БИЛЕТ. Международная система стандартизации. Мировые организации по стандартизации. Гармонизация национальных стандартов

Международная стандартизация – это совокупность организаций по стандартизации и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции.

Основные организации по стандартизации:

- международные организации (ИСО, МЭК, МСЭ, ЕОК)

- региональные (СЕН, СЕНЭЛЕК, ЕТСИ).

Международная организация по стандартизации ИСО (ISO, isos – равный) (1946 г.) Имеет неправительственный характер. Главная цель ИСО – содействие стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности путем разработки международных стандартов. Членами ИСО являются национальные организации по стандартизации. Подразделениями ИСО являются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы, выполняющие основной вид деятельности – разработку международных стандартов.

Международная электротехническая комиссия МЭК (IEC) (1906 г.) Цель деятельности – содействие международному сотрудничеству по вопросам стандартизации в области электротехники, радиоэлектротехники и связи. Состоит из национальных комитетов, которые представляют интересы всех отраслей промышленности.

Между ИСО и МЭК заключено соглашение по разграничению сфер деятельности. Бюджет ИСО и МЭК складывается из взносов стран и от продажи международных стандартов.

Международный союз электросвязи МСЭ (ITU) (Международная телеграфная конвенция (1865 г.)) – координирует деятельность государственных организаций и коммерческих компаний по развитию сетей и услуг электросвязи в мире. В 1999 г. принятие Рекомендаций по системе телевидения XXI века высокой четкости (число строк разложения, формат кадра, система развертки). Принято 1500 единиц стандартов.

Европейская организация по качеству ЕОК (EOQ) (1956 г.) Межотраслевые проблемы качества (система управления качеством, методы оценки качества и др.) и проблемы качества применительно к отрасли (авиационная, автомобильная, пищевая и др.).

Европейский комитет по стандартизации СЕН (CEN) (1961 г.) СЕН – содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN). Единообразное применение в странах-членах СЕН международных стандартов ИСО и МЭК, сотрудничество со всеми европейскими организациями по стандартизации, предоставление услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).

Европейский комитет по стандартизации в электротехнике СЕНЭЛЕК (CENELEC) (1971 г.) Разработка стандартов на электротехническую продукцию. Стандарты СЕНЭЛЕК – необходимое средство для создания единого европейского рынка.

Европейский институт по стандартизации в области электросвязи ЕТСИ (ETSI) (1988 г.) Поиск общих стандартов для создания комплексной инфраструктуры электросвязи. Обеспечение полной совместимости любого оборудования и услуг, предлагаемых потребителям. Это некоммерческая организация, деятельность которой регулируется французским законодательством (по местонахождению института).

Гармонизация стандартаэто приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах.

В такой же степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.

Руководство 2 ИСО/МЭК предлагает термины:

Идентичные стандарты — гармонизованные стандарты, полностью идентичные по содержанию и по форме. Нередко это точный перевод стандарта (международного, регионального), принятого в национальной системе стандартизации. Эти стандарты могут отличаться лишь обозначением (шифром, кодом).

   Унифицированные стандарты — это гармонизованные стандарты, которые по содержанию идентичны, но отличаются по форме представления.

В зависимости от нормативного документа, по отношению к которому гармонизуется стандарт, различаются уровни гармонизации.

· Стандарты, гармонизованные на международном уровне — гармонизованы с международным стандартом.

· Стандарты, гармонизованные на региональном уровне — гармонизованы с региональным стандартом.

· Стандарты, гармонизованные на многосторонней основе — гармонизованы тремя или более органами по стандартизации.

· Стандарты, гармонизованные на двусторонней основе — гармонизованы двумя органами, занимающимися стандартизацией.

Гармонизация нередко проводится в рамках двусторонних или многосторонних соглашений

В Западноевропейских государствах гармонизовано с международными 70—80% национальных стандартов. В России принято различными методами до 20% стандартов ИСО и около 60% стандартов МЭК.

БИЛЕТ. Применение стандартов и другой нормативной документации по стандартизации. Пользователи стандартов. Способы применения отечественной нормативной документации по стандартизации на территории Российской Федерации.

Применение стандарта — это его использование с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его распространения и сферой действия.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом независимо от страны или места происхождения продукции, процессов ее производства, или особенностей сделок, или лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Пользователь стандарта — это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей производственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, учебно-педагогической и других видах деятельности. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия стандарту.

Способы применения нормативных документов

Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации.
ГСС включает 5 основополагающих стандартов.

Можно выделить семь актуальных задач, нашедших свое воплощение в основополагающих стандартах ГСС или в ее исходной концепции:

1.Гармонизация отечественной нормативно - технической документации с международной, зарубежной, национальной и региональной нормативной документацией.

2.Минимизация ограничивающих инициативу (изготовителей и потребителей) запретов и предписаний, ориентация на добровольность применения и возможность выбора документов того или иного вида при заключении договоров и контрактов.

3.Освоение, адаптация, совершенствование процедур сертификации продукции в сочетании с разработкой документов по сертификации систем качества, аккредитации испытательных подразделений различного уровня для проведения сертификационных испытаний продукции и услуг.

4.Сопровождение тенденции отказа от ужесточения входного контроля, выходных испытаний и приемки, переход на пооперационный производственный контроль в технологическом цикле.

5.Оптимизация количественного состава и структуры технической документации на продукцию, процессы и услуги, обеспечение информативности и коммуникативности документов.

6.Совершенствование методологии разработки документации.

7.Обеспечение влияния нормативных документов на повышение технико- экономической эффективности производств.

Государственным стандартам присваиваются обозначения, состоящие из индекса «ГОСТ (ОСТ, СТП)…», порядкового (регистрационного) номера и двух последних цифр года утверждения стандарта, отделенных от номера знаком тире, например ГОСТ 3975-95. Порядковый номер стандарту присваивается соответствующим органом по стандартизации (Госстандарт России). При пересмотре стандарта его порядковый номер сохраняется, но цифры года заменяются цифрами года утверждения пересмотренного стандарта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: