· информационное: государственная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; программа М. Н. Перовой и В. В. Эк «Математика» 4 класс, учебник «Математика» 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор: М. Н. Перова Москва, «Просвещение» 2011 год; Рабочая тетрадь по математике 4 класс, авторы: М. Н. Перова, И. М. Яковлева, Москва «Просвещение» 2011 год
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии:
с государственной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; программа «Изобразительное искусство 4 класс», автор И. А. Грошенков, издательство «Просвещение» Москва, 2010 год,
|
|
Статус документа
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков. В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимися.
Формы контроля
Текущий контроль на каждом уроке, в конце каждой четверти выставляется итоговая оценка.
Цели обучения
Направлять на социализацию личности ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья, оказывать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствовать формированию личности, воспитать положительные навыки и привычки.
Задачи
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
|
|
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В программе определён обязательный базовый уровень знаний.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
· правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
· передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
· использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
· передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
· подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
· пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
· анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
· употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
· рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Учебно-тематический план
1 час в неделю
№ | Разделы | Содержание | Кол-во часов | Знания и умения |
1 | ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ | Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов. | 8 ч | подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь); пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров); |
2 | РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ | Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. | 15 ч | правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме); |
3 | РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ | Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. | 5 ч | анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя); |
4 | БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ | В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения. | 5 ч | рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства. |
Всего | 34 ч |
Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства
|
|
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Средство обучения | Кол-во часов | Дата | |||
По плану | По факту | |||||||
Первая четверть – 9 часов | ||||||||
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске. | Комбинированный урок | Муляжи овощей и фруктов | 1 | ||||
2 | Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал). | Комбинированный урок | Листья деревьев | 1 | ||||
3 | Рисование с натуры ветки рябины. | Комбинированный урок | Ветка рябины | 1 | ||||
4 | Составление узора в квадрате из растительных форм. | Комбинированный урок | Образцы орнамента | 1 | ||||
5 | Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). | Изучение нового материала | Презентация | 1 | ||||
6 | Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы. | Комбинированный урок | Образцы орнамента | 1 | ||||
7 | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка). | Изучение нового материала | Презентация | 1 | ||||
8-9 | Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). | Комбинированный урок | Презентация, образцы рисунков | 2 | ||||
Вторая четверть – 8 часов
| ||||||||
10 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью. | Комбинированный урок | Предметы: кружка, кастрюля | 1 | ||||
11 | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). | Изучение нового материала | Презентация | 1 | ||||
12 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся). | Комбинированный урок | Игрушки | 1 | ||||
13 | Рисование с натуры игрушки-автобуса | Комбинированный урок | Игрушка - автобус | 1 | ||||
14 | Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). | Комбинированный урок | Игрушка - грузовик | 1 | ||||
15 | Рисование на тему «Городской транспорт». | Комбинированный урок | Презентация | 1 | ||||
16 | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). | Комбинированный урок | Образцы тарелок | 1 | ||||
17 | Декоративное рисование панно «Снежинки». | Комбинированный урок | Образец | 1 | ||||
Третья четверть – 10 часов | ||||||||
18 | Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»). | Изучение нового материала | Презентация | 1 | ||||
19 | Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). | Комбинированный урок | Вымпел | 1 | ||||
20 | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | Комбинированный урок | Пирамидка | 1 | ||||
21 | Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). | Комбинированный урок | Бумажный стаканчик | 1 | ||||
22 | Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.). | Комбинированный урок | Игрушка - бульдозер | 1 | ||||
23 | Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта. | Комбинированный урок | Образец рисунка | 1 | ||||
24 | Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). | Комбинированный урок | Образец рисунка | 1 | ||||
25 | Рисование на тему «Пришла весна». | Комбинированный урок | Образец рисунка | 1 | ||||
26 | Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»). | Изучение нового материала | Презентация | 1 | ||||
27 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | Комбинированный урок | Конструктор | 1 | ||||
Четвёртая четверть – 7 часов | ||||||||
28 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). | Комбинированный урок | Образцы орнамента | 1 | ||||
29 | Рисование на тему «Космические корабли в полете». | Комбинированный урок | Образец рисунка | 1 | ||||
30 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.). | Комбинированный урок | Образец рисунка | 1 | ||||
31 | Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов. | Комбинированный урок | Столярные и слесарные инструменты | 1 | ||||
32 | Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.). | Комбинированный урок | Настольная лампа, зонт | 1 | ||||
33 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | Изучение нового материала | Презентация | 1 | ||||
34 | Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки). | Комбинированный урок | Образцы орнамента | 1 |