Пример — ГОСТ Р 61.0—2006, ГОСТ Р 61.1—2006, ГОСТ Р 61.2—2007 и т. д

7.5 Если национальный стандарт Российской Федерации разработан в развитие системы (комплекса) общетехнических или организационно-методических межгосударственных стандартов, то структура обозначения стандарта должна соответствовать принятой в основополагающем стандарте данной системы. При этом порядковый номер национальному стандарту Российской Федерации, входящему в российскую часть системы (комплекса), присваивают, начиная с цифры 0.

Пример — Национальные стандарты Российской Федерации, входящие в третью классификационную группу системы «Информационная технология», обозначают:

ГОСТ Р 34.30—94 — если стандарт разработан первым по порядку;

ГОСТ Р 34.31—94 — если стандарт разработан вторым по порядку и т. д.

Примечание — Стандарты, входящие в систему (комплекс) общетехнических или организационно-методических стандартов, помимо обозначения объединяет их общий групповой заголовок, формируемый в соответствии с ГОСТ 1.5 (пункт 3.6.3).

7.6 Если национальный стандарт Российской Федерации разработан в развитие системы (комплекса) общетехнических или организационно-методических межгосударственных стандартов, для которой не установлена структура обозначений, то формируют аналогичную российскую систему стандартов, присваивая ей новый двухразрядный код.

7.7 Требования, установленные в 7.5 и 7.6, допускается не соблюдать, если национальный стандарт Российской Федерации разработан для применения вместо аналогичного межгосударственного стандарта, действие которого на территории Российской Федерации прекращено в одностороннем порядке.

7.8 Если национальный стандарт Российской Федерации разработан на основе применения международного стандарта, то его обозначение формируют в соответствии с правилами, установленными в разделе 8. (Докипедия: ГОСТ Р 1.5-2004 «Правила построения, изложения, оформления и обозначения»)

 

Вопрос 10:

Теория стандартизации. Характеристика элементов фундаментальной теории стандартизации.

Фундаментальная теория стандартизации изучает, излагает и развивает следующие теории:

1. о собственном предмете стандартизации;

2. о собственном научно-практическом методе социальной практики стандартизации;

3. о главном (регулятивном) методологическом принципе социальной практики стандартизации;

4. об основной технико-экономической закономерности социальной практики стандартизации;

5. об объективном законе социальной практики стандартизации.

1. Собственный предмет теории и практики стандартизации — это нормативно-техническая сторона (грань) системы социально-производственных отношений товароразработчиков и товаропроизводителей, с одной стороны, и товаропотребителей (или товаропокупателей) — с другой, а также с органами хозяйственного регулирования по поводу интегрального качества объектов «второй» природы, создаваемых творческим интеллектуально-техническим трудом человека и многократно воспроизводимых и (или) используемых в любой сфере жизнедеятельности общества.

2. Собственный научно - практический метод стандартизации — это метод системно-комплексного упорядочения и оптимизации требований ко всем новым потенциальным и фактическим социально необходимым объектам официальной (документируемой) стандартизации новых объектов «второй» природы, постоянно воссоздаваемых творческой интеллектуально-технической деятельностью исследователей и разработчиков во всех ее формах, видах и разновидностях

3. Главный (регулятивный) методологический принцип стандартизации — это принцип обязательной своевременности разработки новых и обновления действующих стандартов, который следует неукоснительно реализовывать как в отношении новых позитивных результатов творческого труда исследователей, так и в отношении новых позитивных результатов творческого труда разработчиков.

4. Основная технико - экономическая закономерность стандартизации состоит в том, что по отношению к главным параметрам сменяющих друг друга конкретных объектов стандартизации определенного вида существует диалектическое сочетание принципа преемственности относительно постоянных (стабильных) требований и закона прогресса (роста, ужесточения) переменных требований к уровню качества и уровню экономичности тех же объектов.

5. Объективный закон стандартизации — это социально -экономическая необходимость своевременного обобществления новых позитивных результатов творческого интеллектуально-технического труда исследователей и разработчиков в форме нормативно-технической информации, т.е. в форме требований, включенных в принятые новые или обновленные стандарты, об интегральном качестве новых объектов «второй» природы, которые имеют четкую перспективу последующего многократного эффективного применения в любой сфере общественной практики.

Вопрос 11:

Система органов и служб стандартизации в Российской Федерации. Деятельность по стандартизации Госстандарта и Госстроя Российской Федерации. Научно-исследовательские организации по стандартизации. Региональные структуры Госстандарта Российской Федерации.

Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Как отмечалось выше, государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный Комитет Российской федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике России (Госстрой России).

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), т. е. создавать технические регламенты. В частности, как отмечалось выше, роль технических регламентов выполняют санитарные нормы и правила (СанПиН), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Министерства образования Российской Федерации и пр.

В дальнейшем рассматривается деятельность Госстандарта как национального органа по стандартизации.

К функциям Госстандарта относятся:

- выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);

- рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также других нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и других органов государственного управления;

- организация работы по прямому использованию международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран в качестве государственных стандартов;

- обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;

- осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;

- руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;

- участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их "результатов;

- издание и распространение государственных стандартов и другой нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, в других центрах экономических районов: в Нижнем Новгороде — Верхневолжский ЦСМ, в Екатеринбурге — Уральский ЦСМ).

Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ.сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении, (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — головной институт в области; разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и;, технических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД, обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Как указывалось выше, любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении “круглого стола” участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК.

В ТК 389 “Оценка имущества” действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 “Общие принципы и терминология”; ПК 2 “Оценка недвижимого имущества”; ПК 3 “Оценка движимого имущества”; ПК 4 “Оценка действующего предприятия”; ПК 5 “Оценка нематериальных благ”.

В составе ТК 347 “Услуги торговли и общественного питания” два подкомитета: ПК 1 “Услуги торговли”, ПК 2 “Услуги общественного питания”. В сос тав ПК 1, например, входят представители: Министерства торговли Российской Федерации, в частности Департамента, маркетинга потребительского рынка; Госстандарта России; Центросоюза; Департамента потребительского рынка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

Вопрос 12:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: