Методы и приемы развития пространственного мышления в процессе конструирования

Методика работы с играми – головоломками по конструированию

На сегодняшний день существует огромный выбор игр, конструкторов для развития пространственного мышления детей. Рассмотрим геометрические игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг».

 

Данные игры имеют тысячелетнюю историю - склонность к геометрическим загадкам свойственна людям разных эпох и национальностей.

Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, круг, прямоугольник) на части и собрать ее вновь всегда было для человека сложной и увлекательной задачей. К сожалению, немногие из этих головоломок сохранились до наших дней. Проверку временем прошли лишь наиболее интересные и удачные находки.

Однако существуют определенные правила: в каждую собираемую фигуру должны войти все ее элементы, причем их нужно расположить так, чтобы они примыкали один к другому, а не накладывались друг на друга. Сделать это непросто. Чем больше деталей имеет головоломка, тем труднее их правильно разместить.

Работа по конструированию из вышеперечисленных игр происходит поэтапно.

Первый этап предполагает знакомство с геометрическими фигурами. Детям предлагаются упражнения, направленные на формирование представлений о геометрических фигурах. Необходимо рассмотреть все геометрические фигуры, сосчитать, назвать их, сравнить по размеру, сгруппировать, отобрав все треугольники, четырехугольники и т.д. После этого предложить детям из набора фигур составить новые фигуры.

Далее детям предлагается задание собрать из деталей первоначальную фигуру (квадрат, круг, овал).

Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам.

На втором этапе детям раздаются карточки с изображениями фигур, элементы фигуры представлены в натуральную величину. Учитель вместе с учениками рассматривает расчлененный образец, и объясняет цель: составить такой же. Сначала составляют фигуру прямо на карточке с образцом. После успешного выполнения такого рода упражнений, детям можно предложить усложненное задание. Ученики получают образец с расчлененной фигурой, но уже не в натуральную величину и дается задание: составить данную фигуру. Несмотря на кажущуюся легкость «копирования» способа пространственного расположения частей, дети допускают ошибки в соединении фигур по сторонам, в пропорциональном соотношении.

Ошибки объясняются тем, что в этом возрасте недоступен самостоятельный анализ расположения частей. Учащиеся затрудняются в определении и назывании относительной величины составных частей, размерных соотношений. Дети могут вместо большого треугольника поместить средний по размеру и заметить ошибку только после указания взрослого.

Таким образом, исходя из особенностей анализа и практических действий детей, можно определить содержание работы на втором этапе развертывания игр: это обучение детей анализу предъявляемого образца и словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей.

На следующем этапе дети овладевают умениями последовательно анализировать детальный, силуэтный и контурный образцы; создавать на их основе сложные комбинации.

Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.

Воссоздание осуществляется в ходе выбора способа составления на основе предварительного анализа и последующих практических действий, направленных на проверку различных способов взаимного расположения частей.

На этом этапе обучения одна из главных задач состоит в развитии у детей умения анализировать форму плоскостной фигуры по контурному ее изображению, т.е. комбинаторных способностей.

При переходе от составления фигур-силуэтов по расчлененным образцам к составлению по образцам без указания частей важно показать детям, что без предварительного тщательного рассматривания образца составить фигуру на плоскости трудно.

Детям предлагают составить фигуры силуэтов по контурным образцам из числа тех, что составлялись ими ранее по расчлененным образцам.

Процесс составления фигуры при этом проходит на основе сформированного в начале зрительного анализа образца.

Анализируя образец, учитель предлагает ребенку рассмотреть его, подумать, как расположены в нем части игры. Разрешить ему начертить на бумаге способ расположения частей или сделать разметку непосредственно на образце, на доске мелом. Использование приемов графического изображения, практических путей поиска способов расположения фигур делает анализ более точным. Дети быстро догадываются о способе расположения, дают свои варианты составления фигуры-силуэта.     

В случае затруднения в составлении фигуры-силуэта по нерасчлененному образцу можно предложить ребенку образец с указанием места расположения нескольких элементов головоломки.

По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера, стимулировать проявления смекалки, находчивости.

Усложнение заданий и изменение характера руководства со стороны педагога, повышение роли самостоятельных действий детей в ходе поисков составления фигуры помогают им овладевать более совершенными способами трансфигурации, на основании чего возможно конструирование предметных изображений по собственному замыслу.

Итак, в обучении детей младшего школьного возраста воссозданию фигур-силуэтов из частей игры последовательность усложнения заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: