Развитие устной речи на основе изучения предметов

 и явлений окружающей действительности (Окружающий мир)

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии:

· С государственной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; Программа В. В. Воронковой «Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром» 4 класс

· Учебник «Знакомство с окружающим миром» 4 класс МСКОУ СКОШ VIIIвида, авторы: Худенко Е. Д. Терехова И. А. Москва, «Аркти» 2006 год.

· Методическое пособие для учителя «Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром» в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида авторы Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова, издательство «Аркти» Москва, 2007 год

 

Статус документа

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков. В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимися.

 

Цели обучения

 Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Содержание дисциплины базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Задачи

Курс «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (природа)» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

· уточняет имеющие у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;

· на основе наблюдений и простейших действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

· вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;

· формирует знания учащихся о природе своего края;

· формирует первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

 

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе определён обязательный базовый уровень знаний.

 

 

  Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

· называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

· участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

· связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

· ухаживать за одеждой и обувью;

· поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

· соблюдать правила личной гигиены;

· соблюдать правила уличного движения.

Учащиеся должны знать:

· названия и свойства изученных предметов;

· выученные правила дорожного движения.

 

 

Учебно-тематический план

1 час в неделю

Тема Содержание Знания и умения обучающихся
1 Сезонные изменения в природе Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев. называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;  
2 Труд людей в разное время года Осенние работы в поле. Труд людей осенью. На улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена. участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
3  Овощи, фрукты, ягоды, грибы Определение и различение. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные. связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;  
4     Полевые растения Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле. участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
5 Город, село, деревня Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.). называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
6 Правила дорожного движения Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи). соблюдать правила уличного движения.  
7 Растения осенью и их плоды Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др. участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;  
8 Деревья, кустарники, травы Определение и различение. называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,
9 Разнообразие животных в природе Внешний вид, пища, повадки. называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;  
10 Жизнь и быт школьника Столовая, спальня, кухня и др. Назначение. поддерживать порядок в классе, интернате, дома
11 Мебель Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью. ухаживать за мебелью  
12 Посуда  Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение. ухаживать за посудой  
13 Охрана здоровья зимой Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания. соблюдать правила личной гигиены;  
14 Растения зимой Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья. связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;  
15 Домашние животные Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям. называть и характеризовать предметы сравнивать и классифицировать,
16 Дикие животные Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки. называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать,
17 Домашние птицы Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям. называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;  
18 Дикие птицы Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища. называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;  
19 Насекомые Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха. связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;  
20 Рыбы Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме. связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;  
21 Земноводные Чем покрыто тело земноводных. Как передвигаются, чем и как питаются. связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;  
22 Человек – часть природы   участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;  
23 Здоровье человека Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания. соблюдать правила личной гигиены;  
24 Итоги за четверть Повторение пройденного. участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;  
25 Итог за год Повторение пройденного. участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;  
Всего 34 ч    

 



Календарно-тематическое планирование уроков

 развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

(окружающий мир)

 

№ п/п

Тема урока

Цель

Средства обучения

Тип урока

Кол-во

часов

Дата

По плану

По факту

Первая четверть – 9 часов

1 Времена года: лето Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе. Знать признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов Сюжетные картинки всех времен года, предметные картинки с животными, учебник, презентация Комбинированный урок 1

 

 
2 Начало осени. Сбор урожая. Отработка умения моделировать простое распространенное предложение, составлять текст повествование.  Учебник, презентация, предметные картинки Комбинированный урок 1

 

 
3 Грибы Развивать словообразовательные функции речи, отработка умения самостоятельно описывать предмет.  Учебник, сюжетные картинки, муляжи грибов, презентация Комбинированный урок 1

 

 
4 Сентябрь – начало осени Сезонные изменения в природе Отработка умения вести диалог в конкретной ситуации, коррекция зрительной памяти.  Отработка умения точно отбирать словарь для высказывания, формирование способности к сравнительному описанию   Урок - экскурсия 1

 

 
5 Полевые растения: рожь, кукуруза, овес Активизация глагольной лексики, формирование умения самостоятельно описывать предмет Учебник, презентация, гербарий полевых растений Комбинированный урок 1

 

   
6 Времена года: середина осени Коррекция внимания, восприятия Учебник, презентация Комбинированный урок 1

 

 
7 Город, село, деревня Сформировать четкое знание основных местных условий Отработка навыков и умений вести диалог, моделировать распространенное предложение Учебник, презентация Комбинированный урок 1

 

 
8 Правила дорожного движения Систематизация знаний об основных правилах дорожного движения Учебник, презентация Комбинированный урок 1

 

   
9 Золотой октябрь Итоги 1 четверти Обобщение и систематизация наблюдений в природе.Проверка уровня сформированности навыков и умений   Урок – экскурсия, урок закрепления знаний 1

 

 

Вторая четверть – 7 часов

 
10 Времена года - осень Уточнение и систематизация знаний учащихся об осени Учебник, презентация урок закрепления знаний 1

 

 
11 Растения осенью и их плоды: орех Познакомить с разнообразием расетний, отработка умения самостоятельно составлять описание Учебник, сюжетные картинки,  Комбинированный урок 1

 

 
12 Деревья, кустарники, травы Формирование обобщенного понятия «растения» Учебник, презентация Комбинированный урок 1

 

 
13 Разнообразие животных в природе Уточнение представлений о разнообразии групп животных Учебник, презентация Комбинированный урок 1

 

 
14 Жизнь и быт школьников: квартира Мебель. Посуда Уточнение знаний о различных видах жилья Уточнение и расширение знаний детей об основных видах мебели Уточнение и систематизация представлений о посуде Учебник, презентация, сюжетные картинки Комбинированный урок 1

 

   
15 Сезонные изменения в природе - декабрь Погода и природа зимой Охрана здоровья зимой Уточнить представления о сезонных изменениях, об изменениях температуры воздуха Уточнение и расширение представлений о признаках зимы Учебник, презентация, сюжетные картинки Урок - экскурсия 1

 

 
16 Итоги 2 четверти Проверка уровня сформированности навыков и умений Учебник, презентация урок закрепления знаний 1

 

 

Третья четверть – 10 часов

17 Зима – начало года. Растения зимой: хвойные растения Закрепление представлений о приметах зимы Активизация словаря, формирование умений самостоятельно составлять рассказ по заданному началу  Учебник, презентация, сюжетные картинки Комбинированный урок 1

 

   
18 Домашние животные зимой Уточнить знания о домашних животных, обогащение словаря Учебник, презентация, сюжетные картинки Комбинированный урок 1

 

 
19 Дикие животные: лось, олень Уточнение и систематизация знаний о диких животных Учебник, презентация, сюжетные картинки Комбинированный урок 1

 

   
20 Февраль – последний месяц зимы Развитие наблюдательности в процессе знакомства с изменениями в природе Учебник, презентация, сюжетные картинки Урок – экскурсия, урок закрепления знаний 1

 

   
21 Труд людей зимой Расширять и уточнять представление детей о профессиях Учебник, презентация Комбинированный урок 1

 

 
22 Сезонные изменения в природе - март Развитие умения составлять описательный рассказ, Обобщение и систематизация наблюдений за природой Учебник, презентация, сюжетные картинки Урок – экскурсия, урок закрепления знаний 1

 

   
23 Труд людей весной Отработка навыков диалогической речи, умение составлять краткий описательный текст. Учебник, презентация, сюжетные картинки Комбинированный урок 1

 

   
24 Домашние птицы: гусь, индюк  Уточнение и расширение представлений о домашних птицах Учебник, презентация, сюжетные картинки Комбинированный урок 1

 

   
25 Дикие птицы: лебедь, гусь Уточнение и расширение представлений о диких птицах Учебник, презентация, сюжетные картинки Комбинированный урок 1

 

   
26 Итоги третьей четверти. Проверка уровня сформированности навыков и умений Учебник, презентация урок закрепления знаний 1

 

 

Четвёртая четверть – 8 часов

27 Природа весной. Экскурсия. Развитие наблюдательности в природной среде   Урок - экскурсия 1

 

 
28 Зимующие и перелетные птицы. Птицы в русских сказках  Формирование четких обобщенных понятий Учебник, презентация, сюжетные картинки Комбинированный урок 1

 

 
29 Апрель- середина весны Обобщение и систематизация признаков весны Учебник, презентация, сюжетные картинки Урок – экскурсия, урок закрепления знаний 1

 

   
30 Насекомые вредные и полезные Уточнение и расширение представлений о насекомых Учебник, презентация, сюжетные картинки Комбинированный урок 1

 

 
31 Рыбы Земноводные: лягушка, жаба Уточнение и расширение представлений о рыбах. Уточнение и расширение представлений о лягушках и жабах Учебник, презентация, сюжетные картинки Комбинированный урок 1

 

 
32 Человек – часть природы  Уточнение понятий «природа» и «человек» Учебник, презентация, сюжетные картинки Комбинированный урок 1

 

 
33 Здоровье человека. Наше питание. Наш сон Уточнение и расширение представлений о здоровом образе жизни. Уточнение и расширение представлений о режиме питания Учебник, презентация, сюжетные картинки Комбинированный урок 1

 

 
34 Май- конец весне Итоги года Обобщение и систематизация признаков весны Проверка уровня сформированности навыков и умений Учебник, презентация урок закрепления знаний 1

 

   
                 

    


  Ресурсное обеспечение

 

· информационное: С государственной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; Учебник «Знакомство с окружающим миром» 4 класс МСКОУ СКОШ VIIIвида, авторы: Худенко Е. Д. Терехова И. А. Москва, «Аркти» 2006 год. Методическое пособие для учителя «Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром» в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида авторы Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова, издательство «Аркти» Москва, 2007 год

· медиоресурсы: компьютерные презентации, сайты «Про школу», «Педсовет», «1 сентября»

 

 


 

Математика

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии:

· С государственной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; программа М. Н. Перовой и В. В. Эк «Математика» 4 класс

·  учебник «Математика» 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, автор: М. Н. Перова Москва, «Просвещение» 2009 год;

· Рабочая тетрадь по математике 4 класс, авторы: М. Н. Перова, И. М. Яковлева, Москва «Просвещение» 2007 год

 

Статус документа

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков. В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимися.

 

 

Цели обучения

Социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе (готовить к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками).

 

Задачи

· формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;

· максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

· воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

 

Формы контроля:

Текущий контроль на каждом уроке при проверке классной и домашней работы, контрольная работа после изучения каждого раздела (5 уроков), контрольная работа за четверть (3 урока), итоговая контрольная работа за год (1 урок).

Содержание программы

   Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).

  Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

  Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

  Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

  Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

  Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.

  Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.

  Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.

  Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.

  Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

  Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

  Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

  Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

  Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

  Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.

  Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса.

       Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

       Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.

Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.

Решения всех видов задач записываются с наименованиями.

Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.

Организация самостоятельных работ - обязательное требование к каждому уроку. Самостоятельно выполненная учеником работа проверяется учителем, допущенные ошибки выявляются и исправляются, устанавливается причина этих ошибок, с учеником проводится работа над ошибками.

Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.

Учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

· различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

· таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

· названия компонентов умножения, деления;

· меры длины, массы и их соотношения;

· меры времени и их соотношения;

· различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

· названия элементов четырехугольников.

 Учащиеся должны уметь:

· выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

· практически пользоваться переместительным свойством умножения;

· определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

· решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

· самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

· различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

· вычислять длину ломаной;

· узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

· чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.

  Примечания.

  1. Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6—9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе как для нахождения произведения, так и частного.

  2. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.

  3. Определение времени по часам хотя бы одним способом.

  4. Решение составных задач с помощью учителя.

  5. Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.

Учебно-тематический план

4 часа в неделю

 

Тема Содержание Знания и умения
1  Нумерация. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи) Знать нумерацию в пределах 100, состав числа
2  Меры длины Единица (мера) длины, обозначение (см, дм, м), соотношение (1 м = 100 см 1м =10 дм 1 дм = 10 см) Знать меры длины: см, дм, м
3  Миллиметр Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм Знать что такое миллиметр
4  Умножение и деление. Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.   Знать таблицу умножения и деления в пределах 20
5  Меры массы: килограмм, центнер. Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг. Знать меры массы, выражать центнер в кг
6 Сложение и вычитание двузначных чисел Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Уметь складывать и вычитать двузначные числа, различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100, уметь выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
7 Умножение и деление Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся. таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; названия компонентов умножения, деления;
8 Линии Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. Знать названия линий, уметь чертить отрезки заданной длины, различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; вычислять длину ломаной;  
9 Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Уметь уменьшать и увеличивать числа в несколько раз
10 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. Уметь решать задачи на зависимость между ценой количеством стоимостью
11 Меры времени Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени. определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
12 Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени. Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении Уметь решать примеры с числами, полученными при измерении
13 Все действия в пределах 100. Выполнение всех действий в пределах 100 Уметь выполнять все действия в пределах ста
14 Деление с остатком Нахождение остатка при делении Уметь делить с остатком
15 Решение примеров и задач по пройденным темам Простая и составная арифметическая задача, примеры на умножение и деление, на сложение и вычитание в пределах 100 решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;  
16 Геометрический материал Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника. Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны. узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.  
17 Повторение пройденного материала за четверть Решение примеров и задач по пройденным темам за четверть Закрепить знания и умения по пройденным темам
18 Повторение пройденного материала за год. Решение примеров и задач по пройденным темам за год Закрепить знания и умения по пройденным темам
19 Контрольная работа и её анализ. Самостоятельное краткое записывание, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия; самостоятельное выполнение письменных действий сложения и вычитания; табличных случаев умножения и деления Проверить и закрепить знания и умения по пройденным темам
20 Годовая контрольная работа и её анализ. Самостоятельное краткое записывание, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия; самостоятельное выполнение письменных действий сложения и вычитания; табличных случаев умножения и деления Проверить и закрепить знания и умения за год
Всего 136 часов    

 


Календарно-тематическое планирование уроков математики

 

№ п/п

Тема

Цель

Тип урока

Средства обучения

Кол-во часов

Дата

По плану По факту

I четверть – 31 час

1-4

Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд

  Повторить и закрепить ЗУН за 3 класс   урок закрепления знаний   Учебник, счеты 4    
5-6

Меры длины: м, см, дм.

Повторить и закрепить ЗУНы по мерам длины урок закрепления знаний Учебник, сантиметровая лента, метр 2    
7-8

Миллиметр

Дать понятие – миллиметр, учить пользоваться новой мерой длины комбинированные уроки Учебник, сантиметровая лента, метр 2    
9-11

Умножение и деление.

Повторить и закрепить ЗУНы по таблице умножения и деления в пределах 20 урок закрепления знаний Учебник 3    
12-13

Меры массы: килограмм, центнер.

 Познакомить с новой мерой массы: кг, ц. комбинированные уроки Учебник, предметные картинки 2    
14

Получение круглых десятков путём сложения двузначных чисел

  Повторить и закрепить ЗУНы при получении круглых десятков комбинированные уроки Учебник, счеты 1    
15

Вычитание из круглых десятков

  Повторить и закрепить ЗУНы по теме комбинированные уроки Учебник, счеты 1    
16-17

Сложение и вычитание двузначных чисел

Повторить и закрепить ЗУНы комбинированные уроки Учебник, счеты 2    
18

Контрольная работа по пройденному материалу.

Проверить ЗУН по пройденному материалу. Урок проверки и оценки знаний,   1    
19

Анализ контрольной работы.

 

Повторить и закрепить ЗУНы урок закрепления знаний Учебник 1    
20-21

Сложение с переходом через разряд

Учить складывать с переходом через разряд комбинированные уроки Учебник, счеты 2    
22-23

Письменное сложение

Учить письменному сложению с переходом через разряд Урок изучения нового материала, комбинированные уроки Учебник, счеты 2    
24-25

Вычитание с переходом через разряд

Учить вычитать с переходом через разряд комбинированные уроки Учебник, счеты 2    
26-27

Письменное вычитание

Учить письменному вычитанию с переходом через разряд Урок изучения нового материала, комбинированные уроки Учебник, счеты 2    
28-29

Письменное вычитание и сложение

Закрепить знания, умения по теме комбинированные уроки Учебник, счеты 2    
30-31

Контрольная работа за 1 четверть. Анализ работы

Проверить ЗУН по пройденному материалу Урок проверки и оценки знаний,   2    

II четверть – 31 час

32

умножение и деление числа 2.

Повторить и закрепить ЗУНы по таблице умножения и деления на 2 комбинированные уроки Учебник, компьютерная презентация - тренажер 1    
33-34

Умножение числа 3.

Повторить и закрепить ЗУНы по таблице умножения на 3, научить умножать до 30 комбинированные уроки Учебник компьютерная презентация - тренажер 2    
35-36

Деление на 3 равные части.

Повторить и закрепить ЗУНы по таблице деления на 3, учить делить после 20 комбинированные уроки Учебник, счетные палочки 2    
37-38

умножение числа 4.

Повторить и закрепить ЗУНы по таблице умножения на 4, научить умножать до 40 комбинированные уроки Учебник компьютерная презентация - тренажер 2    
39

Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. Длина ломаной линии.

 Учить различать разные виды линий Дать понятие о замкнутых и незамкнутых ломаных линий Учить определять длину ломаной линии комбинированные уроки Учебник 1    
40-41

Деление на 4 равные части.

Учить делить на 4 равные части комбинированные уроки Учебник, счетные палочки 2    
42

Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга.

Учить различать разные виды кривой, дать понятие окружности, дуги комбинированные уроки Учебник 1    
43-44

умножение числа 5.

Повторить и закрепить ЗУНы по таблице умножения на 5, научить умножать до 50 комбинированные уроки Учебник компьютерная презентация - тренажер 2    
45-46

деление на 5 равных частей.

 Учить делить на 5 равных частей комбинированные уроки Учебник, счетные палочки 2    
47-48

Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

Учить увеличивать и уменьшачть число в несколько раз  комбинированные уроки Учебник предметные картинки 2    
49

Контрольная работа

Проверить ЗУН по пройденному материалу. Урок проверки и оценки знаний,   1    
50

Анализ работы.

Закрепить ЗУН по пройденному материалу урок закрепления знаний Учебник 1    
51-52

 умножение числа 6.

Повторить и закрепить ЗУНы по таблице умножения на 6, научить умножать до 60  комбинированные уроки Учебник компьютерная презентация - тренажер 2    
53-54

деление на 6равных частей.

 Учить делить на 6 равных частей комбинированные уроки Учебник, счетные палочки 2    
55

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.

 Показать зависимость между ценой, количеством, стоимостью, учить решать задачи комбинированные уроки Учебник предметные картинки 1    
56-57

умножение числа 7.

 Повторить и закрепить ЗУНы по таблице умножения на 7, научить умножать до 70 комбинированные уроки Учебник компьютерная презентация - тренажер 2    
58-60

деление на 7 равных частей.

Учить делить на 7 равных частей комбинированные уроки Учебник, счетные палочки 3    
61-62

Контрольная работа за 2 четверть.

Анализ работ

Проверить ЗУН по пройденному материалу. Повторить и закрепить ЗУНы Урок проверки и оценки знаний, урок закрепления знаний Учебник 2    

III четверть – 40 часов

63 Прямая линия. Отрезок.

 Учить различать прямую и отрезок, учить строить их в тетради

комбинированные уроки Учебник 1    
64 Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.

Закрепить ЗУН по теме

урок закрепления знаний Учебник предметные картинки 1    
65-66 Умножение числа 8.

Повторить и закрепить ЗУНы по таблице умножения на 8, научить умножать до 80

комбинированные уроки Учебник компьютерная презентация - тренажер 2    
67-68 Деление на 8 равных частей.

 Учить делить на 8 равных частей

комбинированные уроки Учебник, счетные палочки 2    
69-70 Умножение числа 9.

Повторить и закрепить ЗУНы по таблице умножения на 9, научить умножать до 90

комбинированные уроки Учебник компьютерная презентация - тренажер 2    
71-72 Деление на 9 равных частей.

 Учить делить на 9 равных частей

комбинированные уроки Учебник, счетные палочки 2    
73-74 Контрольная работа. Анализ работы.

Проверить ЗУН по пройденному материалу. Повторить и закрепить ЗУНы

комбинированные уроки Учебник 2    
75 Взаимное положение прямых, отрезков.

 Учить правильно чертить отрезки и прямые линии

комбинированные уроки Учебник, печатная тетрадь 1    
76 умножение 1 и на 1.

Знакомство с таблицей на 1

комбинированные уроки Учебник компьютерная презентация - тренажер 1    
77 деление на 1.

 Учить делить на 1

комбинированные уроки Учебник, счетные палочки 1    
78 Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка.

 Повторить и закрепить ЗУНы

урок закрепления знаний Учебник, печатная тетрадь 1    
79 умножение нуля и на 0.

Учить умножать на 0

комбинированные уроки Учебник компьютерная презентация - тренажер 1    
90-91 деление нуля.

 Учить делить на 0

комбинированные уроки Учебник, модель часов 2    
92 Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка.

 Знакомить с многоугольником

комбинированные уроки Учебник, печатная тетрадь 1    
93-94 Контрольная работа. Анализ работы.

Проверить ЗУН по пройденному материалу. Повторить и закрепить ЗУНы

Урок проверки и оценки знаний, урок закрепления знаний Учебник, печатная тетрадь 2    
95  умножение числа 10 и на 10.

Учить умножать на 10

комбинированные уроки Учебник, печатная тетрадь 1    
96 Деление чисел на 10.

Учить делить на 10  

комбинированные уроки Учебник, печатная тетрадь 1    
97 Меры времени.

Повторить меры времени

Урок повторения Учебник, модель часов 1    
98-100 Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.

 Учить работать с числами, полученными при измерении

комбинированные уроки Учебник предметные картинки 3    
101 Секунда- мера времени.

Дать понятие – секунда.

комбинированные уроки Учебник, модель часов 1    
102 Взаимное положение геометрических фигур.

Закрепить знания о геометрических фигурах

Урок закрепления знаний Учебник, печатная тетрадь 1    
103-105 Составление и решение задач

Учить составлять и решать задачи по картинкам и краткой записи

комбинированные уроки Учебник предметные картинки, печатная тетрадь 3    
106-108 Решение примеров и задач по пройденным темам

Закрепить ЗУН

урок закрепления знаний Учебник, печатная тетрадь 3    
109-110 Контрольная работа за 3 четверть. Анализ работы.

Проверить ЗУН по пройденному материалу. Повторить и закрепить ЗУНы

Урок проверки и оценки знаний, урок закрепления знаний Учебник,  2    
111-112 Повторение пройденного материала

Повторить ЗУН по пройденному материалу

Урок повторения Учебник, печатная тетрадь 2    

IV четверть – 34 часа

113-116 Все действия в пределах 100.

Закреплять ЗУН по всем действиям в пределах 100 

урок закрепления знаний Учебник счеты 4    
117-118 Деление с остатком.

 Учить делить с остатком

комбинированные уроки Учебник, счетные палочки 2    
119-120 Треугольники.

 Учить чертить треугольник

комбинированные уроки Учебник 2    
121-122 Контрольная работа. Анализ работы

Проверить ЗУН по пройденному материалу. Повторить и закрепить ЗУНы

Урок проверки и оценки знаний, урок закрепления знаний Учебник 2    
123 Определение времени по часам.

Закрепить ЗУН в определении времени по часам

урок закрепления знаний Учебник, модель часов 1    
124 Четырёхугольники.

Учить чертить четырехугольник

комбинированные уроки Учебник, печатная тетрадь 1    
125-128 Решение примеров и задач по пройденным темам

Закрепить ЗУН

урок закрепления знаний Учебник, печатная тетрадь 4    
129-130 Прямоугольник

Познакомить со свойством прямоугольника, учить правильно чертить

комбинированные уроки Учебник, печатная тетрадь 2    
131-132 Годовая контрольная работа. Анализ работы.

Проверить ЗУН по пройденному материалу. Повторить и закрепить ЗУНы

Урок проверки и оценки знаний, урок закрепления знаний Учебник, печатная тетрадь 2    
133-136 Решение примеров и задач по пройденным темам

Закрепить ЗУН

урок закрепления знаний Учебник, печатная тетрадь 4    
                 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: