М.Ю. Лермонтов «Листок»; В.А. Жуковский «Листок»

 

Малкова П. - (программа под ред. А.Г. Кутузова)

Читая стихотворение М.Ю. Лермонтова, я испытала чувство жалости. На мой взгляд, листок не противостоит натиску природы. В стихотворении автор сравнил листок со странником, так как после того, как листок «созрел, вырос в отчизне суровой», он «оторвался от ветки родимой и укатился жестокою бурей гонимый». И с тех пор он носился по свету совсем один, без какой-либо цели, «засох и увял он от холода, зноя и горя», пока, наконец, не достиг Черного моря. В моем представлении, листок пожелтевший, сморщенный и изнеможенный. И хотя он и знает много «рассказов мудреных и чудных» и по идее должен был бы гордиться и ценить свой приобретенный опыт и мудрость, но вызывает к себе только жалость своим унижением перед сильными мира сего. К чинаре у меня складывается отношение неоднозначное: с одной стороны, это дерево вызывает восхищение своей красотой, а с другой стороны - она отнеслась к страннику с жестокостью, проявив холод и выказав свое превосходство и непомерно развитую гордыню.

Стихотворение построено на противопоставлении. Противопоставлены герои, образы, эпитеты. Этим приемом – противопоставлением- поэт олицетворяет разность человеческих судеб. Одни рождаются в богатстве, неге, любимы богами и солнцем. А другие – в суровой отчизне, гонимые бедностью и нищетой. Сровой отчизне, гонимые бедность.ю и нищетой.витую гордоыню стороны, это дерево вызывает восхищение своей украсотой, а с другойюда очень ярко подходит пословица: «Сытый голодного не разумеет».

Когда мы читаем обращение листа к чинаре, то здесь слышится прошение с интонацией унизительно подобострастной. А в ответе чинары мы слышим нотки холодной гордыни, слух которой утомили даже райские птицы.

Отношение поэта к своим героям неоднозначное. На мой взгляд, в стихотворении не прослеживается четкая позиция автора по отношению к листку и чинаре. Складывается ощущение, что автор просто наблюдает за данной ситуацией со стороны и описывает ее нам.

При сравнении стихотворений Лермонтова и Жуковского с одноименным названием «Листок» я пришла к следующим выводам:

Общее:

1. В стихотворении Лермонтова есть строчка, которая звучит так: «Один и без цели по свету ношусь я давно…», а у второго стихотворения строчка такова: «По воле случая носимый, стремлюсь, куда велит мне рок».

2. Они схожи названием.

3. Они схожи ситуацией.

Отличия:

1. Листок оторвался от ветки родимой у Лермонтова, а у Жуковского «гроза разбила дуб родимый», т.е. одиночные странствия листка Лермонтова и Жуковского начались по-разному.

2. У Жуковского листок еще молодой, а у Лермонтова он уже засохший и увядший.

Но в том и другом стихотворениях, конечно, показана судьба одинокого и никому не нужного человека.

 

Ибрагимов Д. - (программа под ред. В.Г. Маранцмана)

После прочтения стихотворения Лермонтова «Листок» у меня сложилось чувство такое же, как у автора: сочувствие и жалость к листку, а к чинаре презрение. Листок противостоял судьбе, преодолевая все преграды. Когда он достиг Черного моря, то был уже совсем измученным и высохшим от «холода, зноя и горя». А чинара отнеслась к нему с пренебрежением, посмеялась над ним и отвергла его. Листок унижался, просил чинару взять его к себе, но все напрасно.

Поэт назвал листок странником, и он оказался прав. Дубовый листок покинул родину и отправился скитаться по земле, а сам листок называет себя пришельцем, ведь он прибыл издалека.

В моем воображении листок представляется жалким, несчастным человеком, но борющимся со своей судьбой, стремящимся ее изменить. А чинара мне кажется тоже человеком, возгордившимся, надменным, чувствующим себя выше всего. Может быть, это женщина, ведь чинара женского рода. Может быть, листок хочет любви, заботы? Автор использует иносказание, чтобы мы лучше поняли трагедию человека, который потерял родину и не знал в своей жизни ничего, кроме горя. А чинара, единственная надежда, отвергла его.

Сравнив стихотворения М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского, я нашел сходство между главными героями: они оба были одинокими странниками. Но у Лермонтова главный герой хотел изменить свою судьбу, а герой стихотворения Жуковского стремился «куда велит рок».

 

Мельникова Т. - (программа под ред. В.Г. Маранцмана)

После прочтения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок» я испытала чувство жалости и сострадания к листку, которого все отвергли и который вынужден был проводить свою жизнь в одиночестве.

Одинокий листок представляется мне худым, изможденным скитальцем, которого не устраивает его судьба, и он пытается противостоять ей, ища приюта у чинары. А чинара – шикарная, стройная, горделивая женщина, думающая только о себе и своем благополучии, не способная проявлять сочувствие.

Сначала автор, а потом чинара называют листок странником, потому что он много странствовал по свету. А он сам называет себя пришельцем, потому что пришел из отчизны суровой (с севера) к Черному морю (к югу). Он пришелец из другой страны.

В описании чинары и листка поэт использует олицетворение, потому что иносказание дает больше простора мысли. На мой взгляд, Лермонтов проникся чувством сопереживания к листку, ведь его судьба чем-то похода на судьбу листка. Лермонтов тоже был одиноким.

Самой чинарой он любуется. Любуется ее красотой в начале стихотворения, а в конце ее привлекательный образ становится тусклым и мерзким.

Стихотворения Лермонтова и Жуковского схожи тем, что главный герой – листок. Оба листочка оторвались от своих родных веток, от своей родины. Оба они летят, но один (Лермонтова) пытается бороться со своей судьбой и пытается как-то изменить ее, жаждет жить по-другому, а другой (Жуковского) не пытается сопротивляться судьбе и подчиняется ее воле.

 

Демин О. – (программа под ред. В.Я. Коровиной)

Прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок», я почувствовал жалость к листку, который оторвался от ветки родимой и скитается по свету. Листок не может найти приюта и должен продолжать свой тяжелый путь.

Мне кажется, что листок пытается изменить свою судьбу, т.к. в стихотворении есть фраза: «Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, немало я знаю рассказов мудреных и чудных». Из этих слов видно, что дубовый листочек пытается прервать свой одинокий путь и обрести дом. Автор называет листок странником, т.к. его судьба – вечные скитания.

Я представляю себе листок засохшим, с ободранными краями, а чинару – красивым цветущим деревом.

Автор использует художественные приемы олицетворение и противопоставление, чтобы читатель лучше представил себе их образы.

Чинара относится к листку без жалости. Обращение листка к чинаре я прочитаю с мольбой и просьбой, а ответ чинары – надменно и с насмешкой.

Поэт сочувствует листку, жалеет его, но одновременно любуется красивой, молодой чинарой.

В обоих стихотворениях (Лермонтова и Жуковского) листок оторвался от своего дома, но у Лермонтова он устоял от долгого пути и ищет покоя, приюта, хочет изменить свою судьбу и перестать быть скитальцем, а у Жуковского листок подчиняется велению рока и направляется «куда на свете все стремится».

 

Задание № 3.

Сравните стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» и «Челнок»

ЧЕЛНОК

По произволу дивной власти

Я выкинут из царства страсти,

Как после бури на песок

Волной расшибенный челнок.

Пускай прилив его ласкает,-

В обман не вдастся инвалид;

Свое бессилие он знает

И притворяется, что спит;

Никто ему не вверит боле

Себя иль ноши дорогой;

Он не годится — и на воле!

Погиб — и дан ему покой!

 

ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

 

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

 

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

 

1) Какое впечатление произвели на вас эти стихотворения?

2) Восхищение или сожаление вызывают у вас Парус и Челнок?

3) Какими вы их себе представляете?

4) Почему поэт называет Парус «мятежным», а Челнок «инвалидом»?

5) Почему Челнок «притворяется, что спит»?

6) Почему Парус «просит бури»?

7) Есть ли различия в смысле слова «покой» в данных стихотворениях?

8) Какой смысл несут в себе образы-символы Паруса и Челнока?

9) В чем вам видится связь этих стихотворений и отличие?

10) Как соотносятся Челнок и Парус с автором и лирическим героем?

 

Задание № 4.

1. Составьте вопросы к стихотворениям А.С. Пушкина «Сожженное письмо» и Н.А. Некрасова «Горящие письма».

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым, 

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди...

ГОРЯЩИЕ ПИСЬМА

Они горят!.. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала...

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?  

 

Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказала...

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

 

Свободно ты решала выбор свой,

И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени!..

 

Безумный шаг!.. быть может, роковой...

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: