Цель: формирование основ экологической и валеологической культуры.
Задачи:
Образовательные: углубить знания о деревьях и кустарниках Мурманска и Мурманской области (березе и шиповнике), выяснить, какие деревья называют плодовыми; Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы ранней осенью.
Развивающие: развивать способность внимательно слушать и следовать за педагогом в группе с другими детьми; развивать у детей интерес к изучению родного города, умение делать выводы; развивать умение действовать в соответствии с усвоенными правилами.
Воспитательные: воспитывать интерес и желание охранять природу; Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.
Материал: объекты экологической тропы: береза, шиповник, птичий столб.
Подготовка к занятию: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу осенью. Рассматривание деревьев, цветов растущих на участке. Беседы о сезонных изменениях в природе: в мире диких животных, птиц, насекомых, растениях (деревья, цветы). Беседы о труде людей осенью, подготовке к зиме. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рисование березы, цветов, овощей.
|
|
Ход прогулки:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Посмотрите, какой сегодня денек! Давайте поздороваемся с солнышком и со всем, что нас окружает.
Пальчиковая игра:
Здравствуй, солнце золотое! - руки в стороны, пальцы растопырены
Здравствуй, небо голубое! - поднять руки вверх
Здравствуй, вольный ветерок! - машут руками
Здравствуй, маленький дубок! -ладони округлить, предплечья соединить
Я живу в родном краю, - хлопки в ладоши
Всех я вас приветствую!
А наш родной край начинается с садика, путешествию по садику.
Давайте сядем в машину и поедем в наше путешествие по родному краю и его природной красоте. (имитация поездки в автомобиле).
(Во время движения, чтение стихотворения воспитателем)
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юною, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
Остановка 1 «В Гостях у березки».
Воспитатель: Отгадайте загадку: “ Кто носит деревянную рубашку?”
Дети: Деревья
Воспитатель: -Дети, вы помните, как называется это дерево (Указываю на березу)
Дети: Это береза.
Воспитатель: Верно! У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички"!
|
|
Воспитатель: -Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?
Дети: чечевички.
Воспитатель: - Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? (Ответы детей)
Воспитатель: Маленькие желтые листочки и длинные сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена березы.
Дует ветер, семена летают в воздухе.
Ветер стих, семена тихо падают на землю.
Воспитатель: Как вы думаете, береза любит солнце?
Дети: Да, любит.
Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Это красивое дерево. Но в нашем крае солнышка мало, поэтому березки в Мурманской области не такие высокие и большие, иногда им настолько нехватает солнца, что они не вырастают выше нашего роста. Тогда их называют карликовыми.
Воспитатель: А вы знали, что береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает: - Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду. Когда в Древней Руси не было бумаги, люди писали на бересте.
Воспитатель: - Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. А еще под березой можно найти грибы. Как они называются?
Дети: Подберезовики.
Воспитатель: Верно! А теперь давайте отправимся к следующей станции!
Станция “У шиповника”
Воспитатель: Оглянитесь вокруг, кроме деревьев здесь растут и кустарники. Чем же кустарники отличаются от деревьев? (предположения детей)
Воспитатель: Кустарник не имеет единого ствола, у него много стволовых веток. Давайте найдем и сравним дерево и кустарник. Посмотрите, видите тут кустарник? (указывает на шиповник)
Воспитатель: Это куст шиповника, назвали его так, потому что весь куст покрыт острыми шипами, его еще называют дикой розой. Посмотрите, а что это за шишечки на нем?
Дети: Ягодки!
Воспитатель: Да, это плоды шиповника, которые завязываются из цветка шиповника (показывает картинку с цветком шиповника) Внутри плодов шиповника спрятаны мелкие косточки - семена. Человек спешит заготовить на зиму этот ценнейший витаминный продукт, хотя его очень трудно собирать. Почему?
Дети: Шипы очень острые, царапают руки и рвут одежду.
Воспитатель: Шиповник очень древний кустарник, плоды его используют в пищу, из них готовят лекарство, добывают краски. Шиповник богат витаминами, он помогает человеку быть бодрым и здоровым. Красивые цветы и плоды во все времена служили украшением. У славянских народов шиповник – это символ красоты, молодости, любви.
Воспитатель: Деревья и кустарники бывают плодовые и не плодовые. Плодовые деревья, плоды которых можно употреблять в пищу. Вот, например яблоня – (плодовое дерево), а береза – нет.