Рынок транспортных услуг – один из самых динамичных в мире. Рост экономики сопровождается бурным ростом рынка транспортных, экспедиторских и логистических услуг.
В последнее время потребности в транспортных услугах только растут. Однако существующая инфраструктура уже не в состоянии обеспечить потребности экономики. Значительная часть объектов инфраструктуры выходит из строя, стала технически непригодной, морально устаревает. Большая часть железнодорожного парка, воздушных и речных судов выработали предельные сроки эксплуатации. Износ основных фондов речных портов составляет от 50 до 70 процентов. А аэропортная сеть приблизилась к критической отметке в 80 процентов. [Стенографический отчет о заседании президиума Государсвенного совета по вопросам развития транспортной инфраструктуры страны// www.kremlin.]
Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги. Это проявляется в следующем:
|
|
1) Состояние опорной транспортной сети не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам.
2) Значительная часть сельских населенных пунктов страны не обеспечена связью по дорогам с твердым покрытием с опорной транспортной сетью.
3) Наблюдается существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества: около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам.
4) Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, в результате их износ достиг 55-70 процентов и продолжает нарастать.
5) Сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков. Мощности портовой инфраструктуры не позволяют обеспечивать переработку российских внешнеторговых грузов в портах РФ.
6) Показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню. В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают более 36 тыс. человек и получают ранения более 200 тыс. человек. Из-за загрязнения окружающей среды выбросами транспорта в городах России ежегодно преждевременно умирает не менее 21 тыс. человек. Общий ущерб от таких негативных последствий транспортной деятельности, как аварийность, загрязнение окружающей среды, потери экономики и общества от перегрузки транспортных коммуникаций, ежегодно составляет не менее 7-8 % ВВП.
7) Значительно обострились проблемы обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической устойчивости транспортной системы.
|
|
Будущее развитие транспортного комплекса состоит в следующем:
§ - реконструкция изношенных участков;
§ - развитие высокоскоростного движения на основе современных технологий и технологий будущего;
§ - проекты развития высокоскоростных магистралей;
§ - строительство и эксплуатация поездов на магнитном подвесе;
§ - сверхвысокоскоростные грузоперевозки по технологии hyperloop (англ. «гиперпетля»);
§ - сверхзвуковые пассажирские воздушные суда в гражданской авиации;
§ - развитие беспилотных технологий на всех видах транспорта;
§ - развитие спутниковых систем контроля и управления транспортным комплексом;
§ - автоматизированная система управления транспортным комплексом - сбор и обработка данных в реальном времени, моделирование работы транспортного комплекса, определение «проблемных мест», оценка эффективности проектов;
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы.
Нацпроект Модернизация магистральной инфраструктуры. Задачи Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры – развивать и расширять международные транзитные коридоры Запад – Восток и Север – Юг. Кроме этого целью проекта является повышение уровня экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированного обеспечения доступной электроэнергией.