Тема 20. Социальная работа с осужденными и

Бывшими осужденными

                Настроения публики в вопросе о том, как подходить

к преступности и преступникам, позволяют безошибочно определить уровень цивилизации в любой стране.

                                У.Черчилль

Содержание

 

1. Исторические аспекты социальной помощи осужденным в России и за рубежом.

2. Теоретическая база социальной работы с осужденными.

3. Социальная работа с осужденными.

4. Постпенитенциарная реабилитация осужденных

 

Литература

Кастелле, Д. Исправительные учреждения для несовершеннолетних // Энциклопедия социальной работы…Т.1. - С.377-382.

Кони, А. Федор Петрович Гааз // Антология социальной работы. В 5 т. Т.1 История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. - М.: Сварогъ-НВФ СТП, 1994. - С.124-133.

Незерлэнд, У. Исправительные учреждения // Энциклопедия социальной работы…Т.1. - С.370-377.

Социальная работа с осужденными: Учебное пособие / Под общ. ред. В.И. Жукова, М.А. Галагузовой. - М.: Издательство МГСУ, 2002.- 256 с.

Хохряков, Г.Ф. Парадоксы тюрьмы / Г.Ф. Хохряков. - М.: Юридическая литература, 1991. – 222 с.

Ясавеев, И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И.Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. – 200 с.

I. По числу заключенных на 100 тыс.населения - 580 человек в 2004 г. - Россия занимает второе место в мире после США. Между тем, в подавляющем большинстве западноевропейских стран это число не превышает 100 человек на 100 тыс. населения (за исключением Португалии и Великобритании, где соответствующее число заключенных больше 100, но меньше 150)[100]. В местах лишения свободысовременной России находится примерно 823 тысячи человек. Из почти 700 тысяч, что находятся в колониях, около 110 тысяч осуждены за убийство, еще 150 тысяч сидят за разбой, грабежи, прочие корыстно-насильственные преступления. За различные преступления в сфере незаконного оборота наркотиков отбывают срок более 60 тысяч человек. Более половины осужденных неоднократно судимы[101]. По оценкам правозащитников, в результате высокой численности заключенных каждый четвертый взрослый мужчина в России – бывший заключенный[102]. Причиной столь большого заключенных в России является традиционно репрессивная практика правосудия по уголовным делам.

Понятие пенитенциарная система восходит к латинским словам poenitentia (раскаяние), poenitentiarius (исправительный, покаянный). Идея исправления преступников получает широкое распространение на рубеже XVIII-XIX вв., когда фокус общественного внимания перемещается с наказания на перевоспитание этих людей. Пенитенциарная система, таким образом, была изобретена для исправления и освоения “законопослушной жизни”, и включает в себя систему правовых норм, исполнительных органов и учреждений, организующих отбывание уголовного наказания лиц, приговоренных судом к лишению свободы.

История становления и развития данной системы в отдельных странах весьма разнообразна и определяется главным образом историческими традициями народов, социально-психологическими особенностями общества и экономическими возможностями государства. Исправительная (пенитенциарная) система является важной составной частью уголовной политики, которая уже напрямую связана с общегосударственной национальной политикой. По тому, как организована в данный момент уголовно-исправительная система, каковы режим и условия содержания заключенных в исправительных колониях, можно с уверенностью говорить о политическом и экономическом состоянии данной страны и уровне ее цивилизованности.

Первая тюрьма, получившая название пенитенциарной, была построена в 1786 г. в городе Филадельфия (штат Пенсильвания, США), затем такой тип тюрем получил довольно широкое распространение в других странах: в США (кроме Филадельфии) в Питсбурге и Черри – Гилле, в Англии - Пентонвиль, в Германии – Моабит, во Франции – Мазас, в Петербурге – Кресты.

Отличительной особенностью Пенсильванской (филадельфийской) пенитенциарной тюрьмы была система строжайшего одиночного заключения, основатели которой полагали, что преступник – это грешник, нуждающийся в покаянии, которое примирило бы его с Богом и людьми, а тюрьма – это место покаяния, и поэтому оставление преступника наедине с самим собой может быть лучшим средством, способным побудить его к раскаянию. Отсюда следовало, что одиночное заключение, полностью исключающее какое-либо общение с внешним миром и дополненное усиленной религиозной обработкой, лучше всего способствует исправлению осужденного. Режим этих тюрем был подчинен одной идее: заключенный как можно меньше должен был отвлекаться от сознания собственного одиночества, а потому работа допускалась лишь в одиночку и исключительно в порядке поощрения, читать разрешалось лишь Библию и Евангелие, а разговаривать запрещалось вообще. Пенсильванская (филадельфийская) пенитенциарная система получила название ”келейной” системы, и в дальнейшем подверглась многочисленной критике оппонентов как в России, так и за рубежом.

Основной недостаток ”келейной” системы заключался в том, что она не учитывала социальной природы человека, и переносила всю задачу исправления осужденных и возвращения их в гражданское общество полностью только на самого преступника и Библию. Обосновывая неэффективность данной системы, известный русский ученый-правовед С.В.Познышев в ”Очерках тюрьмоведения” писал, что:

- заключенный в одиночную камеру будет вести себя хорошо только потому, что он механически устранен от соблазнов плохого поведения, и, отбыв длительное одиночное заключение, преступник выходит на свободу совершенно не приспособленным к новым для него условиям жизни;

- одиночное заключение делает осужденного пассивным, расслабляет и усыпляет его духовные силы;

- одиночная система отличается чрезмерностью, т.е. причинением страданий человеку, не нужных с точки зрения предупреждения рецидивной преступности;

- продолжительное одиночное заключение способствует появлению и развитию душевных и нервных расстройств и болезней;

- противоестественное состояние вынужденного длительного одиночества нередко вызывает озлобление и расстраивает нервы[103].

Как показало время, более целесообразной и действенной оказалась другая – “прогрессивная” - пенитенциарная система, впервые предложенная англичанином Мэконочи в 1838 г. Основная отличительная особенность предложенного им нововведения заключалась в том, что весь срок наказания, определенный для заключенного решением суда, разбивался на ряд этапов. При этом на каждом последующем этапе заключенный получал некоторые льготы, облегчающие его положение в тюрьме. Продвижение по этапам зависело от его поведения: хорошее поведение облегчало режим содержания, а плохое, наоборот, приводило к ужесточению режима. Как постулировал сам Мэконочи, “тюремное воспитание стремится образовать характер арестанта в лучшую сторону, а силой, наказаниями этого результата достичь нельзя”, и желание исправиться возникает только тогда, “когда человек видит выход из своего печального положения к более радостному, имея перед глазами последние и те препятствия, которые представляются ему; человек по присущему ему чувству эгоизма постарается преодолеть, побороть их, а борьба с препятствиями и есть лучшая школа исправления”[104].

В Англии для заключенных, отбывающих лишение свободы по “прогрессивной” системе, весь срок наказания разбивается на три этапа:

- пробный (одиночное заключение по “пенсильванской” системе);

- исправительный (принудительные работы в условиях общего заключения);

- условно-досрочное освобождение как один из вариантов английской прогрессивной системы.

Удачной разновидностью английской, прогрессивной пенитенциарной системы является ее ирландский вариант. Это модифицированная разновидность английской системы отличается тем, что между исправительной стадией и стадией досрочного освобождения вводится т.н. “стадия переходного заключения» (заключение в тюрьме с полусвободным режимом, дающее возможность выхода на работу без конвоя, получения отпусков и т.д.). Создателем этой системы, получившей название “переходной тюрьмы”, стал ирландский правовед Крофтон.

Прогрессивная система широко применяется и в наши дни во многих странах мира или в рассмотренных выше вариантах, или с использованием только отдельных, частных элементов системы. Начиная с 1 июля 1997 г., т.е. с момента введения нового Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации, она довольно последовательно внедряется в практику отечественных пенитенциарных учреждений.

Что касается современного состояния исправительной системы, то в Финляндии, например, в последние годы отмечается значительное снижение количества осужденных благодаря новаторскому подходу к деятельности пенитенциарной службы. Все чаще применяются условные наказания и штрафы. Но самое главное – изменился подход к отбыванию наказания в виде лишения свободы. Правительством разработана гибкая система условий пребывания в местах лишения свободы, если заключенным строго соблюдается дисциплина. Заключенные тюрем получают зарплату и сами оплачивают питание и жилье.

В Англии и Уэльсе, где проживает 80% населения Объединенного Королевства, насчитывается 133 тюрьмы, в которых содержится 53 тыс. человек, что составляет 0,1% от числа населения (в США и России эта цифра в 5-7 раз больше). Низкий процент осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях Англии, объясняется двумя причинами:

- тюрьма дорого обходится налогоплательщикам;

- английская юстиция придерживается мнения о том, что даже самая хорошая тюрьма – не самый короткий и эффективный путь в борьбе с преступностью.

Огромную роль в социальной адаптации бывших заключенных играют Национальная ассоциация обеспечения и расселения правонарушителей, и неправительственная организация “Тюремная реформа”, принимающие на себя функции по трудоустройству освободившихся, защите их прав и интересов и оказанию им медицинской помощи.

Богатый опыт социальной работы накоплен в США, где в настоящее время 50 федеральных пенитенциарных заведений, 900 находится в юрисдикции штатов и 3316 джейлов – аналогов наших следственных изоляторов.

Абсолютное большинство заключенных имеют крайне низкий образовательный уровень, происходят из неблагополучных семей, не владеют никакой профессией. Значительная часть заключенных из мужчин до тюрьмы побывали в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.

На содержание одного осужденного правительство штатов расходует в среднем по 11300 долларов в год, а федеральное правительство в федеральных учреждениях – 13160 долларов.

Самыми распространенными программами реабилитации в местах лишения свободы США являются:

- психиатрические услуги;

- образование (школьные и университетские программы);

- профессиональная подготовка;

- участие в религиозных группах;

- участие в промышленном производстве и сельскохозяйственных работах. Участие общественных организаций в воспитательной работе с осужденными США большого распространения не получило, ибо в штатном расписании сотрудников колоний и тюрем предусмотрено достаточное число психологов, социальных работников и капелланов (священнослужителей учреждений). Здесь создаются и частные тюрьмы, в основе которых - заключение контрактов между властями штатов и частными фирмами. При этом ставится цель максимально снизить расходы на содержание осужденных и сократить перелимиты штатов. Сейчас в частных тюрьмах США содержится более 3000 осужденных[105]. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками группы риска в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции (они, в частности, предусматривают функционирование полицейских атлетических клубов с целью привлечения несовершеннолетних к полезным делам); базовых программ судов по делам несовершеннолетних (предполагают, главным образом, реабилитацию указанных лиц); базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для обычных и специальных школ, рассчитанные на “трудных” и осужденных подростков.

В Германии существуют службы судебной помощи молодежи, в составе которых действуют социальные работники. У них две основные задачи: оказание помощи правонарушителям после выявления преступления, но до возбуждения уголовного дела, и организация реабилитации правонарушителей, в отношении которых суд не вынес решения о тюремном заключении.

Реализуя первую задачу, социальные работники службы судебной помощи молодежи выявляют социальные условия жизни молодого правонарушителя, изучают его личность, социально-психологические обстоятельства его преступления, и представляют письменный отчет прокурору и суду; они также представляют меру наказания. При этом в Германии считается доказанным, что заключение под стражу почти всегда негативно сказывается на дальнейшем развитии подростка. Поэтому социальные работники должны предложить такие меры, которые бы в будущем удерживали подростков от правонарушения, но не ограничивали его свободу стенами пенитенциарных заведений.

Вторая задача реализуется через комплекс так называемых “амбулаторных мероприятий”. Это привлечение правонарушителей к работе в доме престарелых, в доме инвалидов, в больнице, включение их в курсы социального тренинга; организация совместного самостоятельного проживания правонарушителей вместе с социальными работниками. Индивидуальные беседы, беседы с семьей правонарушителя, помощь в трудоустройстве, поиске жилья в финансовых затруднениях, в правильном расходовании денег, в регулировании долгов, в проведении психиатрической экспертизы – распространенные способы социономической деятельности.

Таким образом, важнейшие задачи социального работника в тюрьмах включают в себя: составление вместе с осужденным и руководством тюрьмы плана обучения и работы на период лишения свободы; оказание помощи осужденному:

- в преодолении психологического кризиса в связи с нахождением под арестом;

- в организации свободного времени и выборе видов обучения;

- в поддержании контактов с родственниками;

- в регулировании финансовых вопросов;

- в подготовке к выходу на свободу;

- в поиске жилья и работы;

- оказание помощи родственникам осужденного в решении проблем, связанных с его арестом и лишением свободы.

В дореволюционной России на протяжении нескольких столетий существовали традиции благотворительной деятельности по отношению к лицам, находящимся в местах лишения свободы. В государственные, религиозные и фамильные праздники (например, день рождения императора) российские государи и сановники посещали тюрьмы, выслушивали жалобы арестантов, оказывали им материальную помощь, а иногда освобождали заключенных, по сути дела, осуществляли помилование.

Однако подобные деяния были бессистемными. В начале Х1Х в. возникла идея создать “Попечительное о тюрьмах общество” (докладная записка государю от князя А.Голицына, изучавшего опыт подобной деятельности в зарубежных странах). Инициатором создания общества в Санкт-Петербурге выступил император Александр 1. Он утвердил Устав общества и стал его покровителем.

Набирая первый состав московского Комитета попечительства о тюрьмах, князь Голицин назначил Ф.П.Гааза, всеми признанного и известного специалиста в области “глазных болезней”, главным врачом московских тюрем. Ф.П.Гааз был убежден, что между преступлением, несчастьем и болезнью есть тесная связь, поэтому иногда их невозможно отделить друг от друга. Отсюда “вытекает и троякого рода отношение к лишенному свободы. Необходимо справедливое, без напрасной жестокости, отношение к виновному, деятельное сострадание к несчастному и призрение больного”[106]. Иначе говоря, Ф.П.Гааз стал крупнейшим реформатором в области попечения о тюрьмах, ибо в то время за виновным отрицались почти все человеческие права и потребности. Ф.П.Гааз вступил в борьбу с существующим положением дел и вел ее всю свою жизнь. Лозунгом же его жизни были слова: “Торопитесь делать добро”.

II. Теоретической базой современной социальной работы с заключенными и бывшими заключенными нередко выступает ряд научных подходов, сложившихся к объяснению причин преступного поведения. Остановимся на некоторых из них, представленных в работах Д.Кастелле[107]. Так, согласно биологическому (физиологическому) подходу, в основе преступного поведения – биологические или физиологические причины, в то время как психологический (психиатрический) подход предполагает, что причины преступности кроются в плохой психологической адаптации и нацелен на изменения психологического состояния и устранение причин, вызывающих его. Сдерживающий подход исходит из того, что причины преступности связаны с легкостью осуществления преступных деяний, в этой связи предлагается суровая расплата за их совершение. Экономический и социальный подходы исходят, соответственно, из того, что причины преступного поведения, соответственно, в плохих материальных условиях жизни и слабых связях между правонарушителями и законопослушными гражданами. Заметим, что в современной науке более десятка теорий, объясняющих причины преступного поведения, и ни одна из них не нашла фактического подтверждения в практике социальной работы. Полемика относительно эффективности этих теорий продолжается. Более того, программы, имеющие веские теоретические доводы, на практике не получили ожидаемого успеха. Наряду с этим, находит подтверждение положение о том, что наиболее перспективные программы – это программы профилактики, предполагающие не столько изменения в системе исправительных учреждений, сколько организационные изменения в школах и по месту жительства[108]. Эти выводы согласуются с тем фактом, что условно осужденные дают меньший процент рецидивной преступности, чем осужденные к пребыванию в исправительных учреждениях.

Если исправительная система намерена отойти от прививавшегося ей веками подхода, в центре которого – тюрьма, то для начала нужно признать ряд истин:

1. Тюрьмы никогда не предотвращали преступлений и не обеспечивали серьезной защиты общества.

2. Тюрьмы – это средство наказания.

3. Тюрьмы - дорогостоящее средство, и поэтому в них должны помещаться те, кому в наибольшей мере соответствует эта мера наказания.

4. Тюрьмы должны находиться вблизи тех мест, откуда поступает их контингент.

5. Поддерживаемый в тюрьмах уровень безопасности должен соответствовать действительной необходимости.

6. Размеры тюрем должны быть ограничены.

7. В тюрьмах должен предоставляться набор услуг, который отвечал бы конкретным потребностям заключенных, включая терапию алкоголизма, наркомании, психиатрическое лечение и ликвидация малограмотности.

8. Использование ресурсов и программы коррекции поведения должны быть нацелены на искоренение преступности, разработку и применение методов ее профилактики.

9. Система уголовного судопроизводства должна использоваться только против лиц, представляющих опасность для окружающих. Появление в общественных местах в нетрезвом виде, анормальное сексуальное поведение и преступления, в которых нет потерпевших, должны рассматриваться другими социальными институтами, а не уголовными судами.

10. Преступление порождается местными условиями, и подходить к борьбе с ним следует, используя местные условия.

11. Необходимо находить, апробировать и использовать формы наказания, альтернативные лишению свободы.

12. Требуется большая исследовательская работа для оценки эффективности всех программ[109].

К анализу эффективности пенитенциарной системы можно подойти и с точки зрения традиционных целей заключения: наказание, реабилитация, устрашение и выборочное заключение.

Некоторые действия являются асоциальными и безнравственными - например, убийство, изнасилование, геноцид – и должны быть наказаны. Общество испытывает чувство морального негодования, когда поступки, являющиеся аморальными, остаются безнаказанными. Это негодование может воздействовать на социальную систему, ибо общество управляется пониманием того, что имеется некоторая мера справедливости и морального порядка в жизни. Наказание важно для поддержания стремления людей к социальному порядку и основополагающих норм и ценностей. Однако, постулируют критики данного подхода, наказание может вызвать дополнительную реакцию, например, тревогу, агрессию, которые мешают “научению”, освоению нового, законопослушного поведения.

Что касается реабилитации, то она преобладала в философии наказания на протяжении последних 150 лет. Данная концепция базировалась на гуманной традиции, сущностью которой были индивидуализация справедливости и требование справедливого обращения с преступниками. С рассматриваемой точки зрения, преступление напоминает болезнь, несвойственную и аномальную для людей. Исходя из определения больного человека, можно допустить, что люди не виноваты в своей болезни, и что необходимо направить все внимание специалистов на их терапию. Таким образом, нарушитель закона – скорее жертва, чем преступник.

Растущие в последние десятилетия ряды критиков такого реабилитационного подхода к терапии преступности сосредотачивают внимание на том, что образование и психотерапия не могут преодолеть или сократить сильную тенденцию к продолжению криминального пути, характерную для некоторых людей. Данные критики, подвергая сомнению эффективность реабилитации анализируемой категории населения, ссылаются на статистические данные по высокому уровню рецидивной преступности. По некоторым данным, 7 из 10 бывших осужденных арестовываются вновь за серьезные преступления в течение 6 лет после выхода на свободу. Более того, критики реабилитации постулируют, что воспитательные меры воздействия приводят к ограниченному снижению преступности и только в некоторых случаях, при определенных обстоятельствах.

Устрашение же базируется на трудно доказуемом допущении о сути человеческой природы. Социологические исследования действительно свидетельствуют о том, что арест и наказание снижают уровень преступности. Однако перспектива наказания оказывает различное влияние при различных обстоятельствах. Например, верность группе и ее нормам, как правило, является более мощной силой, чем угроза социального наказания при стремлении к солидарности с данной группой. Иначе говоря, неформальные стандарты и давления внутри субкультур правонарушителей могут вступать в противоречие с устрашающим воздействием юридического наказания.

Наконец, некоторые специалисты утверждают, что ни реабилитация, ни устрашение не работают. Бесполезно отправлять людей в тюрьму, руководствуясь этими целями. Однако заключение можно использовать для снижения преступности. Если настоящих преступников держать подальше от улиц, то они не смогут совершать преступления. Так, Гринвуд (1982) на основе исследования 2200 заключенных разработал ряд характеристик лиц, которые с наибольшей вероятностью будут совершать преступления, подразделяя. их на “низко-”, “средне-” и “высоко-преступных элементов”. Гринвуд утверждал, что заключение одного вора, относящегося к “высоко-преступным элементам”, предотвращает больше краж, чем заключение 18 преступников, представляющих другие типы преступников.

Подчеркнем, что и селективное (выборочное) заключение имеет немало критиков, постулирующих, что воры если и оставляют свои незаконные занятия, то делают это достаточно рано. Следовательно, ”лишние годы” в длительных сроках представляют “пустую трату тюремных возможностей”. К тому же, согласно данным самого Гринвуда, лишь немногим более половины тех, кого он относит к высоко-преступным элементам, ведут себя соответствующим образом.

III. Для социономов открывается широкое поле деятельности в связи с перспективами развития исправительной системы и на разных этапах этой деятельности – до помещения преступников в тюрьму, в период отбытия наказания и после освобождения заключенных.

Организуя работу с осужденными, важно иметь в виду, что в учреждения исполнения наказания попадают люди, имеющие к преступной деятельности очень разное отношение. Чаще других там оказываются те, кто, совершая преступление, не планировал ссориться с обществом всерьез (в запальчивости, из легкомыслия, по глупости, под влиянием одурманивающих средств и т.п.)[110]. Для этих заключенных разрыв привычных социальных связей и помещение в среду преступников, избравших ценности тюремной субкультуры, всегда в известной степени неожиданно и тягостно. Нередко в числе наказанных судом оказываются “инноваторы”, согласно определению Р.Мертона, для которых цели успеха значительно доминируют над иными и ведут к использованию запрещенных, но эффективных средств достижения богатства, власти или их подобия[111].

Иногда запрещенной деятельностью занимаются этнические группы, подчиняющиеся клановым, общинным, родовым правилам в таких видах правонарушений, как спекуляция, контрабанда, незаконный оборот наркотиков, наряду с которыми совершаются и другие правонарушения.

Наконец, встречаются и люди, чьи преступные побуждения не вытекают из их жизненного опыта и личностного склада, они, скорее, должны быть отнесены к психопатологии, нежели к психологии криминального поведения[112]

Все перечисленные группы людей - безусловно, преступники по факту правонарушения. Однако, по большому счету, их привычки и привязанности мало отличаются от привычек и привязанностей окружающих, что важно учитывать, организуя социальную работу с заключенными. Не менее важно и другое: заключенным присущи страхи, тревожность, мнительность, беспокойство, возбудимость, агрессивность, чувство собственной неполноценности, подавленности. Эти состояния вызваны рядом обстоятельств:

1) изоляцией от общества и помещением в замкнутую социальную среду;

2) ограничением в удовлетворении потребностей посредством тотальной регламентации поведения;

3) принудительным включением в однополые социальные группы.

В подобной ситуации изоляции бывают путешественники, потерпевшие кораблекрушение, космонавты. Но если у последних это состояние скрашивается мыслью, что они делают важное дело, а впереди – признание, награда, любовь, заключенные же не тешат себя подобными ожиданиями.

На начальном этапе организации соответствующей деятельности специалисту рекомендуется в ходе наблюдения и диагностического интервью[113]заполнить карту изучения личности осужденного[114]. Заметим, что раздел “данные психологического обследования” данной карты заполняют психологи, фиксируя явные особенности психической конституции[115]; выводы, как предварительные, так и окончательные, делаются совместно специалистами междисциплинарной группы, ведущей данного клиента, включая психолога, соционома, медицинских работников.

В период исполнения наказания, когда человеку предстоит более или менее длительный период социальной реабилитации, он нуждается в серьезной поддержке со стороны общества и государства. Оказавшись в среде, где доминирует тюремная субкультура, он попадает сразу под влияние нескольких механизмов отчуждения: отторжение близкими, разочарованными в нем; лишение права на признание личного достоинства со стороны общества; произвол социальной стихии в чистом виде или в форме так называемого ”воровского закона”.

В зависимости от обстановки, сложившейся в “зоне”, соционом маневрирует занимаемой позицией между администрацией, самоуправляющейся средой и “необузданной стихией”, но, в принципе он нацелен на решение следующих задач: а) оказать поддержку заключенному лично; б) вызвать его интерес к текущей жизни и стремление самоутвердиться адекватным образом[116]; в) обеспечить психологическое взаимодействие с коллективом.

Типичные задачи, решаемые социальными работниками в исправительных учреждениях, включают в себя:

- прием и изучение новоприбывших;

- определение причин правонарушения и классификация осужденных;

- наблюдение;

- разработка исправительных мер;

- подготовка к освобождению.[117]

Решая эти задачи при работе с новоприбывшими, соционом разъясняет им фактически сложившиеся нравы и те приемы, которым можно подвергнуться в период адаптации к среде заключенных.

В поле зрения соционома попадают люди, привлекательные виктимологически (из числа инфантильных, психопатизированных, с девиантным поведением). Их необходимо предупредить, чтобы они по неведению не усложнили себе адаптацию с первых шагов. Не менее важно установить с ними взаимодействие, облегчающее условия их существования.

В период пребывания заключенного в карантине всесторонне изучаются его индивидуальные особенности, в том числе с помощью тестирования. В исправительных заведениях, где достаточно профессионально организована социальная работа, соционом, решая как анализируемую задачу, так и многие другие, может рассчитывать на помощь волонтеров из числа самих заключенных, способных к шефской работе. Убеждение специалиста в том, что такие люди есть, способствует созданию команды волонтеров и эффективной ее деятельности.

Определяясь с задачами социальной адаптации заключенного к новой среде, соционом собирает информацию о ролях, проигрываемых им в недалеком прошлом в семье и коллективе (учебном, производственном), ибо семья и работа – основные стержни жизни человека на протяжении всех ее этапов. Достаточно глубоко и основательно данная тема раскрыта в работах У.Бека[118]

Интерес к текущей жизни поддерживается с помощью труда и учебы.

От администрации зависит многообразие форм труда, возможность получать не только среднее, но и высшее образование, обеспечить заключенным доступ к литературе и искусству. От соционома требуется помощь заключенному в нахождении смысла и в такой жизни, в получении образования, возможно, переквалификации, обеспечение доступности своевременной и значимой для заключенного информации с воли, освоении навыков ее переработки и использования в контексте адаптации к новому статусу и подготовки к освобождению, возможно, досрочному.

Поддержание связи с естественной сетью социальной поддержки заключенного входит также в круг обязанностей соционома. По сути дела, в данном случае речь идет о семейной терапии с ее задачами: пробудить стремление к диалогу; наладить каналы общения; найти точки соприкосновения; очертить зону взаимопонимания; определить общие цели; вызвать стремление к их достижению, а также оптимизм в контексте поддержания связи с теми элементами данной естественной сети, которые значимы для заключенного и являются, с точки зрения терапии, носителями желаемых качеств (см. тему “Социальная терапия”).

Организация и подготовка осужденных к освобождению может быть осуществлена с помощью “Школы освобождающегося”, которая включает в себя:

- ознакомление с реальной социальной ситуацией в стране на период освобождения, социальными правами и обязанностями гражданина, социальными возможностями, нормами поведения и т.п.;

- укрепление социальной адаптивности, психологической готовности к жизни на свободе (тренинги социального общения, тренинги принятия решений и т.п.).

К конкретным видам социальной помощи освобождающимся отнесем запросы по содействию в оформлении паспортов, а также в службы занятости по избранному осужденным месту жительства.

Функции социальных работников в рамках исправительных учреждений включают в себя защиту и предоставление интересов заключенных в их отношениях с членами семьи, разного рода социальными организациями, включая школы, предприятия и учреждения, где работали или учились прежде эти люди, а также с возможными работодателями.

Характерными особенностями социальной реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются следующие:

- данный процесс начинается с момента освобождения, и завершается достижением соответствия между ожиданиями – требованиями общества и поведением ранее судимого человека;[119]

- задачей социальной реабилитации является приобщение бывших осужденных к жизни без правоограничений, предполагающей их свободное и добровольное принятие нормативных требований данной среды, соблюдение уголовно-правовых норм;

- социальная реабилитация зависит от адаптационных навыков и способностей, как присущих индивиду изначально, так и сформировавшихся в условиях исполнения наказания;

- успех социальной реабилитации в значительной степени зависит от соотношения системы личностных установок освобожденного и требований, предъявляемых средой;

- социальная реабилитация может быть обеспечена лишь при наличии положительной взаимообусловленной социальной направленности микросреды и личности судимого.

В процессе социальной реабилитации обычно выделяют следующие этапы:

1) ознакомительный этап – следование к месту предстоящего жительства, явка в органы внутренних дел, трудоустройство, установление личных контактов с ближайшим социальным окружением (около одного месяца); нередко на этом этапе происходит вхождение бывшего заключенного в дома ночного пребывания или реабилитационные центры для бездомных, взаимодействие с которыми сохраняется и на последующем этапе реабилитации – восстановительном;

2) восстановительный этап - восстановление или установление социально полезных отношений, решение бытовых и иных жизненных проблем (продолжительность зависит от конкретных условий);

3) завершающий этап (1-3 года) - закрепление новых отношений, расширение межличностных связей; человек занимает соответствующее место в обществе – получает постоянную работу, устраивает свой быт.

Учитывая, что социальная работа с заключенными делает в России лишь первые шаги, важно обратить внимание не столько на сложившийся опыт в соответствующей деятельности (хотя, разумеется, история социальной работы в России может дать немало примеров соответствующей практики из деятельности благотворительных организаций, а также таких выдающихся личностей, как Ф.П.Гааз, А.Кони, Л.Толстой.), сколько на общие положения технологии социальной работы и на указания Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации, в рамках которых имеет смысл искать и продуцировать оптимальные способы социономической деятельности в исправительных заведениях.

Социальные работники призваны уделять большое внимание контактам с работодателями, учителями, членами семьи – со всеми, кто может помочь в выявлении проблем и поиске их решений. На социономах лежит и обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия, и стимулировать изменения в подготовке общества к осужденным как согражданам. Не меньшее значение имеет и содействие становлению групп само- и взаимопомощи осужденных и бывших осужденных, правозащитных фондов. Такие группы и организации располагают потенциалом, достаточным для осуществления разного рода проектов (например “Дорога к дому”), направленных на формирование в обществе отношения к бывшим заключенным как согражданам и обеспечению эффективности их социальной адаптации[120].

Исходя из сказанного, переоценить роль метода связи с общественностью в социальной работе, как с осужденными, так и бывшими осужденными, практически невозможно (см. тему “Работа с общественностью в социономической деятельности”).

Темы рефератов

 

1. Социальные проблемы заключенных в творчестве М.Фуко.

2. Организационно-административные аспекты социальной работы в исправительных учреждениях.

3. Исторические уроки социальной помощи заключенным и бывшим заключенным.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Проанализируйте ключевые проблемы заключенных и их семей.

2. Какова теоретическая база социальной работы с заключенными и бывшими заключенными?

3. Проанализируйте типичные способы социальной работы с заключенными.

4. Назовите главные отличия социальной работы с заключенными от соответствующей деятельности с бывшими заключенными.

5. Какова роль в организации социальной работы с заключенными их семей? Проанализируйте эту роль.

6. Заключенные - это объект или субъект социальной работы?

Задачи и упражнения

 

1. В начале ХХ в. Л.Н.Толстой встречался с приехавшим к нему итальянским ученым, врачом, автором теории прирожденного преступника Ч.Ломброзо, и между ними возникла дискуссия. В ответ на заключение Ч.Ломброзо о том, что изоляция преступников от общества - естественный акт самозащиты, Л.Н.Толстой резко возразил: “Все это бред! Всякое наказание преступно”. Чью точку зрения в данном вопросе разделяете Вы? Дайте обоснование своей позиции.

2. В классической традиции, представленной на раннем этапе своего существования Т.Гоббсом, И.Бентамом. Ч.Беккария, человеческая натура описывалась как управляемая двумя полновластными хозяевами – страданием и удовольствием. Суть этой идеи состоит в том, что преступление выражает основные человеческие стремления, и не предполагает какого-либо особенного мастерства или способностей. Оно может быть совершено любым индивидом без специального обучения. Эта идея утверждает, что люди поступают разумно, т.е. в соответствии со своей природой, и когда они совершают преступления, и когда не совершают. Люди свободны избрать свой курс поведения, независимо от того, законный или незаконный он. Они не расположены подчинять свои интересы интересам остальных (см. Готтфридсон М.Р., Хирши Т. Общая теория преступления // Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Серия 11. Социология, 1992. - №1. - С.69-70).

Насколько правомерно, на Ваш взгляд, использование данного подхода в современной практике социальной работы с осужденными и бывшими осужденными? Аргументируйте свою позицию в данном вопросе.

3. Немецкий юрист ХIХ в. Лист постулировал, что чем раньше человек совершает преступление, за которое его помещают в места лишения свободы, тем больше вероятность того, что он вновь совершит преступление. Насколько актуально данное положение, высказанное Листом, с точки зрения современной практики социальной работы?

4. В мировой практике считается критическим уровень преступности, равный 5-6 тыс. преступлений на 100 тыс. населения. В России же примерно 6,5-7 тыс. преступлений. За последние годы число убийств превышает 30 тыс. в год, т.е. в два раза выше, чем в США, население которых в два с лишним раза больше, чем России. Не хватает мест в тюрьмах, в них находится почти 1 млн.200 тыс. заключенных, больше, чем в 1937 г.

Каковы основные, на Ваш взгляд, причины столь высокого уровня преступности в современном российском обществе? Аргументируйте свой ответ, оперируя научными текстами.

5. Если тюрьма – средство наказания, то какой будет Ваша экспертная оценка журнала, ведение которого рекомендуется начальнику отряда осужденных “Положением об отряде осужденных исправительного учреждения”?[121]

Документ 1. – Алфавитный список осужденных отряда

В нем фиксируются ФИО осужденного, год его рождения, судимость, срок наказания, начало и конец срока, образование и специальность, семейное положение; сроки, установленные законом (представление к УДО, перевод в колонию-поселение, предоставления отпусков, перевод из строгих в обычные условия, перевод в облегченные условия).

Документ 2. – Социально - демографическая и криминогенная характеристика осужденных отряда (включает ряд составляющих):

а) осуждены из общего числа осужденных за преступления против жизни, против собственности и т.п.;

б) по срокам наказания: до 1 года включительно; от 1 до 3 лет; от 3 до 5 лет и т.п.;

в) отбывает лишение свободы: впервые, второй раз, третий раз, более трех раз;

г) по возрасту: до 25 лет включительно; от 25 до 40; от 40 до 55 лет; от 55 до 60 лет; старше 60 лет;

д) по образованию: нет образования; начальное общее; основное общее; среднее общее; среднее специальное; высшее;

е) по трудоспособности: трудоспособны; инвалиды 3-1 группы; пенсионеры.

Документ3. - Примерный план работы начальника отряда на _ квартал 2006 г. (содержит краткую информацию начальника отряда о проделанной работе за отчетный квартал, анализ положения дел в отряде и задачи на следующий квартал, а также расписанные по дням мероприятия, включая служебные совещания личного состава ИУ, инструктивно-методические занятия, собрания осужденных и индивидуальную воспитательную работу с осужденными, беседы с их родственниками, посещение школы, ПУ, участие в режимных мероприятиях, проведение культурно-массовых спортивных мероприятий, работу по благоустройству территории отряда).

6. Полтора века назад А.И.Герцен говорил: “Чтобы Россия могла стать свободной, нужно как минимум два непоротых поколения”. Является ли современная Россия страной свободной? Ответьте на данный вопрос в контексте изучаемой темы (Социальная работа с заключенными и бывшими заключенными).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: