А пʼи́во-то как дʼо́котʼ чʼо́рноэ да ску́сноэ, та­ко́о про­сто́э пʼи́во. Ко­му́ ка­ко́о на́до, та­ко́э и варʼи́ш. (Арх.) И си­цяс ёна́ по­выс­та­ла, вы­мы­лас и се­ла к око­шець­ку зо­ло­тоэ яиць­ко на блю­де ка­тат. (Оло­нецк. [Грин­ко­ва 1957. – С. 22].)

 

Фор­мы лич­ных и воз­врат­но­го ме­сто­име­ний раз­ли­ча­ют­ся по го­во­рам ос­но­ва­ми и окон­ча­ния­ми.

Ме­сто­име­ния 1-го и 2-го л. и воз­врат­ное в од­них го­во­рах, как и в ли­те­ра­тур­ном язы­ке, име­ют окон­ча­ние в ро­д. и ви­н. п. и окон­ча­ние в да­т. и предл. п. (I).

В дру­гих го­во­рах фор­мы этих па­де­жей име­ют об­щее окон­ча­ние и про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся ос­но­ва­м (II).

 

  I II
Род., вин. пад.   ме­ня, те­бя, се­бя ме­не, те­бе, се­бе
Дат., предл. пад. мне, те­бе, се­бе мне, то­бе, со­бе

148. Вы­пи­ши­те фор­мы ро­д. и ви­н. п. лич­ных ме­сто­име­ний 1-го и 2-го л. и воз­врат­но­го ме­сто­име­ния. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти в их об­ра­зо­ва­нии, ка­саю­щие­ся ос­но­вы и окон­ча­ния. Оп­ре­де­ли­те ха­рак­тер диа­лект­но­го раз­ли­чия, об­ра­зо­ван­но­го эти­ми фор­ма­ми. Ус­та­но­ви­те тер­ри­то­рию рас­про­стра­не­ния ка­ж­до­го из со­от­но­си­тель­ных чле­нов диа­лект­но­го раз­ли­чия. (См. ДА­РЯ, вып. 2, кар­ты № 61–62.)

А на фто­ро́j го́т Ко́лʼкʼу-то у мʼенʼа́ за­бра́лʼи в а́рмʼиjу. (Во­лог.) У мʼенʼа́ сы́н, зо­болʼе́л сы́н, у jего́ jа́зва розлʼила́сʼ. (Арх.) Цʼа́плʼа, подʼи́ за мʼенʼа́ за́муш. Цʼа́плʼа и го­ворʼи́т: нʼи поjду́ за доўгоно́сово тʼебʼа́. (Ка­рел.) Мʼинʼе́ кла­ду́тʼ с нʼи́м в балʼнʼи́цу. (Тульск.) У мʼинʼе́ учʼира́ зʼа́тʼ ɣъварʼи́тʼ… (Ли­пецк.) А ана́ тʼибʼе́ то́къ увʼида́ла, ъна́ к табʼе́ бʼижы́тʼ. Ана́ у сʼибʼе́ до́ма бы­ла́. (Смо­лен.)

149. Вы­пи­ши­те фор­мы кос­вен­ных па­де­жей лич­ных ме­сто­име­ний 1-го и 2-го л. и воз­врат­но­го ме­сто­име­ния. Ка­ки­ми сред­ст­ва­ми (ос­но­вой, флек­си­ей) про­ти­во­пос­тав­ле­ны фор­мы ро­д.-ви­н. и да­т.-пред­л. па­де­жей в се­вер­но­рус­ских и юж­но­рус­ских го­во­рах? Ка­кие из рас­смот­рен­ных форм яв­ля­ют­ся ар­хаи­че­ски­ми, вос­хо­дя­щи­ми к древ­не­рус­ско­му язы­ку?

1. Мʼинʼе́ хътʼе́ла ма́тʼ ъд̄а́тʼ нъ партнʼи́ху. А мʼинʼе́ бра́лъ за спʼи́ну. (Смо­лен.) А и́х бʼис тʼибʼе́ ста́нут ка­ра́тʼ, а табʼе́ вот, дʼитʼа́м бу́дут платʼи́тʼ. Них­то́ у мʼинʼе́ нʼи спро́сʼитʼ, што́ у тʼибʼе́ балʼи́тʼ. Он та́к ис сʼибʼе́-тъ нʼи дʼу́жа бы́л, са́м пъ сабʼе́ он та́к нʼибалʼшо́j рас­то́чʼкъм. (Там­бов.) Ста́ла са­ма́ сабʼе́ шы́тʼ. Кто́ сʼибʼе́ за­ду́мъитʼ павʼе́сʼтʼ хъра­шо́, то́ усʼаму́ нау́чʼитца. (Брян.) Мнʼе́ иш̄о́ бы́ла два́цатʼ дʼе́вʼатʼ ɣадо́шʼкаф. Хуш jа́ жы­ву́ ад­на́, ну́, анʼи́ мʼинʼе́ нʼи за­бу­ва́jутʼ. Па­то́м дʼатʼи́шкʼи пъдръ­ста́тʼ ста́лʼи, ста́лʼи сабʼе́ на уздʼо́ву зъръ­ба́таватʼ. Во́т, дʼе́фк, табʼе́ рас­ка­жу́: на пра́зʼнʼик на актʼа́пскаj бу­ва́ла нъпʼаку́тʼ пъшанʼи́шных лʼипʼо́шак. (Курск.) Ста­ру́х, паjду́ jа́ в лʼе́с, пъи­шу́ сабʼе́ мʼа́са. (Во­ро­неж.)

2. Мʼенʼа́ не до­пус­ка́лʼи до jого́. (Арх.) Взʼа́лʼи мʼенʼа́ ф со́рок фто­ро́м го­ду́ ф пʼе́рвых чʼи́слах. Слу­жэ́нʼjе мнʼе́ нʼе уга­да́лосʼ. (Ни­же­гор.) Как по­падʼо́т тʼебʼе́ мʼедвʼе́тʼ фстрʼе́ту… А мʼедвʼе́тʼ идʼо́т фстрʼе́ту и го­ворʼи́т: вот jа́ тʼебʼа́ сjе́м, дъ и с ко­бы́лоj софсʼе́м. Сʼебʼе́ на́ зʼиму прʼивʼезʼо́м пу­до́ф по трʼи́цатʼ. (Ка­рел.)

Ме­сто­име­ние 3-го л. мо­жет иметь в ос­но­ве им. п. ед. и мн. ч. на­чаль­ную фо­не­му /j/ (j он, j она, j оны). В фор­ме им. п. мн. ч. мо­жет быть пред­став­ле­но окон­ча­ние - и (он и, он ы, jон ы) или - е (он е), при­сое­ди­няе­мое к ос­но­ве на твер­дый или мяг­кий со­глас­ный. Фор­ма ви­н. п. жен. р. в не­ко­то­рых го­во­рах име­ет окон­ча­ние - у, ко­то­рое при­сое­ди­ня­ет­ся к ос­но­ве им. п. (он у, jон у) или кос­вен­ных па­де­жей (jеj у).

150. Вы­пи­ши­те фор­мы лич­но­го ме­сто­име­ния 3-го л. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти их об­ра­зо­ва­ния. Как влия­ет на­ли­чие на­чаль­ной фо­не­мы /j/ на ха­рак­тер па­ра­диг­мы скло­не­ния это­го ме­сто­име­ния? Ка­ко­ва тер­ри­то­рия рас­про­стра­не­ния форм с на­чаль­ной фо­не­мой /j/? (См. ДА­РЯ, вып. 2, кар­та № 64).

Во́т как поспʼе́jот jо́н, вы́рвут. (Арх.) Э́тот ук­раи́нʼец, jо́н у на́с пас­ту­шы́л. Отʼе́цʼ помʼе́ршы, да и jоны́ по́мерлʼи. (Ка­рел.) И по­том заи­гра­ли в му́зыки [по на­ше­му: в гар­мо­нии], и ёны́ слёз­но за­пла­ка­ли. На дру­гой сту­пи­ли, ёна́ еще креп­че за­хва­ти­лась… И ён сходиў, взяў эту ди­ви­цю, от­цю ма­те­ри сказаў, и си­цяс по­винь­ця­лис. Ёна́ сы­на ро́дила, ёны́ ста­ли жыть-по­жы­вать хо­ро­шо́. (Оло­нецк. [Грин­ко­ва 1957. – С. 23].) Jо́н-та то́жа здʼе́сʼа ас­та́фшысʼ бы́л. Jана́ ра́нʼшы на дво́р вы́шачы. А та́к jаны́ в мʼанʼа́ вʼе́к нʼи пълу­ча́лʼи нʼичо́ва. (Псков.) Па́рʼиш, кʼипʼа́тʼи́ш, и jо́н пълучʼа́ица бʼе́лыj. (Ли­пецк.) И jо́н на́с пустʼи́ў у ха́ты. (Ка­луж.)

151. Вы­пи­ши­те фор­мы лич­но­го ме­сто­име­ния 3-го л., вы­де­ли­те в них ос­но­ву и флек­сию. Оп­ре­де­ли­те осо­бен­но­сти па­ра­диг­мы кос­вен­ных па­де­жей это­го ме­сто­име­ния в во­ло­год­ских и ар­хан­гель­ских го­во­рах. Оди­на­ко­во ли на­прав­ле­ние ана­ло­ги­че­ско­го воз­дей­ст­вия, под влия­ни­ем ко­то­ро­го сло­жи­лась эта па­ра­диг­ма в го­во­рах двух ти­пов?

1. А у jево́ тут дру­га́jа jи́с., свʼина́рка, о́н уш с jо́j спу́таўс.е. Вы́, го­ворʼи́т, сjе́з.д.ит.е с jо́j. Ты́ ска­жы́ jо́j, штоп она́ мнʼе э́то здʼе́lаlа. Jа́ ко­да́ к. jи́м-то прʼиjе́хаlа, двʼе́ но́цʼи ноцʼева́lа. Жыlа́ у и́х, трʼи́ го́да прожыlа́, пои́хаlа до­мо́j. Jа́ к. jи́м в до́м и п.ер.ешlа́. (Во­лог.)

2. И фсʼа́ки тут чʼасту́шкʼи нʼе́j прʼипʼева́лʼи. А по­то́м и за сто́л возʼму́т, на­кро́jут нʼиjе́ ша́лʼjу. В дʼе́нʼ сва́дʼбы она́ та́м по­пла́цʼот, по­пла́цʼот, по­то́м нʼиjе́ срʼе́дʼат, ф какʼи́jе пла́тʼjе одʼе́нут, нʼе́j по­лотʼе́нцʼе на­ло́жат на́ ру­ку. (Арх.)

152. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти об­ра­зо­ва­ния форм лич­но­го ме­сто­име­ния 3-го л. жен. р. ви­н. п., от­но­ся­щие­ся к ос­но­ве и окон­ча­нию.

Оj, как жа́лка бы́ла-та jеjу́. Нашлʼи́ jеjу́ зʼимо́j в лʼесу́ мʼо́ртвуjу. (Новг.) Оны́ jу́ и увʼезлʼи́. (Ка­рел.) Бʼjу́ jаjу́, хътʼ и жа́лка са­мо́j. (Псков.) Прʼинʼасʼлʼи́ jеjе́ ɣ до́хтуру. (Ка­луж.) Ста́л jеjе́ сва́тътʼ. (Твер.)

153. Вы­пи­ши­те фор­мы лич­но­го ме­сто­име­ния 3-го л. жен. р. Вы­де­ли­те в них ос­но­ву и флек­сию. Воз­дей­ст­ви­ем ка­ких ме­сто­имен­ных форм мож­но объ­яс­нить на­ли­чие флек­сии - оj (- оjу)?

У на́с Нʼо́лʼа [ре­ка], на нʼо́j мʼе́лʼница стои́т. У на́с бы­ла́ дʼерʼевʼа́на сту́па, кру­пу́ в нʼо́j толклʼи́. Ты́ бы­ла́ с jо́j в гор­совʼе́тʼи? (Вятск.) А бы́лʼи дʼе́въчʼкʼи, з jо́jу ыс­та́лʼисʼ. (Брян.)

154. Вы­пи­ши­те фор­мы мно. ч. им. п. лич­но­го ме­сто­име­ния 3-го л. Вы­де­ли­те в них ос­но­ву и флек­сию, ус­та­но­ви­те их фо­нем­ный со­став.

Ну ка́ɣ жы, фсʼо́ нъɣато́влʼинъ, jаны́ зарʼе́залʼи тʼилʼо́нка. И jаны́ ста́лʼи дʼали́цъ. А jаны́ бʼи́ɣатʼ за jе́j, спра́шывъjутʼ. (Смо­лен.) Жы́лʼи онʼе́ до мʼенʼа́ пло́хо. (Ива­нов.) А тʼепʼе́рʼ лʼе́том онʼе́ на во́лʼе бʼе́гаjут. (Мур­ман.) Оны́ jево́ рос­кры́лʼи, поглʼадʼе́лʼи и удʼивʼи́лʼисʼ. Он по­шо́л до­мо́j, а оны́ по́ лʼесу пошлʼи́. (Новг.)

Дай­те ис­то­ри­че­ское объ­яс­не­ние этим фор­мам.

155. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти об­ра­зо­ва­ния ука­за­тель­ных ме­сто­име­ний, от­но­ся­щие­ся к ос­но­ве и окон­ча­ни­ям.

Ну, снъчʼа́ла развʼе́ч̄ʼикʼи прʼихадʼи́лʼи, а па­то́м jе́ты как jе́дутʼ, та́нкʼи. (Курск.) Усʼе́ бо́лʼша у лʼе́сʼа: па куп­са́м дʼилʼа́нка, у ты́х ра­бо́тъjутʼ. Кʼи́нул бо́нбу, и хъзʼа́jку ту́jу убʼи́ла. (Брян.) А ма­ла­дэ́j муш, тэ́j, красʼи́выj и вʼи́дныj, по­учʼи́ў, брат, jа́к на свʼе́тʼи жытʼ. Ну́, та­ды́ jа бы­ла́ ма­лы­да́, тэj пра́ўды нʼи панʼима́ла. (Смо­лен.) Завʼезʼлʼи́ мʼерʼо́жу на ту́jу сто́ръну. (Новг.) Ло­шадʼе́j-то во́сʼем, да и ты́и клʼацʼо́нкʼи. (Твер.) Ну́ и зго­ворʼи́ласʼ с jе́тым жэнʼихо́м лʼубы́м. (Ка­рел.) Ф ту́jу но́цʼ и нʼе спʼи́м. (Арх.)

156. Оха­рак­те­ри­зуй­те диа­лект­ные осо­бен­но­сти об­ра­зо­ва­ния форм срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и на­ре­чий.

По-пʼе́рвосʼтʼи-то лʼубʼа́э за то­во́ [за­муж]. Оj, она́ плотнʼа́э мʼенʼа́. Ну́ да уш на ма­шы́нʼе хо­цэ́j. Лу́к хо­ро́шыj, лу́чшэ, чʼем у мʼенʼа́, крупнʼа́jе. Ны́нʼецʼе тʼишэ́jе ста́лʼи мо­ро́зы. (Арх.) А jево́ тра́ктор хо­ро́шыj, а «Бʼелору́сы» вот э́тʼи иду́т ма́лʼенʼкʼиjо, дак э́тʼи, как jе́слʼи до­ро́га хо­ро́ша, быстрʼе́jша, чʼим э́тот болʼшо́j тра́ктор. (Во­лог.) Пʼишы́ пачʼа́ш̄эj, а то́ нам ску́чʼна. Он болʼшэ́j тʼибʼа́. (Ряз.) У нʼе́j на плʼи́ткʼи скарʼе́jша сво́рʼиш. (Бел­го­род.)

ТЕК­СТЫ ДЛЯ АНА­ЛИ­ЗА

1.Вы­де­ли­те фор­мы ме­сто­име­ний и при­ла­га­тель­ных, яв­ляю­щие­ся со­от­вет­ст­вен­ны­ми чле­на­ми диа­лект­ных раз­ли­чий.

2. Дай­те об­щую ха­рак­те­ри­сти­ку этих форм.

I. Моj дʼа́дʼушка ажанʼи́л сы́на, взʼа́л нʼавʼе́ску красʼи́вуjу, ха­ро́шыjу. Ну, и па́рʼинʼ был нʼичʼаво́. Ну́, вы са́мʼи зна́итʼи, чʼаво́-тъ нʼихвъта́ла, ъна́ пъшла́ ɣулʼа́тʼ ат jаво́. Нъшла́ сабʼе́ там сасʼе́да, красʼи́въɣа, мъзу­ка́нта.

Смо­лен­ская обл., Крас­нен­ский р-н, д. Вос­кре­се­нье.
За­пись С. С. Вы­сот­ско­го, 1956 г., фо­но­ар­хив ИРЯ РАН.

II. Зъпъ­лы­ха́лʼи jе́ты ха́ты, а паслʼе́дʼнʼаjу ръзнʼасло́. Ну, зна́шʼитʼ, э́та табʼе́ нʼи jида́, иш̄ʼо́ э́та, ɣо́лъда нʼе́т. Вот у мʼинʼе́ дʼе́т вʼитʼира́н. У jеj двʼе́ тʼо́ткʼи, тʼе́ мʼинʼе́ равʼе́сʼнʼикʼи бы́лʼа.

Кур­ская обл., По­ны­ров­ский р-н, д. До­б­ря­ков­ка.
За­пись О.Н. Зо­ло­та­ре­вой, 1993 г., фо­но­ар­хив МГУ.

III. Од­на́jа jа́ жы­ву́. Му́ш ф пʼе́рву воjну́ убʼи́т, та́м ос­та́лса. Сы́н в jе́ту воjну́ погʼи́пшы. Вопчʼе́ ска­за́тʼ, идʼи́ на чʼи́сто по́лʼе и фсʼо́. Мнʼе́ шэзʼдʼесʼа́т во́сʼемʼ лʼе́т. В дʼе́фках бы­ла́ бʼе́дноj. Му́ш бы́л хо­ро́шоj. Оj, ху́до глʼи мʼинʼа́. На до­му́ мʼенʼа́ лʼечʼи́лʼи. Jа́ по подʼе́нʼшынʼе ходʼи́ла. Ко́лʼа ма́лʼенʼкоj бы́л. Бы́лʼи огурчʼи́шка у мʼенʼа́. И бʼез мʼенʼа́ во­рвалʼи́сʼ опʼа́тʼ. Схо­ронʼи́лʼи jево́.

Яро­слав­ская обл., Ры­бин­ский р-н, д. Ки­рил­лов­ское.

За­пись Ф. П. Фи­ли­на, 1949 г. [Грин­ко­ва 1957. – С. 83]

Гла­гол

Ос­но­вы гла­го­лов

Го­во­ры мо­гут раз­ли­чать­ся со­от­но­ше­ни­ем ос­нов про­шед­ше­го и на­стоя­ще­го вре­ме­ни и при­над­леж­но­стью к фор­мо­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­ря­ду: бы-л / бу́д-ут или бу-л / бу́д-ут или бы-л / быд-ут; ска­ка́л / ска́ч‑ут или ска­ка́-л / ска­ка́j-ут.

В го­во­рах на­блю­да­ет­ся воз­дей­ст­вие про­дук­тив­ных фор­мо­об­ра­зо­ва­тель­ных раз­ря­дов на не­про­дук­тив­ные и уст­ра­не­ние не­ре­гу­ляр­ных ти­пов со­от­но­ше­ния ос­нов про­шед­ше­го и на­стоя­ще­го вре­ме­ни: ика́л / и́ч-ут Љ ика́-л / ика́j-ут, ма­ка́-л / ма́ч-ут Љ ма­ка́-л / ма­ка́j-ут, дре­ма́‑л / дре́млʼ-ут Љ дре­ма́-л / дре­ма́j-ут, е́зд-ил / е́здʼ-ат Љ е́зди-л / е́здиj-ут.

157. Вы­пи­ши­те гла­голь­ные фор­мы, оп­ре­де­ли­те их ос­но­ву. Вы­де­ли­те фор­мы, в ко­то­рых на­шло от­ра­же­ние обоб­ще­ние ос­но­вы на­стоя­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни. Объ­яс­ни­те, в ка­ких слу­ча­ях идет вы­рав­ни­ва­ние: 1) ос­но­вы на­стоя­ще­го вре­ме­ни по ос­но­ве про­шед­ше­го вре­ме­ни; 2) ос­но­вы про­шед­ше­го вре­ме­ни по ос­но­ве на­стоя­ще­го вре­ме­ни.

1. Ка́к за­ара́л, jа́ ɣъварʼу́: «Дʼа́тʼ, чʼиɣо́ ш ты́ ара́jеш?» (Ка­луж.) Э́то jа фсʼо́ брʼеха́jу, брʼеха́jу, а ана́ фсʼо́ пʼи́ша. Крʼо́снаjа тваjа́ жа́лъвъица, што пʼи́сʼем нʼе́т. Са­ба́къ-тъ унʼасла́ ба­ра́нʼjу гъла­ву́ и гла­да́jъ нъ да­ро́гʼи. (Псков.) А ко­гда́ и на плу­га́х па­ха́jем. Свʼекро́фку на фто­ро́j дʼе́нʼ [свадь­бы] фсʼу́ ф са́жы вы́мазаjут. А та́м лʼегу́шкʼи бры́згаjут вы­со­ко́. Ба́пка та­ка́, аку­шэ́рка – па́рнʼа вы́полоскат, запʼелʼена́т. (Арх.) Бу­ва́ла-та jа́ стаjмʼа́ (ко­па­ла кар­тош­ку), а тʼипʼе́рʼ-та мо́чʼи нʼе́т, так jало́зʼиjу. Ны́нʼчʼи ма́ла па ло́ткам jе́зʼдʼи­jутʼ, а то́ бы­ва́ла лʼиш ɣудʼа́тʼ [мо­тор­ные лод­ки]. Ана́ йа­во́ [са­ра­фан] пъла­жы́ла ф сун­ду́к, и́м ɣрʼе́бываитʼ, на нʼи́х мо́ды нʼа ста́ла. О́н взʼа́л, пʼе́стъваитʼ ма́лʼчʼика. (Ряз.) Jа́ трʼе́баваjу пас­та́вʼитʼ на квартʼе́ру. Jа́ ла́зʼиjу та́м блʼи́ска и заjе́ду. (Рос­тов.)

2.Ац̄у́ ру́ку жма́лʼи, надʼе́лʼи на jиво́ мʼида́лʼ ка­ку́jа. А ба́бушку за­бо́рам прʼижма́ла, то́жа абɣарʼе́ла, аслʼе́пла. (Курск.) Маɣазʼи́н в абʼе́т за­кро́тыj сро́ду. Jе́слʼи п jа́ до́м на­кро́л, jа́ бы з ду­шо́j [взял на квар­ти­ру]. (Рос­тов.) Слы́шу, гдʼе́-то пчо­ла́ заваjа́ла шы́пко. (Псков.) Калʼе́нкъ апу́хлъ, фсʼу но́чʼ сʼидʼе́лъ во́илъ. Анʼи́ крʼичʼа́тʼ, адʼи́н идʼо́тʼ ба́пкʼи жа́лʼиц̄ъ и друɣо́j идʼо́тʼ жа́лʼиц̄ъ. (Ряз.) То­гда́ нʼе брʼе́лʼи бо́роды-тʼе. Нʼи́нка, кʼи́нʼ по­лотʼе́нцʼе, jа́ тут брʼе́лсʼа. Jего́ гонʼи́ла-гонʼи́ла, да нʼе мог­ла́ про­гонʼи́тʼ. Крапʼи́ву оп­косʼи́ла, дак фсʼе́ но́гʼи вы́жгала. Но­га́, навʼе́рно, но́jала. (Арх.)

158. Вы­пи­ши­те гла­голь­ные фор­мы на­стоя­ще­го вре­ме­ни, оп­ре­де­ли­те их ос­но­ву. К ка­ко­му фор­мо­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­ря­ду от­но­сят­ся эти гла­го­лы в го­во­рах? Объ­яс­ни­те при­чи­ны из­ме­не­ния фор­мо­об­ра­зо­ва­тель­но­го раз­ря­да.

В рос­пу́ту, ко­гда́ рʼе́кʼи фста­ва́jут, поjе́халʼи да уто́плʼи. Хранʼу́ кар­то́шку, вʼесно́j опʼа́тʼ вы­да­ва́jу. А ла́пу по­то́м и со­са́jут. Э́то нʼи трʼопа́лʼи, вʼетʼ но́нʼицʼа ка́к трʼопа́jут. В Во́логдʼе и да́лʼе са­погʼи́ про­да­ва́jут. (Арх.) Хлʼе́п и мʼа́са jе́сʼтʼ, иjо́ прʼа́таjут длʼи ста­ло́ваj. (Рос­тов.)

159. Вы­пи­ши­те гла­голь­ные фор­мы на­стоя­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни. Оха­рак­те­ри­зуй­те со­от­но­ше­ние ос­нов и при­над­леж­ность гла­го­лов к фор­мо­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­ря­ду в го­во­рах и ли­те­ра­тур­ном язы­ке. Ка­кое со­от­но­ше­ние яв­ля­ет­ся бо­лее ар­хаи­че­ским? Чем объ­яс­ня­ет­ся из­ме­не­ние фор­мо­об­ра­зо­ва­тель­но­го раз­ря­да этих гла­го­лов?

Она́ стои́т у по­га́ного та­за́ и ис та­за́ ла́чʼет. Ко­ту́ на́до вы́лʼитʼ, он фсʼо́ вы́лачʼит. Jа́ в ы́збу, до­бы­ла́ огнʼа́, а она́ ф шо́лнышэ ста́ла ла­ка́тʼ мо­ло­ко́, сʼо́ вы́лакала. Jа́годы толкʼо́м, то́жэ в од­но́ мʼе́сто, пʼерʼемʼеша́j илʼи ло́шкоj хлʼеба́j илʼи кус­ко́м ма́цʼиш. Мачʼка́ бу́дʼеш, лʼу́бʼиш ма́чʼитʼ? Jа́ лʼублʼу́ ма­ка́тʼ, на­ма­ка́ласʼ полʼи́вы. Тарʼе́лку вы́макала, дак ку­ды́. Тʼепʼе́рʼ-то о́н ужэ хо́дʼит, нʼе хро́млʼет. Ка­ко́j бу́дʼ здо­ро́ф, ко­ды́ – чʼишу́. (Арх.) Звʼо́зды мʼи́жут к хо́лоду. (Ко­ст­ром.) И́чʼец̄а мнʼе́, до́ма фспомʼина́jут. (Яро­слав.)




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: