Оценивание личностных результатов обучения относится к разделу: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».
Оно является одним из компонентов комплексного подхода к оцениванию (наряду с оценкой предметных и метапредметных результатов). Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижений обучающихся в ходе их личностного развития.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой. Формирование и достижение личностных результатов – задача и ответственность системы образования в целом и образовательного учреждения в частности. Влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательного учреждения, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.
|
|
Оценка личностного развития может быть представлена:
- итоговой оценкой за данный период,
- текущими оценками, демонстрирующими динамику достижений.
Личностные результаты могут оцениваться в разных формах:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка),
- не персонифицированная (характеризующая достижения в классе, параллели, образовательной ступени, у конкретного учителя, в ОУ),
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет),
- количественная (измеренная, например, в ранговой школе: больше/меньше),
- интегральная (комплексные тесты, портфолио, выставки, презентации),
- дифференцированная (оценки отдельных аспектов развития).
В систему оценки могут входить различные методы, дополняющие друг друга:
- наблюдение,
- экспертная оценка,
- стандартизованные опросники,
- проективные методы,
- самооценка,
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.