Вопрос Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе

Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:

1) перспективное (как правило, на четыре года);

2) текущее (на один год);

3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие);

  Перспективный план обычно составляется на 4 года. Это вызвано олимпийскими циклами подготовки. Перспективный план должен отражать основные разделы тренировки и предусматривать поступательный рост спортивно-технических показателей.

Перспективный план состоит из трех частей:

1. Краткая характеристика спортсмена (команды) и их состояние на данный момент (возраст, уровень физической, технико-тактической и волевой подготовленности; состояние здоровья и др.);

2. Цель и основные задачи многолетней подготовки спортсмена (команды), например, цель: стать чемпионом мира; задачи: повысить физическую подготовку, усовершенствовать тактику игры в атаке и обороне и др.

3. Планируемые показатели и их динамика, например: показатели тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня подготовленности спортсменов, эффективности соревновательной деятельности в положительной динамике в течение четырех лет.

На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по годам подготовки, планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. В плане отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

Перспективные планы составляются как для группы спортсменов (2-3 разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1–го разряда и более высоких результатов).

  Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам – соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер, с возрастающими из года в год требованиями к различным сторонам подготовленности спортсмена. В него должны быть включены лишь основные показатели подготовленности спортсмена (без лишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

К документам перспективного планирования относятся: учебный план, учебная программа, многолетний индивидуальный план подготовки спортсмена, команды.

Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной      работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия и др. Учебный план делиться на два основных раздела: теоретический и практический. В теоретической части даются сведения сущности спортивной тренировки, средствах, методах и принципах спортивной тренировки, средствах оздоровления и др. В практической части – определяются основные средства и методы развития общей и специальной физической, технической, тактической и интегральной подготовки спортсменов.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.).

Программа, как правило, состоит из четырех разделов:

1) объяснительной записки, в которой определяются цели и задачи спортивной подготовки;

2) изложения программного материала (теоретического и практического);

3) контрольных нормативов подготовки;

4) рекомендуемой литературы.

       Текущее планирование разрабатывается на один год в соответствии с перспективным планом. В отличие от перспективного текущий план более конкретен и детализирован.

   Текущий план включает в себя следующие разделы:

  1. Краткий анализ тренировочной и соревновательной деятельности за прошедший сезон.

  2. Цель и задачи на предстоящий год.

  3. Распределение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок по видам подготовки и этапам годичного цикла.

  4. Основные направления воспитательной работы.

  5. Основные направления научно-методического, медико-биологического и материально-технического обеспечения тренировочного процесса.

  Стержневой основой текущего плана является план-график распределения объемов соревновательных и тренировочных нагрузок по видам подготовки. В нем должны быть отражены в количественных показателях структура и содержание индивидуальной подготовки спортсмена (команды) на отдельных этапах годичного цикла.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

 

      

Годичный план подготовки состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

  

Объем соревновательной нагрузки слагается из объема основных и подводящих соревнований за год в часах.

Объем тренировочной нагрузки в годичном цикле разбивается на частные объемы по видам подготовки и примерно составляет: физическая подготовка 25-30%; техническая – 20-25%; тактическая – 20% и соревновательная – около 30%. Эти соотношения являются усредненными и могут меняться в зависимости от уровня подготовленности спортсмена (команды).

Наиболее важная операция в технологии планирования – распределение объемов нагрузки по периодам и этапам, а также распределение частных объемов в отдельных видах подготовки по этапам годичного цикла. Естественно, что соотношение объемов видов подготовки на отдельных этапах определяется задачами, стоящими перед конкретным этапом, его структурой и содержанием. Так, на общеподготовительном этапе физической подготовке отводится около 75% объема нагрузки, в то время как на соревновательном этапе наибольший объем занимает соревновательная (тактическая) подготовка – 50-60% и т.д.                                                                             

 

Оперативное планирование. Следующей ступенью единой системы планирования является оперативное планирование (на месяц, неделю, день, одно занятие). Оно представляет собой подробное распределение объемов соревновательных и тренировочных нагрузок по видам подготовки.

  Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

  Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия План-конспект тренировочного занятия  составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности непосредственно на соревнованиях.

Структурно все тренировочные планы должны включать в себя:

1) персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды;

2) целевые установки для различных видов и этапов подготовки спортсмена (команды);

3) показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

4) сроки соревнований, контрольных тестирований, спортивно-медицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки. Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

  При планировании нагрузок в мезоцикле принципиальное значение имеет динамика функционального состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой (ее содержанием, объемом, интенсивностью и чередованием). Для микроцикла важно сочетание ближайших тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма занимающихся в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: