Вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету

1. Что называется системой?

2. Что такое система социально-педагогических задач?

3. Как вы понимаете простоту и сложность (в частности, применительно к решению задач)?

4. Перечислите функции учебных социально-педагогических задач. Раскройте их содержание.

 

Литература

1. Непрерывное образование: региональный аспект: коллективная монография / научный редактор Н.П. Косарев; отв. за выпуск М.Б. Носырев. – Екатеринбург, 2006.

2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1997.

 

Глава 2.

Социально-педагогическая задача и познавательная активность студентов

  1. Система подбора задач

Система задач, предъявляемая студентам преподавателем, должна обеспечивать продвижение обучающихся по ступеням познания. Их можно выделить, несмотря на непрерывность процесса развития познавательной деятельности.

На первоначальной ступени познания решаются задачи, характеризующиеся низким уровнем проблемности и познавательной самостоятельности студентов. Постепенное повышение степени проблемности, воспринимаемое сторонами образовательного процесса как усложнение, позволяет переходить к решению задач творческих, исследовательских, развивающих конструктивное, творческое мышление студентов.

Процесс овладения социально-педагогическими знаниями представляет собой ряд этапов, на каждом из которых решается определенная стратегическая задача.

1. Ориентировочный этап. Цель – научить учиться.

Студенты осваивают методы усвоения, активизации знаний: методы введения определений понятий, установления причинно-следственных связей, вытекающие из них методы работы с текстом и конкретно с научными текстами, относящимися к изучаемым предметам.

2. Поисковый этап. Цель – научить использовать полученные знания.

Учебные задачи и задания содержат констатацию фактов (событий, явлений) и требуют последовательности в рассуждениях, умения понятийно определить эти факты, установить причинно-следственные связи, выявить сущностные признаки и создать модельные представления явлений (ввести модели). Напомним: осознанно задача может быть решена только на основании закона (сущностной причинно-следственной связи) и его модельного представления.

3. Преобразующий этап. Цель – научить прогнозировать социально-педагогические действия.

Это есть собственно процесс решения задачи на основании выявленных и смоделированных причинно-следственных связей. Педагогические средства и способы осознанно соотносятся со свойствами субъекта, включенного в выявленные причинно-следственные связи.

4. Интегрирующий этап. Цель – сформировать навык успешного педагогического творчества.

Студенты учатся классифицировать социальные явления (совершенствуя умения и навыки их понятийного оформления), решать задачи и анализировать решения, обеспечивая перенос педагогических знаний, создавать новые виды социальной деятельности, адекватно представлять себе социальную ситуацию, самостоятельно находить конкретные решения задач.

Возможны различные критерии классификации и предложения студентам учебных задач. С точки зрения авторов настоящего пособия, таким основанием может служить уровень познавательной активности студентов, который проходит в своем изменении ряд этапов (табл.).

 

Таблица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: