Роль конструирования в формировании и пространственного мышления младших школьников

Конструирование «construere» в переводе с латинского языка, означает приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов, т.е. подразумевает создание модели, построение чего-либо[27].

А.В. Белошистая трактует понятие «конструирование», как вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений.

Обучение конструированию А.В. Белошистая определяет как формирование общих конструктивных умений, способствующее развитию конструктивного стиля мышления[5].

Конструктивное мышление подразумевает умение видеть соотношение всех элементов того или иного объекта[20].

Конструктивное мышление позволяет видеть скрытые линии и части объекта, а также мысленно поворачивать, рассматривать с разных сторон, т.е. трансформировать его. Это определение позволяет связать конструктивное мышление с пространственным мышлением, которое заключается в умение мысленно выстраивать какую-либо модель по заданным параметрам.

Формирование пространственного мышления, по мнению А.В.Белошистой, возможно через формирование конструктивного мышления ребенка. Исходя из этого, появляется возможность формировать базу первоначальных образов и способов действий с ними через доступную ребенку деятельность конструирование.

Конструирование можно отнести к продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный продукт. Под детским конструирование принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала[29].

Л.А. Парамонова выделяет два типа конструирования: техническое и художественное[27]. В техническом конструировании дети отображают реальные объекты и придумывают конструкции по ассоциации с образами. Они моделируют основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью и т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

− конструирование из строительного материала;

− конструирование из деталей конструкторов;

− конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании при создании образов делается акцент не столько на структуру, сколько на выражение своего отношения к ним. К данному типу конструирования относятся:

− конструирование из бумаги;

− конструирование из природного материала.

Т.В. Кудрявцев считал особенностью конструкторского мышления – непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов, т.е. создание замысла и его исполнение[19].

Особенно важным, по данным Л.А. Парамоновой[27], является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положения целостного образа (вращение, перемещение в пространстве), так и с целью преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т.п.). Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах конструирования.

Существуют разные формы организации конструирования:

− конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения предполагает передачу детям готовых знаний, способов действий. Правильно организованное исследование образцов помогает овладевать умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.п.

− конструирование по модели, предложенное А.Н. Миреновой и А.Р. Лурия, заключаются в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка, т.е. детям предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. По мнению А.Р. Лурия[21], постановка подобных задач перед детьми способствует активизации конструктивного мышления.

− конструирование по условиям предложено Н.Н. Поддьяковым[40]. Заключается в том, что ребенку даются лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Такая форма конструирования носит проблемный характер, т.к. способ решения не дается. У детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность.

− конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В результате использования такой формы конструирования у детей развиваются образное мышление и познавательные способности.

− конструирование по замыслу способствует развитию творческих способностей. Эффективность этого способа возможна при наличии у детей обобщенных представлений о конструируемом объекте, обобщенных способов конструирования и умения искать новые способы.

− конструирование по теме. Дети самостоятельно создают замыслы конкретных построек и способы их выполнения.

− каркасное конструирование, предложено Н.Н. Поддьяковым[28]. Благодаря такой форме конструирования дети усваивают принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции. В конструировании такого типа ребенок должен домыслить разные дополнительные детали к каркасу. Это способствует формированию воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления. Только организация такой формы конструирования требует специального конструкторского материала.

Таким образом, при правильно организованной деятельности у детей развиваются такие мыслительный операции как анализ, синтез, сравнение, а также умение делать умозаключения и обобщения.

Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности, таким образом, развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: