Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии:
· С государственной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; программа В. В. Воронковой «Письмо и развитие речи» 4 класс.
· Учебник «Русский язык» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова, 6-е издание, исправленное, издательство «Просвещение» г. Москва, 2011 год;
· Рабочая тетрадь по русскому языку «Читай, думай, пиши» в 2х частях для 4 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская, издательство «Просвещение» г. Москва, 2006 год.
Статус документа
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков. В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимися.
Цели обучения, задачи
Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе. Программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
· формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
· развития умения коммуникативно оправданно пользоваться речью, как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
· знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
· обучение элементарно грамотному и аккуратному письму;
· осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Формы контроля
Текущий контроль на каждом уроке при проверке классной и домашней работы. Проверочные диктанты после изучения каждой темы (4 урока), контрольные диктанты после изучения каждой четверти (3 урока), итоговый диктант в конце учебного года.
Содержание программы
Структурно и содержательнопрограмма построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у школьников с ограниченными возможностями здоровья часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В программе определён обязательный базовый уровень знаний.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
· составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
· анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
· различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
· определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
· списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
· писать под диктовку текст (30—35 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
· алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учебно-тематический план
4 часа в неделю
№ | Тема | Кол-во часов | Требования к знаниям и умениям обучающихся |
1 | Повторение. Предложение. | 5 | Уметь определять количество предложений в тексте, отделять одно предложение от другого точкой, начало предложения писать с большой буквы. |
2 | Звуки и буквы | 52 | Анализировать слова по звуковому составу, различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; знать алфавит, уметь располагать слова в алфавитном порядке |
3 | Слово | 34 | Определять слова, обозначающие предмет, действие, признак; правильно ставить к ним вопросы, |
4 | Предложение | 18 | Уметь правильно составлять предложения из слов, работать с деформированными текстами; уметь правильно восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Уметь последовательно располагать данные предложения по смыслу знать главные и второстепенные слова в предложении. |
5 | Повторение за год. | 10 | |
6 | Контрольное списывание | 2 | Уметь списывать текст целыми словами и словосочетаниями; |
7 | Диктанты, анализ работ | 8 | Уметь писать под диктовку текст (30—35 слов), включающий изученные орфограммы. |
8 | Контрольные диктанты, анализ работ | 6 | Уметь писать под диктовку текст (30—35 слов), включающий изученные орфограммы. |
9 | Годовой контрольный диктант и его анализ | 2 | Уметь писать под диктовку текст (30—35 слов), включающий изученные орфограммы. |
Всего | 136 часов |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
№ п/п | Тема | Цель | Словарь | Тип урока | Средства обучения | Кол-во часов | Дата | ||
По плану | По факту | ||||||||
Первая четверть – 31 час | |||||||||
Повторение: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | |||||||||
1-2 | Деление текста на предложения. Точка в конце предложения. | Дать понятие о предложении, корригировать и развивать связную письменную речь (при работе над делением текста на предложения) воспитывать интерес к учебе, предмету; | Решать Пример | Комбинированный урок | Учебник, предметные картинки | 2 | |||
3-4 | Дополнение предложений. Связь слов в предложении. | Учить дополнять предложения, корригировать и развивать связную письменную речь (при работе над текстом), воспитывать любовь к родному краю. | Комбинированный урок | Учебник предметные картинки | 2 | ||||
5 | Составление ответов на вопросы. | Учить правильно составлять и записывать ответы на поставленные вопросы, коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами), воспитывать интерес к учебе, предмету; | Комбинированный урок | Учебник предметные картинки | 1 | ||||
6-7 | Диктант, анализ работ. | Проверить знания, умения, навыки по теме «Предложение» | Урок проверки и оценки знаний, урок закрепления знаний | Учебник предметные картинки | 2 | ||||
Раздел: «Звуки и буквы»: Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
| |||||||||
8-10 | Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке. | Дать понятие о порядке букв в русской азбуке; об алфавите. Закрепить знания, умения, навыки располагать слова в алфавитном порядке; составлять списки учащихся по алфавиту; находить слова в словаре. | пшеница | Урок изучения нового материала, комбинированные уроки. | Учебник, плакат «Алфавит», презентация «Алфавит» | 3 | |||
11 | Составление предложений по серии картин. | Учить составлять предложения по картинкам и располагать их в нужной последовательности. | Комбинированный урок | Учебник предметные картинки | 1 | ||||
12 | Контрольное списывание | Проверить знания, умения, навыки по теме «Алфавит» | Урок проверки и оценки знаний | Учебник | 1 | ||||
13-15 | Мягкий знак на конце и в середине слова | Уточнить знания о мягком знаке, как обозначение мягкости согласных на письме. | Корабль Человек | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 3 | |||
16-18 | Разделительный мягкий знак. | Расширить знания о разделительном мягком знаке, учить правильно переносить слова с разделительным мягким знаком | Здоровье Деревня | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 3 | |||
19-22 | Гласные после шипящих. | Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих, учить применять знания на практике. | Аптека, экскурсия, земляника | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 4 | |||
23-26 | Звонкие и глухие согласные на конце слов. | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные на слух и в произношении, закрепить умения одинакового написании букв в проверочном и проверяемом слове | Берег, обед | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 4 | |||
27-28 | Контрольный диктант за 1-ю четверть. Анализ диктанта. | Проверка ЗУН за 1-ю четверть. | Урок проверки и оценки знаний, урок закрепления знаний |
| 2 | ||||
29-30 | Звонкие и глухие согласные в середине слов. | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные на слух и в произношении, закрепить умения одинакового написании букв в проверочном и проверяемом слове | Автобус, билет, | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 2 | |||
31 | Звонкие и глухие согласные в конце слов. | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные на слух и в произношении, закрепить умения одинакового написании букв в проверочном и проверяемом слове | ястреб, колхоз | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 3 | |||
Вторая четверть – 31 час | |||||||||
32-33 | Звонкие и глухие согласные в конце слов. | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные на слух и в произношении, закрепить умения одинакового написании букв в проверочном и проверяемом слове | ястреб, колхоз | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 2 | |||
34-35 | Составление рассказов на темы: «Гроза» и «Поздняя осень». | Учить составлять рассказ по началу текста, правильно записывать. | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 2 | ||||
36-38 | Ударные и безударные гласные. | Уточнять знания об ударении, учить правильно ставить ударение в словах | Магазин, иней, фабрика | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 3 | |||
39-42 | Правописание безударных гласных. | Учить правильно проверять и писать безударные гласные | Шофер | Урок изучения нового материала, комбинированные уроки. | Учебник предметные картинки | 4 | |||
43-46 | Подбор проверочных слов к безударным гласным. | Закреплять умения подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными | Спасибо Комбайн, трактор | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 4 | |||
47-49 | Составление рассказа по картинкам | Развивать связную устную и письменную речь при работе над составлением рассказа по картинке | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 3 | ||||
50-54 | Непроверяемые безударные гласные. | Дать понятие – безударные гласные, учить пользоваться словарём | Урок изучения нового материала, комбинированные уроки. | Учебник предметные картинки | 5 | ||||
55-59 | Составление рассказа по вопросам и опорным словам. | Развивать связную устную и письменную речь при работе над составлением рассказа по вопросам и опорным словам | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 5 | ||||
60-61 | Контрольный диктант за 2 четверть Анализ работы | Проверка ЗУН за 2-ю четверть. | Урок проверки и оценки знаний, урок закрепления знаний |
| 2 | ||||
62 | Расположение предложений в определенном порядке. | Закрепить знания, умения, навыки за 2 четверть | урок закрепления знаний | Учебник | 1 | ||||
Третья четверть – 40 час | |||||||||
Раздел «Слово»: Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славам Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике. | |||||||||
63-64 | Слова, названия предметов, слова кто? Что? | Учить различать слова по вопросам: кто? что? | Портрет | Урок изучения нового материала, комбинированные уроки. | Учебник, презентация»Существительные» | 2 | |||
65-67 | Изменение слов – названий предметов по вопросам. | Учить изменять слова по вопросам, выделять окончания | Квартира, телефон | Комбинированные уроки | Учебник предметные картинки | 3 | |||
68-70 | Слова, обозначающие названия действий. | Учить правильно ставить вопрос к словам, обозначающим действие, учить выделять главные слова в предложении. | Телевизор, огромный | Урок изучения нового материала, комбинированные уроки. | Учебник, презентация по действиям | 3 | |||
71-72 | Диктант. Анализ работы | Проверить знания, умения, навыки | Урок проверки и оценки знаний, |
| 2 | ||||
73-75 | Слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какие? Какое?. | Дать понятие – признак, учить определять окончание прилагательных по вопросам | Урок изучения нового материала, комбинированные уроки. | Учебник, презентация о признаках | 3 | ||||
76-79 | Выделение предметов, действий и признаков предметов. | Закрепить знания о словах, обозначающих названия предметов, признаков, действий; закрепить умения выделять их в предложениях и подчеркивать | Комбинированные уроки | Учебник | 4 | ||||
80 | Рассказ – описание «Мой щенок». | Учить составлять рассказ – описание, развивать связную устную и письменную речь при работе над составлением рассказа | Комбинированный урок | Учебник предметные картинки | 1 | ||||
81-85 | Имена собственные. | Дать понятие – имена собственные, научить и закрепить правильно писать имена собственные. | Фамилия, лестница, минута | Урок изучения нового материала, комбинированные уроки. | Учебник | 5 | |||
86-87 | Диктант. Анализ работы | Проверить знания, умения, навыки | урок закрепления знаний |
| 2 | ||||
88-91 | Предлоги. | Дать понятие - предлог, закрепить знания, умения, навыки в правописании предлогов с другими словами | Урок изучения нового материала, комбинированные уроки. | Учебник предметные картинки | 4 | ||||
92 | Разделительный ъ | Уточнить и закрепить знания о разделительном ъ | Комбинированный урок | Учебник | 1 | ||||
93-95 | Составление предложений по картинкам. | Развивать речь, развивать мыслительные операции при составлении предложений по картинкам | Комбинированный урок | Учебник предметные картинки | 3 | ||||
96-97 | Контрольный диктант за 3-ю четверть. Анализ работы | Проверить знания, умения, навыки за 3 четверть | урок закрепления знаний |
| 2 | ||||
98-102 | Родственные слова. | Дать понятие – родственные слова, учить выделять корень | Урок изучения нового материала, комбинированные уроки. | Учебник предметные картинки | 5 | ||||
Четвёртая четверть – 34 часа | |||||||||
Раздел «Предложение»: Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | |||||||||
103-104 | Расположение слов в предложении. | Расширить знания о предложении | Цыпленок | Комбинированный урок | Учебник | 2 | |||
105-106 | Деление текста на предложения. | Закреплять умения делить текст на предложения | Комбинированный урок | Учебник | 2 | ||||
107 | Контрольное списывание. | Проверить знания, умения, навыки | Урок проверки и оценки знаний, | Учебник | 1 | ||||
108-110 | Связь слов в предложении. | Учить правильно составлять предложения из слов, работать с деформированными текстами; учить правильно восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. | Малина Ягода Вагон, мешок, вокзал | комбинированные уроки. | Учебник | 3 | |||
111-112 | Знаки препинания в конце предложения | Познакомить с знаками препинания, учить различать. | Урок изучения нового материала, | Учебник | 2 | ||||
113-114 | Восклицательные предложения. | Дать определение восклицательному предложению, закрепить ранее изученный материал | Лягушка, ящерица | Урок изучения нового материала, комбинированные уроки. | Учебник | 2 | |||
115-116 | Диктант. Анализ работы | Закрепить ЗУН | Урок проверки и оценки знаний, |
| 2 | ||||
117-118 | Сказуемое – главное слово в предложении. | Дать понятие – сказуемое, учить выделять в предложении. | Полотенце | Урок изучения нового материала, комбинированные уроки. | Учебник | 2 | |||
119-120 | Подлежащее – главное слово в предложении. | Дать понятие – подлежащие, учить выделять в предложении. | Театр, костюм | Урок изучения нового материала, комбинированные уроки. | Учебник | 2 | |||
121-124 | Подлежащее и сказуемое главные слова в предложении. | Дать понятие – второстепенные слова, учить находить в предложении главные и второстепенные слова. | комбинированные уроки. | Учебник | 4 | ||||
125-126 | Годовая контрольная работа. Анализ работы | Проверить знания, умения, навыки за год | Урок проверки и оценки знаний, |
| 2 | ||||
127-136 | Повторение. | Закрепить ЗУН | урок закрепления знаний | Учебник предметные картинки | 10 | ||||