Ситуация общения двух учителей

Вероника Степановна, учитель истории, недавно закончила курсы повышения квалификации учителей при Московском университете. Помимо всего прочего она там узнала об интересной методике проведения зачетов и экзаменов: ученикам позволяется во время подготовки к ответу пользоваться любыми источниками информации, даже шпаргалками. В основе этого метода лежит идея, что ученик должен не столько помнить большой объем информации, сколько уметь оперативно ее извлекать из различных источников. Вероника Степановна решила руководствоваться подобным принципом при проведении зачетных работ с учениками.

Нововведение учителя истории 8 А принял с восторгом, а Женя даже воскликнул: «И почему физичка с ее миллионом формул так не спрашивает?»

«Видимо, она не знакома с этой методикой», — ответила польщенная Вероника Степановна.

 Буквально через неделю проходила контрольная работа по физике, на которой Женя заявил: «Светлана Семеновна, а почему Вы не позволяете нам пользоваться книгами, как Вероника Степановна?» «Я хочу, чтобы вы учили физику, а не списывали. Каждый дурак может в учебнике подсмотреть!» — парировала Светлана Семеновна. «Да ничего подобного, — не унимался Женя, — просто Вы все по старинке, даже Вероника Степановна говорит, что Вы этого не знаете!» Остальные ученики стали поддакивать Жене, начались выкрики с мест, контрольная работа была практически сорвана. На перемене Светлана Семеновна подошла в учительской к Веронике Степановне, и между ними состоялся следующий разговор:

— Вероника, ты, что себе позволяешь, ты, почему настраиваешь против меня 8 А? (Светлана Семеновна встала перед Вероникой Степановной, уперев руки в боки).

— Что за ерунда, кто тебе это сказал? (Вероника Степановна поднялась со стула, на котором сидела и встала лицом к Светлане Семеновне).

— А кто им заявил, что я ни черта не понимаю, что я ретроград? (Взмахивая руками, кричала Светлана Семеновна)

— Ты о чем?

— Да ладно, не прикидывайся, все не можешь успокоиться, что премию мне дали, а не тебе?

 — Светлана Семеновна, думаю нам надо спокойно во всем разобраться (Вероника Степановна взяла за руку Светлану Семеновну). Давай сядем, попьем чаю и спокойно поговорим.

— Вероника, ты меня очень обидела. Это надо же, я устарела?! (Вырываясь и отталкивая руку Вероники Степановны, продолжала раздраженно кричать Светлана Семеновна)…

 


Приложение №2


Текст для анализа

Учебная деятельность полимотивирована. Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).

Познавательные мотивы включают:

1) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например, на перемене.

2) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

3) мотивы социального сотрудничества, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).

Социальные мотивы включают:

1) узкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;

2) широкие социальные мотивы, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.

Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей;

3) мотивы самообразования, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.


Приложение №3



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: