Пример использования стратегии «Идеал» при работе с текстовой задачей (3 класс).
Задача. В третьем классе учатся 25 учеников. Им было предложено заниматься в 2 кружках: по математике и по природоведению. В каждый кружок записалось по 16 человек, причем 10 человек решили заниматься одновременно математикой и природоведением. Получив результаты, ребята удивились: «Можно подумать, что у нас в классе не 25 учеников, а все 42»
Но один любитель математики сказал: «Вовсе нет! У нас есть несколько ребят, которые не хотят заниматься ни в одном из кружков. Я даже могу сказать, сколько их.» Как он это узнал?
Приступим к первому этапу стратегии.
«Интересно, в чем проблема?»
- Ребята, давайте сформулируем проблему. Формулировка должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», должна отсутствовать частица «не».
Примерные варианты:
· Как решить задачу?
· Как узнать, сколько ребят не хотят заниматься ни в одном кружке?
· Как любитель математики узнал, сколько ребят не занималось ни в одном кружке?
|
|
· Как узнать, сколько ребят не хотят заниматься ни в одном кружке, зная, что из 25 человек в каждый кружок записалось по 16 человек, причем 10 человек решили заниматься в двух кружках одновременно?
Остановившись на одной из формулировок, можно перейти к следующему этапу.
«Давайте предложим как можно больше вариантов решения!»
- В течение 10 минут вы можете предлагать свои варианты решения.
Нужно сначала узнать, сколько ребят собирается заниматься только природоведением и только математикой.
Нужно узнать количество ребят, которые не хотят заниматься ни в одном из кружков. И т.д.
«Есть ли какие-либо хорошие решения?»
Это этап первичной оценки.
- Отметим «+» те способы, которые могут быть осуществимы.
«А теперь сделаем выбор!»
Из тех вариантов, что отмечены «+», давайте выберем самый удачный.
«Любопытно, как это будет на практике?»
- Давайте составим план действий.
1. Найти количество учеников, которые будут заниматься только математикой.
2. Найти количество учеников, которые будут заниматься только природоведением.
3. Найти количество человек, записавшихся в кружки.
4. Найти количество человек, которые не записались в кружки.
- А теперь осуществим наш план.
1) 16 – 10 = 6 (чел.) – будут заниматься только математикой;
2) 16 – 10 = 6 (чел.) – будут заниматься только природоведением;
3) 6 + 6 + 10 = 22 (чел.) – записались в кружки;
4) 25 – 22 = 3 (чел.)
Ответ: 3 учащихся класса не записались ни в один из кружков.
Рассмотрим другой пример применения данной стратегии при решении текстовой задачи (2 класс).
Принесли корзину с подберезовиками и подосиновиками. Когда пересчитали грибы каждого вида, оказалось, что подберезовиков на 8 больше, чем подосиновиков. Сколько грибов в корзине?
|
|
Сможешь ли ты решить задачу?
Приступим к первому этапу стратегии.
«Интересно, в чем проблема?»
- Ребята, давайте сформулируем проблему. Формулировка должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», должна отсутствовать частица «не».
Примерные варианты:
· Как решить задачу?
· Как ответить на вопрос задачи: «Сколько грибов было в корзине?»
· Как решить задачу с одним известным?
· Как узнать, сколько грибов было в корзине, зная только то, что подберезовиков на 8 больше, чем подосиновиков?
Остановившись на одной из формулировок, можно перейти к следующему этапу.
«Давайте предложим как можно больше вариантов решения!»
- В течение 10 минут вы можете предлагать свои варианты решения.
Примерные варианты:
· Нужно узнать, сколько подосиновиков было в корзине.
· Нужно изменить условие.
· Нужно придумать число – это будет количество подосиновиков – решить задачу.
«Есть ли какие-либо хорошие решения?»
Это этап первичной оценки.
- Отметим «+» те способы, которые могут быть осуществимы.
«А теперь сделаем выбор!»
Из тех вариантов, что отмечены «+», давайте выберем самый удачный.
«Любопытно, как это будет на практике?»
- Давайте составим план действий:
1. Подставить число в задачу
2. Решить задачу
3. Записать ответ
- А теперь осуществим наш план.
Принесли корзину с подберезовиками и подосиновиками. Когда пересчитали грибы каждого вида, оказалось, что подосиновиков 25, а подберезовиков на 8 больше, чем подосиновиков. Сколько грибов было в корзине?
25 + 8 = 33 (подберезовика)
25 + 33 = 58 (грибов)
Ответ: 58 грибов было в корзине.
Рассмотрим другой пример применения данной стратегии при решении задания (2 класс).
Учитель пишет на доске числа в таком порядке: 5, 10, 15, 20, …
Внимательно рассмотрите числа. Постарайтесь найти закономерность, на основании которой записаны эти три числа. Назовите следующие три числа.
«Интересно, в чем проблема?»
- Ребята, давайте сформулируем проблему. Формулировка должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», должна отсутствовать частица «не».
Примерные варианты:
· Как найти закономерность?
· Как найти следующие три числа?
· Как найти закономерность, для того, чтобы найти следующие три числа?
«Давайте предложим как можно больше вариантов решения!»
- В течение 10 минут вы можете предлагать свои варианты решения.
Примерные варианты:
· Нужно найти разность соседних чисел.
· Нужно к последнему числу прибавить разность соседних чисел.
· Нужно первое число вычесть из второго, второе из третьего, третье из четвертого, чтобы выявить закономерность. Если во всех случаях ответ одинаковый, прибавить его к последнему числу.
«Есть ли какие-либо хорошие решения?»
Это этап первичной оценки.
- Отметим «+» те способы, которые могут быть осуществимы.
«А теперь сделаем выбор!»
Из тех вариантов, что отмечены «+», давайте выберем самый удачный.
«Любопытно, как это будет на практике?»
- Давайте составим план действий:
1. Из 10 вычесть 5.
2. Из 15 вычесть 10.
3. Из 20 вычесть 15.
4. Сравнить полученные результаты, сделать вывод.
5. Если полученный результат одинаковый, прибавить его к 20.
6. Еще раз прибавить данный результат к полученному в сложении числу.
7. К последнему числу еще раз прибавить полученный результат.
А теперь осуществим наш план:
10 – 5 = 5
15 – 10 = 5
20 – 15 = 5
Разность всех пар чисел одинакова, значит закономерность заключается в том, что каждое следующее число больше предыдущего на 5.
20 + 5 = 25
25 + 5 = 30
30 + 5 = 35