Факторы мотивации вступления в брак

 

Впервые слово «мотивация» было использовано А. Шопенгауэром в 1900 г. в его статье «Четыре принципа достаточной причины». После этого данный термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. Согласно В.Д. Шадрикову, мотивация может быть обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности, знаниями, умениями, способностями, характером, мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и многими другими факторами [12]. Но поскольку мы живем в обществе, то наши мотивы будут зависеть не только от личностных факторов, но также и от социальных. Так, Г. Мерфи определяет мотивацию как совокупность или систему определенных мотивов, которые зависят от таких социальных факторов, как: верность группе; боязнь быть смешным или стать «белой вороной»; стремление поддержать свой престиж; желание получить общественное одобрение и др.                                                Фактор смысложизненных ориентаций. В 2010 году Д.С. Никулиной было проведено исследование на мотивацию вступления в брак у юношей и девушек с различными смысложизненными ориентациями [20]. Результаты показали, что испытуемые с высокой осмысленностью жизни оперируют мотивами любви и психологического соответствия будущему супругу. Высокая осмысленность жизни может указывать на психологическую зрелость человека, направленного в первую очередь на создание прочного союза, а не получение личных выгод. Данное исследование также демонстрирует как ценности человека влияют на его мотивы вступления в брак. Так, среди ценностей людей, выбравших мотивы любви и соответствия, наиболее часто встречались «жизненная мудрость», «счастливая семейная жизнь», «красота природы».                                                                  Испытуемые со средней осмысленностью жизни предпочли мотивы любви и физической близости, что в большей степени демонстрирует позицию получения, нежели взаимного роста, обогащения или отдачи. Для этих людей наиболее важными оказались такие ценности, как: «развлечение», «творчество», «материальная обеспеченность». Здесь наблюдается так называемый переходный период, когда уже присутствует духовная направленность (ценность творчества), но при это материальное занимает значительное место.                                                                                             У группы с низкой осмысленностью жизни преобладающим мотивом являлся расчет, а ключевыми ценностями – развлечения, общественное признание и материальное благо.                                                                               Как мы видим, ценности человека, а также его психологическая зрелость могут оказывать прямое влияние на иерархию мотивов, которыми он оперирует при выборе брачного партнера и заключении брака. Чем более духовные ценности у человека, и чем он более психологически зрелый, тем больше он направлен на самого партнера, нежели на факт или тип брака. Ценностный фактор. Среди ценностей личности, играющих немаловажную роль в семейном самоопределении можно выделить ценность супружества, родительства и родства. Среди первых будут ценность семьи, равноправия супругов, проведения совместного досуга, доминирования одного из супругов, открытости семьи и т.д. Среди вторых – ценность многодетства и воспитания. К третьей группе ценностей относится поддержание связи с родственниками, помощь в межпоколениях, расширение нуклеарной семьи и т.д. Согласно одному исследованию, проведенному в 2015 году, было выявлено, что современная молодежь видит семью, как равноправный союз мужчины и женщины с 1-2 детьми, в основе которого лежат взаимопонимание, поддержка и любовь [25].                                           Эмоционально волевые особенности личности. Было выявлено, что для людей с высокой эмоциональной устойчивостью ведущими являются мотивы любви и стабильных гармоничных сексуальных отношений. У юношей с данные показатели связаны с мотивами обретения счастья в семейной жизни и достижения самостоятельности и независимости. Также была установлена корреляция между высоким уровнем тревожности и мотивами материального благополучия [18].                                                Возрастной фактор. Мотивы вступления в брак также могут зависеть от возраста и пола человека. Отмечается, что с возрастом (от 18 до 30) у супругов уменьшаются различия между мотивами вступления в брак. Наибольшее сходство наблюдается, когда муж старше жены, а наименьшее, когда жена старше мужа или муж намного старше жены [28].                        Гендерный фактор. Определение мотивов гендерным аспектом также имеет место быть. Исследование по данной теме было проведено Л.Л. Пучковой, в котором были выявлены некоторые различия в мотивации на брак у юношей и девушек [24]. Так, юноши чаще, чем девушки ставили на первые места мотив ожидания ребенка или беременности. С одной стороны, это говорит о том, что они готовы брать на себя ответственность, а с другой, что для них примелем брак без любви, психологической совместимости или материальных условий. Юноши больше, чем девушки оперируют мотивом долга. У юношей также чаще проявляется мотив собственной готовности материально обеспечивать семью и брать ответственность за спутницу жизни. В исследовании, проведенном С.В. Мерзляковой было выявлено, что следующие мотивы вступления в брак являются более свойственными для девушек, чем для юношей: счастье, любовь, достижение успеха, самоактуализация, бегство от родителей, общение с людьми, улучшение материального благосостояния, признание окружающими, долг. В то время как у юношей были выявлены более высокие показатели по мотивам компенсации чувства одиночества и мести.                                                 Макросредовые факторы. Не стоит забывать и о макросредовых факторах, которые представлены культурой, страной и языком. Этнически аспект также играет большую роль в определении мотивов вступления в брак. В тех культурах или даже семьях, где роль религии сильна, мотивы брака буду синхронизироваться с религиозными заповедями или устоями. Скорее всего в таких браках будут преобладать мотивы долженствования и следования устоям и традициям.                                                                                Е.Н. Касаркина в своей статье «Социокультурные факторы, формирующие брачную мотивацию молодежи» указывает на такие социальные факторы, как [14]:

· Либерализация общественного мнения по поводу безбрачного сожительства;

В связи с тем, что сегодня молодые люди могут вести половую жизнь, не будучи супругами (и это не порицается обществом), а также воспитывать детей, то им приходиться искать новый смысл в феномене заключения брака. Но это не угрожает институту семьи. Еще в советские годы отечественные социологи утверждали, что семья не перестанет изменяться, как и не перестанет существовать [27].    

· Толерантность к рождаемости детей вне брака;

Если раньше брак заключался для рождения и воспитания детей, а также для ведения совместного хозяйства, то сегодня он является средством получения любви и избавления от одиночества. Рост внебрачных рождений наблюдается с 1980-х годов. Если в 1970 году вне брака рождалось 10,57% от всех появившихся том году детей, то в 2002 году это значение достигло уже 30% [4].

Данный фактор способствует необдуманному решению заключения брака со стороны женской части населения. Их мотивы могут носить неосознаваемый внешний характер: потому что «пора», потому что все подружки уже за мужем, потому что потом всех разберут и т.д.

· Развитие потребительской наклонности;

Данный феномен отражается в потребительском отношении к жизни в целом и к браку в частности. И сказывается как на выборе партнера, так и на взаимоотношениях с ним. При вступлении в брак люди хотят в первую очередь получать (любовь, внимание, понимание и т.д.) и делать этот легко, не прилагая никаких усилий.

· Увеличение периода получения образования;

Данный фактор отмечался молодежью как то, что бы стало для них препятствием для заключения брака. В связи с этим сдвинулся и возраст вступления в брак.

Вывод. На мотивацию вступления в брак оказывает влияние целый ряд факторов, среди которых можно выделить социально-средовые и личностные. Проведенный анализ литературы позволил заметить, что первая группа факторов затрагивается намного реже и, следовательно, открыта для изучения. Среди второй группы особенности мотивов вступления в брак связывают с возрастом и полом партнеров, их психологической зрелостью и готовностью к семейной жизни, эмоционально-волевой сферой и ценностными ориентациями, мировоззрением и мн. др. Среди социальных факторов выделяют национальную культуру, религию и семью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: