Архитектура и изобразительное искусство Московской Руси в XIV – XVII вв

АРХИТЕКТУРА.

Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове.
Новгород и Псков: обилие декоративных украшений на фасадах, общая нарядность, праздничность: церковь Фёдоров Стратилата (Новгород), Спаса на Нередице (Новгород), церковь Василия на Горке (Псков)

Новгород - Грановитая палата - зал для заседания господ (XV в)

Москва: Успенский собор, Рождественский собор, Троицкий собор, Спасский собор
XIV - белокаменный кремль (XII -деревянный)

· Крепостные стены украшены верлонами-зубцами

· 18 башен с четырёхскатными крышами

· 27 га

Сердце Кремля - Соборная площадь: Успенский собор (Аристотель Фьораванти) – главный собор Московского Кремля, образцом служил Успенский собор во Владимире, соединение русской традиции и передовых достижений европейской архитектуры, крупнейшее общественное здание того времени, Домовой храм (9-главый), Архангельский собор (Алевиз Новый) – усыпальница (архитектор соединяет традиционную конструкцию с богатым декором ренессанса), Княжеский дворец - несколько строений связанных между собой (сохранилась только грановитая палата (Руффо) – тронный зал царского дворца), Колокольня (Иван III) - высота 81 м – центральное сооружение.

Выдающееся проявление расцвета русской архитектуры - шатровый храм (без столбов, вся масса держится на фундаменте, на нем стены, устремлённый ввысь шатёр):

·  Церковь Вознесения в Коломенском

· Покровский собор (Храм Василия Блаженного - Бирма и Постник)

Другое направление в XVI в. – строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора:

· Успенский собор Троице-Сергиева монастыря

· Софийский собор (Вологда)

· Смоленский в Новодевичьем монастыре

Другое направление – строительство посадских каменных и деревянных храмов, которые являлись центром населённого пункта и посвящались святому.

· Изборск, Печеры, Коломна

Велось строительство каменных кремлей и укреплений.

· Белый город – кольцо укреплений вокруг Москвы - Фёдор Конь

Обмирщение - сближение культового и церковного зодчества, усиление светских мотивов. Инициаторы строительства – купцы и горожане.

Развитие гражданского строительства. XVII – большая живописность, проработка мелких деталей, декоративность, асимметрия, многоцветность. Культовые постройки отходили от церковных канонов. Крепости утратили своё значение, и четырехскатные крыши московского кремля заменили шатры.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием Московского (Нарышкинского) барокко - четкость и симметричность композиции, многоярусность, устремленность здания вверх, красный и белый, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по камню, декоративное украшение (капители, пилястры, колонны, раковины) - Церковь покрова в Филях, Новодевичий монастырь.

Деревянное зодчество переживает свой расцвет - Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.


ЖИВОПИСЬ.
XV в. - слияние местных художественных школ в единую общерусскую.

Иконопись и фреска (определённое влияние - церковь).

Феофан Грек - выразительность образов, свободная манера, экспрессия, возвышенность человеческого духа => эмоциональное напряжение (Церковь Спаса на Нередице (Новгород), церковь рождества богородицы, архангельский собор, благовещенский собор (сохранилась часть иконостаса) – Москва). Идейная основа – мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался далек от бога, Бог как воплощение карательной силы, пессимизм. Фреска «Троица».

Андрей Рублев определил стиль иконописи на все времена - глубокая человечность, высокая одухотворенность образов, лиричность, философская глубина, идеи единства и мира, добра и красоты, гармоничное сочетание тонов. Спас – не грозный судия, а всепроницающий Бог. Такого Христа Византия не знала. Фреска «Троица», на ее основе составлен канон. Фресковая роспись Успенского собора, Благовещенский собор (вместе в Ф. Греком).

XV-XVI в. - стирание границ местных художественных школ, усиление светских тенденций
Иконописцы отходят от канонов: разнообразные сюжеты, интерес к реальным историческим лицам и событиям, бытийное письмо. Собор разрешал изображать лица царей и князей на иконах => появление исторического портрета – Золотая палата царского двора (Дионисий). Дионисий – яркость, праздничность, нет страдания, жанр иконы практически доведён до совершенства.

XVII обмирщение - утверждаются процессы реалистической направленности, интерес к человеческой личности.

Для живописи характерны 2 стиля (соединились к середине XVII):

· Годуновский – ориентация на традиции русской живописи, иконописи, следование канонам.

· Строгановский – мелкая иконопись, прорисовка деталей.

Семен Ушаков – представитель оружейной палаты (объемность лица, использование элементов прямой перспективы) – Икона “Троица”, “Спас Нерукотворный”

Конец XVII в. – парсуны (изначально техника аналогична иконописной) маслом на холсте – стремление к передаче портретного сходства: Портрет Алексея Михайловича, портрет Норышкина.






Эпоха петровских преобразований и ее историческое значение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: