Классификация и характеристика мотивов вступления в брак

 

На устойчивость семейных отношений и удовлетворенность браком огромное влияние оказывают мотивы его заключения.                         Проблемой мотивов в отечественной психологии занимались такие ученые, как: К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И.Божович, Е.П. Ильин и др. Исходя из этого, существует множество различных определений мотива и – иногда заменяющего его понятия – «мотивации». Вспоминая определение А.Н. Леонтьева, можно утверждать, что мотивы всегда связаны с определенными потребностями. Согласно Е.П. Ильину, мотив есть то, что движет субъектом. А мотивация – процесс формирования мотива [12].                                                                                                    Вступление в брак является сложным социальным процессом, который побуждается целой системой или иерархией мотивов. Как было отмечено ранее, полимотивированность вступления в брак является одним из критериев готовности к семейной жизни. То есть, чем больше причин побуждают человека к созданию семью, тем более счастливым будет брак.                        Как утверждает О.А. Карабанова в любой иерархии можно выделить два типа мотивов:

· Смыслообразующие мотивы: эти мотивы отвечают за то, чтобы придавать заключению брака личностный смысл. Смыслообразующий мотив будет отвечать на вопрос: «Ради чего человек вступает в брак, в чем смысл?»;

· Мотивы-побудители: данные мотивы побуждают человека к заключению брака. Они являются второстепенными по отношению к первой группе мотивов, однако этот факт не умаляет их значимости.

Точно также как в психологии выделяют мотивацию достижения и мотивацию избегания неудач, в аспекте вступления в брак можно также разделить все мотивы на:

· Мотивы получения (или достижения): в их основе лежит получение чего-либо за счет брака. К таковым будут относиться мотив любви, мотив духовного единства, мотив материального благосостояния и др.;

·  Мотивы избегания: они базируются на стремлении избавиться от чего-либо. Например, мотив одиночества, мотив бегства от родителей и т.д.     Мотивы также различаются по степени осознанности, варьируясь от сознательных намерений до бессознательных побуждений. По мнению Б.Ю. Шапиро, неосознаваемость мотивов является наиболее опасным явлением при выборе спутника жизни. К неосознаваемым мотивам часто относятся социо-культурные мотивы, проявленные в виде традиций и социально-одобряемых стандартов. Приведем список некоторых мотивов, которые могут подталкивать человека к отношениям:

· Потребность любить самому и быть любимым партнером;

· Потребность в самоутверждения и самореализации;

· Потребность в чувстве безопасности, когда партнер рассматривается как источник заботы, опоры и стабильности (тогда он выступает своего рода заместителем родителя);

· Потребность в аффилиации;

· Потребность в самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым другим;

· Мотив продолжения рода, реализация роли родителя;

· Потребность в стабильных сексуальных отношениях;

· Мотив долга и социальной обязанности: забота и ответственность за благополучие партнера;

· Прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения как своих, так и родительской семьи с помощью партнера) [13].

Е.В. Волченкова разделяет мотивы по содержанию, выделяя 4 основные группы, среди которых [7]:

· Биологические мотивы

К биологическим мотивам вступления в брак можно отнести, например, мотив наличия постоянного сексуального партнера и продолжение рода. К биологическим мотивам относится стремление найти брачного партнера максимально похожего на родителя (для юношей – на мать; для девушек – на отца), либо на образ, который согласно родительской семье будет являться идеальным супругом(ой).

· Психологические мотивы

В группу психологических мотивов будут входить мотив общности взглядов и интересов и мотив духовного единства. Стоит отметить, что наличие психологических мотивов отражает психологическую зрелость личности, а также направленность на партнера.

· Экономические мотивы

Экономические мотивы отражаются в мотивах наличия жилплощади у будущего супруга, стабильного заработка и материальной обеспеченности. Экономические мотивы набирают все большую популярность среди молодого поколения. И хотя девушки отмечают наличие стабильного заработка и жилплощади у будущего супруга как малозначимый мотив, сами молодые люди не готовы вступать в брак не будучи уверены, что они смогут материально обеспечить будущую семью.

· Социально-культурные мотивы

Социально-культурные мотивы представлены в мотивах престижа или общественного признания/одобрения и др. Например, в одном из уже упомянутых ранее исследований было выявлен один из ведущих социально-культурных мотивов среди представителей мужского пола – ожидание ребенка, который говорит о том, что молодые люди готовы женить на девушке, если она в положении, поскольку бездействие в данной ситуации будет остро воспринята обществом.

Также мотивы можно разделять в зависимости от объекта направленности. По данному критерию выделяют три группы мотивов:

· Факт брака: партнер, как средство удовлетворение собственных личных потребностей;

· Конкретный тип брака: например, мотив пристижа. В данном виде брака основным феноменом выступает ролевая структура семьи, ее ценности и установки.

· Конкретный человек: принятие партнера с его личностными особенностями и недостатками характера.

Первая группа мотивов является примером всем нам известного фиктивного брака, когда у партнеров удовлетворяются материальные или социальные потребности. Такой брак как правило долго не существует.

Объект направленности в качестве конкретного человека является наиболее благоприятным для сохранения продолжительного и счастливого брака, поскольку в данном случае партнеры настроены на принятие друг друга, что облегчит им прохождение семейного кризиса первого года жизни. Именно на первом году совместной жизни развеивается идеальный образ партнера и как следствие неготовности к жизни бок-о-бок с реальным человеком на этот период приходится наибольшее количество разводов.              Стоит отметить, что если раньше в обществе преобладала направленность на сам факт брака, когда просто было положено заводить семью, чтобы не подвергаться остракизму, или же на тип брака, то сейчас мы можем наблюдать тенденцию на конкретного человека: для молодых людей все чаще попадают в фокус внимания личностные характеристики партнера.

По отношению к семейной жизни мотивы можно разделить на [30]:

· Внутренние: данные мотивы имеют непосредственное отношение к самой семейной жизни и включают в себя мотивы любви, общности взглядов и интересов, духовного единства, воспитания детей, реализации роли супруга и родителя, стабильные сексуальные отношения и др.

· Внешние: данные мотивы не связаны с семейной жизнью. Человек, оперирующий подобными мотивами, просто пытается реализовать свои сторонние потребности за счет создания семьи. Примером таких мотивов может быть: бегство от родителей, достижение независимости и самостоятельности, повышение собственного уровня материального благополучия за счет партнера, завоевание престижа и одобрения от ближайшего окружения и т.д.

Вывод. Суммируя все вышесказанное, можно заключить, что вступление в брак мотивируется целой иерархией мотивов, среди которых есть как смыслообразующие, так и движущие мотивы. Иногда молодые люди могут даже не осознавать их смыслообразующие мотивы заключения брака. Такие мотивы получили название неосознаваемых мотивов. Нишу первенства в иерархии мотивов могут занимать биологические, психологические, экономические или социальные мотивы. Также брак может мотивироваться стремлением к достижению или намерением избегания или избавления от материального или эмоционально-психологического дискомфорта. По прямому отношению к семейной жизни мотивы могут подразделяться на внутренние и внешние. А по объекту направленности – на факт брака, тип брака и конкретного человека. Возможность классификации мотивов по разным их критериям облегчает изучение данного феномена в теории и его диагностику в практической деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: