Работа с большими документами
Тема: Работа с большими документами, вставка названий и оглавлений, ссылок и сносок, закладок, нумерации страниц. Обработка больших документов сложной структуры
Цель темы: сформировать умения работы с большими документами
Основные сведения
К большим документам относятся документы, к оформлению которых предъявляются определенные требования: первый лист – титульный, на котором нет нумерации страниц. На втором листе под номером 2 располагается оглавление работы. С 3-го листа начинается основной текст. В таких документах листы могут иметь разную ориентацию страниц, могут использоваться разные колонтитулы, вставлены различные объекты, на которые в тексте будут ссылки, будут также ссылки на используемые литературные источники. В больших документах идет работа с тезаурусами, сносками, закладками. В конце документа создаются список использованной литературы и список иллюстраций. Все это выполняется с помощью возможностей Word.
|
|
Теоретический материал
1.1.Нумерация страниц:
По стандартам РБ номера страниц устанавливаются вверху по центру. Для вставки номера страниц можно воспользоваться следующими способами:
- вкладка Вставка/группа Колонтитулы/список Номер страницы/выбираем вариант расположения номера страницы. В этом же раскрытом списке можно уточнить Формат номера (какую нумерацию использовать и с какого номера начать (выбранный номер будут установлен на первой странице документа или раздела)
-перейти в режим Колонтитулов, дважды щелкнув на верхнем или нижнем поле страницы. Затем на появившейся вкладке Конструктор в области Колонтитулы выбрать список Номер страницы. Далее аналогично первому способу.
Управление сменой страниц
При вводе текста переход на другую страницу происходит автоматически.
Если нужно сделать разбиение на страницы в другом месте, то вставляется обязательный конец страницы с помощью команды Разрыв из меню Вставка или комбинацией Ctrl + Enter.
1.3.Колонтитулы – это элементы оформления документа, содержащие справочную информацию, располагаются в верхней или нижней части страницы. Простейший вариант колонтитулов – нумерация страниц. Для ввода в режим Колонтитулов дважды щелкнуть на верхнем или нижнем поле страницы. Затем появится вкладка Конструктор
На этой ленте можно уточнить, будут ли различаться колонтитулы первой, четных и нечетных страниц, что будут размещено в верхнем и нижнем колонтитуле (дата, время, картинки, текст), будут ли различаться колонтитулы разных разделов.
1.4. «Водяные знаки» – это произвольные рисунки, служащие фоном для текста. Сделаем так, чтобы они повторялись на каждой странице, т.е. создадим их в колонтитулах:
|
|
- откроем работу с колонтитулами – для того, чтобы распространить «водяные знаки» на все страницы документа
- кнопка Надпись(вкладка Вставка/группа Текст/список Надпись/команда Нарисовать надпись) – наложить надпись на весь лист
- при активной надписи (т.е. когда вокруг рамки надписи мелкая сеточка) выбрать в контекстном меню Формат фигуры/ вкладка Цвета и линии. В списке Заливка выбрать Способы заливки. В открывшемся окне работать со вкладкой Градиентная заливка
- при активной надписи в контекстном меню выбрать Порядок обтекания/ Поместить за текстом
Закрыть Колонтитулы.
Создание оглавления
Оглавление создается на первой или последней странице документа (обычно на первой, после титульного листа)
Предварительно в тексте должны быть созданы заголовки, т.е. слова, оформленные встроенными стилями Заголовки 1-9.
Для создания оглавления в тексте устанавливаем курсор на нужную страницу и на вкладке Ссылки выбираем область Оглавление/список Оглавление/команду Оглавление. В открывшемся окне уточняем уровень заголовков, формат заголовков, вид линий и расположение номеров страниц
Сноски
Сноски используют для пояснения основного текста.
Есть обычные сноски, вынесенные вниз полосы, и концевые сноски, вынесенные в конец раздела или документа. Один документ может содержать и обычные, и концевые сноски: "Обычные" - для пояснения вводимых терминов, а "Концевые" - для указания литературных источников.
Каждая сноска состоит из 2-х частей: маркера сноски и текста. По умолчанию все сноски в документе автоматически нумеруются и отделяются от текста горизонтальной линией. Два варианта разделительных линий - короткая и длинная. Короткая разделительная линия имеет длину 5 см и проводится между текстом документа и сноской. Длинная разделительная линия проводится от левого края страницы до правого и употребляется в том случае, если сноски переходят на следующие страницы.
Для создания сноски курсор установить за словом, к которому надо создать сноску, и вкладка Ссылки/область Сноски/ нажать на маленькую стрелочку в правом углу области
Появится окно
После настройки параметров сноски нажать Вставить[1] После этого курсор передвинется в конец страницы, где нужно будет ввести текст сноски
Для удаления сноски выделить в тексте знак сноски и Del. Если сноски пронумерованы автоматически, после удаления выполняется перенумерация.
Сноски можно просматривать и редактировать в черновом режиме или в режиме разметки страниц.
В черновом режиме текст сноски отображения на отдельной панели (и в режиме структуры текста). Если панель сносок отсутствует на экране, для просмотра ее содержимого следует выполнить 2-ой щелчок на маркере сноски в основном тексте.
В режиме просмотра разметки страниц ввод, редактирование и форматирование сносок выполняется непосредственно на странице документа.
Переходить от сноски к сноске позволяет и кнопки, расположенные в нижней части вертикальной полосы прокрутки, для этого щелкнуть на кнопке Выбор объекта перехода или нажать [Alt + Ctrl + Home].
Тезаурус
Тезаурус применяется, если надо подобрать синонимы к слову. Выбрать синоним для слова можно, щелкнув правой кнопкой мыши по слову и установив в открывшемся меню указатель мыши на команду Синонимы (Synonyms). В появившемся подменю будут представлены на выбор варианты замены слова синонимом. При выборе в подменю команды Тезаурус (Thesaurus) в окне программы открывается панель со справочными материалами, в которой присутствуют различные варианты слова.
|
|
Перенос слов
Переносы слов запрещены в официальных документах, оформленных в соответствии со стандартом РБ. В остальных документах наличие переносов делает документ более компактным и читаемым. Для установки переносов вкладка Разметка страницы/область Параметры страницы/кнопка Расстановка переносов. Переносы устанавливаются для всего документа.