Письмо и развитие речи

 

Пояснительная записка.

 Рабочая программа составлена в соответствии:

· С государственной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; программа В. В. Воронковой «Письмо и развитие речи» 4 класс.

· Учебник «Русский язык» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова, 6-е издание, исправленное, издательство «Просвещение» г. Москва, 2011 год;

· Рабочая тетрадь по русскому языку «Читай, думай, пиши» в 2х частях для 4 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская, издательство «Просвещение» г. Москва, 2006 год.

 

Статус документа

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков. В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимися.

Цели обучения, задачи

Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе. Программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных  и воспитательных задач:

· формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;

· развития умения коммуникативно оправданно пользоваться речью, как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;

·  знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;

· обучение элементарно грамотному и аккуратному письму;

· осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Формы контроля

Текущий контроль на каждом уроке при проверке классной и домашней работы. Проверочные диктанты после изучения каждой темы (4 урока), контрольные диктанты после изучения каждой четверти (3 урока), итоговый диктант в конце учебного года.

Содержание программы

Структурно и содержательнопрограмма построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

    Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

   Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. 

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

    Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у школьников с ограниченными возможностями здоровья часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

 

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе определён обязательный базовый уровень знаний.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

· составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

· анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

· различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

· определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

· списывать текст целыми словами и словосочетаниями;

· писать под диктовку текст (30—35 слов), включающий изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать:

· алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учебно-тематический план

4 часа в неделю

Тема Кол-во часов Требования к знаниям и умениям обучающихся
1 Повторение. Предложение. 5 Уметь определять количество предложений в тексте, отделять одно предложение от другого точкой, начало предложения писать с большой буквы.
2 Звуки и буквы 52 Анализировать слова по звуковому составу, различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; знать алфавит, уметь располагать слова в алфавитном порядке
3 Слово 34 Определять слова, обозначающие предмет, действие, признак; правильно ставить к ним вопросы,
4 Предложение 18 Уметь правильно составлять предложения из слов, работать с деформированными текстами; уметь правильно восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Уметь последовательно располагать данные предложения по смыслу знать главные и второстепенные слова в предложении.
5 Повторение за год. 10  
6 Контрольное списывание 2 Уметь списывать текст целыми словами и словосочетаниями;  
7 Диктанты, анализ работ 8 Уметь писать под диктовку текст (30—35 слов), включающий изученные орфограммы.  
8 Контрольные диктанты, анализ работ 6 Уметь писать под диктовку текст (30—35 слов), включающий изученные орфограммы.  
9 Годовой контрольный диктант и его анализ 2 Уметь писать под диктовку текст (30—35 слов), включающий изученные орфограммы.  
Всего   136 часов  

         



Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

№ п/п

Тема

Цель

Словарь

Тип урока

Средства обучения

Кол-во часов

Дата

По плану По факту

Первая четверть – 31 час

Повторение: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1-2 Деление текста на предложения. Точка в конце предложения. Дать понятие о предложении, корригировать и развивать связную письменную речь (при работе над делением текста на предложения) воспитывать интерес к учебе, предмету; Решать Пример Комбинированный урок  

Учебник, предметные картинки

2      
3-4 Дополнение предложений. Связь слов в предложении. Учить дополнять предложения, корригировать и развивать связную письменную речь (при работе над текстом), воспитывать любовь к родному краю.   Комбинированный урок  

Учебник предметные картинки

2    
5 Составление ответов на вопросы. Учить правильно составлять и записывать ответы на поставленные вопросы, коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами), воспитывать интерес к учебе, предмету;   Комбинированный урок  

Учебник предметные картинки

  1    
6-7 Диктант, анализ работ. Проверить знания, умения, навыки по теме «Предложение»   Урок проверки и оценки знаний, урок закрепления знаний

Учебник предметные картинки

2    

Раздел: «Звуки и буквы»: Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

  Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

  Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

  Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

 

8-10 Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке. Дать понятие о порядке букв в русской азбуке; об алфавите. Закрепить знания, умения, навыки располагать слова в алфавитном порядке; составлять списки учащихся по алфавиту; находить слова в словаре. пшеница Урок изучения нового материала, комбинированные уроки.

Учебник, плакат «Алфавит», презентация «Алфавит»

  3    
11 Составление предложений по серии картин. Учить составлять предложения по картинкам и располагать их в нужной последовательности.   Комбинированный урок  

Учебник предметные картинки

1    
12 Контрольное списывание Проверить знания, умения, навыки по теме «Алфавит»   Урок проверки и оценки знаний

Учебник

1    
13-15 Мягкий знак на конце и в середине слова Уточнить знания о мягком знаке, как обозначение мягкости согласных на письме. Корабль Человек Комбинированные уроки  

Учебник предметные картинки

  3    
16-18 Разделительный мягкий знак. Расширить знания о разделительном мягком знаке, учить правильно переносить слова с разделительным мягким знаком Здоровье Деревня Комбинированные уроки  

Учебник предметные картинки

  3    
19-22 Гласные после шипящих. Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих, учить применять знания на практике. Аптека, экскурсия, земляника Комбинированные уроки  

Учебник предметные картинки

4    
23-26 Звонкие и глухие согласные на конце слов. Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные на слух и в произношении, закрепить умения одинакового написании букв в проверочном и проверяемом слове Берег, обед Комбинированные уроки  

Учебник предметные картинки

  4    
27-28 Контрольный диктант за 1-ю четверть. Анализ диктанта. Проверка ЗУН за 1-ю четверть.   Урок проверки и оценки знаний, урок закрепления знаний

 

2    
29-30 Звонкие и глухие согласные в середине слов. Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные на слух и в произношении, закрепить умения одинакового написании букв в проверочном и проверяемом слове Автобус, билет, Комбинированные уроки  

Учебник предметные картинки

2    
31 Звонкие и глухие согласные в конце слов. Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные на слух и в произношении, закрепить умения одинакового написании букв в проверочном и проверяемом слове ястреб, колхоз Комбинированные уроки  

Учебник предметные картинки

  3    

Вторая четверть – 31 час

32-33 Звонкие и глухие согласные в конце слов. Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные на слух и в произношении, закрепить умения одинакового написании букв в проверочном и проверяемом слове ястреб, колхоз Комбинированные уроки  

Учебник предметные картинки

2    
34-35  Составление рассказов на темы: «Гроза» и «Поздняя осень».  Учить составлять рассказ по началу текста, правильно записывать.   Комбинированные уроки

Учебник предметные картинки

2    
36-38  Ударные и безударные гласные. Уточнять знания об ударении, учить правильно ставить ударение в словах Магазин, иней, фабрика Комбинированные уроки

Учебник предметные картинки

  3    
39-42  Правописание безударных гласных. Учить правильно проверять и писать безударные гласные Шофер Урок изучения нового материала, комбинированные уроки.

Учебник предметные картинки

  4    
43-46  Подбор проверочных слов к безударным гласным. Закреплять умения подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными Спасибо Комбайн, трактор Комбинированные уроки

Учебник предметные картинки

  4    
47-49 Составление рассказа по картинкам Развивать связную устную и письменную речь при работе над составлением рассказа по картинке   Комбинированные уроки

Учебник предметные картинки

  3    
50-54 Непроверяемые безударные гласные. Дать понятие – безударные гласные, учить пользоваться словарём   Урок изучения нового материала, комбинированные уроки.

Учебник предметные картинки

  5    
55-59 Составление рассказа по вопросам и опорным словам. Развивать связную устную и письменную речь при работе над составлением рассказа по вопросам и опорным словам   Комбинированные уроки

Учебник предметные картинки

5    
60-61 Контрольный диктант за 2 четверть Анализ работы Проверка ЗУН за 2-ю четверть.   Урок проверки и оценки знаний, урок закрепления знаний

 

2    
62  Расположение предложений в определенном порядке. Закрепить знания, умения, навыки за 2 четверть   урок закрепления знаний

Учебник

1    

Третья четверть – 40 час

Раздел «Слово»:  Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славам Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

63-64  Слова, названия предметов, слова кто? Что? Учить различать слова по вопросам: кто? что? Портрет Урок изучения нового материала, комбинированные уроки.

Учебник, презентация»Существительные»

2    
65-67  Изменение слов – названий предметов по вопросам. Учить изменять слова по вопросам, выделять окончания Квартира, телефон Комбинированные уроки

Учебник предметные картинки

  3    
68-70  Слова, обозначающие названия действий. Учить правильно ставить вопрос к словам, обозначающим действие, учить выделять главные слова в предложении. Телевизор, огромный Урок изучения нового материала, комбинированные уроки.

Учебник, презентация по действиям

  3    
71-72  Диктант. Анализ работы Проверить знания, умения, навыки   Урок проверки и оценки знаний,

 

2    
73-75  Слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какие? Какое?. Дать понятие – признак, учить определять окончание прилагательных по вопросам   Урок изучения нового материала, комбинированные уроки.

Учебник, презентация о признаках

  3    
76-79  Выделение предметов, действий и признаков предметов. Закрепить знания о словах, обозначающих названия предметов, признаков, действий; закрепить умения выделять их в предложениях и подчеркивать   Комбинированные уроки

Учебник

  4    
80  Рассказ – описание «Мой щенок». Учить составлять рассказ – описание, развивать связную устную и письменную речь при работе над составлением рассказа   Комбинированный урок

Учебник предметные картинки

1    
81-85 Имена собственные. Дать понятие – имена собственные, научить и закрепить правильно писать имена собственные. Фамилия, лестница, минута Урок изучения нового материала, комбинированные уроки.

Учебник

  5    
86-87 Диктант. Анализ работы Проверить знания, умения, навыки   урок закрепления знаний

 

2    
88-91 Предлоги. Дать понятие - предлог, закрепить знания, умения, навыки в правописании предлогов с другими словами   Урок изучения нового материала, комбинированные уроки.

Учебник предметные картинки

  4    
92 Разделительный ъ Уточнить и закрепить знания о разделительном ъ   Комбинированный урок

Учебник

1    
93-95 Составление предложений по картинкам. Развивать речь, развивать мыслительные операции при составлении предложений по картинкам   Комбинированный урок

Учебник предметные картинки

3    
96-97 Контрольный диктант за 3-ю четверть. Анализ работы Проверить знания, умения, навыки за 3 четверть   урок закрепления знаний

 

2    
98-102 Родственные слова. Дать понятие – родственные слова, учить выделять корень   Урок изучения нового материала, комбинированные уроки.

Учебник предметные картинки

  5    

Четвёртая четверть – 34 часа

Раздел «Предложение»:    Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

103-104 Расположение слов в предложении. Расширить знания о предложении Цыпленок Комбинированный урок

Учебник

2    
105-106 Деление текста на предложения. Закреплять умения делить текст на предложения   Комбинированный урок

Учебник

2    
107 Контрольное списывание. Проверить знания, умения, навыки    Урок проверки и оценки знаний,

Учебник

1    
108-110 Связь слов в предложении. Учить правильно составлять предложения из слов, работать с деформированными текстами; учить правильно восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.  Малина Ягода Вагон, мешок, вокзал комбинированные уроки.

Учебник

  3    
111-112 Знаки препинания в конце предложения Познакомить с знаками препинания, учить различать.   Урок изучения нового материала,

Учебник

2    
113-114 Восклицательные предложения. Дать определение восклицательному предложению, закрепить ранее изученный материал Лягушка, ящерица Урок изучения нового материала, комбинированные уроки.

Учебник

  2    
115-116 Диктант. Анализ работы Закрепить ЗУН    Урок проверки и оценки знаний,

 

2    
117-118 Сказуемое – главное слово в предложении. Дать понятие – сказуемое, учить выделять в предложении. Полотенце Урок изучения нового материала, комбинированные уроки.

Учебник

  2    
119-120 Подлежащее – главное слово в предложении. Дать понятие – подлежащие, учить выделять в предложении. Театр, костюм Урок изучения нового материала, комбинированные уроки.

Учебник

2    
121-124 Подлежащее и сказуемое главные слова в предложении. Дать понятие – второстепенные слова, учить находить в предложении главные и второстепенные слова.   комбинированные уроки.

Учебник

  4    
125-126 Годовая контрольная работа. Анализ работы Проверить знания, умения, навыки за год   Урок проверки и оценки знаний,

 

2    
127-136 Повторение. Закрепить ЗУН   урок закрепления знаний

Учебник предметные картинки

10      
                   





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: