Глава 1. Роль задачи в формировании у студентов навыков социально-педагогической деятельности

Алексей Николаевич Галагузов, Минненур Ахметхановна Галагузова, Ирина Анатольевна Ларионова

Социально-педагогические задачи

Введение

Дорогие читатели!

Вы сделали свой выбор в пользу профессии социального педагога или социального работника, в пользу деятельности, направленной на социализацию людей. В помощи таких специалистов нуждаются те, кто оказался в сложных, проблемных ситуациях. Жизнь в обществе всегда непроста, но так сложилось, что в настоящее время в нашей стране большинство населения испытывает потребность в социальной поддержке. От деятельности социальных педагогов, их заинтересованности и профессионализма зависит судьба подрастающего поколения, оказавшегося в эпицентре социальных преобразований в России. Несмотря на постоянное улучшение качества жизни, на вполне обоснованные надежды и перспективы, еще очень долго деятельность социальных педагогов и социальных работников будет одной из ключевых в жизни нашего общества.

Когда мы говорим о социальных направлениях деятельности, практически всегда речь идет о возникновении конкретных проблем. Это означает, что задача является центральным объектом внимания социальных педагогов и социальных работников, а ее решение составляет основное содержание их деятельности. Соответственно, при подготовке таких специалистов много времени должно отводиться анализу учебных социально-педагогических задач с целью адаптации студентов к бесконечному многообразию жизненных проблемных ситуаций. В связи с этим возникают две основные трудности, которые могут повлиять на профессионализм будущих специалистов и судьбы их подопечных.

Во-первых, анализ социально-педагогических задач зачастую воспринимается как действие, основанное на эмоциональном восприятии субъектом решения (в частности – студентом) моральных и этических норм общества, на интуиции и озарении. Во-вторых, рубрикация учебных задач по принципу предметной социальной направленности приводит к прецедентному подходу, к репродуктивным ответам. Оба эти варианта неприемлемы, поскольку реальные социально-педагогические задачи связаны с личностной уникальностью участников проблемных ситуаций, не допускающей шаблонов.

По-видимому, следует разработать определенный общий алгоритм решения задач и предложить его будущим специалистам. Тогда они, имея ориентированную основу, смогут творчески подойти к конкретному случаю, учитывая особенности каждой проблемной ситуации и используя свои личностные особенности и возможности. Выработке общего подхода к решению социально-педагогических задач и посвящено предлагаемое вам пособие.

В первой главе рассматривается задача как мыслительно-деятельностный феномен. Это позволяет, с одной стороны, сформировать четкое представление о том, что такое задача и чем, в частности, она отличается от проблемы, с другой – дает возможность найти общую для всех задач логику решения. Она задается строгой последовательностью шагов алгоритма – от деторождения до отправки экспедиции на Марс и от падения материальной точки до психологической реабилитации малолетнего алкоголика.

«Запуск» алгоритма решения задачи осуществляется путем целеполагания – постановки цели и определения плана и программы ее достижения. Обозначение цели тоже нетривиальная последовательность действий, тесно связанных между собой и требующих определенных усилий. Однако соответствующий алгоритмизированный подход и специфические методы, предложенные в пособии, делают эту операцию возможной и в принципе достаточно простой.

Система задач, которые будут вам предъявлены, предназначена для того, чтобы обеспечить ваше совершенствование в избранной профессии. Этим определяется подбор задач. Однако самым важным в их системе является ее направленность на приобретение умений и навыков в рамках общего подхода действовать в конкретных обстоятельствах. И здесь надо понимать, что важно не получить решение любым способом, а продемонстрировать готовность следовать алгоритму. Пособие ориентирует не на поиск решений, а на выполнение последовательности осознанных и неотвратимых действий.

Во второй главе рассмотрена связь между решением социально-педагогической задачи и познавательной активностью студентов. В соответствии с этой установкой основное внимание уделено методике реализации разработанного алгоритма. Эмоциональному, интуитивному, эвристическому подходам противопоставляется подход рабочий, деятельностный, ориентированный на четкое организованное и, главное, мысленное выполнение шагов, ведущее к неотвратимому получению оптимального результата.

В основе осознанного решения задач лежит понимание реальных причинно-следственных связей между явлениями, законов, по которым развиваются проблемные ситуации. Законы же справедливы только для соответствующих моделей. Поэтому в главе подробно рассматривается формирование модельных представлений проблемных ситуаций при решении социально-педагогических задач. Предлагается система упражнений, формирующих и закрепляющих соответствующие умения и навыки.

Алгоритмизированный подход к решению задач позволяет реализовать развивающую и диагностическую функции преподавателя. Но, если внимательно проработать соответствующий раздел второй главы, станет очевидным, что речь может идти также о возрастании роли студента в саморазвитии и самодиагностике в рамках профессиональной подготовки.

Третья глава пособия представляет собой сборник социально-педагогических задач. При этом в интересах последовательного прохождения студентом ступеней познания задачи сгруппированы по принципу нарастания сложности формирования моделей проблемных ситуаций. Такой подход в сочетании со специальными упражнениями, направленными на выявление переходов от одного уровня к другому, позволяет лучше усвоить алгоритм решения социально-педагогических задач.

Одной из важнейших сторон образовательной деятельности как преподавателей, так и обучающихся, в нашем случае являются диагностика и контроль усвоения методики решения социально-педагогических задач. Для заинтересованных и мотивированных студентов при этом очень важна возможность самодиагностики и самоконтроля в ходе образовательного процесса. Современный уровень достижений в этой области указывает на то, что оптимальным вариантом является тестовый контроль. Этой важной проблеме посвящена четвертая глава пособия.

В ней рассмотрены сущность и виды тестового контроля. Это позволит читателю получить представление о состоянии «переднего края» рассматриваемой области образовательной деятельности. Данное пособие не имеет цели дать готовые комплекты тестовых заданий по теме. Однако студентам необходимо представить возможности данного метода контроля. В связи с этим методика тестового контроля иллюстрируется примерами тестовых заданий для семинарских и практических занятий, посвященных изучению основ социальной педагогики и социально-педагогической деятельности. Использование подобных тестов возможно и при самоподготовке. Знакомство с этим подходом поможет заинтересованным учащимся и преподавателям проявить инициативу и с помощью приведенных примеров и рекомендованных литературных источников организовать тестовый контроль качества подготовки студентов в области решения социально-педагогических задач.

Все выше сказанное направлено на достижение следующих целей:

• создать у будущих социальных педагогов и социальных работников, адекватное представление о задаче и ее решении вообще, а также о решении социально-педагогических задач в частности;

• вооружить студентов умениями и навыками успешного решения задач, что обеспечит эффективность дальнейшей профессиональной деятельности;

• обосновать научные основы методики решения социально-педагогических задач и предложить инструмент контроля и самоконтроля ее усвоения.

Пособие может быть использовано в качестве основы отдельного спецкурса. Поэтому в конце приведен его примерный учебный план и планы практических занятий. В качестве вопросов для зачета можно предложить вопросы для самоконтроля, представленные в конце каждого раздела.

Авторы пособия надеются на то, что при систематической работе с ним и выполнении всех содержащихся в нем методических указаний вы сможете по-новому подойти к анализу социально-педагогических задач и испытать удовлетворение от простых и ясных решений даже для сложных проблемных ситуаций.

Пособие представляет интерес также для преподавателей соответствующих вузов.

Во-первых, некоторые концептуальные и практические аспекты подхода к задаче как мыслительно-деятельностному феномену достаточно новы и для педагогов.

Во-вторых, структура и содержание пособия могут содействовать подготовке, организации и проведению занятий со студентами по рассматриваемой тематике.

В-третьих, наибольший успех, по мнению авторов, может быть достигнут в том случае, если субъекты образовательного процесса будут находиться в одном методологическом и методическом пространстве.

В работе приняли участие специалисты, обеспечившие необходимый научно-педагогический и методический уровень пособия. Авторы выражают глубокую благодарность рецензентам, взявшим на себя труд по тщательному рассмотрению пособия, и высказавшим ценные замечания: Олиференко Людмиле Яковлевне – профессору, доктору педагогических наук и Фирсову Михаилу Васильевичу – профессору, доктору исторических наук. Авторы считают необходимым отметить помощь в подготовке пособия, которую оказали Фролов Александр Александрович – профессор, доктор физико-математических наук – Беляева Мария Алексеевна и Нохрина Наталья Николаевна – доценты, кандидаты педагогических наук. Мы будем признательны за замечания и рекомендации, которые помогут развить и улучшить методику решения социально-педагогических задач как важнейший аспект подготовки социальных педагогов и социальных работников.

Глава 1. Роль задачи в формировании у студентов навыков социально-педагогической деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: