Формы организации обучения технологии: индивидуальная, лабораторно-практические работы, экскурсии

Подготовить схему индивидуальной формы. Подготовить схему проведения экскурсии. Достоинства и недостатки этой формы организации обучения занятиях производственного обучения.

 

Методы обучения учащихся. Подобрать методы обучения по активизации учебной деятельности в зависимости от характера познавательной деятельности для проведения занятий производственного обучения по теме «Технология ремонта и наладки автотранспортных средств».

Понятия «метод», «метод обучения». Классификация методов обучения: методы активизации учебной деятельности: проблемное обучение, коллективные формы работы, дидактические игры;

Классификация методов обучения: методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала (авторы: М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер): объяснительно-наглядные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.

 

Методы обучения учащихся. Подобрать методы обучения по передаче и усвоению учебной информации и методы обучения самоконтролю контролю и для проведения занятий производственного обучения по разделу «Машиноведение. Узлы и механизмы автомобиля».

Понятия «метод», «метод обучения». Классификация методов обучения: методы передачи и усвоения учебной информации: словесные, практические, наглядные.

Понятия «метод», «метод обучения».

Классификация методов обучения: методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков: устный, письменный, лабораторно-практический.

 

Принципы обучения и отбора содержания трудового и профессионального обучения. Определить принципы обучения к изучению раздела «Машиноведение. Узлы и механизмы автомобиля»

Понятия «принцип», «принцип обучения».

Классификация принципов обучения технологии и предпринимательства: принцип наглядности (виды наглядности), принцип систематичности и последовательности знаний, принцип доступности и посильности, принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения, принцип прочности знаний учащихся, принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью, принцип научности, принцип оперативности знаний учащихся, политехнический принцип.

Отразить дидактические правила применения каждого принципа.

 

Информационные технологии в образовании. Образовательные компьютерные программы: демонстрационные, обучающие, контролирующие, моделирующие реальные процессы и явления. Web-технологии. Мультимедиа

Информация и ее виды. Информационный ресурс. Основные задачи информатизации. Источники информации. Информационные технологии. Классификация информационных технологий и образовательных компьютерных программ.

Общие требования для всех групп программного обеспечения и образовательным компьютерным программам. Понятие систем и информационных образовательных технологий. Виды образовательных задач, решаемых с помощью компьютерных технологий.

Система дистанционного обучения посредством Интернета. Система дистанционного обучения посредством Системы Онлайнового Обучения. Преимущества Системы Онлайнового Обучения. Формы дистанционного обучения. Понятие веб-технологий. Понятие мультимедиа. Мультимедийные устройства. Области применения Интернет-технологий.

 

Системы трудового и профессионального обучения. Определить критерии выбора творческой проектно-технологической системы обучения в общеобразовательной школе.

История появления и развития систем трудового обучения. Причины трансформации систем обучения.

Виды систем трудового и профессионального обучения: предметная, операционная, операционно-предметная, моторно-тренировочная, система ЦИТ, операционно-комплексная, творческая проектно-технологическая. Определить их достоинства и недостатки.

Критерии выбора соответствующей системы обучения при изменяющемся содержании труда.

 

Движение WorldSkills International (WSI) в мире. WORLDSKILLS В РОССИИ

Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Девиз: «Делай мир лучше силой своего мастерства!». WorldSkills Russia проводит всероссийские чемпионаты профессионального мастерства по пяти направлениям:

Конкурсы профессионального мастерства между студентами колледжей и техникумов в возрасте до 22 лет. WorldSkills Competition. Отдельная возрастная линейка – юниоры WorldSkills (16 и младше лет).

Корпоративные чемпионаты, которые проводятся на производственных площадках крупнейших российских компаний (молодые рабочие в возрасте от 16 до 28 лет) WorldSkills Hi-Tech.

Чемпионат в сфере высокотехнологичных профессий IT-сектора – DigitalSkills. Участники – студенты профильных вузов и колледжей, а также специалисты крупнейших компаний, включая «Лабораторию Касперского», «Кибер Россию», «Ростелеком» и «Фирму «1C». Возрастное ограничение – до 28 лет.

AgroSkills – отраслевой чемпионат профессионального мастерства среди сотрудников компаний из сектора сельского хозяйства (возраст 18-28 лет). Соорганизатор – Министерство сельского хозяйства РФ. Проводится по трем компетенциям: «агрономия», «ветеринария», «эксплуатация сельскохозяйственных машин».

Межвузовский чемпионат по стандартам WorldSkills – конкурс профессионального мастерства между студентами высших учебных заведений.

 



Педагогика

1. Подберите и охарактеризуйте комплекс игр, упражнений, заданий (не менее 10) на развитие у обучающихся толерантности, сотрудничества, умений бесконфликтно взаимодействовать. Составьте базу данных интернет-ресурсов по данной тематике (не менее 5). Раскройте содержание понятий толерантности, взаимодействия, сотрудничества (определение, виды, типы, особенности).

2. Разработайте проект конспекта родительского собрания на тему «Профилактика психологического насилия детей в семье». Используйте игровые, информационные технологии, методы активного социально-психологического обучения. Охарактеризуйте понятия: насилие в образовательном учреждении, в семье; их виды, условия риска возникновения, формы профилактики. Теоретически обоснуйте применяемые Вами в проекте родительского собрания методы и технологии активного социально-психологического обучения

3. При наблюдении на уроках в 7 классе классного руководителя заинтересовали особенности внимания обучающихся и причины их частой отвлекаемости. Какими методами и методиками диагностики следует воспользоваться учителю, чтобы выяснить причины частой отвлекаемости детей? Составьте список методик диагностики внимания (3-5) у семиклассников. Опишите процедуру проведения и обработки результатов одной психодиагностической методики из Вашего списка. Дайте понятие внимания (определение, виды, свойства, нарушения внимания, возрастные особенности и их учет в образовательном процессе).

4. Познакомьтесь с результатами психодиагностического обследования типа темперамента (опросник Айзенка) и акцентуаций характера (опросник Шмишека) обучающегося 13 лет:

Методика диагностики Цель Результаты диагностики
Опросник Айзенка Определить тип темперамента Меланхолик
Опросник Шмишека Выявить акцентуации характера Дистимичный Эмотивный Психостенический (тревожный)

На их основе составьте фрагмент психологической характеристики личности ученика. Сформулируйте практические рекомендации по учету особенностей его темперамента и характера в обучении (не менее пяти). Охарактеризуйте понятия: темперамента (определение, физиологическая основа, психологические типы темперамента, особенности их проявления в поведении и деятельности) и характера (определение, структура, взаимосвязь с темпераментом, типология характеров, акцентуации характера).

5.  Познакомьтесь с ситуацией общения двух учителей. Проанализируйте её по следующим аспектам: виды (типы) общения и конфликта; средства общения; стили общения; способы воздействия; стратегии разрешения конфликта. Дайте понятия общения, педагогического общения, конфликта (определения, функции, виды, средства, формы, стили, барьеры, способы воздействия, стратегии эффективного общения). (приложение №1).

6.  Внимательно прочитайте текст профессионального и социально значимого содержания. Какие из приведенных высказываний в нем ошибочны (6 ошибок) и почему? Выделите на основе содержания текста и Ваших научных представлений сущностные характеристики мотивов учебной деятельности (понятие, виды, характеристики, возрастные особенности, условия формирования познавательных мотивов). (приложение №2).

7. Проанализируйте предложенную ситуацию, связанную с физиологическими, физическими и психологическими изменениями в подростковом возрасте. С чем связан пристальный интерес подростка к своей внешности? Кратко охарактеризуйте содержание периодизации психического развития детей по Д.Б.Эльконину и Л.С.Выготскому.

Володя (13 лет) стал смотреть на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем он это делал, когда учился в начальной школе.

8. Теоретически обоснуйте понятия: виды и типы восприятия (определение, особенности, учет в образовательном процессе); индивидуальный стиль учебной деятельности (определение, виды, характеристики, учет в образовательном процессе). Составьте рекомендации учителю по учету ведущего типа восприятия учебного материала школьников в обучении (школьный предмет и возраст обучающихся - на выбор студента). Познакомьтесь с поведенческими признаками учеников с преобладанием визуального, аудиального и кинестетического типов восприятия, предложенными сторонниками НЛП М. Гриндером, Р. Бендлером, Ч. Фуллером (см. таблицу). Получить раздаточный материал по таблице (приложение №3).

9. В предложенных ситуациях предложите методы воспитания или приемы педагогического воздействия. Аргументируйте свой выбор. Теоретически охарактеризуйте вопрос о методах воспитания.

а) На перемене Вы идете по школьному коридору и видите, что двое учеников из 6-го класса дерутся. Их не останавливает даже то, что Вы заметили данную ситуацию. На Ваш призыв остановиться они продолжают драться. Как Вы отреагируете в данной ситуации и почему?

б) В Вашем классе два лидера – положительный и отрицательный. Большинство обучающихся являются ведомыми в группе отрицательного лидера. Как Вы отреагируете в данной ситуации и почему?

10. Обработайте и проинтерпретируйте результаты исследования, проведенного в 9-м классе (16 человек) общеобразовательной школы по критерию выбора «С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть на уроках за одной партой?» Каждый выбирал только одного товарища. Результаты испытания представлены на карточках на рисунке.

Слева указана первая буква фамилии обучающегося, который осуществляет выбор, справа – первая буква фамилии обучающегося, которого он выбирает. Согласными буквами обозначены фамилии мальчиков, гласными – девочек. Например, первая карточка может быть прочитана так: «Ученик Григорьев хочет сидеть за одной партой с ученицей Ивановой». Как называется данная методика исследования, опишите ее цель и процедуру проведения. Постройте таблицу распределения выборов (социоматрицу). Осуществите анализ межличностных отношений в 9-м классе. Выявите уровень благополучия взаимоотношений в классе. Раскройте понятие группы и коллектива (определение, виды, признаки, стадии развития групп, групповые процессы и явления).

11.. Охарактеризуйте предложенный в ситуации конфликт.

Раскройте понятие конфликта, его видов, структуры; тактик и методов разрешения; стилей взаимодействия в конфликтной ситуации.

Учащийся 10 класса общеобразовательной школы, умный, способный, учится на «4» и «5», вступил в конфликт с учителем биологии. Предмет он знает, даже читает сверх программы. С одним вопросом (внепрограммным) познакомился на научно-практической интернет-конференции, понял его неправильно. Этот же вопрос рассматривали в школе на занятии кружка по биологии. Учащийся имел о нем уже сложившееся представление (неверное). Поэтому объяснений учительницы не принял, хотя она была права. Он был уверен в собственных знаниях. На почве неверия в знания учителя возник конфликт, который все усугублялся, дошел до того, что учащийся перестал заниматься, стал вызывающе вести себя на уроках, не ходить на них…

12. Разработайте проект конспекта внеклассного мероприятия для обучающихся 9-11 классов с целью профилактики аддиктивного поведения. Подберите методики диагностики склонности к аддиктивному поведению (2-3). Опишите процедуру проведения и обработки результатов одной психодиагностической методики из вашего списка. Составьте список статей (не менее 5) по данной тематике за последние 3 года, воспользовавшись информацией из интернет-источников, в соответствии с правилами оформления библиографического списка по стандарту 2003 г. Теоретически обоснуйте понятия: девиантного и аддиктивного поведения (определение, виды, характеристики, признаки, факторы риска, механизм формирования, формы профилактики).

13. Составьте план-конспект дискуссии на этическую тему для подростков – «Конфликт отцов и детей». Теоретически охарактеризуйте вопрос о методах обучения, их классификациях.

14. Классный час – форма организации классным руководителем внеурочной деятельности обучающихся. Разработайте план-конспект классного часа в 10 классе на тему «Я выбираю жизнь без зависимостей». Теоретически охарактеризуйте функции и направления деятельности классного руководителя; методику организации и проведения классного часа.

15. Составьте кластер по предложенной научной статье. Охарактеризуйте сущность технологии развития критического мышления.

Получить раздаточный материал научную статью из журнала

16. Разработайте пояснительную записку и тематический план элективного курса по профилю. Теоретически раскройте сущность и формы организации обучения в современной школе.

17. Разработайте план-конспект проведения КТД с обучающимися 5 класса. Теоретически охарактеризуйте вопрос о сущности воспитания и его месте в целостной структуре образовательного процесса; о значении педагогического взаимодействия в воспитании.

18. Спроектируйте формы воспитательной работы для учащихся-подростков, если уровень развития их классного коллектива соответствует диффузной стадии («песчаная россыпь») (по А.Н. Лутошкину). Раскройте вопрос о коллективе как объекте и субъекте воспитания.

19. Разработайте план педагогического просвещения родителей в 5 классе в рамках классного руководства. Теоретически охарактеризуйте вопрос о взаимодействии школы и семьи в воспитании детей.

20. Разработайте план-конспект урока (в рамках элективного курса) с использованием здоровьесберегающих технологий. Теоретически раскройте следующие понятия: обучение как способ организации педагогического процесса; здоровьесберегающие технологии в обучении.


Приложение №1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: