%%В'еков'ѓс'ноj нап'ѓф у нђс. А наќл'ис'ну (дверь) н'икогдђ н'е замыкђм. У нас слњва н'е бывђло поп'ер'ѓс'ного из-за р'еб'ђт. К'ирп'љс'но д'ѓло-то д'ѓлал'и. (Арх., пинеж.)
88 Охарактеризуйте позиционное поведение переднязычных согласных в сочетании с последующим [j]. Для каких говоров оно характерно? (См.карту 74 ДАРЯ, вып.~1.)
%%
Пњ полу идќ, по т'есњвому идќ,
Ко столќ, ко дубњвому идќ, Ко свђт'ам потхожќ,
Со свђт'ам говор'ќ. (Костр.)
А он скрzлс'и нњш'jу, у Запарњжу уjѓхал. (Курск.) А тќт свин'ђ ишлђ, здарњваjа, сzтаjа. Пќк из ружђ. (Смолен.) Бывђла, и б'ел'њ мzjет'. (Твер.)
89 Охарактеризуйте изменение в группах зубных согласных [ст], [с'т'], [зд], [з'д']. В каких позициях происходит это изменение?
%%
Нађ оклђс' џт'им'и к'ирп'иц'ђм'и. Ну казац'њк jѓс', ну кашэм'љрн'ик jѓс'? Шџс' зубњф вzлом'ила. С'ид'љм ч'ђj пjњм, а бњжjа м'љлос' в глазђх (о церкви перед окнами). П'ѓрво jѓсво кќшал'и (ество). Хорњшыj л'њн, даг д'ивjђ пр'ѓс'. Так фс'њ хоз'ђjсво нарќшыл'и. На пњjес опоздђл'и. Гњс'jушк'и пр'ишл'љ. Гвоз'jњ вzташы. (Арх.) %% 90 Какие из рассмотренных явлений в системе согласных фонем существенны для диалектного членения русского языка? Какие единицы диалектного членения они выделяют?
91 Прослушайте и затранскрибируйте фрагменты говоров д.~Климовская Коношского р-на Архангельской обл. (кассета-приложение, задание 11) и д.~Анненково Фатежского р-на Курской обл. (кассета-приложение, задание 12). Охарактеризуйте консонантизм этих говоров.
to30pt
Тексты для анализа
%%
При общем анализе системы консонантизма отдельного говора необходимо ориентироваться на те элементы, которые в масштабах русского диалектного языка образуют диалектное различие. При таком подходе в поле зрения должны оказаться не только собственно диалектные явления, но и явления, общие для части говоров и литературного языка. Например, в тексте 1 необходимо отметить: $<$в$>$ губно-зубного образования (так как в других говорах возможна $<$w$>$ губно-губная); чередование [в//ф] (так как возможно чередование [в//ў]); отсутствие утраты $<$j$>$ в интервокальной позиции; $<$г$>$ смычная, в интервокальной позиции — $<$і$>$ фрикативная; $<$с'$>$ и $<$з'$>$ не шепелявые, $<$ш$>$ и $<$ж$>$ твердые и т. д. I Мужzк-от ход'љл нђjмовац'а на робњту. Бzл он здоровќшоj. Поjд'њт травђ кос'љт', тњл'к'и косђ ур'љт. И њвот jоіњ н'е трњіал. А вzдут друі'љjо, так н'њм овод'jњ, а нњц'у комар'jњ и ослоп'љло. А травђ рослђ жоштокђjа, кл'ѓв'ор н'е~рњс.
Пошњл ѓтот мужzк оновњ дн'љ кос'љт'и, смњтр'ит, а хтњ-то сл'ет jоіњ с'ѓно соб'ирђjот. А хтњ, jњн н'е в'љд'ит. Уп'ѓталс'и он, с'ѓл залњіоваца и хњч'от узнђт', хтњ ето jомќ помоіђjот. Но глазђм н'ич'оіњ н'е мњжот ув'љд'ет', а тњл'ко слzшыт, как с'ѓно шуршzт да сокђтываjоц'а в онќ кќц'у. Смњтр'ит: н'ебол'шђjа св'ин'ђ ф кќц'е с'ид'љт. Стђл он имђт' џта св'ин'ђ. Тњко он хот'ѓл схват'љт' jejѓ, как онђ п'иунњм стђла и тђк дњўго лов'љл он рђзнаjа пт'љч'а, но н'иц'еіњ н'е поjмђл, а тњл'ко фс'а с'љла рост'ер'ђл.
Вологодская обл., Белозерский р-н, д.~Раменье. Архив МГУ.
II Ну а ишњ у н'љх дњш' бъл'нђjа л'ижђла. Т'љхвам бал'ѓла. А с'ам'љ іадњш'кав б'ѓіала с р'иб'ат'љшкам'и па ќл'исы, ув'идђла съмал'њт ды іъвар'љт': пъб'аіќ мђмы скажќ. Ну љх тќт-тъ и накрzла. Jѓтъ д'ѓваш'ка, Н'љнаш'ка, вzскаш'ила на ќл'ису, а на jѓj плђт'ишка и в'исњш'к'и іър'ђт'. Анђ кр'иш'љт' иза фс'ѓх маш'џj. Б'аі'љт' нарњт с с'ѓна, пътхват'љла иjџ стђршаjа, там с'ир'ѓд'н'иjа, с'истрђ нђ рук'и ды у іњсп'итал', у нђс, у д'ир'ѓвн'и стъjђл. Анђ там пъкр'иш'ђла-пъкр'иш'ђла, нњш', д'ѓн' и ум'ирлђ.
Курская обл., Фатежский р-н, д.~Анненково. Запись О. Н. Золотаревой., 1993~г., фоноархив МГУ.
III С П'атрњвъ д'н'љ пашл'љ нъ рабњч'у пњру хл'ѓп уб'ирђт'. И вот л'ќл'ич'к'у спл'ал'љ мђл'ин'к'иjу ис хвърастќ. Иjѓ на ілњбл'и надzмут', џту л'ќл'ич'к'у, а ілњбл'и-т в'исакњ, и на ілњбл'и л'ќл'к'у, и в'ер'ѓт'jем накрњjут', зав'ѓс'ут' jиjѓ. А уп'ер'ад'ѓ с'ид'љт' мђл'ч'ик іадњф вас'м'љ, краќл'а. Как анђ зъкр'ич'љт', идќ иjѓ кар'м'љт'. Ил' хтњ-н'т' нъ п'ир'ам'ѓных. Ќтрам в'ђжъцъ хърашњ, мы в'ђжым, мы в'ђжым, а анђ кр'ич'љт'. А у jѓj уш ис пупкђ крњў, да. Пашлђ, иjѓ замzла как пълаіђица, пан'ђн'ч'илъ и пълажzлъ спђт', а самђ ап'ѓт' пашлђ в'азђт'. А сњску анђ у м'н'ђ н'и бралђ, так аднzj с'љс'к'иj и кар'м'љлъ. Н'абњс' н'ад'ѓл'у мы уб'ирђл'и-ты. И нъч'авђла тђма. Дњж, іразђ.
МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Диалектные различия
в категориях рода и склонения
Диалектные различия в категории рода связаны с распределением имен существительных между мужским, женским и средним родом и с формой выражения среднего рода.
106. Выделите в тексте примеры на диалектные различия в родовой принадлежности существительных. Какими средствами оформлены эти различия?
Болʼшо́jе ко́локоло бы́ло. Пото́м э́то коноплʼо́ выроста́ло бо́лʼшэ мʼе́тра. А почʼему́ но́нʼ коноплʼа́ нʼе сʼе́jут? А у мʼенʼа́ манʼе́р тако́j – пока́ на лʼе́воj бо́к нʼе повалʼу́сʼ, нʼе могу́ заспа́тʼ. Хоро́шыj конфʼе́т, а jа́ почʼему́-то нʼе обожа́jу. А та́м настоjа́ша комо́да, прʼе́жна. У мʼенʼа́ нʼе́рва нʼе́рву погонʼа́jет. Фсʼо́ чʼе́рвʼ жорʼо́т, а ра́нʼшэ нʼикако́j чʼе́рвʼи нʼе зна́лʼи. Он на дʼе́рʼево ползʼо́т, ры́сʼ-то э́тот. От одно́j ло́сʼи изба́вʼилсʼа, а друга́ ло́сʼ ту́т как ту́т. Жарʼи́ш̄о тако́jе на у́лʼицʼе. Наросло́ бородʼи́шчо. (Арх.)
Жылʼе́зъ ну́жын jа́блъку. Врʼи́мʼа пыдашо́л. Кылʼисо́-т о́н рызʼлʼетʼе́лсʼи. Вʼино́ бы́л нʼизапʼерто́j. Нʼи паjмʼе́ш, нʼи то́ кана́ва, нʼи то́ jа́ма, нʼи то́ о́зʼар ръзʼлʼивʼе́наj. О́блак како́j стаи́т. Алʼнʼано́j пълатʼе́нʼац. Мо́лʼ фсʼу шэ́рсʼ изажра́л. Мато́ра, ана́ нʼи к чʼаму́. Квадра́тнъjа мʼе́тра. (Ряз.)
В южнорусских говорах наблюдается тенденция к утрате категории среднего рода и переходу слов среднего рода в женский. Это явление по-разному проявляется у слов с ударной и безударной флексией. Существительные среднего рода с безударной флексией могут иметь флексии 1-го скл. и согласовываться с прилагательными, местоимениями и глагольными формами прошедшего времени по женскому роду. У существительных с ударной флексией оформленность по женскому роду проявляется, как правило, только в сочетаемости.
107. Найдите в тексте примеры перехода существительных среднего рода в женский. Как оформлен такой переход: морфологически, синтаксически? Приведите примеры неразличения флексий женского и среднего рода в безударной позиции. Можно ли сделать вывод о роде существительного только на основе подобных примеров?
Бʼалʼjо́ кака́jъ-нʼибу́тʼ нʼисʼтʼи́ранаjа зъкалʼа́нʼиласʼ. Му́жа как взʼа́лʼи – адну́ то́лʼкʼи пʼисʼмо́ прʼисла́л и бо́лʼшэj нʼе́ту. Така́jа вʼисʼе́лʼjа была́ балʼша́jа. У на́с jе́сʼтʼ срʼе́цтва така́jа. Э́тъ бы́ла дʼе́ла давно́. На́дъ каку́j-нʼибу́тʼ чʼу́ду сътварʼи́тʼ. Jа ф по́лʼу пъбʼаɣу́. Куда́ маjу́ бʼилʼjу́ дʼ͡иелʼи? Сматрʼи́ за дʼе́лаj. Ана́ пад блʼу́ц̄аj. (Ряз.) Из адно́j мы́лы ɣаршо́к нʼа выраба́тываицъ, нʼи хвата́итʼ сво́jстф. Ана́ как мы́ла мы́лʼица. Ана́ лʼо́хкаjа, мы́ла jе́та. (Брян.)
А уш jе́ту, дʼе́ташʼка, ɣо́рʼа нʼи апʼи́шыш, нʼи ръска́жыш. Ɣо́рʼа ɣарʼу́j, а дʼе́ла дʼе́лаj. А ш̄ʼа́с што́ ста́ла мъладʼо́ш, адʼнʼи́ мътʼиршы́ны, адʼнʼи́ ръзвра́ты, адна́ бʼиз̄ако́нʼиjа. Прʼидʼо́тʼ тъка́jа врʼе́мʼа, бу́дутʼ нат ста́рымʼи изʼдʼива́ца. А сʼе́рса, ана́ жыва́jа. (Курск.)
Иш̄у́, иш̄у́ э́ту мʼисʼтʼе́чʼкʼу. Э́тъ мʼисʼтʼе́чʼкʼа нʼи наjду́. (Белгород.)
Шшʼи и лапшу́ стънавʼи́лʼи, а пато́м мʼа́су, стънавʼи́лʼи ɣавʼа́дʼину, сʼвʼинʼи́ну, курʼа́тʼину, а пато́м уж блʼинцы́. (Липецк.)
Ту́т фсʼа́ нъсʼалʼе́нʼjа нъбʼаɣа́jитʼ, ис кало́ца качʼа́jутʼ во́ду. Салда́ты дʼвʼе́ лʼе́ты да дʼвʼе́ зʼимы́ бы́лʼи. Уш скры́лъсʼ со́лнушка. (Воронеж.)
Вʼи́тʼа, учʼи́сʼ, ɣулʼба́ нʼи уjдʼо́тʼ, а учʼе́нʼjа уjдʼо́тʼ. (Москов.)
Сто́j, маjа́ зо́лац̄а, цалу́j мʼинʼе́, мо́лац̄а. (Тульск.)
Атана́л – са́маjа сʼи́лʼнаjа взры́фчʼатаjа вʼишʼаство́, жо́лтаjа така́jа. (Псков.)
Как связано изменение рода существительных с характером безударного вокализма?
108. Определите род и склонение выделенных имен существительных. Существует ли связь между их словообразовательной структурой и типом склонения? В каких говорах наблюдается это явление и как оно связано с характером безударного вокализма?
Дура́чʼлʼивоj парнʼи́шко. И вот э́та дʼе́фка договорʼи́ласʼ с э́тʼим малʼцʼи́шком, што ты мʼенʼа́ возʼмʼо́ш за́муш, нʼе́т? Мы́ ко́рок нʼе jедʼи́м – бʼез̄у́бы з дʼе́душком -то. Како́j-то мужыцʼо́нко к нʼе́j прʼилʼну́л. Она́ молода́, а о́н старʼицʼо́нко. За́jко сʼидʼи́т, мо́jецʼа, косы́рʼа. У Сла́вушка крʼе́сʼтʼик зʼдʼе́лан нʼеболʼшо́j. Мы́ з дʼе́тком ра́но лʼожы́мсʼа, лʼожы́м-лʼожы́м, пото́м-то заусʼнʼо́м. (Арх.)
109. Охарактеризуйте особенности распределения существительных жен. р. по типам склонения в южных говорах. Существует ли зависимость между типом склонения и характером основ существительных?
О́j, жы́зʼнʼа была́, прʼа́м ка́зʼнʼа. Jа́ уш пасʼтʼе́лʼу ва́м разъбрала́, паду́шкʼи пакла́ла, лажы́тʼисʼ спа́тʼ. П͡оумʼар балʼе́зʼнʼеj. (Ряз.) Сʼлʼапʼи́лʼи птʼи́ш̄ʼа ɣнʼаздо́, ды и пражыла́ jа́ у нʼо́м усʼу́ жы́зʼнʼу. (Курск.)
Склонение существительных женского рода на -а
(1-е склонение)
Диалектные различия в 1-м скл. существительных касаются род., дат., предл. и твор. п. Различия в распределении флексий -е и -и в формах род. и дат.–предл. п. связаны с взаимодействием флексий твердой и мягкой разновидностей древнерусского склонения на *а и унификацией флексий этого склонения, неодинаково проходившей по говорам. В результате в одних говорах парадигма склонения оформилась по твердой разновидности, в других – имеет флексии и твердой, и мягкой разновидностей.
тип говора | |||
падеж | I | II | III |
Р. | -и | -е, -и | -и |
Д.-П. | -е | -е | -и |
110. Охарактеризуйте флексии род. п. 1-го скл. в разных типах говоров. Объясните происхождение флексий.
1. Дак у́сталʼ-то мʼенʼа́ берʼо́т, сʼи́лы-то у мʼенʼа́ нʼе́ту. Плато́к з головы́ зду́нуло. Лу́ковоj травы́ запросʼи́лʼи. Нʼи́жэ травы́, жы́жэ воды́. (Арх.)
2. Ат казʼе́ па́хнʼа. Дʼирʼо́м мы́ бʼирʼасто́ з бʼирʼо́зʼи. У фсе́х бы́лʼи къшалʼи́, у ба́бʼи, у дʼе́фкʼи кашэ́лʼ. (Ряз.) Вады́ нʼе́ту. Из ɣарʼе́ стʼо́к клʼу́чʼ. (Курск.) Нʼи дугʼе́, нʼи ло́шъдʼи нʼе́т. (Тверск.)
111. Определите фонемный состав флексий род. п. Установите зависимость флексий от синтаксических условий употребления существительного.
Мужы́к мо́j с ваjнʼе́ нʼи вʼарну́лсʼа, тро́jа дʼитʼе́j. Jа́ тʼипʼе́рʼичʼа прʼиду́ с рабо́тʼа ды хотʼ умо́jусʼ и ɣазʼе́тку пъш̄ʼита́jу. Пато́м тʼо́тка э́та ушла́ ис ха́тʼа. Вады́ нʼи пʼе́j. Была́ абʼи́жына судʼбо́j ка́к-та ува врʼе́мʼа ваjны́. (Курск.)
112. На какой территории представлены флексии -и и -е род. п. 1-го скл. существительных (см. ДАРЯ, вып. II, карта № 1)? Охарактеризуйте зависимость флексий от твердости–мягкости основы, места ударения и синтаксических условий употребления существительного.
113. Определите флексии дат. и предл. п. 1-го скл. существительных в разных говорах, объясните их происхождение. На какой территории встречается каждая из флексий? (См. ДАРЯ, вып. II, карта № 2).
1. Но́гʼи ф травы́ заплʼета́jуц̄ʼе. У мʼенʼа́ вну́ка робо́таjо ф ка́c̄ы, jе́j пла́тʼат мʼилʼио́н. Ф шлʼа́пы прʼишла́, с рʼидʼику́лʼамʼи. На душы́ ка́мʼенʼ нава́лʼен. Чʼаjо́чʼек по одно́j чʼа́шэчʼкʼи испʼи́лʼи, урчʼи́т в брʼушы́ны. Фчʼера́ збродʼи́ла к Тама́ры. Торока́ны бʼе́гаjут по избы́. Кто́-то зашо́л, ко́кнул по головы́. Прока́зʼил та́м, ф тʼурʼмы́ сʼидʼе́л. (Арх.)
2. У ва́с в ызбʼе́ жа́рка. У на́с нъ ɣаро́дʼи кана́ва, а па кана́вʼи клʼу́чʼ тʼикʼе́тʼ. Ну а мы́ събʼира́лʼисʼ с тʼо́ткъj сваjе́j ɣато́вʼитʼ фсʼо́ к сва́дʼбʼи. (Ряз.)
3. Ка́бы jа́ жыла́ на чʼужо́j сторонʼе́, а то́ чʼово́ jа вʼи́дʼела, нʼичʼово́ нʼе вʼи́дʼела. В ызбʼе́ у мʼенʼа́ нʼихто́ и вʼе́нʼиком нʼе мʼета́л. Как услыха́ла, упа́ла в за́городʼе, фсʼе́ грʼа́ды излома́ла. До́м продала́, уjе́хала к сʼостре́. (Ярослав.)
114. Определите падеж существительных 1-го скл., установите флексию этого падежа. Выделите типы говоров, различающихся набором флексий в род. и дат.–предл. п. Дайте их территориальную характеристику.
1. Душы́на у мʼенʼа́ в ызбы́ – нʼевозмо́жно. Ра́мы фсʼе́ запла́калʼисʼ, тʼепло́, навʼе́рно, тʼа́нʼет из ызбы́. Ко́нʼ валʼи́лсʼа в болʼшу́jу во́ду и пла́вал в рʼекʼи́-то. Он э́тʼима рукавʼи́цʼамʼи jе́j клʼо́шчʼо по ш̄ʼекʼи́, по головы́, гдʼе́ попа́ло. Jа́ зʼдʼе́сʼ, ф карто́вноj jа́мы. На́до иш̄о́ скотʼи́ны наволочʼи́тʼ травы́. (Арх.)
2. Цʼоты́рʼе коро́вы бы́ло, дʼоржа́лʼи па́ру лошадʼе́j, бʼес па́ры нʼе жыва́лʼи. К сва́дʼбʼе ко́лʼко мʼа́са-то лома́jош, но́сʼиш. А сʼицʼа́с поjе́ду на шлʼу́с г до́цʼкʼе з зʼа́тʼем. Ф тоj ко́мнатʼе jесʼ портрʼе́т jево́. (Волог.)
3. Ишлʼи́ са слу́жбʼи. Што́ у тʼабʼе́ нъ рукʼе́? Аj, ду́шынʼка, са сва́дʼбʼи. К jаɣо́ ба́тʼкʼи jе́з̄ʼут, jон калду́н. (Смолен.)
4. Ат вадʼе́ уjдʼи́. Пъ въдʼе́ jе́хътʼ лʼахко́. Он паро́дʼи-та харо́шаj. Прʼинʼе́с с рʼикʼе́. Сваjе́j ба́бʼи прʼивʼе́т ат на́с тады́ да́j. Jа́ на адно́j наɣʼе́ вʼиртʼе́ласʼ. (Ряз.)
115. Выделите грамматические варианты окончания твор. п. 1-го скл. Установите их зависимость от места ударения и характера основы существительного. Приведите примеры фонетического варьирования окончаний.
Жынʼи́х с оц̄о́м, с ма́тʼирʼjуj, а то́ со сва́хуj. За дурʼи́куj на о́зʼеро ходʼи́лʼи, та́м нʼе бо́лʼно мно́го. А лʼе́вуj руко́j дʼе́ржут косʼjо́ повы́ша. Возʼму́т го́рсʼтʼ лʼну́ и надʼова́jут на грʼи́бʼинʼ, а грʼебʼо́нкуj чʼе́шут. (Твер.)
За́мъш зъjшла́ – ба́бъj ста́ла. Мы́ з ба́быj пашлʼи́ у ɣо́сʼтʼи. (Смолен.)
Jа́ дʼефцʼо́нкаj прасʼи́ласʼ – нʼе пуска́лʼи. Лапа́тачʼкаj ско́плʼиш грʼа́ткʼи. Мы́ ф то лʼе́тъ касʼи́лʼи з бабʼо́нкаj. (Псков.)
И в лʼу́лʼкʼи пакры́шкʼеj прʼикры́та. (Воронеж.) Портны́jе фсʼо́ вышыва́лʼи иго́лошʼкʼеj. (Вятск.)
Жы́л старʼи́к сы сваjе́jу стару́хыjу, у са́маj рʼикʼи́. (Калуж.) Ну́, даhавары́лʼисʼа з ба́тʼкʼаjу. (Брян.) Жы́л мужы́к ж жано́jу, у нʼи́х была́ адна́ до́чʼ Лʼи́за. Вот ты́ жэ́нʼис̄ʼи, мо́j мужычʼо́к, ж жэно́jу и бро́сʼиш дʼитʼа́ за стʼано́jу. (Воронеж.)
О́н со своjе́j суда́рушкоj проjе́хал мʼи́мо. Ну́, поjдʼо́м болʼшо́j доро́гоj. Голово́j вʼертʼи́т, как сова́. (Арх.)
Склонение существительных женского рода
с нулевым окончанием в именительном падеже
(3-е склонение)
Диалектные различия в 3-м скл. существительных связаны с влиянием на него 1-го скл., проявляющимся в окончаниях дат., вин., предл. и твор. п.
116. Выделите окончания существительных 3-го скл. Объясните происхождение окончания -е.
Jа́ на пʼецʼе́ полʼожу́. Заблудʼи́лсʼа во ржэ́, та́к и ночʼева́л. По фсʼе́j волосʼтʼе́ бʼе́галʼи. Посмотрʼе́тʼ, ка́к мы жывʼо́м в глушэ́. Водʼано́jко в рʼекʼе́, рука́ ф шэрсʼтʼе́ фсʼа́, поjма́jет тʼебʼа́. (Арх.)
Пʼе́рва дава́лʼи фу́нт на чʼетырʼо́х – по чʼе́твʼертʼе. Малʼчʼи́шко набʼерʼо́т, на прʼи́станʼе рублʼи́ на́ трʼи продаjе́. К но́чʼе придʼо́м домо́j. (Вятск.)
Он па ржэ́ пашо́л. Кнуто́м ɣвазʼдʼи́тʼ пъ двʼерʼе́. Па фсʼе́j но́чʼи. Нъ маjе́j пъмʼетʼе́. Фсʼа́ ф кравʼе́ изма́зълъсʼ. Лʼажы́тʼ нъ пʼечʼе́. (Ряз.)
О́н ɣ ɣрудʼи́ пу́лʼиj пранзʼо́нъj крʼе́ст сво́j мʼе́дныj прʼижыма́л. Сʼидʼи́тʼ ба́ба на пʼачʼи́. (Липецк.)
117. На основании карт ДАРЯ (Вып. II, карты № 4, 5, 6) сделайте вывод о территориальном распространении флексий дат. и предл. п. существительных 3-го скл.
118. Какие окончания наблюдаются у существительных 3-го скл. в твор. п.? Объясните происхождение этих окончаний.
Па́хнʼет га́рʼеj, апалʼи́ла адо́нак. (Псков.) Сʼимʼена́ но́чʼjоj бу́дʼом возʼи́тʼ. Закро́имсʼа ска́тʼерʼтʼjоj. (Вятск.) Окулʼи́на о́сʼенʼоj с ума́ сошла́. Сы́н стʼерʼекчʼи́ умʼи́jот но́цʼоj. (Волог.) Но́цʼjеj-то малʼо́хонʼко пообрʼежа́jес̄ʼе. (Арх.) Ску́шнъ вʼитʼ но́чʼеj. Паjе́хълʼи за ро́жэj. Хлʼе́п с со́лʼуj. (Ряз.) Прʼиjе́хал о́сʼенʼjуj. (Москов.) Што́ тако́jе, па́лʼjу па́хнʼе? Накры́ласʼа ша́лʼjу. (Воронеж.)
119. Установите территориальное распределение форм твор. п. ед. ч. существительных 3-го скл. (см. ДАРЯ, вып. II, карта № 8).
Склонение существительных
мужского и среднего рода
(2-е склонение)
Диалектные различия во 2-м скл. существительных касаются прежде всего распределения флексий в формах род. и предл. п. Во многих говорах в этих формах широко представлена флексия -у, наблюдаемая у слов муж. и ср. р., одушевленных и неодушевленных, с отвлеченной и конкретной семантикой.
Грамматическая обусловленность распределения флексий -а, -у (род. пад.) и ‑е, -у (предл. пад.) выражена в этих говорах очень слабо.
120. Установите набор окончаний существительных 2-го скл. в род. п. Охарактеризуйте особенности распределения этих окончаний в говорах в сравнении с литературным языком.
Jа́ гро́бу и та́к тошнʼо́хонʼко боjу́сʼ. О́j, jа́ до потоло́ку, навʼе́рно, скака́ла. Та́к-то нʼе возвыша́jет го́лосу, а фсʼо́ подjеда́jет. Она́ по́ла нʼе мыва́ла нʼикогда́. И чʼаjку́ заварʼи́тʼ нʼе́ ф чʼем, фсʼо́ прʼило́мано. Когда́ сʼе́вʼер ду́jот, дож̄а́ мно́го нʼе быва́jет. (Арх.) Зʼимо́j у на́с намʼета́ат вы́шэ избы́ сʼнʼе́гу. Из го́роду нʼикако́j jезды́ нʼе́ту. Нʼе мо́к вы́братца из око́пу-ту. Мно́го ом̄ʼе́ну дʼе́нʼок бы́ло. С во́зу сʼе́на даjу́т. (Вятск.) Нʼе́ту молодʼа́жнʼику в дʼерʼе́ўнʼе. (Волог.)
Взʼа́лʼи jаво́ [памятник] с магʼи́лʼнʼику. Нымало́тʼитʼ хлʼе́бу. Да о́н бʼиз зо́лъту. (Ряз.) Му́ш у jе́j у́мʼер, с хро́нту прʼишо́л. Пʼирʼажы́лʼи у нʼе́мцаў стра́ху. Мʼишкʼи́ лата́jу длʼа калхо́зу. У калхо́зʼа дамно́, с пʼе́рваɣа ɣо́ду. (Курск.) Jаны́ ду́мълʼи нʼаво́лʼнʼикъў вы́пусʼтʼитʼ с астро́ɣу. Пʼаску́ у jе́j мно́ɣа. (Брян.) Сʼирабо́j – цвʼе́т духавʼи́таj тако́j, ат ка́шлʼу хърашо́ пʼи́тʼ и ф чʼа́j зава́рʼиватʼ. (Тульск.) У два́цът ɣадо́в вʼискʼи́ распу́сʼтʼи, ɣлаза́ нъвʼидʼе́, а бо́рш̄ʼу сварʼи́тʼ нʼа умʼе́jа. (Белгород.) Илʼну́ було́ мно́ɣа. (Смолен.)
121. Выделите формы предл. п. 2-го скл. существительных, установите набор флексий. Какая из флексий является более продуктивной? Существует ли зависимость флексий от рода, одушевленности–неодушевленности, формальных особенностей существительных (количества слогов, конечного согласного основы)?
Чʼулкʼи́ в jаш̄ыку́ стоjа́т. Ф коробу́ нʼего́жы сухарʼи́. Ф про́шлом го́дʼе мно́го бы́ло оводо́ф-то, накуса́лʼи мʼенʼа́. О́н тʼепʼе́рʼ ушо́л куда́-то, утʼерʼа́лсʼа в лʼе́сʼе. Бу́ду ф холоду́ жы́тʼ. У на́с бы́лʼи кама́шы на высо́ком каблуку́. Малʼи́ны мно́го в jелʼнʼику́. Мʼи́сʼецʼ цʼе́лоj в гʼипсу́ лʼожа́ла. Она́ Лʼу́сʼку во хлʼевʼе́ хранʼи́ла. То́лʼко у мʼенʼа́ карто́вʼина ф супу́. (Арх.)
Фсʼу зʼи́мочʼку в лʼе́сʼи. Дава́j прʼи до́хтъру бу́ду спо́рʼитʼ. Пʼатʼ-шэ́сʼ шту́к ф кусту́. Ап сы́ну ана́ фсʼо́ пла́чʼа, ап сы́ну. Он вʼе́сʼ на жърʼапцу́. О́н на сваjо́м Канʼкʼу́-Гарбынʼкʼу́. (Ряз.) Пʼиклʼи́ на свʼе́жъм капу́снъм лʼисту́. Авʼе́ц дʼиржа́лʼи ф хлʼиву́. (Москов.) На ко́нʼику абʼе́дытʼ садʼи́мса про́тʼи стаlа́. От э́та ўот касʼи́чʼкʼи, тʼвʼаты́, лʼе́нды, снʼизъчʼкʼи́, пучʼо́к, наlо́бнʼик – на пlатку́ жа. (Тульск.) Лʼаɣу́шкʼи нъ балата́х крʼичʼа́, ɣало́сʼутʼ пъ даж̄у́. Была́ у Ку́рсʼку. (Курск.) На луɣаўско́м бало́ту пъртʼиза́ны сʼе́мʼ машы́н разʼбʼи́лʼи нʼамʼе́цкʼих. (Смолен.)