Применение стратегии «Идеал»

Пример использования стратегии «Идеал» при работе с текстовой задачей (3 класс).

Задача. В третьем классе учатся 25 учеников. Им было предложено заниматься в 2 кружках: по математике и по природоведению. В каждый кружок записалось по 16 человек, причем 10 человек решили заниматься одновременно математикой и природоведением. Получив результаты, ребята удивились: «Можно подумать, что у нас в классе не 25 учеников, а все 42»

Но один любитель математики сказал: «Вовсе нет! У нас есть несколько ребят, которые не хотят заниматься ни в одном из кружков. Я даже могу сказать, сколько их.» Как он это узнал?

Приступим к первому этапу стратегии.

«Интересно, в чем проблема?»

- Ребята, давайте сформулируем проблему. Формулировка должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», должна отсутствовать частица «не».

Примерные варианты:

· Как решить задачу?

· Как узнать, сколько ребят не хотят заниматься ни в одном кружке?

· Как любитель математики узнал, сколько ребят не занималось ни в одном кружке?

· Как узнать, сколько ребят не хотят заниматься ни в одном кружке, зная, что из 25 человек в каждый кружок записалось по 16 человек, причем 10 человек решили заниматься в двух кружках одновременно?

Остановившись на одной из формулировок, можно перейти к следующему этапу.

«Давайте предложим как можно больше вариантов решения!»

- В течение 10 минут вы можете предлагать свои варианты решения.

Нужно сначала узнать, сколько ребят собирается заниматься только природоведением и только математикой.

Нужно узнать количество ребят, которые не хотят заниматься ни в одном из кружков. И т.д.

«Есть ли какие-либо хорошие решения?»

Это этап первичной оценки.

- Отметим «+» те способы, которые могут быть осуществимы.

«А теперь сделаем выбор!»

Из тех вариантов, что отмечены «+», давайте выберем самый удачный.

«Любопытно, как это будет на практике?»

- Давайте составим план действий.

1. Найти количество учеников, которые будут заниматься только математикой.

2. Найти количество учеников, которые будут заниматься только природоведением.

3. Найти количество человек, записавшихся в кружки.

4. Найти количество человек, которые не записались в кружки.

- А теперь осуществим наш план.

1) 16 – 10 = 6 (чел.) – будут заниматься только математикой;

2) 16 – 10 = 6 (чел.) – будут заниматься только природоведением;

3) 6 + 6 + 10 = 22 (чел.) – записались в кружки;

4) 25 – 22 = 3 (чел.)

Ответ: 3 учащихся класса не записались ни в один из кружков.

Рассмотрим другой пример применения данной стратегии при решении текстовой задачи (2 класс).

Принесли корзину с подберезовиками и подосиновиками. Когда пересчитали грибы каждого вида, оказалось, что подберезовиков на 8 больше, чем подосиновиков. Сколько грибов в корзине?

Сможешь ли ты решить задачу?

Приступим к первому этапу стратегии.

«Интересно, в чем проблема?»

- Ребята, давайте сформулируем проблему. Формулировка должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», должна отсутствовать частица «не».

Примерные варианты:

· Как решить задачу?

· Как ответить на вопрос задачи: «Сколько грибов было в корзине?»

· Как решить задачу с одним известным?

· Как узнать, сколько грибов было в корзине, зная только то, что подберезовиков на 8 больше, чем подосиновиков?

Остановившись на одной из формулировок, можно перейти к следующему этапу.

«Давайте предложим как можно больше вариантов решения!»

- В течение 10 минут вы можете предлагать свои варианты решения.

Примерные варианты:

· Нужно узнать, сколько подосиновиков было в корзине.

· Нужно изменить условие.

· Нужно придумать число – это будет количество подосиновиков – решить задачу.

«Есть ли какие-либо хорошие решения?»

Это этап первичной оценки.

- Отметим «+» те способы, которые могут быть осуществимы.

«А теперь сделаем выбор!»

Из тех вариантов, что отмечены «+», давайте выберем самый удачный.

«Любопытно, как это будет на практике?»

- Давайте составим план действий:

1. Подставить число в задачу

2. Решить задачу

3. Записать ответ

- А теперь осуществим наш план.

Принесли корзину с подберезовиками и подосиновиками. Когда пересчитали грибы каждого вида, оказалось, что подосиновиков 25, а подберезовиков на 8 больше, чем подосиновиков. Сколько грибов было в корзине?

25 + 8 = 33 (подберезовика)

25 + 33 = 58 (грибов)

Ответ: 58 грибов было в корзине.

Рассмотрим другой пример применения данной стратегии при решении задания (2 класс).

Учитель пишет на доске числа в таком порядке: 5, 10, 15, 20, …

Внимательно рассмотрите числа. Постарайтесь найти закономерность, на основании которой записаны эти три числа. Назовите следующие три числа.

«Интересно, в чем проблема?»

- Ребята, давайте сформулируем проблему. Формулировка должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», должна отсутствовать частица «не».

Примерные варианты:

· Как найти закономерность?

· Как найти следующие три числа?

· Как найти закономерность, для того, чтобы найти следующие три числа?

«Давайте предложим как можно больше вариантов решения!»

- В течение 10 минут вы можете предлагать свои варианты решения.

Примерные варианты:

· Нужно найти разность соседних чисел.

· Нужно к последнему числу прибавить разность соседних чисел.

· Нужно первое число вычесть из второго, второе из третьего, третье из четвертого, чтобы выявить закономерность. Если во всех случаях ответ одинаковый, прибавить его к последнему числу.

«Есть ли какие-либо хорошие решения?»

Это этап первичной оценки.

- Отметим «+» те способы, которые могут быть осуществимы.

«А теперь сделаем выбор!»

Из тех вариантов, что отмечены «+», давайте выберем самый удачный.

«Любопытно, как это будет на практике?»

- Давайте составим план действий:

1. Из 10 вычесть 5.

2. Из 15 вычесть 10.

3. Из 20 вычесть 15.

4. Сравнить полученные результаты, сделать вывод.

5. Если полученный результат одинаковый, прибавить его к 20.

6. Еще раз прибавить данный результат к полученному в сложении числу.

7. К последнему числу еще раз прибавить полученный результат.

А теперь осуществим наш план:

10 – 5 = 5

15 – 10 = 5

20 – 15 = 5

Разность всех пар чисел одинакова, значит закономерность заключается в том, что каждое следующее число больше предыдущего на 5.

20 + 5 = 25

25 + 5 = 30

30 + 5 = 35


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: