Теоретическое обоснование коррекционной работы

В основе коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетических нарушений речи у детей со стертой дизартрией лежат следующие теоретические положения.

1. Современные научные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта при стертой дизартрии

Ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи, имеющие свой специфический механизм, отличающийся от механизмов дислалии. Нарушения звукопроизношения обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, имеют стойкий характер, отрицательно влияют на формировании фонематической и лексико-грамматической сторон речи (Е.Н. Винарская, И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская и др.).

2. Уровневая организация построения движений (Н.А. Бернштейн)

Уровневая организация построения движений позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить их роль в регуляции движений и действий. Концепция системной организации двигательной функции, взаимодействия ее разных звеньев позволяет в случае нарушения двигательной функции компенсаторно перестраивать функциональную систему путем специального обучения и упражнений.

3. Положение о роли кинестезий в управлении движениями, взаимодействии кинестетической и кинетической основ движений (П.К. Анохин, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия)

Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных двигательных навыков (А.Р. Лурия). Произвольные движения и действия требуют постоянного сличения спланированного акта с реально воспроизведенным. Непрерывные обратные сигналы, поступающие от выполняемого движения, сопоставляются с запланированным действием и составляют содержание обратной афферентации (П.К. Анохин). Обратная кинестетическая афферентация лежит в основе накопления опыта для управления движением речевых органов (Н.И. Жинкин).

4. Взаимосвязь между состоянием речи и состоянием моторной сферы ребенка.

При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Указанная связь особенно ярко проявляется при дизартрии (Е.Н. Винарская, Л.А. Данилова, М.М. Кольцова, Л.В. Лопатина).

5. Психофизиологические механизмы овладения звукопроизношением в норме.

Во многих исследованиях отмечается, что восприятие звуков и их воспроизведение — это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. При этом звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцептивном, артикуляторном, акустическом. Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих полиморфное единство речевой системы. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикулярный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев).

6. Специфическое соотношение артикуляторных и акустических характеристик звуков речи в норме и в патологии.

Артикуляторные позиции звуков речи определяют своеобразие их акустических характеристик. Любое, даже незначительное, отклонение положения артикуляторных органов приводит к изменению акустического образа звука (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, М.Е. Хватцев).

Логопедическое воздействие при этом опирается на специальные принципы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: