Ресурсное обеспечение

 

· информационное: государственная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; программа М. Н. Перовой и В. В. Эк «Математика» 4 класс, учебник «Математика» 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор: М. Н. Перова Москва, «Просвещение» 2011 год; Рабочая тетрадь по математике 4 класс, авторы: М. Н. Перова, И. М. Яковлева, Москва «Просвещение» 2011 год


Изобразительное искусство

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии:

с государственной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; программа «Изобразительное искусство 4 класс», автор И. А. Грошенков, издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, 

Статус документа

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков. В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимися.

Формы контроля

Текущий контроль на каждом уроке, в конце каждой четверти выставляется итоговая оценка.

Цели обучения

Направлять на социализацию личности ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья, оказывать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствовать формированию личности, воспитать положительные навыки и привычки.

 

Задачи

           

· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

· содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

 

 

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе определён обязательный базовый уровень знаний.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      

Учащиеся должны уметь:

· правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

· передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

· использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

· передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

· подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

· пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

· анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

· употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

· рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Учебно-тематический план

1 час в неделю

 

Разделы Содержание Кол-во часов Знания и умения
1 ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ   Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов. 8 ч подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь); пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);  
2 РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ   Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. 15 ч правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);    
3 РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ   Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. 5 ч анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);  
4   БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ    В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.   5 ч рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.  
Всего     34 ч  

Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Средство обучения

Кол-во часов

Дата

По плану По факту

Первая четверть – 9 часов

1 Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске. Комбинированный урок Муляжи овощей и фруктов 1    
2 Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал). Комбинированный урок Листья деревьев 1    
3 Рисование с натуры ветки рябины. Комбинированный урок Ветка рябины 1    
4 Составление узора в квадрате из растительных форм. Комбинированный урок Образцы орнамента 1    
5    Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). Изучение нового материала Презентация 1    
6   Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы. Комбинированный урок Образцы орнамента 1    
7 Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка). Изучение нового материала Презентация 1    
8-9   Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). Комбинированный урок Презентация, образцы рисунков 2    

Вторая четверть – 8 часов

10    Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью. Комбинированный урок Предметы: кружка, кастрюля 1    
11 Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). Изучение нового материала Презентация 1    
12 Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся). Комбинированный урок Игрушки 1    
13   Рисование с натуры игрушки-автобуса Комбинированный урок Игрушка - автобус 1    
14 Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Комбинированный урок Игрушка - грузовик 1    
15   Рисование на тему «Городской транспорт». Комбинированный урок Презентация 1    
16 Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). Комбинированный урок Образцы тарелок 1    
17   Декоративное рисование панно «Снежинки». Комбинированный урок Образец 1    

Третья четверть – 10 часов

18 Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»). Изучение нового материала Презентация 1    
19   Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). Комбинированный урок Вымпел 1    
20 Рисование с натуры раскладной пирамидки. Комбинированный урок Пирамидка 1    
21 Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). Комбинированный урок Бумажный стаканчик 1    
22    Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.). Комбинированный урок Игрушка - бульдозер 1    
23 Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта. Комбинированный урок Образец рисунка 1    
24   Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). Комбинированный урок Образец рисунка 1    
25 Рисование на тему «Пришла весна». Комбинированный урок Образец рисунка 1    
26 Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»). Изучение нового материала Презентация 1    
27 Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Комбинированный урок Конструктор 1    

Четвёртая четверть – 7 часов

28 Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). Комбинированный урок Образцы орнамента 1    
29 Рисование на тему «Космические корабли в полете». Комбинированный урок Образец рисунка 1    
30 Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.). Комбинированный урок Образец рисунка 1    
31 Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов. Комбинированный урок Столярные и слесарные инструменты 1    
32 Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.). Комбинированный урок Настольная лампа, зонт 1    
33 Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). Изучение нового материала Презентация 1    
34 Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки). Комбинированный урок Образцы орнамента 1    





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: