1. У калхо́зʼи дамно́, с пʼе́рваɣа ɣо́ду. Мнʼе было́ тʼижало́. Нъ сʼе́рца чʼу́jала: калхо́с памо́жа. Узʼа́лʼи мʼинʼе́ на ку́хнʼу. Заву́тʼ мʼинʼе́ хазʼа́jкʼа. Мʼи́ша у мʼинʼе́ скро́мнʼик, здаро́вʼjу бʼирʼиɣʼе́тʼ. Дʼе́ўкʼи ɣаманʼа́: «Идʼе́ трахтарʼи́ст, та́м ы жы́сʼтʼ». Па́ша, сʼе́jа, во́зʼа – усʼо́ трахтарʼи́ст. Лʼаɣу́шкʼи нъ балата́х крʼичʼа́, ɣало́сʼутʼ пъ дажу́. Дʼару́ца къчʼаты́ – ку́ры ɣулʼе́jутʼ. Ка́жнаj чʼилавʼе́к ɣаварʼи́тʼ пъ сваjе́j на́цыи. (Курск.)
2. Жы́лʼи ну́жно старʼицʼо́к да стару́шка. Старʼи́к скʼо́ да вʼа́жо нʼеводо́к. Jе́та ры́бʼинка говорʼи́т: jа́ тʼебʼе́ нʼе́фкои го́ды загожу́сʼе. У на́с, ры́пка, тʼепʼе́рʼ воло́га бу́дʼо. Э́та ры́бʼинка говорʼи́т: подʼи́, ста́рʼецʼ, фсʼо́ бу́дʼо. Прʼихо́дʼит, она́ стʼира́тʼ заво́дʼит, стʼира́тʼ ста́ла бʼелʼjо́. Jе́j ку́шанʼjо но́сʼа, jе́j уха́жываjут. Jе́j слу́гʼи уха́жываjут. (Арх.)
|
|
3. Пшэнʼи́цу то́лʼтʼо jарову́ сʼи́jут у на́с. На чʼеты́рʼе мʼи́сʼацʼа посадʼи́лʼи. Но́нʼцʼа, цʼа́j, хорошо́ жыву́т. Мнуцʼо́к пʼи́шэ, нʼе поуцʼи́лʼи мʼенʼа́. У мʼенʼа́ то́лʼкʼо руба́шка бу́дʼе. Вот гулʼа́jут но́цʼjу-ту, да и забʼеру́ц̄ʼа в угоро́ц̄ʼик-от. Ну́, какʼи́ огурцʼи́, пусʼ вла́сʼ смо́трʼит. Вʼесʼ ц”вʼе́т пропадʼо́т, а jа́гот нʼе́т. Поjдʼо́т дʼе́душко, наjдʼо́т. Он зна́jе, о́н их покрыва́jе. Сусло́н покрыва́jут дву́м снопа́м. Лʼи́цʼит фʼе́ршал, к jему́ хо́дʼат туды́. (Костром.)
177. На основании карт ДАРЯ (Вып. II, № 80, 81) сделайте вывод о территориальном распространении форм с конечным - т (- тʼ) и без него у глаголов 3-го л. ед. и мн. ч. I и II спр.
178. Выпишите формы глаголов настоящего времени. Дайте общую характеристику диалектных различий в образовании этих форм (принадлежность к типу спряжения, состав гласных и согласных фонем флексий и особенности их распределения, наличие / отсутствие конечного согласного в формах 3-го л.).
Иду́тʼ сва́тътʼ схада́тъи. Нʼавʼе́стъ выхо́дʼа. Да са́мъj сва́дʼбы к нʼавʼе́сʼтʼь хо́дʼь свʼакро́вʼjъ и но́сʼь jе́j пъшанʼи́шнаи кълачʼи́ у пада́рък. Анʼи́ jе́дутʼ упʼьрʼадʼи́ бʼасʼе́ды, нʼихто́ нʼа смʼе́jь заjе́хътʼ упʼарʼо́т и́х. Дружо́к и́дʼь упʼьрʼадʼи́ бʼисʼе́ды у ха́ту и выкупа́jь та́м нʼавʼе́сту, пато́м он выхо́дʼь на крылʼцы́ и ка́жъ: «Ɣъспада́ пъиж̄а́нʼь, ва́с прʼиɣлаша́jутʼ у ха́ту». Апаслʼа́ вʼанʼчʼа́нʼjа анʼи́ выхо́дʼутʼ ис це́рква и садʼа́ц̄ъ ужэ́ нъ жънʼихо́ву ло́шъдʼ умʼе́стʼа (Белгород.)
|
|
Чередования согласных в основе форм
настоящего и простого будущего времени
В результате выравнивания основы настоящего времени может устраняться чередование согласных в личных формах глагола: пеку, пекʼош или пеку, пекош у глаголов I спр., бросʼу, бросʼиш, купʼу, купʼиш у глаголов II спр.
179. Выделите основу в личных формах глаголов на заднеязычный согласный. Как различаются говоры по характеру чередования в этой основе? Укажите направление аналогического воздействия внутри глагольной парадигмы настоящего времени.
1. Пʼаку́, бʼаɣу́, атсʼичʼе́ш, талчʼо́м, пʼичʼо́тʼа, пʼаку́тʼ (Ростов.)
2. Лʼа́гу, напʼекʼе́ш, зажгʼе́ш, мо́гʼеш, лʼа́гʼеш, спʼикʼо́м, напʼеку́т (Карел.)
3. Облоку́, бʼерʼего́ш, испеко́ш, вы́ткош, лʼе́гош, солго́ш, обожго́т, проволоко́т, ткут (Вятск.)
180. Укажите, какими особенностями характеризуется в русских говорах спряжение глаголов с основой на заднеязычные согласные. Под влиянием каких форм происходит устранение чередования в основе этих глаголов?
1. То́лʼко jе́слʼи цʼу́тʼ поху́жэ пропʼекʼи́, а обдʼе́лаjош хорошо́, дак нʼицʼо́ нʼе бу́дʼот, ом̄о́цʼиш да вы́волокʼош на до́ску. (Вятск.)
2. Мужы́к са́д бʼерʼегʼо́. А то на́ бок падʼо́, искосʼи́цʼа во́з-от, и по снʼе́гу волокʼо́, а то падʼо́, опру́жыт. Вот в э́тот вот ру́чʼеj вода́ от ско́тного двора́ фсʼо тʼекʼо́т. Та́м вот така́ бу́точʼка стои́т, и та́м вот э́та воды́чʼка по жолопка́м тʼекʼо́т. (Арх.)
3. Сʼидʼи́ш, тко́ш, она́ по огоро́ду бʼежы́т, рʼебʼа́та: «Вʼе́кша, вʼе́кша». (Вятск.)
181. В формах глаголов с корнем бег – выделите основу настоящего и прошедшего времени. Каково их соотношение в данных говорах? Сделайте предположение о форме инфинитива этих глаголов, характерной для южных говоров.
Панабʼе́ɣлʼи лʼу́дʼи, хто́ астава́лсʼи, нʼи вʼи́дʼел э́тоj стра́сʼтʼи. (Курск.) А наза́т бʼаɣʼи́ш апаслʼа́ усʼе́х. (Белгород.) Тыда́ jана́ нʼи пабʼеɣла́, а пъшла́ пу бълʼшаку́. А jаны́ спра́шывъjутʼ: «Идʼе́ туд Жъɣунʼи́ха?» «А во́ – ɣътʼ – сʼичʼа́с пъшла́ то́ка». И пабʼе́ɣла. (Смолен.)
182. Охарактеризуйте особенности чередования в основах глаголов настоящего времени, оканчивающихся на губные и зубные согласные. Под влиянием каких форм произошло выравнивание основы настоящего времени? К какому типу спряжения относятся эти глаголы?
Прасʼу́ – про́сʼиш, зъɣаласʼу́ – зъɣаласʼи́ш, насʼу́ – но́сʼим, пръвадʼу́ – право́дʼитʼ, ухватʼу́ – ухва́тʼитʼ, зъплатʼу́ – запла́тʼиш, зɣубʼу́ – зɣу́бʼиш, пътсабʼу́ – пътсо́бʼиш, зɣато́вʼу – зɣато́вʼиш, пъкармʼу́ – пако́рмʼиш, начʼи́сʼтʼу – начʼи́сʼтʼиш, пусʼтʼу́ – пу́сʼтʼиш, дрʼамʼу́ – дрʼе́мʼиш, сы́пʼу – сы́пʼиш, зътапʼу́ – зато́пʼитʼ (Калуж.)
|
|
183. Охарактеризуйте диалектные особенности в образовании форм настоящего времени глаголов, имеющих в основе зубные и губные согласные.
1. Она́ нʼе зна́jот, jа́ погодʼу́, друго́ва спросʼу́, а пото́м опʼе́тʼ jеjо́. Jа́ спросʼу́, нʼе разбʼи́лʼи двʼе́рʼи у Полʼену́хʼи. (Вятск.)
2. У шулухʼе́ сварʼу́, пачʼи́сʼтʼу и у сту́пу. Пъталку́, мучʼи́цы нʼа бʼе́лаj пасы́пʼу, пъмʼало́м пʼе́чʼку зъɣрʼабу́, на хлʼе́бнъjу лъпа́ту бро́сʼу, пасʼидʼа́тʼ нʼамно́ɣъ. (Калуж.)
3. Узʼа́лʼи мʼинʼа́ на ку́хнʼу. Кʼипʼатʼу́ во́ду длʼи канто́рʼи, карто́шкʼи чʼи́сʼтʼу, карвʼе́ɣʼи [ковриги] хлʼе́ба рʼе́жу. (Курск.)
4. Сървала́сʼ jа с э́тъɣа с арʼе́шнʼька, руба́шка първала́сʼ, и вʼисʼу́. Туда́-сʼуда́, удавʼу́сʼ, вʼидʼ ɣълаво́j кнʼи́зу, наɣа́мʼи квʼе́рʼху вʼисʼу́. Jа́ ɣъварʼу́: «Нʼе́т, хрʼе́ска, jа́ нʼи атсту́пʼусʼ, пълавʼи́ну адɣанʼа́л, ра́зʼи jа́ тʼипʼе́рʼ атсту́пʼусʼ?» Зашла́ в алʼе́х, во́т и блу́дʼу. (Ряз.)
Ударение в глагольных формах настоящего
и простого будущего времени
Личные формы глаголов II спр. могут иметь ударение на основе: ве́ртит, ва́рит или на окончании: верти́т, вари́т.
|
|
Форма 2-го л. мн. ч. глаголов I и II спр. может иметь ударение на первом или втором гласном окончания: идʼо́те, сиди́те или идите́ (идитʼо́), сидите́ (сидитʼо́). В последнем случае не различается фонемный состав окончаний I и II спр.
184. Выпишите личные формы глаголов II спр. Охарактеризуйте диалектные различия, касающиеся места ударения в личных формах глаголов II спр. Дайте территориальную характеристику форм с неподвижным ударением на окончании и с неподвижным ударением на основе.
1. Штʼи́ моло́сныjе варʼи́м, штʼи́ из мʼа́са з за́спʼицʼеj. Ло́шатʼ хо́дʼит, плу́к валʼи́т зʼе́млʼу, пʼерʼероба́тыват. А плу́гом валʼи́ш на одну́ сто́рону. У на́з бʼелʼjо́ в уша́тнʼикʼе варʼа́т. Па́лкамʼи бʼjо́ш да варʼи́ш да кʼипʼатʼи́ш [белье]. У на́с jе́сʼтʼ такʼи́ мʼеста́, гдʼе купа́ца нʼелʼзʼа́, гдʼе пора́то вʼертʼи́т, завʼертʼи́т цʼеловʼе́ка. Ка́к-то зама́рʼиваjут jего́, а пото́м суша́т. Косʼи́ш косо́j вот ф пʼерʼева́лʼе, гру́дно она́ дʼелаjецʼе, фсʼо́ подопрʼе́. (Арх.) Точʼи́тʼ на́до косу́, так вʼетʼ о́н завʼертʼе́л jеjо́ и косʼи́тʼ нʼе косʼи́т. Пого́да-то ка́к завалʼи́т. (Карел.) Э́зʼлʼи бʼезʼ jеjо́ заварʼи́ш-то, нʼе побʼежы́т [пиво]. (Костром.)
2. Атва́рʼу и́х [грибы] ды в jе́ту, ф ка́дъчʼку. Анʼи́ дʼанʼка́ трʼи́ памо́кнутʼ, и туды́, чʼио́ мнʼе́ на́дътʼ, наздо́бʼу. Jа́ разʼвʼа́скаj-та нʼа хо́дʼу, jе́тъ jа́ зʼдʼе́сʼ, жа́рка дабрʼе́, фсʼа́ ɣълава́ ко́лʼиц̄а. Jа́ то́пʼу ма́л-малʼе́нʼка, анʼи́ то́пʼутʼ дабрʼе́. Паjду́ пасо́бʼу. Jа́ jиjо́ [свинью] патко́рʼмʼу, ана́ сваjе́j цаны́ нʼе уро́нʼитʼ. Мо́жъ заɣо́нʼу [накоплю] дʼанʼкʼа́ трʼи́ выхадны́jъ, тада́ прʼиjе́ду нъ пако́с. А во́н ш̄ʼа́с траву́ сʼа́ку ды ру́бʼу ды jе́j ва́рʼу. Ду́мъjу, на jе́таj по́жнʼи васка́ трʼи́ пъстано́вʼу. (Ряз.)
185. Охарактеризуйте окончание 2-го л. мн. ч. глаголов I спр. (фонемный состав, место ударения). На какой территории представлены подобные формы? (См. ДАРЯ, вып. II, карта № 85).
Бер[итʼе́], повез[итʼе́], зайд[итʼе́], плет[итʼо́], найд[итʼе́], рв[итʼо́].
186. Выпишите формы глаголов 2-го л. мн. ч. Охарактеризуйте фонемный состав окончаний глаголов I и II спр.
Ско́ро jа́годы поспʼи́jут, дак поjдʼитʼе́ вмʼисʼтʼа́х с на́мʼи jа́год бра́тʼ. Бʼеда́, куды́ вы э́ко повʼезʼитʼе́! Вы промʼе́ш собо́j розгово́р вʼедʼитʼе́. Што́, обу́ткʼи торго́вы бʼерʼитʼе́? Што́ вы хотʼитʼе́? Го́т сʼидʼитʼе́ [с ребенком], да ва́с нʼе шчʼипнʼи́ и нʼе тронʼи́. Их поруга́jут: «Молоды́и, хоитʼе́, просʼитʼе́ на погорʼе́ло мʼе́сто». (Арх.)
187. Выпишите примеры на употребление глаголов в формах 3-го л. ед. и мн. ч. настоящего и простого будущего времени в говорах, расположенных на разных территориях. На основании этих форм, а также учитывая некоторые другие диалектные особенности, определите, к какому наречию относятся эти говоры.
1. По доро́гʼе нʼе вʼезʼо́ц̄а, роста́jало. Кака́ дырʼи́ш̄а под окно́м, сты́нʼот. Как та́jатʼ зашʼнʼо́т, чʼерʼез нʼево́ бʼежы́т ф кры́лʼчʼико, ф пʼе́рво. Надо дʼвʼерʼа́м тʼопло́ выхо́дʼит, ку́ржавʼеjет.
2. Мно́ɣъ бува́итʼ слу́чʼиjав у жы́зʼнʼи, во́т jа ва́м ръскажу́. Иду́ jа́, радʼи́мъи маи́, дʼе́лъ бы́лъ к вʼе́чʼиру, уш со́лнушка зака́тъваца ста́лъ. Удру́х у лʼису́ къг зъкрʼичʼи́тʼ, jа та́к ы прʼисты́ла х тʼилʼе́ɣʼи, а у лʼису́-та кък апʼа́тʼ заво́итʼ, сʼе́рца у мʼинʼе́ дражы́тʼ, кък асʼи́нъваj лʼи́ст.
3. Давно́ када́-тъ гъварʼи́лʼи, бы́лʼи памʼе́сʼтʼjа. Амба́ры, зъкрама́ бы́лʼи, а сʼичʼа́с нʼе́т э́тъвъ. Пчʼо́лы лʼита́jут, мʼо́т събʼира́jут. Мʼидаво́j Спа́с. Мʼикта́р пчʼо́лы събʼира́jут. Пчʼо́лы бʼиру́т фсʼо́ с цвʼето́ф.
4. У на́с ку́хнʼа рва́нъjа, зʼимо́j в угла́х нъмʼерза́jет, пʼе́чʼку ф палʼтʼе́ топлʼу́. Вʼихо́р нано́сʼит каку́-тъ бо́лʼ в гла́зы. Ма́нʼа гъвору́нʼjа в болʼнʼи́цы лʼежы́т пʼа́ту нʼедʼе́лʼу.
5. Жы́лʼи гара́с хърашо́. Дʼвʼе́ каро́вы бы́ла, ф калхо́зʼи фсʼо́ успʼава́ла, и до́ма парʼа́дък. Ра́с прʼибʼага́итʼ ка мнʼе́ сусʼе́тка и гыварʼи́тʼ: jе́дутʼ, мол, jе́дутʼ. Мо́j малʼчы́шка мʼаншо́j, глʼадʼе́л на jи́х, как jаны́ ча́фкаjутʼ, дъ ка́к ска́жытʼ: «Моj ба́тʼка, jо́н прʼидʼо́тʼ, ужо́ и пака́жытʼ вам фсʼе́м».
Формы прошедшего
и сложного будущего времени
188. Выпишите формы глаголов в прошедшем времени. Объясните, как они образуются. Найдите примеры, в которых эти формы обозначают действие, предшествующее другому, также отнесенному к прошлому, и формы, выражающие действие, отдаленное от момента речи значительным промежутком времени.
1. Сама́-та ушла́ была́, а jона́ тут ф саду́-то фсʼо́ вы́дʼерʼгала. Кузʼмʼи́нска фсʼа́ згорʼе́ла была́, а пото́м постро́иласʼ опʼе́тʼ. Изба́ у Кузʼмʼи́нʼишны была́ згорʼе́ла иш̄о́ до лонʼскʼи́ф. Jона́ нʼе вы́шла была́ [замуж], ста́раjа, жывʼо́т с ма́тʼерʼjу. (Волог.)
2. А за рʼеко́j и лʼагу́х нʼе́ было, фсʼо́ было вы́вʼелосʼ, фсʼо́ было за́мʼерло. Jа́ за моро́шкоj была́ пошла́ да воротʼи́ласʼ. Бы́л сы́н прʼибʼежа́л, опо́слʼе в Мʼезʼе́нʼ позвонʼи́лʼи. А су́п-то бы́л замʼо́рс. Зʼдʼе́зʼ затопʼи́ло бы́ло фсʼо́, зʼдʼе́сʼ фсʼо́ залʼева́этца. Воjнʼа́-то замʼирʼи́лазʼ была́, и и́х обра́тно отпра́вʼилʼи. Како́j-то Дмʼи́трʼиj бы́ў постро́иўсʼе пʼе́рвыj. Ма́тʼ бʼеспомо́шна была́, она́ уш из годо́ф была́ вы́шла. Лʼесʼнʼикʼи́ ра́нʼшэ бы́лʼи жыва́лʼи. А jешчо́ jа́ дʼе́фкоj была́ на́шывала. До́чʼка прʼистро́иласʼ в Орха́нгʼелʼскʼе бы́ло. Вот э́та до́чʼка-то бы́ло заболʼе́ла. Там ту́цʼи такʼи́э бы́ло заходʼи́лʼи, туда́ просʼе́лʼи. (Арх.)
189. Охарактеризуйте особенности ударения в глагольных формах прошедшего времени. Объясните причину изменения места ударения в формах женского рода. К какой акцентной парадигме относятся формы глаголов прошедшего времени в данном говоре (с подвижным, неподвижным ударением)?
Ска́зак-та jа нʼе гаварʼи́ла, нʼикагда́, слу́хатʼ слу́хала, а в у́м нʼе бра́ла. А саба́ка гна́ласʼ, так устанавʼи́лʼизʼ бы. Нʼавʼе́ска фсʼо са мно́j жы́ла. Ана́ вы́шла [замуж] и до́лʼу нʼа взʼа́ла. Да́ла цэ́лаjа вʼадро́ пръстакʼи́шы [теленку], мо́рда бʼе́лаjа фсʼа́. Пра́скъ-тъ бра́лъсʼ за jа́гъдъмʼи сʼаво́нʼи и мʼанʼа́ пъдзыва́лъ. Jа са́ма бо́ɣу ка́jусʼ и до́брым лʼудʼа́м: «Кавхо́знава бра́ла». Ана́ до́лгъ вʼи́ласʼа [в агонии], как вʼи́нъ. Да́лʼи во́ткʼи с мʼо́дам, jа цэ́лыjе су́ткʼи спа́ла. (Псков.)
190. Выпишите глагольные формы сложного будущего времени. Установите, какие вспомогательные глаголы употребляются для образования этих форм.
1. По́слʼе робо́ты ба́нʼу топʼи́тʼ имʼо́м. Топʼе́рʼ нʼе боjа́цʼа родʼи́тʼелʼеф-то, и родʼи́тʼелʼеф поцʼита́тʼ нʼе иму́т. (Костром.)
2. Су́нʼтʼе у́голʼ ф трубу́-то, так оно́ и нʼе и́мʼет пыла́тʼ. В зʼе́млʼу заро́jут, имʼо́ш пло́тно лʼежа́тʼ. Обʼе́датʼ ста́нʼем да пото́м ко́пны мʼета́тʼ. Ста́нʼетʼе чʼа́j-то пʼи́тʼ, кто́ налʼива́тʼ ста́нʼет? (Волог.)
3. И фсʼо́-такʼи́ мʼенʼа́ в Москвы́ ста́нут зна́тʼ, гдʼе́ кака́ нарʼе́цʼjа. (Арх.)
Формы повелительного наклонения
191. Укажите различия в образовании форм повелительного наклонения глаголов в разных говорах. Одинакова ли зависимость распределения окончаний -и и нулевого от места и характера ударения (подвижное ударение, неподвижное ударение на окончании, неподвижное ударение на основе)?
1. Платʼи́, накосʼи́, отломʼи́, прʼивʼажы́; возʼмʼи́, погрузʼи́, отворʼи́, раскладʼи́; чʼи́сʼтʼи, фста́нʼи, бро́сʼи, очʼи́стʼи. (Вятск.)
2. Пало́ш, стано́фʼ, заɣо́нʼ, пъска́чʼ; тʼарпʼи́, атлупʼи́, пъкармʼи́; пъɣадʼи́, ɣлʼадʼи́, нʼасʼи́, вʼазʼи́. (Калуж.)
192. Объясните, как образуются формы повелительного наклонения глаголов с ударением на основе в некоторых северных говорах.
Бро́сʼи, отпра́вʼи, сʼа́дʼи, лʼа́гʼи, поста́вʼи, забу́дʼи, нʼе пла́чʼи, надʼе́нʼи, нʼе тро́нʼи, кʼи́нʼи. (Волог.)
193. Охарактеризуйте особенности образования форм повелительного наклонения в разных говорах (окончание, место ударения, чередование согласных основы).
Пало́ш, слама́jеш дʼе́лʼнуjу шту́ку, тада́ ана́ им пану́жнʼиjитʼ. Хътʼ ɣаршко́м нъзавʼи́ дъ ф пʼе́чʼку нʼи стънавʼи́, а то́ зъɣарʼи́тʼ. (Ряз.) Стано́фʼ фсʼу́ махо́тку на сто́л. Пасо́тʼ малʼчʼи́шку на ла́фку. (Тамбов.) Уjеж̄а́j быстрʼе́jе. (Новг.) Напо́j ло́шатʼ. (Костром.) Бʼежы́, хто́ на доро́гʼе jе́сʼ, тово́ и хвата́j. (Волог.)
194. Выпишите из текста глаголы в форме повелительного наклонения. Укажите, какая фонетическая особенность говора проявилась в оформлении окончаний повелительного наклонения.
Ста́лʼи ины́ [солдаты] карто́шку чʼи́сʼтʼитʼ. «Дʼе́ткʼи маjи́, дыва́jтʼа jа бу́ду чʼи́сʼтʼитʼ, дъва́jтʼа jа бу́ду пъмыɣа́тʼ». Jа́ Да́шкʼе: «Ты́, дʼе́ткъ, сла́сʼ, бʼаɣʼи́, вады́ и́м, пътсъблʼа́j». Ины́ налʼи́лʼи у вʼадро́: «На́тʼа, ку́шаjтʼа: атрʼе́зъл на́м пълбуха́нкʼи хлʼе́бъ. – На́тʼа, jе́штʼа». Ɣлʼа́тʼ, шʼирʼас пълчʼиса́ бʼаɣу́тʼ с кнуто́м. – «Дава́jтʼа лышадʼе́j». (Калуж.)
Возвратные глаголы
Диалектные различия в образовании возвратных глаголов касаются:
1) фонемного состава постфикса (с согласной фонемой /с/ или /сʼ/, с гласной фонемой /а/, /е/, /о/ или /и/);
2) распределения постфикса с гласным и без гласного (грел [ сʼа ], грела [ сʼ ] или грел [ сʼа ], грела [ сʼа ]);
3) наличия или отсутствия ассимилятивных процессов на стыке согласных основы и постфикса (несе [ шсʼа ], несе [ с̄ʼа ] или несе [ ш̄а ]).
195. Охарактеризуйте диалектные различия, связанные с распределением в русских говорах форм с постфиксом и без него. Приведите примеры, в которых эти различия сопровождаются различиями в глагольной семантике.
1. Коро́вушка каг до́ит хорошо́. Опʼе́тʼ одʼи́н нажа́даўсʼе, штобы лʼудʼе́j дожда́тʼ. (Волог.) Пъдашла́ но́чʼ, ана́ jаво́ дъжыда́итʼ, а jаво́ нʼе́т. В лʼасу́ паjдʼо́ш и заблу́дʼиш, и во́фсʼи ɣдʼе́j-та хо́дʼиш. (Ряз.) Што́ ты, она́ вʼедʼ бу́дʼо гнʼе́ватʼ на мʼенʼа́. О́j, вот та́г глумʼа́т-то над на́мʼи. (Арх.)
2. Ка́к-то одʼи́н гот в опрʼе́лʼе посʼе́jалис, а у на́с горо́хʼи и фсʼо́, фсʼо́ посты́ло. (Вятск.) Прʼихо́дʼит к цʼаплʼе́: «Я поду́малсʼа, подʼи́-ко за́муш, возʼму́». (Карел.) Мы когда́ дружы́лʼисʼа, игра́лʼи вмʼе́сʼтʼе. (Перм.) Друга́-то побʼежа́ла домо́j, вопʼе́лазʼ дак. Jа́ сʼего́дʼнʼа цʼе́лыj дʼе́нʼ сʼтʼира́ласʼ, замыва́ласʼ. Полоска́цʼа пошла́, посʼтʼира́ла дак. А jа́ уж ду́маjу, вʼе́ш̄ы-тʼе зда́лʼи, штобы на́м нʼе таска́тʼ из Балашы́хʼи и пото́м вʼесʼтʼи́сʼ. (Арх.) Ва́нʼа, идʼи́, радʼи́маj, пъкасʼи́сʼа, ба́ба уш прʼа́ма фсʼа́ изму́чʼиласʼ. Хатʼе́лъ чʼарнʼи́кʼи набра́ца, дъ лʼи́бо но́ɣʼи пако́лʼиш. Ну́, падʼо́мтʼа папо́лʼимсʼи, про́са сʼе́илʼи ту́т вот пъ карчʼо́фкʼи. Паjтʼи́тʼ пъматы́чʼица сабʼе́ тʼипʼе́рʼа. Падʼе́м са мно́j, дʼанʼо́чʼка два́ пако́сʼимсʼи. Итʼ мнʼе́ ма́ла [сена]. (Ряз.)
196. Определите фонемный состав постфикса возвратных глаголов в говорах разных типов. Охарактеризуйте территориальное распространение разных вариантов постфикса (с твердым или мягким согласным, с гласными [а], [е], [о], [и]). Какова зависимость постфикса, образующего и не образующего слог, от позиции после согласного или гласного?