Приемы коррекции наиболее часто нарушаемых звуков

ЗВУК [с]

Правильная артикуляция звука [с]

Губы слегка растянуты.

Зубы сближена на расстоянии 1 мм.

Язык кончиком упирается в нижние резцы.

Нёбная занавеска: поднята и прижата к задней стенке глотки, преграждая воздуху выход через нос (при выдохе).

Голосовые связки: разомкнуты.

Выдох: несколько усилен.

Нарушения: сигматизмы

• Межзубный — кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами;

• Боковой — (хлопающий звук) — воздух идет по обоим краям языка или вбок;

• Носовой — (назальный звук) — заменяется иногда храпом в нос — носовой оттенок последующего гласного.

• Губно-зубной [с—ф]. Нижняя губа образует щель с верхними зубами.

• Призубный [с — т]. «Суп — Туп». Язык упирается в верхние зубы.

• Шипящий [с —щ]. «Собака — щабака». Язык поднимается вверх.

Подготовительные упражнения:

1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) Из положения «Трубочка» подуть на ватку, султанчик, бумагу.

б) Из положения «Забор» положить язык на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить зонд и надавить до образования желобка. Зубы разомкнуты, не удерживают язык. С силой выдувать воздух. Контроль — ладонь, ватка.

в) Из положения «Забор» упражнение «Кто дальше загонит мяч?» — плавно, длительно, непрерывно дуть вперед. Затем это же упражнение из положения «Трубочка».

2. Упражнения для губ:

а) «Забор» — губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счет 3—4, напрягая губы.

б) «Трубочка» — губы вперед, на счет 3—4 (произносить звук [у]).

в) из положения «Забор» (губы растянуты) перейти в положение «Трубочка» (губы вперед) произносить звуки [и-у] (5—10 раз выполнить переключения).

3. Упражнения для языка:

а) «Сделай язык широким»: из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — положить язык на нижнюю губу.

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

б) «Наказать непослушный язычок» (скажи: «па-па-па, пя-пя-пя») — губами шлепать по языку из положения «Лопата».

Цель: расслабление мышц языка.

в) «Покусаем язычок»: из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык.

Цель: расслабление мышц языка.

г) «Мост» — язык лежит плоско на дне ротовой полости.

Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами.

д) «Почистим зубы» — из положения «Мост» выполнять движения языком сверху вниз по зубам.

Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами.

е) Из положения «Лопата» — дуть по языку в бутылочку, бутылочку держать, приложив к подбородку, край ее горлышка у нижней губы.

ж) Из положения «Мост» — дуть в маленькую бутылочку, чтобы она «пела» (свист). Бутылочку держать, как в предыдущем упражнении.

Цель: выработать целенаправленный сильный выдох.


ПОСТАНОВКА ЗВУКА

I. По подражанию: выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост». Снова вернуться в положение «Забор». Дуть в пузырек, чтобы он «пел» или выполнить упражнение «Холодный ветер».

II. От опорного звука:

а) Выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор». Длительно произнести звук [и], затем упражнение «Холодный ветер»: «и-и-и-иссссс».

б) То же со звука [ф]: «ф-ф-ф-ф-сссс».

III. Механический способ:

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», т.е. распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка положить шпатель или зонд так, чтобы он прижимал только переднюю часть языка; губы в улыбке, зубы сомкнуты, выдувать воздух с силой, равномерно, как в упражнении «Холодный ветер».

б) То же с медленным выниманием шпателя или зонда.

IV. Смешанный способ:

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Мост» — «Лопата» — «Забор», т.е. прикусить широкий язык зубами, произнести «т-т-т» и дуть в пузырек. При удлинении выдоха звук [т] переходит в звук [с]. Нужно зондом проложить по средней части языка «желобок». После правильного выдоха язык постепенно заводят за зубы.

б) Выполнить упражнение «Забор», произнести «и-и-и»; затем упражнение «Холодный ветер» — «с-с-с», придерживать кончик языка зондом (иииииииссссссс).

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

а) Выполнить подготовительные упражнения. Выбрать способ постановки.

б) Предложить ребенку запомнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор». А затем «Холодный ветер», т.е. длительно подуть. Следить за положением языка за нижними зубами.

ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ

а) Сопоставление и различение на слух звуков [с—ф] — в словах, близких по звуковому составу, при дифференциации в слогах, среди фонем.

б) Упражнения те же, что и при отсутствии звука. Подготовительные упражнения.

в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — «Холодный ветер». Если не получается, то логопед придерживает нижнюю губу ребенка, обнажая таким образом резцы, и предлагает выполнить упражнение «Холодный ветер». Затем ребенок сам придерживает пальцем нижнюю губу, не давая ей подтягиваться к верхним резцам, повторяет упражнение «Холодный ветер». Когда звук будет получаться изолированно, произносить его в сочетании с гласными (сначала с механической помощью, затем без нее).

ПРИЗУБНЫЙ ПАРАСИГМАТИЗМ

а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.

б) Сопоставление и различение на слух звуков [с—т] в словах близких по звуковому составу («санки-танки»), в слогах, среди фонем (см. развитие фонематического слуха).

в) Легким нажатием шпателя на кончик языка опустить его за нижние резцы, чтобы образовать выход для воздуха через межзубную щель.

г) Предложить ребенку держать язык между резцами, широко распластав его. При таком положении языка ребенок, выдыхая воздух, ощущает его струю на кончике языка, производя звук, похожий на межзубный [с], затем, слегка нажимая шпателем на распластанный язык, на его кончик, следует постепенно отодвигать его за нижние резцы.

БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ

а) Упражнения те же, что и при отсутствии звука.

б) Выполнить упражнение «Лопата». Подуть на широкий язык. Сначала язык находится между губ, а затем между зубами.

в) Автоматизируют межзубный звук в слогах, словах, а затем уже устраняют межзубный сигматизм.

НОСОВОЙ СИГМАТИЗМ

а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.

б) Дифференциация носового и ротового выдоха.

в) Выполнить упражнение «Лопата» — положение языка между губ. Подуть на широкий язык. Подуть на язык в межзубном положении.

г) Автоматизируют межзубный звук в слогах, словах, а затем уже устраняют межзубный сигматизм.

ШИПЯЩИЙ ПАРАСИГМАТИЗМ

а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.

б) Сопоставление и различение на слух звуков [с—ш] в словах, слогах, среди фонем.

в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», удерживать язык за нижними резцами.

г) Из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата», подуть на язык в межзубном положении.

д) Автоматизируют межзубный звук [с] в слогах, словах, фразах.

е) Исправление межзубного звука [с] с помощью упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — Холодный ветер».

Примечание: при исправлении всех видов сигматизма звук [с] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Холодный ветер», чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.

ЗВУК [з]

Артикуляция звука «З» та же, что и при [с], только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Выдох происходит с меньшим напряжением, чем при произнесении «С». Нарушения такие же, как и у звука [с]. Подготовительные упражнения те же, что и для звука [с].


ПОСТАНОВКА ЗВУКА:

I. По подражанию:

а) Различение на слух звуков [с—з] в словах, близких по звуковому составу, в слогах, среди фонем (см. «Развитие фонематического слуха»).

б) Тактильно-вибрационные ощущения от работы голосовых связок. Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее логопеда, другая рука касается шеи ребенка, «ссс» — голос спит, «ззз» — голос проснулся. Звенит «Комар».

II. От опорного звука:

Выполнить упражнения «Забор» — «Комар». По подражанию произнести «ииииии-ззззззз».

Примечание: при постановке звук [з] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Комар».

ЗВУК [ц]

Артикуляция звука [ц]

В первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при произнесении [с], спинка языка круто выгнута и передней частью смыкается с верхними резцами у их шеек. — Получается звук [т]. Во второй момент кончик языка остается в том же положении, а передняя часть его спинки после разрыва смычки отскакивает и принимает положение, свойственное [с]» ([т—с]), образуя узкий желобок посередине языка. Губы слегка растянуты, зубы сближены, но не сомкнуты, мягкое нёбо подтянуто, воздушная струя сильная, холодная, голосовые связки разомкнуты (голос не звучит).

Звук [ц] — сложный, состоит из двух звуков: [т] и [с], которые произносятся быстро, один за другим: [тс] — [ц] («Кузнечик»).

Нарушения произношения [ц] такие же, как и у звука [с].


Подготовительные упражнения

I. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) Просунуть кончик языка между зубами и, разжав зубы, с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно выдохнуть воздуха толчком. Слышится межзубный твердый [тс].

II. Упражнения для губ:

Губы растянуты в улыбке, напряжены, упражнение «Забор». На счет до 5—10 удержать улыбку.

III. Сопоставление и различение на слух звуков [ц—с, ц—т'] в словах, близких по звуковому составу («свет — цвет»), в слогах, среди других фонем.

IV. Упражнения для языка:

Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Кончиком языка упереться в нижние передние зубы (резцы), язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу, язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий [т]. При произнесении [т] кончик языка упирается в передние нижние резцы. Затем отскакивает под напором сильной струи, контроль — ладонь руки, ощущаются толчки выдыхаемого воздуха.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА:

I. По подражанию:

а) Тактильное ощущение: поднести руку ребенка тыльной стороной ко рту логопеда, чтобы при быстром произнесении звука [ц] он ощутил удар воздушной струи.

б) Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Кончиком языка упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута, касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми в момент вдоха и в момент выдоха, кончик языка свободен. Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отрывании кончика языка от нижних передних зубов. Струя воздуха проходит посередине языка, положение зубов не меняется, губы напряжены и растянуты в улыбке, т.е. положение «Забор». Слышится короткий звук [ц] — «Кузнечик».

в) То же, но без зажатия боковых краев языка.

II. От опорного звука:

а) Из положения «Мост» произносить подряд: «тсс», «тсс», «тсс», убыстряя темп: «тсс», «тсс», «ц».

б) Из положения «Лопата» прикусить переднюю часть языка в слоге: «ат» и подуть, получится «ат — с = ац».

III. Смешанный способ:

Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». В положении «Мост» — «Забор» придерживать язык шпателем, произносить звук [т] — прикусывая зубами переднюю часть языка, а затем произносим [с]. Сначала эти звуки произносятся отдельно, а потом слитно.

Примечание: при постановке звук [ц] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Кузнечик».

ЗВУК [ш]

Артикуляция звука [ш]

Губы: в улыбке, зубы видны — это положение «Забор».

Зубы: сближены, но не сомкнуты.

Язык: широкий, в форме чашечки, находится за верхними зубами. Кончик языка поднят по направлению к нёбу (за альвеолами), но не касается нёба, образуя щель. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по боковым краям струю выдыхаемого воздуха. Нёбная занавеска поднята.

Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Выдох несколько усилен. Воздушная струя теплая.

Нарушение произношения звука [ш]

— Сигматизмы:

I. Межзубный (язык просовывается между передними зубами).

II. Боковой (воздух проходит по обоим краям языка или вбок).

III. Носовой (носовой оттенок).

IV. Губной-зубной (нижняя губа приподнимается и образует щель с верхними резцами).

— Парасигматизмы

I. Призубный [ш—т] (язык упирается в верхние резцы).

II. Шипящий [ш—щ] (кончик языка опущен, нет положения языка в форме чашечки).

III. Свистящий [ш—с] (язык опускается вниз).

Подготовительные упражнения

I. Для развития силы и направления воздушной струи.

а) Упражнения те же, что и для звука [с].

б) Сблизить губы и, вдохнув, равномерно с силой выдыхать воздух через сближенные губы.

в) «Кто дальше загонит мяч?»

II. Упражнения для губ:

«Забор» — «Окно» (зубы обнажены).

III. Упражнения для языка:

а) Цель: укрепить мышцы языка, выработать подъем языка вверх, растянуть подъязычную связку.

«Наказать непослушный язычок» (пошлепать губами, покусать зубами).

«Забор» — «Окно» — «Мост».

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» (рот широко открыт).

«Качели» (рот широко открыт).

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает».

«Вкусное варенье.

б) Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю по средней линии.

«Лопата» — высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить.

«Чашечка» — снаружи.

«Чашечка» — в полости рта.

«Фокус».

«Маляр».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

I. По подражанию:

Выполнить последовательно упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Чашечка за бугорками верхних зубов» — «Теплый ветер».

II. От опорного звука:

а) Произнести с придыханием звук [т]. Постепенно удлинять выдыхаемую воздушную струю и не ударять в бугорки зубов, а только поднимать к ним кончик языка.

б) Язык в положении «Чашечка» вверху за альвеолами — плавно произносить звук [с].

III. Смешанный способ:

а) Из положения «Забор» предложить ребенку длительно произносить звук [с] и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять его за верхние резцы, при таком положении вместо [с] звучит [ш].

б) Из положения «Вкусное варенье» перевести язык за зубы под альвеолы, подвести под язык шпатель и отталкивать язык назад. Предложить закрыть рот и подуть «Теплый ветер» — «сссс», получается звук «шшш». Чтобы не было утечки воздуха в щеки, подводя руки снизу, большим и указательным пальцами левой руки прижимаем щеки ребенка, а правой рукой подводим шпатель под язык, отодвигая язык назад до четкого звука [ш].


IV. Механический способ:

а) Из положения «Мост» зондом поднять язык к передней части нёба. Ребенку надо сомкнуть зубы в положение «Забор», выдыхая воздух равномерно, контролируя струю ладонью руки (теплая струя).

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

Упражнения те же, что и при отсутствии звука. Зондом удерживают язык за верхними зубами и вызывают «Теплый ветер».

БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ:

Упражнения те же, что и при отсутствии звука.

а) Поочередно выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».

б) Удерживают положение «Лопата» под счет до 5.

в) Удерживают положение «Лопата» с поочередным пошлепыванием губами и покусыванием зубами широкого языка.

г) Из положения «Лопата» покусывать язык с одновременным выдвижением кончика языка вперед-назад.

д) Самомассаж языка. Прикушенный зубами язык вытягивать в полость рта и выдвигать вперед: «кошка пролезает под забором» — зубы царапают язык.

е) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Вкусное варенье» — «Фокус», т.е. в конце подуть на кончик языка в форме чашечки, находящейся на губе.

ж) Неоднократно выполнять упражнение «Фокус», добиваясь сильной выдыхаемой струи воздуха.

з) Выполнять упражнение «Маляр» с одновременным выполнением упражнения «Теплый ветер». (Губы в положении «Забор».)

и) Ручной или зондовый массаж языка.

НОСОВОЙ СИГМАТИЗМ

а) Упражнения те же, что и при отсутствии звука.

б) Дифференциация носового и ротового выдоха.

в) Из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» подуть.

г) Из положения «Лопата» верхнюю губу опустить на язык и подуть (язык между губ) на ватку, султанчик и т.п.

д) «Забить мяч в ворота» (т.е. подуть на язык — зубы видны).

е) Из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» сильно подуть на язык, который находится на верхней губе. Следить, чтобы не было утечки воздуха в нос (зажимать ноздри).

ж) Упражнением «Фокус» добиваться длительного, а затем и толчкообразного ротового выдоха («Подуй на нос, на челку, на ватку на носу»). Исключить утечку воздуха в нос.

з) Поочередно выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Вкусное варенье», а затем перевести язык в полость рта под альвеолы и подуть на язык («Теплый ветер»). Исключать утечку воздуха через нос, поднося к носу тонкую полоску бумаги.

и) Упражнение «Маляр» с одновременным выполнением упражнения «Теплый ветер».

ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ

а) Различение на слух звуков [ш—ф] среди слогов, фонем, слов.

б) Отработка движений нижней губы вверх-вниз. Вначале пассивно, т.е. удерживать опущенную нижнюю губу.

в) Упражнения те же, что и при отсутствии звука, т.е. подготовительные упражнения.

г) Выполнить последовательно упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Вкусное варенье» (следить или держать пальцами нижнюю губу) — «Фокус» — «Теплый ветер».

ПРИЗУБНЫЙ ПАРАСИГМАТИЗМ

а) Различение на основе тактильных ощущений: [ш] — теплая, длительная воздушная струя;

[т] — толчкообразная, холодная. Логопед подносит руку ребенка тыльной стороной к своему рту при произношении [ш] и [т].

б) Различение на слух звуков [ш—т] в словах, близких по звуковому составу, в слогах, среди фонем.

в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус».

г) Выполнить упражнение «Качели», чередуя положения «Мост» — «Парус» (язык внизу — язык вверху).

д) Из положения «Мост» выполнить упражнения «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» (поддерживать язык вверху шпателем).

ШИПЯЩИЙ СИГМАТИЗМ

а) Различение на слух звуков [ш—щ] в словах, в слогах, среди фонем.

б) Подготовительные упражнения для [ш].

в) Упражнения на напряжение и расслабления кончика языка. Для звука [щ] характерны следующие позиции языка: кончик языка напрягается, продвигается вперед и несколько выгибается вниз. Для звука [ш] — язык в форме чашечки.

г) Упражнение «Маляр», «Почистить верхние зубы» — движения выполняются по зубам снизу-вверх и обратно.

д) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Теплый ветер».

СВИСТЯЩИЙ ПАРАСИГМАТИЗМ

а) Различение на слух звуков [ш—с], [щ—с] в словах, близких по звуковому составу («каска — кашка, мышка — миска, лес — лещ, плюс — плющ») в слогах, среди фонем.

б) Подготовительные упражнения для звука [ш].

в) Упражнение «Качели» на дифференциацию положения кончика языка вверху-внизу. Последовательно выполняют упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Мост» — «Парус». Чередуют упражнения «Мост» — Парус» перед зеркалом, без зеркала, с закрытыми глазами.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

г) По подражанию. Выполняют упражнения «Забор — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Теплый ветер». Используют тактильный контроль. При выполнении упражнения «Теплый ветер» ребенок своей рукой ощущает теплую струю выдыхаемого воздуха.

д) Механический способ. Из положения «Мост» шпателем язык поднимают к альвеолам и просят ребенка сильно подуть на кончик языка. «Теплый ветер».

е) Смешанный способ. Перевести язык из положения «Вкусное варенье» за зубы. Логопед удерживает шпателем язык вверху в то время, когда ребенок выполняет упражнение «Теплый ветер», т.е. длительно и сильно дует на язык.

Примечание: при постановке звук [ш] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Теплый ветер» для исключения ассоциация с прежним дефектным произнесением.

ЗВУК [ж]

Артикуляция звука [ж] та же, что и при звуке [ш], только голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Язык поднят более высоко к нёбу.

Струя выдыхаемого воздуха слабее, чем при звуке [ш].

Нарушения произношения те же, что и при звуке [ш].

Подготовительные упражнения те же, что и при звуке [ш].

ПОСТАНОВКА ЗВУКА:

I. По подражанию:

а) Сравнить звуки — «Теплый ветер»: [ш] — голос спит, «Жук»: [ж] — голос проснулся.

б) Тактильно-вибрационные ощущения: логопед прикладывает тыльной стороной руку ребенка к своей шее спереди, а другую руку ребенка — к его шее.

II. От опорного звука:

а) Произносить с придыханием звук [д], постепенно удлинять выдыхаемую воздушную струю и не ударять в бугорки зубов, а только приподнимать к ним кончик языка.

б) Язык вверху в положении «Чашечка», плавно произносить звук [з].

III. Смешанный способ:

Выполнить упражнение «Комар» — «333». Шпателем поднять язык вверх за зубы. Самостоятельно поднять язык вверх и выполнить упражнение «Жук».

Примечание: при постановке звук [ж] не называть, а заменять названием упражнения «Жук». Для исключения стереотипного (дефектного) произнесения.

ЗВУК [ч]

Артикуляция звука [ч]

В первый момент происходит смычка кончика языка с верхними резцами (у их корней), во второй — кончик языка после разрыва смычки отходит назад к альвеолам, образуя в этом месте сужение: весь язык напряжен, приближен к нёбу — [т' — ш'].

Губы обнажают зубы.

Нёбная занавеска поднята.

Голосовые связки разомкнуты.

Выдох происходит с более сильным напряжением.

Звук [ч] — сложный, состоит из последовательного сочетания: [т'] и [ш'].

Нарушения те же, что и при звуке [ш].

Подготовительные упражнения

а) Те же, что и для звука [ш].

б) Отработка опорных звуков: [т'], [ш'].

в) Упражнение «Парус», «Цоканье», «Молоток».

г) Поднять кончик языка вверх к альвеолам, кончиком языка стучать по альвеолам: «ть-ть-ть» — губы обнажают зубы.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

I. По подражанию:

а) Язык в верхнем положении, кончик языка упирается в альвеолы, но не в верхние зубы. Зубы разомкнуть, на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, вдохнув, с силой подуть на язык. Язык резко отскакивает от альвеол (имитация звука [т']). Включаем тактильный контроль, рука ощущает толчки теплой струи воздуха.

б) Выполнять последовательно упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Закрыть рот и с силой подуть на язык, находящийся вверху.

II. Механический способ:

Произносить [т'] с сильным выдохом. Шпателем толкать язык вглубь рта.

III. Смешанный способ:

а) Произносить «ать-ать-ать» — «Паровоз». Подложив под передний край языка шпатель, поднять его за верхние резцы и слегка растянуть губы.

б) Ребенок произносит [т]. В это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднять его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка наживает пальцами на углы губ, на щеки, выдвигая щеки вперед.

Примечание: при постановке звук [ч] не называют, а заменяют названием упражнения «Паровоз», для исключения ассоциаций с дефектным его вариантом.

ЗВУК [щ]

Артикуляция звука [щ]

Губы разомкнуты, растянуты в положении «Забор».

Кончик языка напряжен, продвинут вперед, выгибается вниз, а передняя часть спинки языка поднята к альвеолам, образуя в этом месте щель. Боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посередине языка ложбинку, по которой проходит струя выдыхаемого воздуха. Язык напряжен, корневая часть приподнята.

Нёбная занавеска поднята.

Выдох происходит с сильным напряжением.

Нарушения те же, что и при звуке [ш].

Подготовительные упражнения те же, что и для звука [ш].

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

Смешанный способ:

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Парус», присосать язык к нёбу, чтобы натянулась уздечка. Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Подложить ребёнку под язык шпатель в горизонтальном положении, шпатель прижимает язык к нёбу в средней части. С силой подуть, сделать упражнение «Теплый ветер», произнося длительно звук [ш], при этом будет слышаться звук [щ]. Язык прижат. Упругость языка и щель регулируются за счет давления шпателя. Добиваться долгого звучания [щ].

б) Как и предыдущее упражнение, только вместо зонда или шпателя ребенок подкладывает свой палец под язык и прижимает язык.

в) Упражнение выполнять без помощи пальца.

г) Ребенок произносит «ся», а логопед шпателем прижимает кончик языка вниз и слегка отталкивает назад, получается «ща».

д) Длительно произносить: [ш'-ш'-ш'-щ].

е) Длительно произносить: [и-ш-ш-и] (т.е. в сочетании с [и]).

Примечание: при постановке звук [щ] не называть, а заменять названием упражнения «Змея шипит».

ЗВУК [л]

Артикуляция звука [л]

Губы растянуты в положении «Забор».

Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При произнесении твердого [л] кончик языка не напряжен, а при произнесении мягкого [л'] — сильнее напряжение.

Между краями языка и коренными зубами образуется щель для прохода выдыхаемого воздуха.

Корневая часть языка при произнесении твердого [л] приподнята, и язык в форме седла, а у мягкого [л'] — спущена.

Нёбная занавеска поднята так, что струя выдыхаемого воздуха не может проходить через нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Нарушения

ЛАМБДАЦИЗМЫ

1. Отсутствие звука.

2. Межзубный.

3. Носовой (звук [л] произносится как [нг], выдох через нос).

4. Звук [л] произносится, как иностранный [1] (альвеолярно).

5. Звук [л] произносится мягко, как [л'].

ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ

Звук [л] может заменяться на [р], [в], [б, [у], [j], [н], [ы], [к], [г].

Подготовительные упражнения

1. Различение на слух звуков [л—р, л—в, л—j] и других в словах, близких по звуковому составу («ленок-венок, лоск-воск, галка-гайка, рожки-ложки, репка-лепка» и др.), в слогах, среди фонем.

2. Для развития силы и напряжения воздушной струи.

а) «Надуй щеки». Цель — укрепление мышц щек.

б) «Втяни щеки». Цель — укрепление мышц щек.

в) «Сдуй ватку». Цель — выработка направленной воздушной струи.

г) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель — выработка сильной направленной воздушной струи.

3. Упражнения для губ:

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы разомкнуты на ширину полутора пальцев. Язык на дне рта. Подержать так на счет 3, 5, 10. Закрыть рот.

б) «Забор» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы. Под счет до 5—7.

в) Произносить [а] — оскал — широко открыть рот, облизывать верхнюю губу в момент произнесения [а].

г) «Забор» — «Трубочка», для активизации губ.

4. Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье». Цель: подъем кончика языка кверху.

б) «Пароход» — язык между зубами, произносить «ыыы».

в) «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить кратко [а].

г) «Качели».

д) Пощелкать кончиком языка, беззвучно.

е) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье», «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх. Цель: подъем задней части спинки языка вверх.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

1. По подражанию:

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания коснуться языком верхней губы.

б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания ритмично нажимает на верхнюю губу языком. Получается «ал-ал-ла-ла».

2. От опорного звука:

а) Выполнить последовательно упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», просунуть широко распластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка и в этом положении дать голос. Губы растянуты. Зубы разомкнуть со звуком [а]. Звук, похожий на [л], соединять с гласными [а—ы] («лла-ллы-аллл»). Контроль — теплая воздушная струя.

б) «Пароход гудит» — широкий кончик языка чуть прикусить зубами и тянуть «ыыы», получается [л]. С силой открыть рот на звук [а]. Одновременно оторвать язык от верхних зубов и продолжать гудеть. Получается: «ллллаааа».

в) То же, только язык переводить из межзубного, в зазубное положение.

г) При сильном оскале положить широкий распластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть [а], затем прикусить язык, продолжая тянуть [а], получается: «аааалл». Закрепляется в межзубном положении, затем переводится в зазубное.

3. Механический способ:

Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Язык поднять к альвеолам, логопед придерживает его шпателем, ребенок включает голос, язык неподвижен. Слышится длительный звук «ллл». При постановке звук [л] не называть, а заменять названием упражнения «Пароход гудит».

При ламбдацизмах те же упражнения, что и при отсутствии звука.

ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ

Замена [л] на [j]

Подготовительные упражнения

а) различение на слух звуков [л-j](в словах, близких по звуковому составу («стол-стой, галка-гайка»), в слогах среди фонем.

б) беззвучно пощелкать языком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

а) «Пароход» — язык в межзубном положении, ребенок произносит [ы].

б) «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить [ыа].

в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», «включить» голос на звук [а], кончик языка прижимать к верхней губе.

Замена [л] на [у]

Подготовительные упражнения

а) Чередовать упражнение «Забор» — «Трубочка».

б) Удерживать положение «Забор» под счет до 5—7.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», кончик языка за верхними зубами, тянуть [л] — «Пароход».

б) Из положения «Мост» протянуть гласный звук [а] и язык прижимать к верхней губе.

Замена [л] звуком [в]

Подготовительные упражнения

а) опустить нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет до пяти.

б) опускать и поднимать нижнюю губу указательным пальцем, поставленным на нее (сначала это делает логопед, потом сам ребенок).

в) выполнять упражнение «Забор» под счет до пяти, зубы обнажены.

Замена звука [л] звуком [г]

Подготовительные упражнения

а) Покусать кончик языка.

б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — Мост», «Парус» — «Вкусное варенье».

в) Выполнить чередование упражнений: «Молоток» — «Вкусное варенье».

При других видах параламбдацизмов выполняются те же упражнения, что и при отсутствии звука. При параламбдацизме необходимо после автоматизации звука провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи.

ЗВУК [р]

Артикуляция звука [р]

Губы разомкнуты и обнажают зубы.

Кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']).

Корневая часть языка опущена.

Нёбная занавеска поднята, преграждает воздуху выход через нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное.

Нарушение произношения звука [р]:

РОТАЦИЗМЫ

1. Отсутствие звука.

2. Горловое (велярное или увулярное).

3. Боковое (слышится [рл']).

4. Носовое (слышится [нг]).

5. Одноударное.

6. Мягкое произношение ([р—р']).

ПАРАРОТАЦИЗМЫ

Звук [р] заменяется на:

1. [л]

2. [j]

3. [д]

4. [в]

5. [г]

6. [ы]

Подготовительные упражнения

1. Для развития силы и напряжения воздушной струи.

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата», сильно подуть на кончик языка, на граненый карандаш, чтобы он покатился по столу.

б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», стучать языком по альвеолам и произносить звук «ддд», подставляя пузырек или полоску бумаги. Выдох попадает в пузырек со свистом, а бумага отклоняется в сторону, дрожит.

в) «Фокус»: положить ватку на кончик носа, язык на верхней губе, кончиком вверх, сдувать ватку с носа.

г) «Фокус»: положить полоску бумаги на кончик языка. Язык на нижней губе. Сплюнуть бумажку. Сдуть бумажку с языка, заставить язык дрожать.

д) «Кто дальше загонит мяч?» — дуть на бумажный шарик с силой, чтобы он улетал далеко.

2. Упражнение для губ:

а) Выполнить упражнение «Забор» — «Трубочка».

б) Выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Забор», в каждом положении удерживать под счет до пяти.

3. Упражнение для языка:

а) Сделать язык широким, выполнив упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».

б) Наказать непослушный язык. Пошлепать губами, покусать зубами.

в) «Вкусное варенье». Широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз.

г) Выполнить упражнение «Парус». Широкий язык упирается в альвеолы.

д) «Маляр» — широкий язык гладит по нёбу в переднезаднем направлении

е) «Молоток» — из положения «Парус» стучать языком по альвеолам со звуками [д] или [т] (при горловом дефекте) — звук «ттт», а при других вариантах звук «ддд».

ж) «Цоканье» — прищелкивание языком с переменным темпом (держать подбородок).

з) Выполнить упражнение «Окно» — «Парус», до предела растянуть уздечку. Расстояние между зубами 1,5—2 пальца. Удержать язык в таком положении под счет до 7—10.

и) «Почистим зубы» движением кончика языка сверху-вниз по зубам.

к) Выполнить упражнение «Дятел»: стучать языком по альвеолам, чередуя один удар с серией ударов со звуком [д] («д-ддд»).

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

При ротацизме и параротацизме постановка звуков одинаковая.

1. По подражанию:

а) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с силой подуть на него. Вызывать вибрацию кончика языка — «Мотор».

б) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет» (см. раздел «20 упражнений с функциональной нагрузкой»). Положение кончика языка ребенка — у альвеол. Ребенок выполняет упражнение «Молоток» — единичные удары языком по альвеолам, затем выполняет упражнение «Дятел» — чередование единичных ударов языком с серией ударов в быстром темпе — «д-ддд», затем подключается упражнение «Пулемет» — это сильный толчок выдыхаемой струи, заставляющий кончик языка вибрировать. Предварительно такой выдох формируется на подготовительном этапе.

Примечание: при устранении велярного и увулярного ротацизма (горлового) упражнения «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет» выполняются на базе звука [т]. Это вызвано тем, что звук [д] возникает в результате вибрации голосовых связок, которая может активизировать, провоцировать вибрацию мягкого нёба или маленького язычка. Коррекция велярного и увулярного ротацизма направлены на погашение этого вида вибрации и активизации вибрации кончика языка.


2. От опорного звука:

Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Произносить звук [з] при поднятом к верху языке, что напоминает звук [д]. Если слышится [ж], надо попросить подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук [а]. Должны слышаться звуки «ра» — «Мотор».

3. Смешанный способ

а) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Поднять язык к нёбу, до предела растянуть уздечку, затем логопед большим и указательным пальцем плотно прижимает к небу боковые края языка. Середина языка и уздечка должна оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает» и слышится звукосочетание «тж», у некоторых сразу «тр». Зубы на расстоянии 1,5—2 пальца, упражнение повторять, увеличивая напор воздуха, пока «дж» не перейдет в «тр» — «Мотор». Под напором сильной воздушной струи самопроизвольно получается вначале короткое «тр» — «Мотор».

б) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» (единичные удары со звуком [д]) — «Дятел» (чередование одного удара языком по альвеолам с серией ударов в быстром темпе: «д-ддд», «д-ддд», «д-ддд»).

Ребенку предлагается быстро произносить длинный ряд «д-ддд» при полуоткрытом рте (кончик языка находится у альвеол). Надо, чтобы ребенок выполнял это упражнение перед зеркалом, видя быстрые колебания кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается, и колебания кончика языка производятся в различном темпе. Образованные в результате ритмичных ударов языка звуки соединяются с гласными в открытых слогах «дра-дры-дро» — «Мотор».

4. Механический способ.

Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», произносить «д-ддд», т.е. широкий кончик языка стучит по альвеолам со звуком [д]. В этот момент под кончик языка подводят шпатель и воспроизводят мелкие вибрирующие движения. Два варианта вибрации: 1 — шпатель совершает колебательные движения из стороны в сторону; 2 (более эффективный) — колебательные движения совершаются без отрыва от кончика языка, то есть шпатель прижимается к кончику языка. Запрещается вибрировать по подъязычной связке, так как это вызывает вибрацию не только кончика языка, но и всей передней части языка. Такая вибрация не позволяет в дальнейшем перейти к звуку [р] и включить его в речь.

Рекомендации:

1. При использовании механической помощи (зонд, шпатель, палец ребенка) необходимо располагать их под углом сорок пять градусов по отношению ко дну ротовой полости, но не горизонтально. Горизонтальное положение, например, шпателя приходится на середину подъязычной связки, что недопустимо.

2. Фиксируется внимание ребенка при появлении первых признаков «Моторчика», вызванного механической помощью, на ощущениях вибрации и характерном звучании. С этого момента вместо зонда или шпателя начинают использовать в качестве механической помощи палец ребенка. Предварительно готовят к этому палец ведущей руки на занятиях пальцевой гимнастики. Формируют тонкие дифференцированные движения пальца (например, упражнение «Оса» — круговые движения прямым указательным пальцем, упражнение «Балалайка», когда прямой палец вибрирует на натянутой резинке, струне и т.д.). В специальной литературе есть данные, что вибрирующие движения, т.е. мелкие, ритмичные сокращения мышц руки и пальца предшествуют вибрации кончика языка.

а) Выполняют последовательно серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», т.е. широкий кончик языка находится за верхними зубами. Длительно произносить звук [з], [ж] или [д], в это время шпателем или зондом, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, затем зонд заменить на палец ребенка.

б) Выполняем предыдущие упражнения. Начинаем вибрацию с помощью шпателя, а продолжаем без него. Если самостоятельно вибрация языка не вырабатывается очень долго, начинаем автоматизацию звука [р] в слогах, словах с механической помощью (лучше при помощи пальца), рекомендуется произносить слова: «дрова, друг, друзья, трава, труба» и др.

Примечание:

При коррекции всех видов ротацизма и параротацизмов звук [р] не называем, а заменяем название упражнения — «Мотор».

ЗВУКИ [к, г]

Артикуляция звуков [к], [г]

Губы разомкнуты, корень языка поднят и образует смычку с нёбом. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход воздуха в нос. При звуке [к] голосовые связки разомкнуты, а при произнесении звука [г] голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Звук [к] — глухой, [г] — звонкий.

Нарушения произношения:

• [к] — каппацизм, паракаппацизм

• [г] — гаммацизм, парагаммацизм.

1. Корень языка опущен, звук выпадает совсем или заменяется еле уловимым щелканьем голосовых связок: «,ош,а по,мала мыш,у» (кошка поймала мышку).

2. Смычка происходит в передней части нёба, между кончиком языка и верхними зубами. Звуки становятся переднеязычными ([к] заменяется на [т], [г] заменяется на [д]: «кукла — тутла, гуси — дуси»).

Подготовительные упражнения

Чтобы добиться подъема корня языка к нёбу и дать ребенку возможность почувствовать эти движения, ему для этого предлагается ряд упражнений:

1. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», «Кто сильнее?». Логопед кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение, логопед кладет палец на переднюю часть спинки языка и постепенно все дальше отодвигает язык назад. Когда ребенок привыкает к новому ощущению подъема задней части спинки языка, он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад, тем самым поднимая заднюю часть спинки языка (пассивные движения формируют положительные кинестезии).

2. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно», «Сделаем горку». Кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого нёба. Ребенок при широко открытом рте высоко поднимает заднюю часть языка, прижимает его к нёбу, удерживает так и опускает. Путем неоднократного повторения этого упражнения воспитывается умение поднимать, выгибать корень языка.

3. «Прятки». Упереть с напряжением кончик языка в шейки нижних резцов, отодвинув его спинку вглубь рта.

4. Формирование фонематического слуха. Различение на слух слов, близких по звуковому составу: «кости-гости, класс-глаз, гол-дол, кот-тот, кора-гора, тачка-дачка» и т.д. Различение звуков в слогах с оппозиционными фонемами и среди фонем.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ

1. По подражанию: логопед перед зеркалом сам выполняет следующие упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Горка». Логопед показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, а заменяет его название упражнения «Курочка» для звука [к], «Гусь» для звука «Г», так как услышав название звука ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции. Затем предлагают ребенку выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Горка». Выгнуть язык «Горкой», прижать к нёбу, и, не опуская языка, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту («курочка зовет цыплят»). У ребенка при этом может получиться звук [к].

2. По звукоподражанию:

Логопед раздает детям картинки с изображением курочки, гуся, поезда, пулемета, часов, барабана и объявляет: курочка зовет цыплят — ко-ко-ко, колеса поезда стучат — тук-тук, пулемет строчит — т-т-т, часы тикают — тик-так и т.д. Логопед произносит, а дети поднимают соответствующие картинки и пытаются повторять звукоподражания логопеда.

3. Механический способ:

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Язык внизу, ребенок произносит слог «та» в нижнем положении языка. Логопед нажимает на переднюю часть спинки и продвигает язык шпателем. Рот остается открытым. Удерживая язык в таком положении, просят ребенка произнести слог «та», получается сначала «кя», а затем по мере продвижения вглубь слышится «ка». Фиксируют внимание ребенка на этом звучании — «Курочка зовет цыплят».

б) Для вызывания звука [г] предлагается то же упражнение, но ребенок должен произносить слог «да» в нижнем положении языка (в положении «Мост»). При нажиме на язык шпателем и продвижении его в глубь рта слышится сначала «гя», а потом «га». Фиксируем внимание — «Гусь кричит — га-га».

в) При артикуляции слога «та» шпатель накладывается на середину языка и просят ребенка произносить слог, крепко закусив шпатель зубами.

Примечание: при коррекции каппацизма и гаммацизма звуки [к] и [г] не называют, а заменяют названиями упражнений: «Курочка» для [к] и «Гуси» для звука [г].


ЗВУК [х]

Артикуляция звука [х]

Губы разомкнуты, спинка языка выгнута к небу и образует щель с нёбом. При прохождении выдыхаемой струи воздуха через эту щель образуется шум — звук [х].

Голосовые связки разомкнуты. Звук [х] — глухой. Нёбная занавеска поднята и преграждает проход выдыхаемому воздуху в нос.

Нарушения произношения звука [х] — хитизм, парахитизм.

1. Замены звука [х] на [к] («хлеб-клеб»).

2. Пропуски звука «[х] (гортанный шум),

(«,леб-хлеб; му,а-муха»).

Подготовительные упражнения:

1. Используют те же упражнения, что и для исправления каппацизма, гаммацизма.

2. Формирует фонематический слух. Различение на слух слов, близких по звуковому составу («кот-ход, катать-хватать, холка-колко»), в слогах и среди фонем.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

1. По подражанию: произносить звук [к] с придыханием, т.е. прерывать смычку корня с небом, выдыхая теплую струю воздуха («кххх»).

2. Механический способ: выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Мост». Просят ребенка произносить слог «са». В момент произнесения «са» шпателем нажимают на кончик языка и продвигают в глубь полости рта. Слышится сначала «ща», потом «ха».

Примечание: при коррекции звук [х] не называют, а заменяют названием упражнения — «Еж пыхтит».

ЗВУК [j]

Артикуляция звука [j]

Положение губ: разомкнуты, в улыбке, между зубами расстояние 1—2 мм. Это положение «Забор». Кончик языка опущен. Спинка выгибается к нёбу и не смыкается с нёбом, а образуется щель. При прохождении воздушной струи через щель образуется трение, шум (звук [j]). Нёбная занавеска поднята, не допускает уточки выдыхаемого воздуха в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Нарушения произношения звука [j] (Йотацизм):

а) отсутствие звука;

б) замена на [л';

в) замена на [и].

Подготовительные упражнения

а) выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — Кошка сердится». Кончик языка упирается в нижние резцы, выгибается кверху передняя часть спинки языка. Чередовать напряжение спинки и расслабление. Поочередно выполнять упражнения «Мост» — «Кошка сердится».

б) различать на слух слова, близкие по звуковому составу («чайка-галка, стол-стой, пою, полю, пой-пол»), в слогах, среди фонем.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

1. От опорного звука [и]:

а) произносить сочетание гласных типа «иа, ио, аи, ои», сначала медленно, затем ускорить темп, несколько протягивая звук [и].

б) произносить слова («ножик, маяк, чай» и т.д.).

2. Механический способ постановки:

а) выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Мост». Просят ребенка произносить слог «за», протягивая согласный звук. При этом нажимают шпателем на самую переднюю часть языка. Затем шпатель продвигают глубже, пока не послышится четкое звучание — [[jа] («шмель поет»).

б) из положения «Мост» произносить «аза». Шпатель накладывается на язык. Произносится [аjа] («шмель поет»).

в) из положения «Мост» произносить «за, зо, зу, зе, азо, азу, азе, аза». При наложении шпателя получаются слоги: «jа (я), jо(е), jу (ю), jэ (е), аjo (аё), аjу (аю), аjэ (ае), аjа (ая); за-jа (я), зо-jo (ё), зу-jу (ю), зе-jэ (э), азо-аjo (аё), азу-аjу (аю), азе-аjэ (ае), аза-аjа (ая)».

Примечание: при вызывании звук [j] не называть, а заменять названием упражнения «Шмель поет». После вызывания и постановки корригируемых звуков переходят к их автоматизации в различающихся по сложности фонетических контекстах. Закрепляют навыки произношения на лингвистическом материале различной сложности.

7.4. Автоматизация и дифференциация звуков
с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

О.В. Правдина определила цель логопедической работы при стертой дизартрии. Эта цель заключается в исправлении звуковой стороны речи ребенка, в выравнивании всех остальных сторон речи и личности ребенка, вторично пострадавших в своем развитии в связи с основным нарушением. В соответствии с целью ставятся следующие задачи логопедического воздействия:

а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;

б) преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки;

в) создать взамен их новые, правильные;

г) закрепить новые навыки до степени автоматизации.

Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочения навыка.

Моторное программирование входит в общую программу речевого действия и реализуется в речевом акте. Качество этой реализации зависит от навыка. Навык — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Навык как способ упрочившейся реализации речевого действия тесно связан с артикуляционной базой. Навык определяется опытом, в данном случае речевым опытом, который не только подкреплен условно-рефлекторными связями, но и ведет к появлению речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм формируется у каждого человека на основе врожденных психологических особенностей организма и под влиянием речевого общения. Наивысшей качественной категорией способа реализации действия является умение. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных условиях, но и в изменившихся. При стертой дизартрии отмечаются дефектные артикуляционные навыки и умения. Поэтому основополагающим в работе логопеда является процесс формирования новых навыков и умений в ходе коррекционного обучения.

У детей со стертой дизартрией закреплены неправильные стереотипы произношения звуков на различном речевом материале. Поэтому автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционных укладов. Она осуществляется по принципу «от простого — к сложному». Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог — это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию.

При включении автоматизируемого звука в слова необходимо предусматривать ряд требований к лексическому материалу. Во-первых, в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. Во-вторых, в нем не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков. В-третьих, необходимо учитывать смысловую доступность лексического материала.

В классической логопедии при коррекции звукопроизношения используются рекомендации М.Е. Хватцева. При начальной автоматизации звук должен находиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком:

1) шипящие — перед [о], [у] (губы выпячены);

2) свистящие — перед [и], [ы] (губы растянуты в стороны и сближены);

3) [л] — в сочетании с [а] и [ы];

4) [р] — после [т] и [д];

5) [с], [з], [ш] — в открытом слоге;

6) взрывные [ц], [ч], [щ], [к] — в закрытом.

В таких положениях звуки автоматизируются легче. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.

Продолжая традиции классической логопедии, М.Ф. Фомичева уточняла, что звуки в речи употребляются не изолированно. Начинать автоматизацию звука следует с прямых слогов, т.к. ребенок имеет возможность создать нужную артикулему согласного и перейти к гласному. Сначала дается прямой слог с гласным [а], поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируют звук с гласным [ы]. Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с [о] и [у]. Прямые слоги в сочетании согласного с гласным [э] обычно не используются, т.к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т.п.). Затем звук закрепляется в обратных слогах. Далее рекомендуется закрепление звука в интервокальной позиции (между двумя гласными) и, наконец, в слоги со стечением согласных.

В соответствии с этой последовательностью для автоматизации звука в словах подбирается и соответствующий лексический материал (слова со слогами СГ, ГС, ГСГ, ССГ, ГСС и т.д.). Имеет значение и место звука в слове. Рекомендуют следующую последовательность автоматизации: сначала звук закрепляется в начале слова (перед гласным), затем — в конце (если звук глухой), далее в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. Сначала звук автоматизируют в словах с простой слоговой структурой, затем в словах более сложной слоговой структуры, содержащих сочетание этого звука с правильно произносимыми звуками.

Закрепление звука в предложениях проводится на основе отработанных слов в той же последовательности.

Определенные требования предъявляют к лексическому материалу в отношении семантики. Речевой материал (слова, фразы) должен быть доступен ребенку и по возможности заимствован из повседневного обихода, а затем используется лексикон, более сложный по семантике.

Впервые Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова разработали индивидуальный подход при коррекции звуков при дизартрии. Ими предложена индивидуальная последовательность коррекции звуков. Начинать следует с тех звуков, артикуляция которых у данного ребенка более сохранна или более подготовлена. Звуки выбираются с учетом структуры артикуляционного дефекта. Из числа дефектных звуков в первую очередь отрабатываются звуки раннего онтогенеза.

Определенную последовательность при автоматизации предложили Г.В. Гуровец и С.И. Маевская.

Лексический материал для закрепления звуков должен подбираться с учетом постепенного нарастания слоговой трудности слова. Предлагается сначала вводить звук в двух- и трехсложные слова с прямыми слогами. Затем переходят к словам с обратным слогом. И только потом переходят к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. Постепенно слова с закрепленными звуками вводят во фразу и другие контексты.

Подбирая лексический материал для автоматизации звуков, особенно слова со стечением согласных, следует учитывать данные А.К. Марковой о последовательности появления стечений звуков в онтогенезе. А.К. Маркова определила следующую последовательность.

В середине слова: [нт, хт, кб, мп, дл, кт, гд, пл, тк, кт, ст, тл, лк, пт].

В начале слова: [гр, кр, вс, дв, дл, пл, вм, дн, гн].

Вопрос об автоматизации звуков был поставлен достаточно давно (Е.Ф. Соботович, 1967). Отмечалось, что вопросам закрепления правильного звукопроизношения в спонтанной речи уделяется недостаточно внимания. Логопедическая работа сводится к воспитанию правильного произношения дефектных звуков в различного рода слогах и звукосочетаниях, затем в словах, предложениях и различных видах развернутой речи. Параллельно с этим проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков. Эта схема без каких-либо существенных изменений применяется при коррекции любых фонетических нарушений, т.е. тогда, когда фонетический дефект является единственным дефектом всей речи ребенка и тогда, когда фонетическое нарушение входит в структуру дефекта более сложной речевой патологии.

Экспериментальные исследования Е.Ф. Соботович показали, что процесс формирования и закрепления правильного произношения звуков в словах протекает различно у детей с одинаковыми видами нарушения звукопроизношения. Обнаружена корреляционная зависимость между процессом перестройки звукопроизносительных рефлексов, автоматизацией и их уровнем общего развития речи.

У детей с высоким и нормальным уровнем формирования речи процессы автоматизации в любых вариантах фонетического контекста идут без затруднений.

У детей с низким уровнем формирования речи, обусловленным недостаточно сформированным фонематическим слухом, автоматизация затруднена.

Автором подчеркивается, что процесс восприятия и произношения отдельных звуков и простых слогосочетаний является в значительной степени более элементарным по сравнению с процессом формирования и закрепления правильного произношения слов, а следовательно, и восприятия различных звуков, входящих в слово, и правильного размещения их внутри слова. Таким образом, определяется роль фонематического слуха в процессе автоматизации звуков.

Необходимым условием успешной автоматизации звука, по мнению Т.Б. Филичевой, является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Требование соблюдения строгой последовательности при работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное и систематическое усложнение речевого материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным — от элементарного повторения слов к называнию предметов, действий, воспроизведению по памяти стихов и далее к пересказу, и наконец, к свободному речевому общению.

Автоматизация, по мнению Т.Б. Филичевой, должна проводиться в строгой последовательности:

1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

3) автоматизация звука в предложении;

4) автоматизация звука в чистоговорках и стихах;

5) автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах;

6) автоматизация звуков в разговорной речи.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности, что обусловлено необходимостью учета структуры дефекта, его этиологией и патогенезом. При автоматизации звуков необходимо учитывать недостаточность иннервации и подбирать упражнения, усиливающие кинестетические ощущения.

Учитывая особенности артикуляционной моторики у детей с дизартрией, необходимо начинать работу по уточнению произношения гласных, так как на их базе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата и именно гласные дают лучшую разборчивость при произношении, чем согласные (Е.Н. Винарская и др.).

Звуки в словах отрабатывают с учетом положения звука. Начиная с сильной позиции, слова подбирают так, чтобы автоматизируемый согласный звук находился перед ударным гласным. В этой позиции реализуется наибольшее число фонемных противопоставлений.

Чем дальше слог находится от ударения, тем больше он редуцируется. Наибольшую трудность при автоматизации представляет правильное произнесение согласных звуков при их стечении. Коррекционную работу необходимо начинать с формирования тех вариантов стечений согласных, которые наиболее частотны, а затем переходить к редкочастотным.

Иной подход к автоматизации звуков при дизартрии встречается в работах Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой. Так, в книге «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» авторы рекомендуют начинать автоматизацию вновь сформированного звука структуры слогов ГС (гласный — согласный), затем СГ (согласный — гласный).

Такая последовательность работы обусловлена тем, что в структуре слога типа СГ составляющие его звуки по своим артикуляторно-акустическим признакам слиты между собой таким образом, что могут не содержать всех фаз артикуляции (экскурсии, выдержки, рекурсии). Коартикуляция еще более усиливается в тех случаях, когда основные признаки соседних звуков образуются действием разных органов. В структуре слогов типа ГС явление коартикуляции выражено в меньшей степени и согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы» (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова). Эти авторы считают, что автоматизация звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, а затем к предложению, с тем чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различные по своей сложности контексты. После автоматизации звука поочередно с различными гласными в структуре слога ГС звук также автоматизируется в речевом материале, включающем структуру слога СГ (согласный — гласный).

Приводим последовательность речевого материала для автоматизации звука [с] у детей со стертой дизартрией, приведенную в книге Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией (1994 г.).

Последовательность речевого материала для автоматизации звука [с]

1. Автоматизация звука [с] в обратных слогах в сочетании с гласным [у]: [у...с], [ус].

2. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ус] с ударением на нем (ус, трус, вкус, капуста, вкусный и т.д.).

3. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ус] без ударения на нем (уснул, устал, успел, фокус, парус, автобус и т.д.).

4. Автоматизация звука [с] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ус] с ударением и без ударения на нем: Круглый арбуз. Вкусная капуста. Усталый ребенок уснул. Белеет парус вдалеке и т.д.

5. Автоматизация звука [с] в обратных слогах в сочетании с гласным [о]: [о...с], [ос].

6. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ос] с ударением на нем (нос, рос, мост, хвост, воск, оспа и т.д.).

7. Автоматизация звука [с] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ос] с ударением на нем: Вот пес. У дятла острый нос. Береги нос в мороз. Уходи морозмарт тепло принес и т.д.

8. Автоматизация звука [с] в обратных слогах в сочетании с гласным [а]: [а...с], [ас].

9. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ас] с ударением на нем (таз, нас, вас, квас, астра, каска, маска, паста, ананас).

10. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ас] без ударения на нем (остатки, доска, костер, голос, волос и т.д.).

11. Автоматизация звука [с] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ас] с ударением и без ударения на нем: Мы пили квас. На клумбе астры. У Вани громкий голос. Остатки доски кинули в костер.

12. Автоматизация звука [с] в слогах в сочетании с гласным [ы]: [ы...с], [ыс].

13. Автоматизация звука [с] в словах, содержащих обратный слог [ыс] с ударением на нем (мыс, быстро, выступ, выставка и т.д.).

14. Автоматизация звука [с] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ыс] с ударением на нем: Автомобиль едет быстро. Папа выслал ботинки. По полю рыскал волк и т.д.

Автоматизация звука [с] в сочетании с любым гласным осуществляется от слога к слову, а затем к предложению с тем, чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различный по своей сложности контекст (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова).

Эта последовательность предусматривается для автоматизации любого нарушенного звука у дете


<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: