Русская диалектология. 13 страница

1. У кал­хо́зʼи дам­но́, с пʼе́рваɣа ɣо́ду. Мнʼе бы­ло́ тʼижало́. Нъ сʼе́рца чʼу́jала: кал­хо́с па­мо́жа. Узʼа́лʼи мʼинʼе́ на ку́хнʼу. За­ву́тʼ мʼинʼе́ хазʼа́jкʼа. Мʼи́ша у мʼинʼе́ скро́мнʼик, зда­ро́вʼjу бʼирʼиɣʼе́тʼ. Дʼе́ўкʼи ɣаманʼа́: «Идʼе́ трах­тарʼи́ст, та́м ы жы́сʼтʼ». Па́ша, сʼе́jа, во́зʼа – усʼо́ трах­тарʼи́ст. Лʼаɣу́шкʼи нъ ба­ла­та́х крʼичʼа́, ɣало́сʼутʼ пъ да­жу́. Дʼару́ца къчʼаты́ – ку́ры ɣулʼе́jутʼ. Ка́жнаj чʼилавʼе́к ɣаварʼи́тʼ пъ сваjе́j на́цыи. (Курск.)

2. Жы́лʼи ну́жно старʼицʼо́к да ста­ру́шка. Старʼи́к скʼо́ да вʼа́жо нʼеводо́к. Jе́та ры́бʼинка го­ворʼи́т: jа́ тʼебʼе́ нʼе́фкои го́ды за­го­жу́сʼе. У на́с, ры́пка, тʼепʼе́рʼ во­ло́га бу́дʼо. Э́та ры́бʼинка го­ворʼи́т: подʼи́, ста́рʼецʼ, фсʼо́ бу́дʼо. Прʼихо́дʼит, она́ стʼира́тʼ за­во́дʼит, стʼира́тʼ ста́ла бʼелʼjо́. Jе́j ку́шанʼjо но́сʼа, jе́j уха́жываjут. Jе́j слу́гʼи уха́жываjут. (Арх.)

3. Пшэнʼи́цу то́лʼтʼо jарову́ сʼи́jут у на́с. На чʼеты́рʼе мʼи́сʼацʼа по­садʼи́лʼи. Но́нʼцʼа, цʼа́j, хо­ро­шо́ жы­ву́т. Мнуцʼо́к пʼи́шэ, нʼе по­уцʼи́лʼи мʼенʼа́. У мʼенʼа́ то́лʼкʼо ру­ба́шка бу́дʼе. Вот гулʼа́jут но́цʼjу-ту, да и забʼеру́ц̄ʼа в уго­ро́ц̄ʼик-от. Ну́, какʼи́ огурцʼи́, пусʼ вла́сʼ смо́трʼит. Вʼесʼ ц”вʼе́т про­падʼо́т, а jа́гот нʼе́т. Поjдʼо́т дʼе́душко, наjдʼо́т. Он зна́jе, о́н их по­кры­ва́jе. Сус­ло́н по­кры­ва́jут дву́м сно­па́м. Лʼи́цʼит фʼе́ршал, к jему́ хо́дʼат ту­ды́. (Ко­ст­ром.)

177. На ос­но­ва­нии карт ДА­РЯ (Вып. II, № 80, 81) сде­лай­те вы­вод о тер­ри­то­ри­аль­ном рас­про­стра­не­нии форм с ко­неч­ным - т (- тʼ) и без не­го у гла­го­лов 3-го л. ед. и мн. ч. I и II спр.

178. Вы­пи­ши­те фор­мы гла­го­лов на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Дай­те об­щую ха­рак­те­ри­сти­ку диа­лект­ных раз­ли­чий в об­ра­зо­ва­нии этих форм (при­над­леж­ность к ти­пу спря­же­ния, со­став глас­ных и со­глас­ных фо­нем флек­сий и осо­бен­но­сти их рас­пре­де­ле­ния, на­ли­чие / от­сут­ст­вие ко­неч­но­го со­глас­но­го в фор­мах 3-го л.).

Иду́тʼ сва́тътʼ сха­да́тъи. Нʼавʼе́стъ вы­хо́дʼа. Да са́мъj сва́дʼбы к нʼавʼе́сʼтʼь хо́дʼь свʼакро́вʼjъ и но́сʼь jе́j пъша­нʼи́ш­наи кълачʼи́ у па­да́рък. Анʼи́ jе́дутʼ упʼьрʼадʼи́ бʼасʼе́ды, нʼихто́ нʼа смʼе́jь заjе́хътʼ упʼарʼо́т и́х. Дру­жо́к и́дʼь упʼьрʼадʼи́ бʼисʼе́ды у ха́ту и вы­ку­па́jь та́м нʼавʼе́сту, па­то́м он вы­хо́дʼь на крылʼцы́ и ка́жъ: «Ɣъспада́ пъи­ж̄а́нʼь, ва́с прʼиɣлаша́jутʼ у ха́ту». Апаслʼа́ вʼанʼчʼа́нʼjа анʼи́ вы­хо́дʼутʼ ис це́рква и садʼа́ц̄ъ ужэ́ нъ жънʼихо́ву ло́шъдʼ умʼе́стʼа (Бел­го­род.)

Че­ре­до­ва­ния со­глас­ных в ос­но­ве форм
на­стоя­ще­го и про­сто­го бу­ду­ще­го вре­ме­ни

В ре­зуль­та­те вы­рав­ни­ва­ния ос­но­вы на­стоя­ще­го вре­ме­ни мо­жет уст­ра­нять­ся че­ре­до­ва­ние со­глас­ных в лич­ных фор­мах гла­го­ла: пе­ку, пекʼош или пе­ку, пе­кош у гла­го­лов I спр., бросʼу, бросʼиш, купʼу, купʼиш у гла­го­лов II спр.

179. Вы­де­ли­те ос­но­ву в лич­ных фор­мах гла­го­лов на зад­нея­зыч­ный со­глас­ный. Как раз­ли­ча­ют­ся го­во­ры по ха­рак­те­ру че­ре­до­ва­ния в этой ос­но­ве? Ука­жи­те на­прав­ле­ние ана­ло­ги­че­ско­го воз­дей­ст­вия внут­ри гла­голь­ной па­ра­диг­мы на­стоя­ще­го вре­ме­ни.

1. Пʼаку́, бʼаɣу́, атсʼичʼе́ш, талчʼо́м, пʼичʼо́тʼа, пʼаку́тʼ (Рос­тов.)

2. Лʼа́гу, напʼекʼе́ш, зажгʼе́ш, мо́гʼеш, лʼа́гʼеш, спʼикʼо́м, напʼеку́т (Ка­рел.)

3. Об­ло­ку́, бʼерʼего́ш, ис­пе­ко́ш, вы́ткош, лʼе́гош, сол­го́ш, обож­го́т, про­во­ло­ко́т, ткут (Вятск.)

180. Ука­жи­те, ка­ки­ми осо­бен­но­стя­ми ха­рак­те­ри­зу­ет­ся в рус­ских го­во­рах спря­же­ние гла­го­лов с ос­но­вой на зад­нея­зыч­ные со­глас­ные. Под влия­ни­ем ка­ких форм про­ис­хо­дит уст­ра­не­ние че­ре­до­ва­ния в ос­но­ве этих гла­го­лов?

1. То́лʼко jе́слʼи цʼу́тʼ по­ху́жэ пропʼекʼи́, а обдʼе́лаjош хо­ро­шо́, дак нʼицʼо́ нʼе бу́дʼот, ом̄о́цʼиш да вы́волокʼош на до́ску. (Вятск.)

2. Му­жы́к са́д бʼерʼегʼо́. А то на́ бок падʼо́, ис­косʼи́цʼа во́з-от, и по снʼе́гу во­локʼо́, а то падʼо́, оп­ру́жыт. Вот в э́тот вот ру́чʼеj во­да́ от ско́тного дво­ра́ фсʼо тʼекʼо́т. Та́м вот та­ка́ бу́точʼка стои́т, и та́м вот э́та во­ды́чʼка по жо­лоп­ка́м тʼекʼо́т. (Арх.)

3. Сʼидʼи́ш, тко́ш, она́ по ого­ро́ду бʼежы́т, рʼебʼа́та: «Вʼе́кша, вʼе́кша». (Вятск.)

181. В фор­мах гла­го­лов с кор­нем бег – вы­де­ли­те ос­но­ву на­стоя­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни. Ка­ко­во их со­от­но­ше­ние в дан­ных го­во­рах? Сде­лай­те пред­по­ло­же­ние о фор­ме ин­фи­ни­ти­ва этих гла­го­лов, ха­рак­тер­ной для юж­ных го­во­ров.

Па­набʼе́ɣлʼи лʼу́дʼи, хто́ ас­та­ва́лсʼи, нʼи вʼи́дʼел э́тоj стра́сʼтʼи. (Курск.) А на­за́т бʼаɣʼи́ш апаслʼа́ усʼе́х. (Бел­го­род.) Ты­да́ jана́ нʼи пабʼеɣла́, а пъшла́ пу бълʼшаку́. А jаны́ спра́шывъjутʼ: «Идʼе́ туд Жъɣунʼи́ха?» «А во́ – ɣътʼ – сʼичʼа́с пъшла́ то́ка». И пабʼе́ɣла. (Смо­лен.)

182. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти че­ре­до­ва­ния в ос­но­вах гла­го­лов на­стоя­ще­го вре­ме­ни, окан­чи­ваю­щих­ся на губ­ные и зуб­ные со­глас­ные. Под влия­ни­ем ка­ких форм про­изош­ло вы­рав­ни­ва­ние ос­но­вы на­стоя­ще­го вре­ме­ни? К ка­ко­му ти­пу спря­же­ния от­но­сят­ся эти гла­го­лы?

Прасʼу́ – про́сʼиш, зъɣаласʼу́ – зъɣаласʼи́ш, насʼу́ – но́сʼим, пръвадʼу́ – пра­во́дʼитʼ, ух­ватʼу́ – ух­ва́тʼитʼ, зъп­латʼу́ – за­пла́тʼиш, зɣубʼу́ – зɣу́бʼиш, пътсабʼу́ – пътсо́бʼиш, зɣато́вʼу – зɣато́вʼиш, пъкармʼу́ – па­ко́рмʼиш, начʼи́сʼтʼу – начʼи́сʼтʼиш, пусʼтʼу́ – пу́сʼтʼиш, дрʼамʼу́ – дрʼе́мʼиш, сы́пʼу – сы́пʼиш, зътапʼу́ – за­то́пʼитʼ (Ка­луж.)

183. Оха­рак­те­ри­зуй­те диа­лект­ные осо­бен­но­сти в об­ра­зо­ва­нии форм на­стоя­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов, имею­щих в ос­но­ве зуб­ные и губ­ные со­глас­ные.

1. Она́ нʼе зна́jот, jа́ по­годʼу́, дру­го́ва спросʼу́, а по­то́м опʼе́тʼ jеjо́. Jа́ спросʼу́, нʼе разбʼи́лʼи двʼе́рʼи у Полʼену́хʼи. (Вятск.)

2. У шу­лухʼе́ сварʼу́, пачʼи́сʼтʼу и у сту́пу. Пътал­ку́, мучʼи́цы нʼа бʼе́лаj па­сы́пʼу, пъмʼало́м пʼе́чʼку зъɣрʼабу́, на хлʼе́бнъjу лъпа́ту бро́сʼу, пасʼидʼа́тʼ нʼамно́ɣъ. (Ка­луж.)

3. Узʼа́лʼи мʼинʼа́ на ку́хнʼу. Кʼипʼатʼу́ во́ду длʼи кан­то́рʼи, кар­то́шкʼи чʼи́сʼтʼу, карвʼе́ɣʼи [ков­ри­ги] хлʼе́ба рʼе́жу. (Курск.)

4. Сърва­ла́сʼ jа с э́тъɣа с арʼе́шнʼька, ру­ба́шка първа­ла́сʼ, и вʼисʼу́. Ту­да́-сʼуда́, удавʼу́сʼ, вʼидʼ ɣълаво́j кнʼи́зу, наɣа́мʼи квʼе́рʼху вʼисʼу́. Jа́ ɣъварʼу́: «Нʼе́т, хрʼе́ска, jа́ нʼи ат­сту́пʼусʼ, пълавʼи́ну адɣанʼа́л, ра́зʼи jа́ тʼипʼе́рʼ ат­сту́пʼусʼ?» За­шла́ в алʼе́х, во́т и блу́дʼу. (Ряз.)

Уда­ре­ние в гла­голь­ных фор­мах на­стоя­ще­го
и про­сто­го бу­ду­ще­го вре­ме­ни

Лич­ные фор­мы гла­го­лов II спр. мо­гут иметь уда­ре­ние на ос­но­ве: ве́ртит, ва́рит или на окон­ча­нии: вер­ти́т, ва­ри́т.

Фор­ма 2-го л. мн. ч. гла­го­лов I и II спр. мо­жет иметь уда­ре­ние на пер­вом или вто­ром глас­ном окон­ча­ния: идʼо́те, си­ди́те или иди­те́ (идитʼо́), си­ди­те́ (си­дитʼо́). В по­след­нем слу­чае не раз­ли­ча­ет­ся фо­нем­ный со­став окон­ча­ний I и II спр.

184. Вы­пи­ши­те лич­ные фор­мы гла­го­лов II спр. Оха­рак­те­ри­зуй­те диа­лек­т­­ные раз­ли­чия, ка­саю­щие­ся мес­та уда­ре­ния в лич­ных фор­мах гла­го­лов II спр. Дай­те тер­ри­то­ри­аль­ную ха­рак­те­ри­сти­ку форм с не­под­виж­ным уда­ре­ни­ем на окон­ча­нии и с не­под­виж­ным уда­ре­ни­ем на ос­но­ве.

1. Штʼи́ мо­ло́сныjе варʼи́м, штʼи́ из мʼа́са з за́спʼицʼеj. Ло́шатʼ хо́дʼит, плу́к валʼи́т зʼе́млʼу, пʼерʼероба́тыват. А плу́гом валʼи́ш на од­ну́ сто́рону. У на́з бʼелʼjо́ в уша́тнʼикʼе варʼа́т. Па́лкамʼи бʼjо́ш да варʼи́ш да кʼипʼатʼи́ш [бе­лье]. У на́с jе́сʼтʼ такʼи́ мʼеста́, гдʼе ку­па́ца нʼелʼзʼа́, гдʼе по­ра́то вʼертʼи́т, завʼертʼи́т цʼеловʼе́ка. Ка́к-то за­ма́рʼиваjут jего́, а по­то́м су­ша́т. Косʼи́ш ко­со́j вот ф пʼерʼева́лʼе, гру́дно она́ дʼелаjецʼе, фсʼо́ по­допрʼе́. (Арх.) Точʼи́тʼ на́до ко­су́, так вʼетʼ о́н завʼертʼе́л jеjо́ и косʼи́тʼ нʼе косʼи́т. По­го́да-то ка́к за­валʼи́т. (Ка­рел.) Э́зʼлʼи бʼезʼ jеjо́ за­варʼи́ш-то, нʼе побʼежы́т [пи­во]. (Ко­ст­ром.)

2. Ат­ва́рʼу и́х [гри­бы] ды в jе́ту, ф ка́дъчʼку. Анʼи́ дʼанʼка́ трʼи́ па­мо́кнутʼ, и ту­ды́, чʼио́ мнʼе́ на́дътʼ, на­здо́бʼу. Jа́ разʼвʼа́скаj-та нʼа хо́дʼу, jе́тъ jа́ зʼдʼе́сʼ, жа́рка дабрʼе́, фсʼа́ ɣълава́ ко́лʼиц̄а. Jа́ то́пʼу ма́л-малʼе́нʼка, анʼи́ то́пʼутʼ дабрʼе́. Паjду́ па­со́бʼу. Jа́ jиjо́ [сви­нью] пат­ко́рʼмʼу, ана́ сваjе́j ца­ны́ нʼе уро́нʼитʼ. Мо́жъ заɣо́нʼу [на­ко­п­лю] дʼанʼкʼа́ трʼи́ вы­хад­ны́jъ, та­да́ прʼиjе́ду нъ па­ко́с. А во́н ш̄ʼа́с тра­ву́ сʼа́ку ды ру́бʼу ды jе́j ва́рʼу. Ду́мъjу, на jе́таj по́жнʼи вас­ка́ трʼи́ пъста­но́вʼу. (Ряз.)

185. Оха­рак­те­ри­зуй­те окон­ча­ние 2-го л. мн. ч. гла­го­лов I спр. (фо­нем­ный со­став, ме­сто уда­ре­ния). На ка­кой тер­ри­то­рии пред­став­ле­ны по­доб­ные фор­мы? (См. ДА­РЯ, вып. II, кар­та № 85).

Бер[итʼе́], по­вез[итʼе́], зайд[итʼе́], плет[итʼо́], найд[итʼе́], рв[итʼо́].

186. Вы­пи­ши­те фор­мы гла­го­лов 2-го л. мн. ч. Оха­рак­те­ри­зуй­те фо­нем­ный со­став окон­ча­ний гла­го­лов I и II спр.

Ско́ро jа́годы поспʼи́jут, дак поjдʼитʼе́ вмʼисʼтʼа́х с на́мʼи jа́год бра́тʼ. Бʼеда́, ку­ды́ вы э́ко повʼезʼитʼе́! Вы промʼе́ш со­бо́j роз­го­во́р вʼедʼитʼе́. Што́, обу́ткʼи тор­го́вы бʼерʼитʼе́? Што́ вы хотʼитʼе́? Го́т сʼидʼитʼе́ [с ре­бен­ком], да ва́с нʼе шчʼипнʼи́ и нʼе тронʼи́. Их по­ру­га́jут: «Мо­ло­ды́и, хо­итʼе́, просʼитʼе́ на по­горʼе́ло мʼе́сто». (Арх.)

187. Вы­пи­ши­те при­ме­ры на упот­реб­ле­ние гла­го­лов в фор­мах 3-го л. ед. и мн. ч. на­стоя­ще­го и про­сто­го бу­ду­ще­го вре­ме­ни в го­во­рах, рас­по­ло­жен­ных на раз­ных тер­ри­то­ри­ях. На ос­но­ва­нии этих форм, а так­же учи­ты­вая не­ко­то­рые дру­гие диа­лект­ные осо­бен­но­сти, оп­ре­де­ли­те, к ка­ко­му на­ре­чию от­но­сят­ся эти го­во­ры.

1. По до­ро́гʼе нʼе вʼезʼо́ц̄а, рос­та́jало. Ка­ка́ дырʼи́ш̄а под ок­но́м, сты́нʼот. Как та́jатʼ зашʼнʼо́т, чʼерʼез нʼево́ бʼежы́т ф кры́лʼчʼико, ф пʼе́рво. На­до дʼвʼерʼа́м тʼопло́ вы­хо́дʼит, ку́ржавʼеjет.

2. Мно́ɣъ бу­ва́итʼ слу́чʼиjав у жы́зʼнʼи, во́т jа ва́м ръска­жу́. Иду́ jа́, радʼи́мъи маи́, дʼе́лъ бы́лъ к вʼе́чʼиру, уш со́лнушка за­ка́тъваца ста́лъ. Уд­ру́х у лʼису́ къг зъкрʼичʼи́тʼ, jа та́к ы прʼисты́ла х тʼилʼе́ɣʼи, а у лʼису́-та кък апʼа́тʼ за­во́итʼ, сʼе́рца у мʼинʼе́ дра­жы́тʼ, кък асʼи́нъваj лʼи́ст.

3. Дав­но́ ка­да́-тъ гъварʼи́лʼи, бы́лʼи памʼе́сʼтʼjа. Ам­ба́ры, зъкра­ма́ бы́лʼи, а сʼичʼа́с нʼе́т э́тъвъ. Пчʼо́лы лʼита́jут, мʼо́т събʼира́jут. Мʼидаво́j Спа́с. Мʼикта́р пчʼо́лы събʼира́jут. Пчʼо́лы бʼиру́т фсʼо́ с цвʼето́ф.

4. У на́с ку́хнʼа рва́нъjа, зʼимо́j в уг­ла́х нъмʼерза́jет, пʼе́чʼку ф палʼтʼе́ топлʼу́. Вʼихо́р на­но́сʼит ка­ку́-тъ бо́лʼ в гла́зы. Ма́нʼа гъво­ру́нʼjа в болʼнʼи́цы лʼежы́т пʼа́ту нʼедʼе́лʼу.

5. Жы́лʼи га­ра́с хъра­шо́. Дʼвʼе́ ка­ро́вы бы́ла, ф кал­хо́зʼи фсʼо́ успʼава́ла, и до́ма парʼа́дък. Ра́с прʼибʼага́итʼ ка мнʼе́ сусʼе́тка и гы­варʼи́тʼ: jе́дутʼ, мол, jе́дутʼ. Мо́j малʼчы́шка мʼаншо́j, глʼадʼе́л на jи́х, как jаны́ ча́фкаjутʼ, дъ ка́к ска́жытʼ: «Моj ба́тʼка, jо́н прʼидʼо́тʼ, ужо́ и па­ка́жытʼ вам фсʼе́м».

Фор­мы про­шед­ше­го
и слож­но­го бу­ду­ще­го вре­ме­ни

188. Вы­пи­ши­те фор­мы гла­го­лов в про­шед­шем вре­ме­ни. Объ­яс­ни­те, как они об­ра­зу­ют­ся. Най­ди­те при­ме­ры, в ко­то­рых эти фор­мы обо­зна­ча­ют дей­ст­вие, пред­ше­ст­вую­щее дру­го­му, так­же от­не­сен­но­му к про­шло­му, и фор­мы, вы­ра­жаю­щие дей­ст­вие, от­да­лен­ное от мо­мен­та ре­чи зна­чи­тель­ным про­ме­жут­ком вре­ме­ни.

1. Са­ма́-та уш­ла́ бы­ла́, а jона́ тут ф са­ду́-то фсʼо́ вы́дʼерʼгала. Кузʼмʼи́нска фсʼа́ згорʼе́ла бы­ла́, а по­то́м по­стро́иласʼ опʼе́тʼ. Из­ба́ у Кузʼмʼи́нʼишны бы­ла́ згорʼе́ла иш̄о́ до лонʼскʼи́ф. Jона́ нʼе вы́шла бы­ла́ [за­муж], ста́раjа, жывʼо́т с ма́тʼерʼjу. (Во­лог.)

2. А за рʼеко́j и лʼагу́х нʼе́ бы­ло, фсʼо́ бы­ло вы́вʼелосʼ, фсʼо́ бы­ло за́мʼерло. Jа́ за мо­ро́шкоj бы­ла́ по­шла́ да во­ротʼи́ласʼ. Бы́л сы́н прʼибʼежа́л, опо́слʼе в Мʼезʼе́нʼ по­звонʼи́лʼи. А су́п-то бы́л замʼо́рс. Зʼдʼе́зʼ за­топʼи́ло бы́ло фсʼо́, зʼдʼе́сʼ фсʼо́ залʼева́этца. Воjнʼа́-то замʼирʼи́лазʼ бы­ла́, и и́х об­ра́тно от­пра́вʼилʼи. Ка­ко́j-то Дмʼи́трʼиj бы́ў по­стро́иўсʼе пʼе́рвыj. Ма́тʼ бʼеспомо́шна бы­ла́, она́ уш из го­до́ф бы­ла́ вы́шла. Лʼесʼнʼикʼи́ ра́нʼшэ бы́лʼи жы­ва́лʼи. А jешчо́ jа́ дʼе́фкоj бы­ла́ на́шывала. До́чʼка прʼистро́иласʼ в Ор­ха́нгʼелʼскʼе бы́ло. Вот э́та до́чʼка-то бы́ло за­болʼе́ла. Там ту́цʼи такʼи́э бы́ло за­ходʼи́лʼи, ту­да́ просʼе́лʼи. (Арх.)

189. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти уда­ре­ния в гла­голь­ных фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни. Объ­яс­ни­те при­чи­ну из­ме­не­ния мес­та уда­ре­ния в фор­мах жен­ско­го ро­да. К ка­кой ак­цент­ной па­ра­диг­ме от­но­сят­ся фор­мы гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни в дан­ном го­во­ре (с под­виж­ным, не­под­виж­ным уда­ре­ни­ем)?

Ска́зак-та jа нʼе га­варʼи́ла, нʼикагда́, слу́хатʼ слу́хала, а в у́м нʼе бра́ла. А са­ба́ка гна́ласʼ, так ус­та­навʼи́лʼизʼ бы. Нʼавʼе́ска фсʼо са мно́j жы́ла. Ана́ вы́шла [за­муж] и до́лʼу нʼа взʼа́ла. Да́ла цэ́лаjа вʼадро́ пръстакʼи́шы [те­лен­ку], мо́рда бʼе́лаjа фсʼа́. Пра́скъ-тъ бра́лъсʼ за jа́гъдъмʼи сʼаво́нʼи и мʼанʼа́ пъдзы­ва́лъ. Jа са́ма бо́ɣу ка́jусʼ и до́брым лʼудʼа́м: «Кав­хо́знава бра́ла». Ана́ до́лгъ вʼи́ласʼа [в аго­нии], как вʼи́нъ. Да́лʼи во́ткʼи с мʼо́дам, jа цэ́лыjе су́ткʼи спа́ла. (Псков.)

190. Вы­пи­ши­те гла­голь­ные фор­мы слож­но­го бу­ду­ще­го вре­ме­ни. Ус­та­но­ви­те, ка­кие вспо­мо­га­тель­ные гла­го­лы упот­реб­ля­ют­ся для об­ра­зо­ва­ния этих форм.

1. По́слʼе ро­бо́ты ба́нʼу топʼи́тʼ имʼо́м. Топʼе́рʼ нʼе боjа́цʼа родʼи́тʼелʼеф-то, и родʼи́тʼелʼеф поцʼита́тʼ нʼе иму́т. (Ко­ст­ром.)

2. Су́нʼтʼе у́голʼ ф тру­бу́-то, так оно́ и нʼе и́мʼет пы­ла́тʼ. В зʼе́млʼу за­ро́jут, имʼо́ш пло́тно лʼежа́тʼ. Обʼе́датʼ ста́нʼем да по­то́м ко́пны мʼета́тʼ. Ста́нʼетʼе чʼа́j-то пʼи́тʼ, кто́ налʼива́тʼ ста́нʼет? (Во­лог.)

3. И фсʼо́-такʼи́ мʼенʼа́ в Мо­ск­вы́ ста́нут зна́тʼ, гдʼе́ ка­ка́ нарʼе́цʼjа. (Арх.)

Фор­мы по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния

191. Ука­жи­те раз­ли­чия в об­ра­зо­ва­нии форм по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния гла­го­лов в раз­ных го­во­рах. Оди­на­ко­ва ли за­ви­си­мость рас­пре­де­ле­ния окон­ча­ний и ну­ле­во­го от мес­та и ха­рак­те­ра уда­ре­ния (под­виж­ное уда­ре­ние, не­под­виж­ное уда­ре­ние на окон­ча­нии, не­под­виж­ное уда­ре­ние на ос­но­ве)?

1. Платʼи́, на­косʼи́, от­ломʼи́, прʼивʼажы́; возʼмʼи́, по­грузʼи́, от­ворʼи́, рас­кладʼи́; чʼи́сʼтʼи, фста́нʼи, бро́сʼи, очʼи́стʼи. (Вятск.)

2. Па­ло́ш, ста­но́фʼ, заɣо́нʼ, пъска́чʼ; тʼарпʼи́, ат­лупʼи́, пъкармʼи́; пъɣадʼи́, ɣлʼадʼи́, нʼасʼи́, вʼазʼи́. (Ка­луж.)

192. Объ­яс­ни­те, как об­ра­зу­ют­ся фор­мы по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния гла­го­лов с уда­ре­ни­ем на ос­но­ве в не­ко­то­рых се­вер­ных го­во­рах.

Бро́сʼи, от­пра́вʼи, сʼа́дʼи, лʼа́гʼи, по­ста́вʼи, за­бу́дʼи, нʼе пла́чʼи, надʼе́нʼи, нʼе тро́нʼи, кʼи́нʼи. (Во­лог.)

193. Оха­рак­те­ри­зуй­те осо­бен­но­сти об­ра­зо­ва­ния форм по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния в раз­ных го­во­рах (окон­ча­ние, ме­сто уда­ре­ния, че­ре­до­ва­ние со­глас­ных ос­но­вы).

Па­ло́ш, сла­ма́jеш дʼе́лʼнуjу шту́ку, та­да́ ана́ им па­ну́жнʼиjитʼ. Хътʼ ɣаршко́м нъзавʼи́ дъ ф пʼе́чʼку нʼи стънавʼи́, а то́ зъɣарʼи́тʼ. (Ряз.) Ста­но́фʼ фсʼу́ ма­хо́тку на сто́л. Па­со́тʼ малʼчʼи́шку на ла́фку. (Там­бов.) Уjеж̄а́j быстрʼе́jе. (Новг.) На­по́j ло́шатʼ. (Ко­ст­ром.) Бʼежы́, хто́ на до­ро́гʼе jе́сʼ, то­во́ и хва­та́j. (Во­лог.)

194. Вы­пи­ши­те из тек­ста гла­го­лы в фор­ме по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния. Ука­жи­те, ка­кая фо­не­ти­че­ская осо­бен­ность го­во­ра про­яви­лась в оформ­ле­нии окон­ча­ний по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния.

Ста́лʼи ины́ [сол­да­ты] кар­то́шку чʼи́сʼтʼитʼ. «Дʼе́ткʼи маjи́, ды­ва́jтʼа jа бу́ду чʼи́сʼтʼитʼ, дъва́jтʼа jа бу́ду пъмыɣа́тʼ». Jа́ Да́шкʼе: «Ты́, дʼе́ткъ, сла́сʼ, бʼаɣʼи́, ва­ды́ и́м, пътсъблʼа́j». Ины́ налʼи́лʼи у вʼадро́: «На́тʼа, ку́шаjтʼа: атрʼе́зъл на́м пълбу­ха́нкʼи хлʼе́бъ. – На́тʼа, jе́штʼа». Ɣлʼа́тʼ, шʼирʼас пълчʼиса́ бʼаɣу́тʼ с кну­то́м. – «Да­ва́jтʼа лы­шадʼе́j». (Ка­луж.)

Воз­врат­ные гла­го­лы

Диа­лект­ные раз­ли­чия в об­ра­зо­ва­нии воз­врат­ных гла­го­лов ка­са­ют­ся:

1) фо­нем­но­го со­ста­ва пост­фик­са (с со­глас­ной фо­не­мой /с/ или /сʼ/, с глас­ной фо­не­мой /а/, /е/, /о/ или /и/);

2) рас­пре­де­ле­ния пост­фик­са с глас­ным и без глас­но­го (грел [ сʼа ], гре­ла [ сʼ ] или грел [ сʼа ], гре­ла [ сʼа ]);

3) на­ли­чия или от­сут­ст­вия ас­си­ми­ля­тив­ных про­цес­сов на сты­ке со­глас­ных ос­но­вы и пост­фик­са (не­се [ шсʼа ], не­се [ с̄ʼа ] или не­се [ ш̄а ]).

195. Оха­рак­те­ри­зуй­те диа­лект­ные раз­ли­чия, свя­зан­ные с рас­пре­де­ле­ни­ем в рус­ских го­во­рах форм с пост­фик­сом и без не­го. При­ве­ди­те при­ме­ры, в ко­то­рых эти раз­ли­чия со­про­во­ж­да­ют­ся раз­ли­чия­ми в гла­голь­ной се­ман­ти­ке.

1. Ко­ро́вушка каг до́ит хо­ро­шо́. Опʼе́тʼ одʼи́н на­жа́даўсʼе, што­бы лʼудʼе́j до­ж­да́тʼ. (Во­лог.) Пъдаш­ла́ но́чʼ, ана́ jаво́ дъжы­да́итʼ, а jаво́ нʼе́т. В лʼасу́ паjдʼо́ш и за­блу́дʼиш, и во́фсʼи ɣдʼе́j-та хо́дʼиш. (Ряз.) Што́ ты, она́ вʼедʼ бу́дʼо гнʼе́ватʼ на мʼенʼа́. О́j, вот та́г глумʼа́т-то над на́мʼи. (Арх.)

2. Ка́к-то одʼи́н гот в опрʼе́лʼе посʼе́jалис, а у на́с го­ро́хʼи и фсʼо́, фсʼо́ по­сты́ло. (Вятск.) Прʼихо́дʼит к цʼаплʼе́: «Я по­ду́малсʼа, подʼи́-ко за́муш, возʼму́». (Ка­рел.) Мы ко­гда́ дру­жы́лʼисʼа, иг­ра́лʼи вмʼе́сʼтʼе. (Перм.) Дру­га́-то побʼежа́ла до­мо́j, вопʼе́лазʼ дак. Jа́ сʼего́дʼнʼа цʼе́лыj дʼе́нʼ сʼтʼира́ласʼ, за­мы­ва́ласʼ. По­лос­ка́цʼа по­шла́, посʼтʼира́ла дак. А jа́ уж ду́маjу, вʼе́ш̄ы-тʼе зда́лʼи, што­бы на́м нʼе тас­ка́тʼ из Ба­ла­шы́хʼи и по­то́м вʼесʼтʼи́сʼ. (Арх.) Ва́нʼа, идʼи́, радʼи́маj, пъкасʼи́сʼа, ба́ба уш прʼа́ма фсʼа́ из­му́чʼиласʼ. Хатʼе́лъ чʼарнʼи́кʼи на­бра́ца, дъ лʼи́бо но́ɣʼи па­ко́лʼиш. Ну́, падʼо́мтʼа па­по́лʼимсʼи, про́са сʼе́илʼи ту́т вот пъ карчʼо́фкʼи. Паjтʼи́тʼ пъма­ты́чʼица сабʼе́ тʼипʼе́рʼа. Падʼе́м са мно́j, дʼанʼо́чʼка два́ па­ко́сʼимсʼи. Итʼ мнʼе́ ма́ла [се­на]. (Ряз.)

196. Оп­ре­де­ли­те фо­нем­ный со­став пост­фик­са воз­врат­ных гла­го­лов в го­во­рах раз­ных ти­пов. Оха­рак­те­ри­зуй­те тер­ри­то­ри­аль­ное рас­про­стра­не­ние раз­ных ва­ри­ан­тов пост­фик­са (с твер­дым или мяг­ким со­глас­ным, с глас­ны­ми [а], [е], [о], [и]). Ка­ко­ва за­ви­си­мость пост­фик­са, об­ра­зую­ще­го и не об­ра­зую­ще­го слог, от по­зи­ции по­сле со­глас­но­го или глас­но­го?





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: