Методы выявления и развития познавательных стратегий школьников

Важно сначала помочь ученику выявить собственную познавательную стратегию и затем организовать целенаправленный процесс ее развития. После рефлексии собственной стратегии ученик сам может прийти к необходимости ее изменения: устранению неэффективных действий, расширению арсенала мыслительных операций и действий, изменению последовательности операций и действий, овладение новой стратегией целиком.

Методы исследования познавательных стратегий:

· Составление вопросника для выявления стратегии.

· Составление листа анализа стратегии с указанием различных вариантов шагов.

Учитель может составить вопросник с примерными вариантами этапов стратегии.

Для учеников начальной школы:

· Наблюдение в процессе деятельности.

· Рефлексия собственных действий на основе листа анализа (с предоставлением списка возможных вариантов).

· Сравнение выбранного плана деятельности с этапами реализованной деятельности.

Вопросы для выявления познавательной стратегии:

· Как ты решаешь, что будешь делать? Что важно для получения результата?

· Из скольких шагов состоит процесс? Что ты делаешь во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.? Какова последовательность действий?

· Как ты понимаешь, что движешься в правильном направлении? Как ты понимаешь, что у тебя получается?

· Что ты делаешь, если что-либо не получается?

· Какой шаг служит завершением процесса? Как ты понимаешь, что достиг цели? Какой последний шаг ты сделал?

Решение задач является одним из важнейших видов учебной деятельности, влияющим на развитие мышления детей, стратегию, которую следует целенаправленно развивать уже в начальной школе. Данная стратегия включает в себя элементы стратегий, связанных с формированием понятий, чтением учебного текста, освоением теоретических знаний.

Развитие стратегии решения задач у учеников начальной школы следует начинать с обучения навыка определения, что «является задачей», развитие навыков осмысленного чтения текста задачи. Ученики начальных классов читают задачу по- разному, в зависимости от развития мыслительных операций и действий, прежде всего, сенсорных предпочтений. Самостоятельная выработка памятки детьми по решению задачи существенно влияют на осознание и развитие стратегии. Если решение задачи происходит по всем этапам, разработанным в памятке, то эффективность решения задачи существенно повышается.

Разработанные алгоритмы решения задач в различных областях знания не позволяют учесть индивидуальные особенности познавательных процессов детей. Важно, чтобы памятка по решению задач была составлена самими учениками. Уже в 3 классе дети способны анализировать ход собственных рассуждений и свои действия при решении задачи.

Под руководством учителя ученики способны не только осознавать свои интеллектуальные действия, но и мотивы, развивать осмысленное отношение к собственным учебным действиям. Анализ собственных стратегий учениками неизбежно приводит к развитию новых мыслительных операций, что для учащихся является одной из форм развития личностного опыта. Обмен стратегиями решения задач с одноклассниками существенно расширяет арсенал познавательных средств. Накопленный опыт рефлексии приводит к его использованию в других видах деятельности на различных уроках. Опыт самоанализа положительно влияет на обучаемость в целом. У детей развивается уверенность в себе и собственных силах, возникает более ответственное отношение к собственной деятельности.

Развитие стратегии решения задач помогает «передать» ответственность за управлением качества обучения в руки детей. Анализ стратегий решения задач может служить основой моделирования образовательной технологии, адекватной образовательной ситуации. Полученный опыт может быть использован детьми для решения не только учебных, но и жизненных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: