Особенности развития пространственного мышления у младших школьников

Педагогический институт

Кафедра "Педагогика и психология дошкольного и начального образования"

 

 

Реферат

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ

 

                                                                                Выполнена:
                                                                               студентом группы ЗНОу-117
                                                                               Черняковой Викторией           
                                                                               Владиславовной

 

                                                                                Научный руководитель:
                                                                               старший преподаватель,
                                                                               Болотова Татьяна           
                                                                               Владимировна

 

Владимир – 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение…. …………….…………………………………………………………3          

1.    Психолого – педагогические аспекты развития пространственного мышления у младших школьников……………………………………………...4

1.1 Особенности развития пространственного мышления у младших школьников………………………………………………………………………..4

1.2 Роль конструирования  в формировании и пространственного мышления младших школьников……………………………………………………………..7

2. Методы и приемы развития пространственного мышления в процессе конструирования…………………………………………………………………11

2.1 Методика работы с играми – головоломками по конструированию

2.2 Виды игр-головоломок на конструирование ……………………………...15

2.3 Сопоставительный анализ УМК на предмет содержания заданий на конструирование с целью развития пространственного мышления ………...19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованных источников…………………………………………...24

 










ВВЕДЕНИЕ

В наше время общество требует высокоинтеллектуального человека, способного продолжать успех нашей страны в развитие экономики, создание современных технологий.

Согласно ФГОС НОО второго поколения, изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Обучение математике является одной из важнейших составляющих начального общего образования. Этот предмет играет большую роль в формировании у младших школьников умения учиться.

В начальной школе, в том числе и на уроках математики, ведется целенаправленная работа по развитию мыслительных операций, являющихся базой для умственных действий ребенка. Формирование пространственного мышления приобретает особую значимость: ведь именно оперирование внутренними образами лежит в основе большинства умственных действий ребенка – от простого воспоминания до абстрактного рассуждения. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него пространственного мышления.

Исходя из вышесказанного, целенаправленная работа над формированием пространственных представлений у школьников актуальна, так как послужит пропедевтикой школьной успеваемости. Чтобы формировать пространственные представления, нужно использовать такие средства, которые вызывают интерес со стороны учащихся. Одним из таких средств, является конструирование, оно имеет созидательный характер и соответствует интересам и потребностям учащихся.

 

 

Психолого – педагогические аспекты развития пространственного мышления у младших школьников

Особенности развития пространственного мышления у младших школьников

Многочисленные исследования показывают, что психические особенности детей младшего школьного возраста формируются и развиваются в зависимости от условий, в частности от содержания и методов школьного обучения. Развитие начинается с интеллектуальной сферы, и, прежде всего, с мышления. Особое место здесь занимает пространственное мышление.

По мнению доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт пространственные свойства и пространственные отношения объектов.

Произвольное оперирование образами особенно отчетливо наблюдается в школьном возрасте, когда происходит интенсивное психическое развитие. Развитие пространственного мышления осуществляется в этом возрасте под решающим воздействием тех школьных предметов, которые наиболее «ответственны» в его развитии, так как без этого не может быть эффективного усвоения новых знаний [18]. Это не означает, конечно, что при этом не используются словесные знания. Но в отличии от словесно-дискуссионного мышления, где словесные знания являются основным содержанием, в образном мышлении слова используются как средства интерпретации уже выполненных в образах преобразований.

Результатами психологических исследований доказано, что сенситивным периодом для развития пространственного мышления является возраст от 6 до 10 лет [30].

Понимание и усвоение в этом возрасте образной информации осуществляется без лишних психофизиологических затрат, без принуждения и без специальных волевых усилий. Но наглядно-образное мышление старшего дошкольника и первоклассника должно совершенствоваться, так как не может быть и дальше идеальным способом познания. Наступает новый этап, в котором органично сочетается образное и логическое, происходит медленный плавный переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. При этом следует отметить, что формирование пространственного мышления начинается еще в недрах наглядно-действенного мышления и продолжается, приобретая новые более совершенные формы на последующих ступенях психического развития.

Формируются пространственное мышление у учащихся 1-4 классов в процессе обучения преимущественно путем:

1. Наблюдения;

2. Восприятия и осмысливания информации, полученной от учителя и из учебников;

3. Практической деятельности (измерение, построение, рисование, моделирование, решение задач и др.);

4. Мысленного оперирования пространственного мышления.

На основе длительных теоретических и экспериментальных исследований для определения сформированности у учащихся пространственного мышления, его полноты, осмысленности, деятельности, научности, в качестве критерия оценки Н.Д. Мацько предлагает принять следующие умения:

1. Распознавать данный объект среди объектов реальной деятельности.

2. Распознавать объект среди изображений.

3. Устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной деятельности.

4. Воспроизводить в воображении объект (представления памяти).

5. Воспроизводит представления памяти (словесно, графически, в виде модели).

6. Создавать в воображении новые объекты (представление воображения).

7. Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели). [22]

На основе этих умений ею же определяются уровни развития пространственного мышления у учащихся в учебной деятельности:

Аккумулятивный. Накопление и узнавание пространственных признаков и отношений. Учащиеся накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения. Они могут дать название объекту, найти его на рисунке среди предметов реальной деятельности.

Репродуктивный. Воспроизведение представления памяти. У учащегося развита способность воспроизводить (в представлении, словесно, на рисунке, в виде модели) известные им пространственные признаки и отношения.

Конструктивный. Самостоятельное конструирование пространственного образа. Учащиеся на основе сформированных пространственных представлений создают новые представления и оперируют ими, пользуясь словесным описанием, числовыми данными, рисунками.

Интеллектуальный. Для этого этапа характерно уже умение перемещать мысленно пространственные объекты (симметрия, перенос, поворот), находить на рисунке положение фигуры после её перемещения, вид перемещения и т.д. Уровни не относятся конкретно к определенным классам, тесно связаны между собой, переплетаются и можно полагать, что каждый предшествующий является основной, подготавливающей последующий. [22]

Таким образом, можно сделать следующие выводы: в качестве одного из главных критериев математического развития личности является уровень развития пространственного мышления, который характеризуется умением оперировать пространственными образами; а поскольку наглядно-образный стиль мыслительной деятельности младшего школьника выступает в этот период ведущим, то следовательно, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования пространственного мышления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: