Методические рекомендации по механизмам проверки предоставляемых учащимися промежуточных и итоговых аттестаций

 

Специфика проверки работ учащихся в условиях дистанционных технологий обучения – представляет собой одну из существенных составляющих модели мониторинга качества образования. Данный процесс, включающий проверку и подробное рецензирование письменных работ учителем, выборочную перепроверку этих работ и проверку учительских рецензий тьютором-монитором, анкетирование учителей и учащихся по поводу качества учебных и методических материалов, используемых технологий, - обеспечивая как текущую аттестацию учащихся и учителей, так и, в целом, обратную связь между службами и учебным процессом, придаёт законченный вид всей модели как системе дидактической интерактивной асинхронной коммуникации.

Особенностью контроля в дистанционном обучении является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.

Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения учащимися учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение ввиду опосредованного контакта обучающегося и педагога. В связи с этим, повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний.

На этапе изучения нового материала урока в учебной среде учитель может задать проходной балл, при достижении которого учащийся получает доступ к материалам следующей тематической секции курса. Проходной балл формируется в результате выполнения ключевого задания, имеющегося в конце каждой тематической секции.

При организации текущего контроля акцент сделан на выполнении учащимися различных видов заданий, используемых в специальной учебной среде: задания с ответом в виде текста; задания с ответом в виде файла; задания с ответом вне сайта; тесты; тесты “Hot Potatoes” и др.

В дистанционном обучении широкое распространение получил тестовый контроль как для самопроверки, так и для проведения итогового контроля (в здании школы или вне его под наблюдением учителя). Предпочтительными являются формы текущего контроля, использующие компьютерные технологии не только для проведения контрольного мероприятия, но и для обработки его результатов. Задания должны содержать описание шкалы количественных оценок контроля и соответствия баллов достигнутому уровню знаний и умений ученика. Формы текущего контроля в обязательном порядке фиксируются в тематическом планировании по предмету.

 Реализована возможность учета различных вариантов проверки работы учителем: только рецензирование, только оценивание, рецензирование и оценивание. Учитываются различные системы оценивания (балльные, словесные).

В системе реализована возможность просмотра содержания заданий и содержания работ учащегося. В каждом курсе специальной учебной среды в режиме реального времени отображается информация о том, какие задания сданы учащимися этого курса и требуют проверки. Основное предназначение модуля для учителя – создать условия для эффективной работы по проверке работ учащихся, а для администратора – дать удобный инструмент контроля за процессом учебного взаимодействия учителей и учащихся. Особенностью формата курса является возможность задавать траекторию изучения материалов систематического курса (последовательность изучения тем курса), контролировать в автоматизированном режиме успешность изучения каждой темы курса, обеспечивать автоматизированный перевод учащегося к изучению каждой следующей темы курса в зависимости от успешности изучения им предыдущего материала. Таким образом, формат курса призван обеспечить индивидуализацию обучения за счет индивидуального темпа изучения материалов курса каждым учащимся.

Целесообразны два типа контроля: регламентный контроль и самоконтроль. При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного контроля. Результаты входного контроля, дают возможность осуществлять управление процессом обучения, так как по ним определяются подходы к организации индивидуального процесса обучения. Они учитываются как при планировании процесса обучения, так и в ходе его - как инструмент текущего и выходного (рубежного) самоконтроля.

Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих систем, так и элементарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы или тесты по разделам учебной программы.

Среди многообразия методов оценки подготовки учащихся можно выделить:

- написание реферата по заданной теме (индивидуально, в паре с другим учащимся или в составе группы, работающей по одному проекту);

- референтную оценку работы другого учащегося, изучающего ту же тему;

- личное интервью с преподавателем (в синхронном или асинхронном режиме);

- оценку работы другим учащимся, работающим в одной учебной группе;

- самооценку.

В дистанционном обучении сформировались новые формы оперативного контроля за учебной деятельностью (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ учащихся, взаимопомощь учащихся в форуме), создается портфолио работ каждого учащегося.

Таким образом, текущий контроль осуществляется учителем, ведущим обучение по предмету, через

- взаимодействие между учителем и учеником в режиме реального времени во время проведения урока;

- через обсуждение изучаемых вопросов в форуме во время дискуссий, семинаров и т.п.;

- через тестирование (автоматическая проверка, проверка учителем);

- через выполнение учеником заданий, требующих развернутого ответа (проверка учителем, рецензия учителя на ответ, оценка).

 

Промежуточная аттестация – проверка всех знаний, навыков и умений ученика, полученных при обучении по учебной дисциплине. Промежуточная аттестация предназначена для проверки достижения учеником учебных целей и выполнения учебных задач программы.

Контрольные работы (промежуточная аттестация) проводятся по заранее составленному графику, утвержденному директором. Периодичность проведения промежуточной аттестации зависит от особенностей учебного плана школы (четверти, семестры, полугодия и др.).

График контрольных работ включает в себя время, дату, продолжительность проведения контрольной работы; форму проведения работы и место проведения; фамилии обучающихся (группы, классы) и преподавателей; учебный предмет (класс).

Режим проведения всех контрольных работ (промежуточной аттестации) – очное взаимодействие ученика и учителя в форме очного урока или он-лайн урока посредством видеоконференции с одновременным предоставлением доступа к экрану компьютера ученика (учитель видит кто выполняет работу и что пишет ученик). Возможно выполнение контрольной работы на бумажном носителе с последующим сканированием работы и пересылкой учителю. Выполнение контрольной работы проводится в режиме реального времени.

Учащимся с низким темпом работы по представлению обучающего педагога контрольная работа может быть разделена на несколько уроков, проводимых в один или разные дни.

Образовательная организация (образовательное учреждение) вправе использовать дистанционные образовательные технологии при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Итоговая аттестация
Проводится по окончании периода обучения. Содержание охватывает весь курс (или, по меньшей мере, узловые аспекты курса обучения).

Защиту проектов и зачетных работ возможно проводить удаленно при организации видеоконференции между студентом и преподавателем.

При проведении итоговой аттестации с использованием ДОТ должны выполняться следующие требования:

обучающийся использует программы и технические средства позволяющие в реальном режиме времени (on-line) передавать видео (посредством Web-камеры с подключенным микрофоном);

обучающийся проходит (on-line) тестирование при обеспечении необходимых мер контроля и идентификации личности.

Ответственное за аттестацию лицо обязано:

установить личность обучающегося, проходящего аттестацию;

контролировать самостоятельность прохождения аттестации;

проводить аттестацию в строгом соответствии с выданными заданиями на аттестацию, контролировать временной лимит на прохождение аттестации;

производить контроль за правильностью указываемых личных данных аттестуемыми, при прохождении аттестации.

Проверка результатов аттестации и выставление оценок производятся учителем (комиссией) на основании представленных результатов аттестации. При использовании систем компьютерного тестирования проверка может быть автоматизирована с последующим формированием архивов в электронном и печатном (бумажном носителе) виде в форме ведомости.
Тесты, рассчитанные на проверку знаний-представлений и понимания материала в наибольшей степени подходят для текущего контроля, а также для самоконтроля. При организации итогового контроля тесты разных типов комбинируют. Тем самым итоговый тест может проверить степень усвоения на всех уровнях, заданных целями.

Тестирование может быть проведено как в очной форме, так и в он-лайновой: в заранее определенное время студент входит на контрольную страницу курса, где его уже ожидает он-лайновый тест с короткой инструкцией. Он отвечает на вопросы, не выходя из сети и в режиме реального времени (т.е. преподаватель видит на мониторе ход ответа). Оценка может выставляться автоматически (если в тесте только выбираются ответы или ответ может быть однозначно сопоставлен эталону) или преподавателем (если в тесте есть открытые вопросы). Время ответов строго ограничено – не отвеченный вовремя вопрос сменяется следующим.

 






double arrow
Сейчас читают про: