Федеральные программы регионального развития: цели, источники финансирования, механизм реализации

 

Важнейшим прямым регулятором территориально-экономических процессов являются целевые программы экономического, социального и иного развития регионов. Каждая программа — это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства. Они обеспечивают эффективное решение задач общенационального, межтерриториального или важного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного и (или) экологического развития региона — субъекта Российской Федерации, экономического района, зоны, города и т. д.

Государственные программы развития регионов применяются в разных странах как интенсивное средство региональной политики. В современной России с ее разнообразием проблемных территорий имеются широкие возможности для регионального программирования.

Федеральные программы регионального развития в принципе должны разрабатываться не для всех, а только ограниченного числа проблемных территорий. В отличие от большинства других средств федеральной региональной политики, они нацеливаются на решение не столько текущих, сколько стратегических задач регионального развития, имеющих общегосударственное значение. Для одних регионов это может быть реструктуризация экономики, для других – преодоление хронической отсталости, освоение новых природных ресурсов и т.д. программы создают федеральным и региональным властям долговременные ориентиры для их повседневной управленческой деятельности.

Инициаторами разработки федеральных программ регионального развития чаще всего выступают администрации субъектов федерации. Обоснования предлагаемой программы включают формирование важнейших проблем, требующих программной проработки, анализ причин их возникновения, оценку возможной социально-экономической эффективности программы, потребностей в ресурсах и возможных источников их осуществления, рекомендации о составе государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программы.

Для программы, утвержденной Правительством РФ, открывается финансирование из федерального бюджета, а госзаказчик заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование из бюджетов субъектов федерации и внебюджетных источников. Текущее управление программой осуществляет дирекция, формируемая госзаказчиком. Показатели программы должны ежегодно уточняться.

Федеральные региональные программы, кроме средств федерального и регионального бюджетов, привлекают также взносы участников программы, целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в выполнении программы, кредиты банков, средства населения, иностранные инвестиции и т.д. Предусматривается также возможность создания специальных финансовых фондов.
Главным нормативным документом регионального программирования является Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденный Правительством РФ в 1995 г. и уточненный в 1996 г. Инициаторами разработки федеральных программ регионального раз­вития чаще всего выступают администрации субъектов федерации. Обоснования предлагаемой программы включают: формирование важнейших проблем, требующих программной проработки; анализ причин их возникновения; оценку возможной социально-экономической эффективности программы, потребностей в ресурсах и возможных источников их осуществления; рекомендации о составе государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программы.

Решение о разработке федеральной региональной программы прини­мает Правительство РФ и назначает государствен­ного заказчика, несущего основную ответственность за разработку и реали­зацию программы. Государственный заказчик (координатор) определяет разработчиков программы, в том числе головного разработчика, и поручает им подготовку проекта программы на основе исходного задания. Проект программы должен включать:
· цели и задачи программы, конкретизи­рованные качественно и количественно;
· этапы и сроки выполнения программы;
· структуру программы (состав подпрограмм по направлениям: природно-ресурсный и демографический потенциал, развитие основных производств и инфраструктуры, научно-техническое развитие, межрегиональное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность, охрана окружающей среды и др.);
· систему программных мероприятий (по направлениям);
· обоснование финансовых и других затрат;
· расчеты социально-экономической эффективности и оценку эколо­гических последствий;
· характеристику механизмов осуществления программы (необходимые нормативно-правовые и институциональные изменения, систему стимулирования и привлечения финансовых ресурсов, организацию управления программой и контроль над ходом ее выполнения);
· сведения о государственных заказчиках и исполнителях программы.

В процессе подготовки программы разрабатываются, концепция, различные сценарии и прогнозы, применяются разнообразные аналитические методы. После завершения разработки проекта программы госзаказчик орга­низует согласование предусмотренных в нем мероприятий и источников финансирования с федеральными министерствами и ведомствами, органами власти субъектов федерации, предпринимательскими структурами – испол­нителями программы.

Для программы, утвержденной Правительством РФ, открывается финансирование из федерального бюджета, а госзаказчик заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование из бюджетов субъектов федерации и внебюджетных источ­ников. Текущее управление программой осуществляет дирекция, форми­руемая госзаказчиком. Показатели программы должны ежегодно уточняться.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: