Оценка планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия

 

 

Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

Ресурсы поступают в те отрасли и тем организациям, на продукцию которых есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не удовлетворен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал – это определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, валют, ссудным процентом.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину расходов, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на организациях являются [5, с. 172]:

1) оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;

2) проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

3) выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

4) выявление внутрихозяйственных резервов увеличивает выпуск и реализацию продукции;

5) разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Объектами данного направления анализа являются: объем производства и реализации продукции; ассортимент и структура продукции; качество продукции; ритмичность продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно: недостатки в организации производства и труда; нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

3) брак продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного организации (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма государственной статистической отчетности 12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг), форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», бизнес-план, оперативные планы-графики и т.д. [5, с. 172]

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

 Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных организациях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители [25, с. 223].

Анализ продукции производства проводится в двух направлениях:

1) оценка выполнения годового плана по выпуску продукции;

2) анализ динамики выпуска продукции производства за ряд лет. Анализ выполнения заданий годового плана по объему производства продукции производства проводят по данным годовой или квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему продукции производства с плановыми, определяя абсолютное отклонение от плана, процент выполнения годового плана и темпы роста к предыдущему году.

Целесообразно определять следующие показатели динамики объема производства продукции [25]:

1) абсолютный прирост объема производства (∆ Q т) за анализируемый период по сравнению с предыдущим годом, который позволяет дать оценку скорости изменения и определяется по формуле (в данном обозначении т определяет выпуск продукции производства, но данный способ оценки может быть применен и к другому виду продукции):

 

 ∆ Q т = Q 1Q 0,                                      (1.1)

 

где ∆ Q т  ― абсолютный прирост объема производства;

Q 1 ― выпуск продукции производства за отчетный период;

Q 0― выпуск продукции производства за предыдущий период.

 

2) общий прирост продукции за рассматриваемые годы (∆ Q то):

Q то = ;                                    (1.2)

 

где ∆ Q то ― общий прирост продукции за рассматриваемый период;

n ― число лет, за которые рассматривается динамика объема продукции производства.

 

3) среднегодовой абсолютный прирост продукции (∆ Q то), определяемый путем деления общего прироста продукции на число лет:

 

Q то =  / n.                                         (1.3)

где ∆ Q то ― среднегодовой абсолютный прирост продукции;

4) темп роста (Тq) (динамический индекс) и темп прироста (Тсq) продукции (цепной индекс), которые позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы:

 

Тq = Q 1 / Q 0;                                         (1.4)

 

Тсq = (Q 1 / Q 0) – 1.                                   (1.5)

где Тq ― темп роста продукции;

Тсq ― темп прироста продукции.

 

Темп роста продукции в некоторых методических разработках по АФХД называют еще индексом объема продукции. Данный показатель характеризует динамику развития организации. Однако нужно заметить, что, если исследователь будет пользоваться только данными внешней бухгалтерской отчетности, он сможет рассчитать динамику лишь реализованной продукции (по данным формы №2): два индекса ― по выручке от реализации и – по себестоимости реализованной продукции;

 

5) среднегодовой темп роста (ТВП) и среднегодовой темп прироста продукции (Тпр), определяемые по формуле средней геометрической

 

                                 (1.6)

 

Тпр = Твп – 1.                                        (1.7)

где ТВП ― среднегодовой темп роста продукции;

Тпр ― среднегодовой темп прироста продукции [25].

 

Под номенклатурой продукции понимают укрупненный перечень производимых видов продукции.

Ассортимент ― это более детальный перечень производимых видов продукции с указанием марок, сортов, фасонов, артикулов, ГОСТов и т.д. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

При анализе показателей выпуска и реализации продукции определяют состав и структуру производимой продукции. При этом признаки, положенные в основу группировки продукции по составу, могут быть самыми различными: это и исходное сырье, и качество продукции, и страна-потребитель, и степень сравнения и т.д.

Для общей оценки выполнения задания по ассортименту можно использовать способ среднего процента, наименьшего процента, через недоданную продукцию, и через расчет доли позиций ассортимента, задание по которым выполнено к общему числу позиций.

Оценка качества продукции может даваться на основе исследования рекламаций, по способу расчета коэффициента сортности и потерь по сортности, на основе определения среднего балла продукции, на основе изучения срока гарантии и т.д. [26, c. 217].

Под ритмичностью производства продукции понимают равный выпуск продукции в равные промежутки времени или с равной степенью ускорения. Для анализа ритмичности производства и реализации продукции необходимо определиться с интервалом времени, используемым для ее оценки. Для этого необходимо изучаемый период разделить на более-менее равные части (год - на кварталы, квартал – на месяцы, месяц – на декады, и т.д.). Способ расчета обобщающего показателя для характеристики ритмичности производства может быть основан на определении способа наименьшего процента, способа среднего процента, по недоданной продукции. Деятельность организации характеризуется количеством и номенклатурой выпускаемой продукции, и объемом ее реализации. Размер объема выпускаемой продукции зависит от множества условий: наличия сырья, материалов, комплектующих изделий, производственных мощностей, квалифицированного персонала, рынков сбыта и т.д. Объем производства продукции обычно выражается в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях [26, c. 219].

Анализ стоимостных показателей включает анализ произведенной и реализованной продукции.

Задача анализа производства и реализации продукции состоит также в том, чтобы определить каким образом ключевой показатель ― объем продукции производства (выручка от реализации) зависит от того или иного параметра, и принять соответствующее управленческое решение с целью повышения эффективности производства. Следовательно, необходимо определить влияние отдельных факторов на объем продукции производства, факторов, обеспечивающих изменение выручки в отчетном периоде по сравнению с предыдущим

Сложившаяся методология планирования деятельности организации (внутрифирменное планирование) ориентирована на обеспечение согласования и увязки целей и конкретных задач с ресурсами, а также на определение средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и обеспечивающих их задач в рамках каждого хозяйственного подразделения организации. Организационно процесс планирования у большинства промышленных организаций и корпораций осуществляется сверху вниз [8].

На высшем уровне управления определяются цели, основные направления деятельности организации, главные производственные и социальные задачи его развития. На этом уровне организуется взаимная увязка и координация всех звеньев хозяйственного механизма организации.

На подчиненных уровнях управления цели и задачи организации конкретизируются применительно к деятельности каждого подразделения (производственного отделения, дочерней организации и других структурных образований). На этом уровне осуществляется также технологическое планирование, устанавливающее пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции.

Все плановые задания согласуются с конкретными исполнителями и окончательно утверждаются высшим руководством организации.

Приведенная организационная форма внутрифирменного планирования обеспечивает централизацию важнейших управленческих решений при планировании деятельности организации и его подразделений в высшем звене управления. Вместе с тем такая организация планирования представляет самостоятельность производственным отделениям и дочерним организациям, другим его структурным подразделениям в разработке текущих (календарных) планов и бюджетов на базе утвержденных высшим руководством показателей. При этом система показателей структурных подразделений, организация процесса планирования и виды планов определяются с учетом принятого уровня централизации (децентрализации) управления в конкретной организации и его функционального профиля.

Аппарат, осуществляющий реализацию планирования деятельности организации и всех его звеньев, включает функциональные подразделения и/или специалистов на соответствующих организационных уровнях управления.

Работа высшего звена при реализации функции планирования на различных организациях, в корпорациях организуется по-разному. В том числе создаются плановые комитеты, комитеты развития, центры (подразделения) управления и развития и другие организационные формы. Эти органы выполняют технические, координационные, аналитические функции и формируют цели и задачи организации на длительную перспективу, а также подготавливают решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики организации. На этом уровне управления организацией формируются исходные положения (решения) оптимального распределения его ресурсов для определенного планового периода. В эти органы, как правило, входят представители высшего звена управления организации (корпорации). Решения, подготовленные этим органом, утверждаются советом директоров или правлением организации, корпорации.

Центральная функциональная служба планирования имеется практически на всех крупных организациях и в корпорациях. Однако организационно и структурно такие службы строятся по-разному.

В производственных отделениях и дочерних организациях также имеется аппарат планирования, который обеспечивает разработку месячных, квартальных, полугодовых и годовых сводных и текущих производственных планов. Такие планы разрабатываются по отделению, дочерней организации в целом и по их подразделениям (при необходимости). Более детальное планирование на смену, сутки, неделю, декаду, месяц, квартал, полугодие и год осуществляется службами оперативного и текущего планирования, которые обеспечивают планирование с учетом ограничений, определяемых общекорпоративными целями. Уровень детального планирования и конкретные виды планов определяются конкретной организационной структурой отделений и дочерних организаций, а также принятой системой учета и отчетности в конкретном организации.

При разработке долгосрочных и среднесрочных планов организации (корпорации) часто устанавливают различные плановые периоды для материнской организации и ее отделений, филиалов и дочерних организаций, а также различные плановые сроки (горизонт планирования) для различных форм планирования и различных видов планируемой деятельности.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия планируется путем составления финансовых планов.

Конечной целью финансового планирования − достижение определенных финансовых показателей: прибыли, рентабельности, показателей платежеспособности и др.

В настоящее время сельскохозяйственные организации осуществляют краткосрочное финансовое планирование, которое предполагает:

1. Составление баланса доходов и расходов;

2. Плана прибылей и убытков;

3. Кредитного плана (заявки);

4. Кассового плана;

5. Проведение анализа и контроля за выполнением финансового плана [16, c. 92].

Главное значение данного плана − отразить эффективность хозяйственной деятельности организации. Данный документ имеет большое аналитическое значение. С его помощью определяется влияние операционного рычага на прирост прибыли, определяется точка безубыточности, запас финансовой прочности, выполняется анализ чувствительности прибыли на изменение факторных составляющих. При составлении формата плана в нём отразится те статьи, которые являются наиболее важными для данного вида деятельности. Конкретный перечень затрат зависит от их управленческой востребовательности. Блок-схема плана прибылей и убытков рассмотрена на рисунке 1.3

 

 

 
План прибылей и убытков
Доходная часть
Расходная часть
Доход от основного вида деятельности
План продаж (товаро-оборота)
План ассортимен-та продукции
План валовых доходов
Операционные доходы: инвестиционные планы    
Инвестиционные и финансовые доходы
Операционные расходы: инвестиционные планы  
Инвестиционные и финансовые расходы  
Расходы, связанные с основным видом деятельности
План объёма транспортных услуг
План расхо-дов на реали-зацию
План МТБ
План потребности в кредите
План коммер-ческих расходов
План управ-ленческих расхо-дов
Прочие планы расходов

 


Рисунок 1.3 − Общая схема плана прибылей и убытков

 

План должен быть построен по тому же формату, по которому строится отчётность о финансовых результатах.

Составление плана необходимо начинать с доходной части, в которой на основании плана продаж отражается выручка от реализации всех товаров, а также отражается выручка после вычета налоговых изъятий. При составлении доходной части необходимо определить резерв объёмов выручки, необходимой для расчётов с бюджетом по налогам с оборота.

Далее устанавливаются издержки обращения, которые принято делить на постоянные и переменные. Это вызвано требованием маржинального анализа прибыли, и определения такого объёма реализации, при котором вся выручка покрывает все расходы без образования прибыли.

В долгосрочном аспекте план составляется на год с поквартальной разбивкой. Бюджетным периодом краткосрочного плана является месяц.

Основным показателем, контролируемым с помощью этого плана, является прибыль. План прибылей и убытков является важнейшей информационной базой, предназначенной для анализа доходности активов, контроля и эффективности ресурсов, рентабельности.

На основе плана с помощью интегрального анализа обобщаются результаты управленческих усилий в сфере маркетинга и финансовой сфере.

Как уже говорилось, план прибылей и убытков содержит множество оперативных планов, без которых невозможно составить его. кратко рассмотрим содержание каждого плана.

План продаж (товарооборота) можно определить, как сводный операционный бюджет, содержащий информацию как о запланированных объёмах продаж, цене, размере выручки от основных видов деятельности. так и ожидаемых доходах от прочей деятельности. Данный план по объёму и структуре должен обеспечить, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения, с другой - необходимый размер прибыли.

План ассортимента продукции − определяет ассортиментный перечень сельскохозяйственной организации, который необходим для обеспечения нормальной и бесперебойной работы организации.

План коммерческих расходов отражает расходы на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции организации.

План материально-технического снабжения − здесь рассчитывается потребность в материально-технических ресурсах исходя из принятого объёма товарооборота с учётом ассортимента.

План управленческих расходов содержит информацию о расходах на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала в аппарате управления организации, арендные платежи, командировочные и коммунальные расходы, затраты на текущий ремонт, расходы по МБП и другие (главным образом общеорганизационные) расходы на протяжении бюджетного периода.

План потребности в кредите представляет собой план, в котором отражаются кредиты и инвестиции, необходимые организации на предстоящий бюджетный период с указанием размеров, сроков и условий получения, выплаты процентов, режима возврата и т.п.

План по персоналу и оплате труда − в нём определяется потребность в различных профессиях работников, их квалификации, устанавливаются принципы и предусматривается порядок оплаты труда.

План закупок выполняется в натуральном и стоимостном выражении, определяет размер каждого вида продукции, которая будет продаваться через магазины данной организации.

План расходов по реализации содержит информацию обо всех расходах связанных с реализацией товаров, которые может понести организация в плановом периоде.

Инвестиционный план − определяет потребность в денежных средствах по вновь создаваемым мощностям в организации, а также для других целей.

Уровень операционных доходов и расходов включает планируемые доходы и расходы от продажи, списания, ликвидации, сдачи в аренду своих активов, проведение финансовых операций и других в соответствии с инструкцией по учёту доходов и расходов организации.

Статьи инвестиционных и финансовых доходов и расходов являются статьями непроизводительного характера и поэтому трудно прогнозируются [19, c. 19-20].

Большинство экономистов финансовым планом организации считают баланс доходов и расходов. Структура финансового плана приведена в Приложении Б.

В состав доходов включаются прежде своего доходы, получаемые за счёт устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доходную часть включаются суммы, получаемые за счёт заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении организации. Цель составления плана доходов и расходов - увязка доходов с необходимыми расходами.

При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные средства могут быть получены за счёт выпуска ценных бумаг, кредитов или займов и др. если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их − в расходную часть финансового плана.

Блок-схема баланса доходов и расходов рассмотрена на рисунок 1.4.

 

Баланс доходов и расходов  
Доходная часть
План прибылей и убытков  
Планы доходной части
Планы расходной части
Планы амортизационных отчислений  
План кредиторской задолженности или устойчивых пассивов
Планы прочих доходов
План по членским взносам
План по паевым взносам  
План доходов от выпуска ценных бумаг  
Расходная часть
План платежей по налогам   налог на                  налог на недвижимость       прибыль
План по отчислениям в фонды     Фонд       Фонд Резервный накоп-    потреб-   фонд ления      ления
План по погашению долгосрочных кредитов
План капитальных вложений (инвестиционный план)
План по приросту собственных оборотных средств

Рисунок 1.4 − Блок-схема баланса доходов и расходов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: