ФЦП «Юг России (2014-2020)»: цели, задачи, показатели

 

Основной целью Программы является повышение благосостояния и качества жизни населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, обеспечивающее сокращение их отставания от среднероссийского уровня.

Достижение соответствующего уровня качества жизни населения возможно только при условии создания динамично развивающейся и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей необходимый уровень его доходов.

повышение качества жизни населения СКФО;

 

- обеспечение достойных условий жизни граждан путём создания дополнительных рабочих мест в основных отраслях экономики СКФО;

- финансирование приоритетных объектов здравоохранения на территории СКФО;

- обеспечение возможности получения качественного образования;

- завершение строительства объектов, ранее начатых в рамках федеральной целевой программы «Юг России (2008–2013 годы)».

 

В ФЦП учтены положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах, направленные на реализацию майских указов Президента Российской Федерации.

Прогнозируемый общий объём финансирования программы в ценах соответствующих лет составит 189 117,94 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета – 171 925,4 млн рублей.

Объёмы финансирования на 2014–2016 годы соответствуют Федеральному закону от 2 декабря 2013 года №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и определены в объёме 30 659,7 млн рублей, в том числе в 2014 году – 4668,3 млн рублей, в 2015 году – 15 348,9 млн рублей, в 2016 году – 10 642,5 млн рублей.

Реализация положений постановления будет способствовать формированию общих благоприятных социально-экономических условий для развития реального сектора экономики, стимулированию инвестиционной активности в СКФО и привлечению капитала в экономику, обеспечению достойных условий жизни граждан путём создания новых рабочих мест, обеспечению возможности получения качественного образования и строительству приоритетных объектов здравоохранения на территории СКФО.

 

Оптимальным решением проблем финансирования программ будет достижение такого положения, при котором само осуществление мероприятий программы (после определенного начального периода, когда требуется привлечение инвестиций из центра и других внешних источников) способствует образованию источников накопления инвестиционных ресурсов для дальнейшего развития программы. Накапливая инвестиционные ресурсы в процессе реализации быстро окупаемых программных мероприятий, необходимо направлять их на объекты более долговременного, стратегического характера, позволяющие добиться существенного перелома ситуации в регионе.

Для успеха программ важно решение проблемы постоянной взаимной! координации региональных программ с отраслевыми программами, реализуемыми на территории.

Значительного совершенствования на основе накапливаемого опыта требует практика управления реализацией программ (организация управления, поиск и освоение новых форм привлечения, аккумуляции и использования внебюджетных средств к выполнению программ, взаимодействие с региональными и местными властями, деятельность государственных заказчиков и т.д.).

Региональные программы не должны сводиться только к набору инвестиционных проектов, на которые запрашиваются средства из федерального бюджета. Все более актуальными становятся, во-первых, проблемы определения других форм и конкретных мер федеральной экономической политики но отношению к региону, в котором осуществляются федеральные региональные программы (например, сдерживание роста или снижение энергетических и транспортных тарифов для Дальнего Востока и т.и.), и, во-вторых, проблема оптимального сочетания методов государственного и рыночного регулирования.

Реализация целевых программ в большой мере зависит от обоснованности и эффективности оперативных решений, принимаемых па основании анализа хода выполнения программных мероприятий.

В этой связи необходимо усовершенствовать систему контроля за реализацией федеральных целевых отраслевых программ в региональном разрезе и программ развития регионов, в том числе через развитие системы мониторинга реализации ФЦП на основе государственной статистической отчетности и материалов, предоставляемых госзаказчиками программ.

При этом собирается и анализируется информация о ходе реализации федеральных программ развития как регионов, так и отраслей в региональном разрезе. Данная информация используется при составлении прогнозов социально-экономического развития страны, проектов федерального бюджета на очередной год, при принятии решений о государственной поддержке того или иного региона, при учете поступления финансовых средств в регионы по различным каналам, что важно для составления сводных балансов финансовых ресурсов и упорядочения всей системы государственной поддержки регионов.

Мониторинг реализации утвержденных Правительством РФ федеральных целевых программ должен показать степень влияния последних па изменение социально-экономической ситуации в конкретных регионах, эффективность принимаемых программных мер, адекватность методов и форм реализации мероприятий по социально- экономическим, природным и иным особенностям регионов [11].

В 2001—2002 гг. количество ФЦП уменьшилось более чем вдвое, зато существенно увеличилось их финансирование. В последние годы число ФЦП постепенно стабилизировалось, но их количество еще значительно ниже уровня 1998 г.: в 1998 г. — 139, в 2004 г. — 53, 2005 г. — 54.

В числе данных программ особое место занимают программы развития регионов, финансируемые за счет средств Фонда регионального развития, формируемого на бюджетной основе. Наиболее значимы следующие ФЦП:

  • 1. «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002—2010 гг. и до 2015 г.)»;
  • 2. «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 и до 2010 г.»;
  • 3. «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994—2005 гг.)»;
  • 4. «Юг России»;
  • 5. «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 г.»;
  • 6. «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 г.»;
  • 7. «Развитие Калининградской области на период до 2010 г.»;
  • 8. «Экономическое и социальное развитие Сибири на 1997 — 2005 гг.».

При реформировании бюджетного процесса и с введением в 2006 г. ведомственных целевых программ ресурс ФЦП будет полностью сконцентрирован на проектах, обеспечивающих максимальный эффект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: