Особенностью дистанционной формы обучения является то, что преподаватель осуществляет процесс обучения удаленно, через сеть Интернет. Имеется возможность организовать обучение как в режиме реального времени, так и в режиме асинхронного взаимодействия, при котором каждый учащийся работает в своем темпе. Место нахождения учащихся также свободное, единственным условием является обеспечение каждого учащегося компьютером, подключенным к сети Интернет, и доступом к материалам курса.
При дистанционной форме обучение на курсе начинается с регистрации учащихся. Преподаватель:
- формирует группу учащихся;
- регистрирует учащихся в курсе специальной учебной среды (регистрация при помощи кодового слова или ручная регистрация);
- рассылает с помощью Новостного форума курса приветственное сообщение с объявлением о начале обучения и установленных организационных и временных регламентах обучения;
- формирует траекторию обучения каждого учащегося.
В дальнейшем роль преподавателя заключается в удаленной организации индивидуальной и коллективной работы учащихся на пространстве курса, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ учащихся, в организации онлайн-общения.
При систематическом изучении курса со слабой обратной связью формами дистанционного взаимодействия «учитель — ученики» являются:
- при он-лайн взаимодействии — видео-трансляция лекций, аудио -конференция, консультации;
- при оф-лайн взаимодействии — видеозаписи лекций, текстовые ресурсы, мультимедиа ресурсы и их сочетание.
При изучении курса с возможностью обратной связи с учениками формы взаимодействия расширяются:
- при он-лайн взаимодействии — организуются дискуссии в режиме видеоконференции, опрос, тестирование после фрагмента лекции и пр.;
- при оф-лайн взаимодействии — автоматизированная проверка тестов в курсе, выполнение заданий (устно и письменно), получение рецензий учителя на выполненное задание, рекомендаций по дальнейшему изучению курса и пр.
При изучении курса с возможностью организации совместной деятельности учащихся в учебной среде («ученик — ученик», «ученик - ученики») формы взаимодействия включают сетевые инструменты:
- Wiki, текстовый чат, обсуждения в форуме, ведение блогов (саморефлексия), совместное заполнение таблиц, составление схем, заполнение ленты времени, совместная работа над проектом (распределение ролей, формулировка задач, координация работы).
Вся содержательная часть обучения в дистанционной форме происходит в курсе, развернутом в специальной учебной среде. Продвигаясь по курсу под руководством преподавателя, учащиеся:
- Знакомятся с теоретическим материалом
- Участвуют в форумах (интернет-дискуссиях): высказываются, читают, интерпретируют, задают вопросы
- Выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы
Используя интернет, учащиеся учатся осуществлять виртуальную коммуникацию друг с другом и с преподавателями:
- задают свои вопросы преподавателю и друг другу в форумах;
- сдают выполненные работы;
- делятся своим практическим опытом.
Преподаватель:
- проводит анализ учебной деятельности участников курса с помощью Отчетов о деятельности;
- рецензирует работы;
- отвечает на вопросы;
- организует и поддерживает дискуссию в форумах: побуждает учащихся высказываться и реагировать на высказывания друг друга;
- организует онлайн-общение с учащимися (индивидуальное и групповое) в програмах iChat, Skype, Videomost.
При организации дистанционного обучения в режиме отложенного времени 1 час рабочего времени учителя равнозначен 1 академическому часу (эквивалент 45 минутного урока). Дистанционный час работы отражается в индивидуальном графике работы учителя.
Оплата труда педагогического работника при дистанционном обучении производится исходя из количества проведенных им учебных часов и численности обучающихся в классах (часы аудиторной занятости), а так же часов неаудиторной занятости.
Данное соотношение и порядок распределения аудиторной и неаудиторной определяются самим образовательным учреждением исходя из специфики его образовательной программы, учебного плана, условий организации образовательного процесса.
Неаудиторная занятость педагогических работников включает следующие виды работы с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями:
- анализ деятельности учащегося в системе дистанционного обучения по предмету за истекший контрольный период (формирует отчеты о деятельности учащихся, анализирует их);
- в случае отсутствия ученика на курсе в течение контрольного периода, отсутствия выполненных работ, информирование ученика, классного руководителя, родителей о задолженности;
- проверка и рецензирование выполненных учениками работ (из расчета 5 минут на рецензию), выставление оценок;
- определение новых индивидуальных заданий ученику на следующий период.
Периодичность контроля деятельности учащихся на курсе и проверки выполненных работ определяются исходя из учебного плана (количество часов в неделю) и доводятся до сведения учеников до начала обучения.






