Конспект экскурсии по территории детского сада для детей старшей и подготовительной группы

Цель: формирование основ экологической и валеологической культуры.

Задачи:

Образовательные: углубить знания о деревьях и кустарниках Мурманска и Мурманской области (березе и шиповнике), выяснить, какие деревья называют плодовыми; Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы ранней осенью.

Развивающие: развивать способность внимательно слушать и следовать за педагогом в группе с другими детьми; развивать у детей интерес к изучению родного города, умение делать выводы; развивать умение действовать в соответствии с усвоенными правилами.

Воспитательные: воспитывать интерес и желание охранять при­роду; Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.

 

Материал: объекты экологической тропы: береза, шиповник, птичий столб.

 

Подготовка к занятию: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу осенью. Рассматривание деревьев, цветов растущих на участке. Беседы о сезонных изменениях в природе: в мире диких животных, птиц, насекомых, растениях (деревья, цветы). Беседы о труде людей осенью, подготовке к зиме. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рисование березы, цветов, овощей.

 

Ход прогулки:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Посмотрите, какой сегодня денек! Давайте поздороваемся с солнышком и со всем, что нас окружает.

Пальчиковая игра:

Здравствуй, солнце золотое! - руки в стороны, пальцы растопырены

Здравствуй, небо голубое! - поднять руки вверх

Здравствуй, вольный ветерок! - машут руками

Здравствуй, маленький дубок! -ладони округлить, предплечья соединить

Я живу в родном краю, - хлопки в ладоши

Всех я вас приветствую!

 

А наш родной край начинается с садика, путешествию по садику.

Давайте сядем в машину и поедем в наше путешествие по родному краю и его природной красоте. (имитация поездки в автомобиле).

  (Во время движения, чтение стихотворения воспитателем)

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То юною, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнется, да не ломится.

Остановка 1 «В Гостях у березки».

Воспитатель: Отгадайте загадку: “ Кто носит деревянную рубашку?”

Дети: Деревья

Воспитатель: -Дети, вы помните, как называется это дерево (Указываю на березу)

Дети: Это береза.

Воспитатель: Верно! У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички"!

Воспитатель: -Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?

Дети: чечевички.

Воспитатель: - Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? (Ответы детей)

Воспитатель: Маленькие желтые листочки и длинные сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена березы.

Дует ветер, семена летают в воздухе.

Ветер стих, семена тихо падают на землю.

Воспитатель: Как вы думаете, береза любит солнце?

Дети: Да, любит.

Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Это красивое дерево. Но в нашем крае солнышка мало, поэтому березки в Мурманской области не такие высокие и большие, иногда им настолько нехватает солнца, что они не вырастают выше нашего роста. Тогда их называют карликовыми.

Воспитатель: А вы знали, что береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? (Ответы детей)

Воспитатель обобщает: - Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду. Когда в Древней Руси не было бумаги, люди писали на бересте.

Воспитатель: - Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. А еще под березой можно найти грибы. Как они называются?

Дети: Подберезовики.

Воспитатель: Верно! А теперь давайте отправимся к следующей станции!

 

Станция “У шиповника”

Воспитатель: Оглянитесь вокруг, кроме деревьев здесь растут и кустарники. Чем же кустарники отличаются от деревьев? (предположения детей)

Воспитатель: Кустарник не имеет единого ствола, у него много стволовых веток. Давайте найдем и сравним дерево и кустарник. Посмотрите, видите тут кустарник? (указывает на шиповник)

Воспитатель: Это куст шиповника, назвали его так, потому что весь куст покрыт острыми шипами, его еще называют дикой розой. Посмотрите, а что это за шишечки на нем?

Дети: Ягодки!

Воспитатель: Да, это плоды шиповника, которые завязываются из цветка шиповника (показывает картинку с цветком шиповника) Внутри плодов шиповника спрятаны мелкие косточки - семена. Человек спешит заготовить на зиму этот ценнейший витаминный продукт, хотя его очень трудно собирать. Почему?

Дети: Шипы очень острые, царапают руки и рвут одежду.

Воспитатель: Шиповник очень древний кустарник, плоды его используют в пищу, из них готовят лекарство, добывают краски. Шиповник богат витаминами, он помогает человеку быть бодрым и здоровым. Красивые цветы и плоды во все времена служили украшением. У славянских народов шиповник – это символ красоты, молодости, любви.

Воспитатель: Деревья и кустарники бывают плодовые и не плодовые. Плодовые деревья, плоды которых можно употреблять в пищу. Вот, например яблоня – (плодовое дерево), а береза – нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: